Статья на тему: "Организация проектной деятельности на уроках технологии"
методическая разработка по технологии (5 класс)

Кожевникова Наталья Анатольевна

Организация проектной деятельность на уроках технологии

 (из опыта работы).

     Целью образования в современных условиях становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться. Согласно изменениям ФГОС, программа предмета «Технология» предусматривает организацию проектной деятельности на уроках в основной школе. Среди комплекса причин быстрого и успешного перехода к проектной деятельности на этапе ООО можно выделить давние традиции проектной деятельности в гимназии. К факторам, обусловливающим успешность данного вида деятельности обучающихся, относятся:

         добровольность выбора темы учащимися;

         максимальная самостоятельность гимназиста в процессе проведения проекта;

         компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической работой.

         Обязательной компонентой проектной деятельности гимназистов является публичная защита их исследовательских работ. Защита проходит на гимназическом уровне (гимназическая научно-практическая конференция), на конкурсах и конференциях различного уровня. Традиционное преподавание технологии- обучение выполнению работ, создание конкретного продукта (учитель показывает, ученик делает), т.е. труд в обычном понимании. Как мне кажется, технологический процесс рассматривается как способ познания учащимися окружающего мира, позволяющий использовать доступные источники информации для формирования собственного мировоззрения и целостного мировосприятия. Специфика предмета «Технология» позволяет выстроить обучение через самостоятельную деятельность учащихся. Учитывая, что содержание предмета «Технология» подразумевает применение учащихся теоретических знаний, получаемых на всех предметах школьной программы, на уроках технологии сформированность предметных и метапредметных образовательных результатов проявляются наиболее ярко. Личностные образовательные результаты, достигаемые при изучении предмета «Технология», играют важнейшую роль для всего процесса обучения, так как именно на уроках технологии формируется отношение ученика к труду.

Что такое проект на уроке технологии? Каковы особенности проекта?

 Каждая работа (поделка) на технологии – проект, в большинстве из проектов– практико-ориентированные.

Творческая деятельность, направленная на достижение конкретной цели, решения проблемы. Решать различные проблемы ребята должны быстро, но качественно, всякий раз отвечая на ряд вопросов:

1.Как эта проблема решалась до меня?

2. Что я знаю и умею для решения этой проблемы?

3.Какие материалы и инструменты могут мне помочь?

Индивидуальная работа на уроке.

Образовательные результаты помогает оценить накопительная бальная система.

Сумму баллов разделили на несколько критериев по которым ребята сами себя оценивали. Обязательный элемент – самооценка. Завершающим этапом проекта является взаимное оценивание индивидуальных результатов.

Групповой проект

Групповые проекты реализуются в рамках ВУД.

Например: перед всеми классами на кануне праздника Нового года стоит задача украсить школу, для создания праздничной атмосферы. Работаем по проекту «Елка».

Выносим на обсуждение проблему: какая должна быть елка при входе в гимназию. Мозговой штурм. Из предложенных вариантов выбираем: отдельные мини- проекты (поделки) собирать в одно целое- большую елку –картину. Проектируем работу в группах с учетом индивидуальных идей и пожеланий. Но и с учетом работы над общим большим результатом, который смогли оценить все школьники, педагоги и родители.

Социально значимый проект

В рамках проекта «Уроки милосердия» реализовали социально-значимый проект.

В подарок детям из психоневрологического диспансера все желающие ученики гимназии создали очаровательные игрушки: куклы-примитивы и лошадки-качалки.

После проделанной слаженной работы каждый смог увидеть результат на выставке.

К чему нужно стремиться?

Ребятам необходимо учится:

- выдвигать идеи, рационально организовывать рабочее место, подбирать инструменты и приспособления для различных технологических операций,

-определить размеры, делать расчеты и строить чертежи, подбирать материалы,

-изготавливать изделия своими руками, подсчитывать затраты на их изготовление,

-оценивать свою работу, исправлять, исправлять ошибки.

Представление проектов должно проходить в различных формах, в частности на традиционных школьных выставках.  В целом – и это надо особо подчеркнуть – каждый проект становится серьезным событием в жизни гимназистов, частью жизни школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От теории к практике. Традиционное преподавание Технологии обучение выполнению работ, создание конкретного продукта ( учитель показывает - ученик делает) Мое отношение к преподаванию Технологии формирование компетенций, связанных с реализацией проектной деятельности , для изготовления продуктов труда (учитель и ребенок обсуждают выполнение работы)

Слайд 2

Каждая работа на Технологии- проект Обучающиеся способны: выдвигать идеи, рационально организовывать рабочее место, подбирать инструменты и приспособления для различных технологических операций, определять размеры, делать расчеты и строить чертежи, подбирать материалы, изготавливать вещи своими руками, подсчитывать затраты на их изготовление, оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Слайд 3

Индивидуальная работа на уроке Самооценка Взаимное оценивание индивидуальных результатов

Слайд 4

Создание группового проекта украшение школы к празднику «Елка» Отдельные мини-проекты (поделки) собираются в одно целое - проектирование работы в группе с учетом индивидуальных пожеланий и идей. Но с учетом работы над общим большим результатом.

Слайд 5

Социально-значимый проект участие в благотворительной акции - организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками; - учитывать позицию собеседника (партнера); - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - формирование умения работать в парах и малых группах.

Слайд 6

Обучать — значит вдвойне учиться Жозеф Жубер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

Статья "Внедрение ФГОС: организация проектной деятельности на уроках технологии в школе".

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }  Внедрение ФГОС: организация проектной деятельности на уроках технологии в школе. ...

выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"

выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"...

Статья «Развитие познавательной активности в проектной деятельности на уроках технологии».

Цель:   повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя технологии....

Статья «Проектная деятельность на уроках технологии"

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критическ...

Статья "Организация проектной деятельности на уроках технологии"

Проектная деятельность интегрирует содержание всех блоков образовательной области "Технология", показывает их взаимную связь, а также даёт возможность изучить роль каждого блока. Метод проек...