Публичное представление собственного инновационного метода
учебно-методический материал по технологии на тему

Мукасеева Татьяна Александровна

В последнее время коренным образом изменились и усложнились задачи общеобразовательной школы в плане обучения воспитания и развития подрастающего поколения. На первый план, наряду с формированием основательных естественнонаучных и политических знаний, умений и навыков, выдвигаются задачи этического и эстетического воспитание школьников, развитие у них творческих способностей, обогащения сокровищами мировой культуры, привития экологической культуры, физического развития и формирования навыков здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_opyta.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

           ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА.    

 Обоснование актуальности и перспективности опыта. 

 Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

     Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла  на вооружение проектный метод обучения.

    Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода учащиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.         Разработка проекта по изучаемым темам подразумевает определенную последовательность практических действий для получения изделия и предполагает творческий подход. Исследования в проекте помогают обучающимся проявить свои личностные качества и умения, выбирать пути решения исследовательских задач, ориентироваться в современном мире, быть инициативными, учат творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.

   «Умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение учащихся со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создаёт благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры» - эти слова В. Д. Симоненко отражают актуальность данного педагогического опыта, способствующего развитию личности, как учителя, так и ученика. Способность учащихся  понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. 

     Для осуществления метода проектов в своей работе мне необходимо было решить следующие задачи: 

 –  создать педагогические условий для творческой самореализации учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности;

 –  использовать разнообразные формы и методы проведения занятий с целью поддержания интереса к предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся;

 –  сочетать коллективные, групповые и индивидуальные приемы обучения на уроке и во внеклассной работе;

 – вовлечь учащихся к участию в выставках,  олимпиадах и конкурсах различного уровня;

 – реализовать деятельностный, личностно-ориентированный подход в организации учебной деятельности школьников;

 – создать ситуацию успеха каждого учащегося для проявления своей активности и своего творчества;

 – разработать и реализовать творческие, исследовательские учебные, а также социально-значимые проекты;

Педагогическая проблема: «Развитие творческой активности учащихся методом проектов» отвечает требованиям современного технологического образования.

Суть проблемы состоит в том, чтобы вовлечь ребенка в активный творческий трудовой процесс, чтобы создать условия для формирования и развития творческой активности каждого учащегося.

Актуальность опыта обусловлена тем, что социально-экономические изменения в мире, в современном обществе диктуют потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качественно решать существующие проблемы, творчески подходить к любым изменениям. Эта работа особенно актуальна в условиях реализации ФГОС нового поколения.            

Практическая значимость опыта, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

 – развитие творческого потенциала и природных способностей учащихся;

 – повышение познавательной активности учащихся;

 – поднятие имиджа учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно – от идеи до её воплощения в реальность), учителя (обучение школьников по самой передовой технологии);

 – усиление полезности обучения (товар или услуга создается для дома, школы или реализации);

 – активное формирование у учащихся лучших гражданских качеств (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, предприимчивость, стремление к созиданию и т. д.);

 – создание на уроке ситуации «успеха»;

 – подготовка девочек к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

      Метод проектов позволяет преодолеть типичную пассивность учащихся, включает всех в совместную деятельность, в корне меняет отношения «учитель - ученик»:

    - ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

    - ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источник знаний;

    - ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и      методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

    - ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

    - ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

    - ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценивать полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

      Такое сотворчество увлекает, делает радостным общий труд, дает моральное удовлетворение, заставляет искать новые формы самовыражения.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

   Развитие творческих способностей учащихся является самой сложной и трудно реализуемой задачей в процессе воспитания. Перед учителем стоит необходимость создания таких условий для каждого учащегося, которые позволят педагогу творчески подходить к решению различных проблем в рамках учебной программы.  Поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогут учителю найти возможность включить учащихся в активную творческую деятельность, которая делает обучение интересным.

   На мой взгляд, именно проектная работа позволяет учащимся наиболее полно раскрыть свой потенциал. В процессе работы над проектом, они формируют такие практические умения, как постановка проблемы и планирование всей работы, проведение исследований и сбор данных, разработка и освоение новых технологий обработки конструкционных материалов, проведение анализа результатов, умение презентовать и рекламировать готовое изделие. У них развивается логическое мышление, воображение, формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату.

    Как учитель технологии я стараюсь формировать у учащихся привычку к труду, желание трудиться с интересом. Чтобы повысить интерес к своей работе, трудовой деятельности, рекомендую детям готовить сюрприз своим близким: показать своё мастерство, изготовив красивое и нужное изделие для оформления интерьера комнаты. Подарок, изготовленный своими руками, обрадует родителей, друзей, педагогов, доставит немало удовольствия самой девочке. Ещё на стадии обсуждения темы проекта у учащихся появляется огромное желание получить результат, что вдохновляет их, подталкивает к поиску неординарных решений проблемы. Источником вдохновения, как правило, служат журналы по рукоделию, а также материалы Интернет-ресурсов. Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, в которой действующими лицами являются сами учащиеся. Тематику проектов определяем по практической значимости, а также доступностью их выполнения. Такой подход позволяет учащимся постигать всю технологию решения задач, от постановки проблемы до представления результата. И приятно видеть, с какой гордостью они демонстрируют результаты своего труда.

Теоретическая база опыта

   Основоположником метода проектов считают Вильяма Кильпатрика. Он считал, что в основе метода лежит идея организации детской жизни, труда с обучением через сознание детей. По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить себе целью поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Связь приобретенных знаний с новой целью – один из плодотворнейших источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства.

    В 20-х годах XX века метод проектов привлек внимание советских педагогов, которые считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Наличие теоретической базы.

   Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2006 г. Авторы программы: В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев.

    Рабочие программы по технологии (Технологии ведения дома) 5, 6, 7 классов к УМК Н.В. Синицы, В.Д. Симоненко (М: Вентана-Граф), составитель О.Н. Логвинова – М.: ВАКО,2016

    Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих задач. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов склонностей, возможностей. Деятельность учителя при проектном обучении заключается в формировании банка учебно-познавательных задач - создании условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов и вооружении их необходимыми для этого знаниями и умениями.

    На уроках во время работы над проектом использую учебники по технологии 5-8 класс, под редакцией Симоненко В. Д., и дополнительную литературу:

1. Морозова Л.Н. Технология. 5 – 11 классы. Проектная деятельность учащихся. Учитель. 2008

2.Пономарева Н.А. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках. Учитель. 2015

3.Жадаева А.В., Пяткова А.В., Технология. Творческие проекты. Организация работы. ФГОС. Учитель. 2016

4. Павлова О.В. Технология. 5 класс (девочки): Поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко Учитель, 2009.

5. Павлова О.В., Попова Г.П., Технология. 6 класс (девочки): Поурочные планы по учебнику под ред. В.Д.  Симоненко, Учитель, 2008.

6.Павлова О. В. Технология: 7 класс (девочки): Поурочные планы по учебнику, под ред. В.Д. Симоненко, Учитель, 2009 

7. Павлова О.В. Технология: 8 класс (девочки): Поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко, Учитель, 2009.

8. Синица Н.В. Технология. 5 класс. Технология ведения дома. Методическое пособие. ФГОС. М.: Вентана – Граф, 2013

9. Синица Н.В., Самородский П.С. Технология. Технология ведения дома. 6 класс. Методическое пособие. ФГОС. М.: Вентана – Граф, 2013

10.Журналы «Школа и производство» разных лет издания.

    Данная теоретическая база позволяет в процессе творческой работы реализовать на практике, актуализировать, расширить полученные знания, что способствует стимулированию образовательной активности учащихся с одновременным развитием самостоятельности. Кроме того, в процессе работы происходит накопление опыта самореализации, что очень важно для развития личности.

Технология опыта. 

(Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения)

  В педагогической литературе метод проектов представлен как личностно-ориентированная технология обучения. Новая форма организации обучения способствует развитию личности   учащихся, оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

В связи с этим  новизна моего  опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в  использовании педагогических инноваций в процессе обучения  технологии, в творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.       

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учащихся. В процессе работы мне приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Как учитель, я помогаю в поисках источников информации, сама являюсь источником информации, поддерживаю и поощряю учениц.

Особую роль играет исследовательская работа, проводимая с учащимися. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученица раскрывает свое творческое начало. В такой работе они учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Своей главной задачей как учителя, я считаю создание для каждого ребенка условий для успешной работы, творческой обстановки, вызывать у детей желание творить, вступать в диалог с учителем. Всю работу провожу дифференцированно с учетом неповторимых особенностей каждого ребенка. 

В индивидуальной работе на уроках использую накопленный дидактический материал по формированию метапредметных результатов по предмету «Технология», активно применяю ИКТ, мультимедийные презентации по различным темам, на разных этапах урока.

ИКТ активизируют и облегчают познавательную деятельность учащихся. Для выполнения и защиты проектов, учащиеся готовят мультимедийные презентации, используют различные Интернет-ресурсы. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете служат примером воспитания аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное – вызывает желание учащихся, делать красивые вещи своими руками.

Используемые методы, формы, средства и виды деятельности.

Методы – элементы проектной деятельности, освоенные как общешкольные (надпредметные), соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом на специально организованном уроке. Проектный урок целиком состоит из работы над проектом.

Формы – групповое обучение под руководством учителя, самостоятельное добывание знаний учащимися, внеклассные мероприятия по предмету, проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Средства - электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD); печатные издания (учебники и учебные пособия, раздаточный материал); дидактический материал, сеть Интернет.

Виды деятельности:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

Поисковые: находить информацию, проводить поиск в Интернете, формулирование ключевых слов.

Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение.

    Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по информатике и ИКТ. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов с последующей коррекцией. 

Как показывает опыт, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. 

Анализ результативности (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых.

Основными результатами моей педагогической деятельности являются:

 –  устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;

 –  положительная динамика уровня обученности;

 –  положительная динамика мотивации учебной деятельности;

 – увеличение количества учащихся посещающих внеурочные занятия;

 – качество знаний по предмету- 85,4%;

 – участие в школьных, муниципальных и республиканских мероприятиях; учащиеся становятся призерами муниципальных олимпиад и республиканских конкурсов по технологии;

 –  хорошие навыки проектной деятельности.

 Социальный эффект от реализации работы:

 – развитие информационной, социальной и коммуникативной  компетентностей учащихся;

 – создание предпосылок для формирования умений работы над проектами у учащихся;

 –  осознание ценности творческого открытия учащимися.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    Наиболее сложным для меня как педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. У большинства учащихся нет социального опыта, и поэтому возникают затруднения при выборе темы проекта и формулировке проблемы. Приходится пользоваться банком тем проектов. Вторая проблема – желание копировать чужие сложные, не соответствующие возрасту работы. Часто возникает необходимость решать совместно задачи, стоящие перед ученицей. Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др. Поэтому приходится подбирать адекватные возрасту виды проектной деятельности. Стараюсь при этом не навязывать тему проекта, а предлагаю выбрать тему самим. Планирование, реализацию и оценку проектов также осуществляю с детьми. Не забываю и о том, что учащиеся подавляющую часть своего времени загружены традиционным классно-урочным обучением.

 Адресные рекомендации по использованию опыта. 

    Мой опыт может быть полезен как учителям технологии, так и учителям смежных дисциплин, классным руководителям, руководителям кружков, клубов, в которых ведется творческая работа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Публичное представление собственного инновационного метода

В последнее время коренным образом изменились и усложнились задачи общеобразовательной школы в плане обучения воспитания и развития подрастающего поколения. На первый план, наряду с формирование...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование проектного метода для формирования исследовательских умений старших школьников» (к аттестации)

Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения стран на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, ...