Технология изготовления ткани. 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Раздел : "Создание изделий из текстильных материалов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_izgotovleniya_tkani.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО педагога: Дынер Инна Михайловна
Наименование ОУ: МКОУ «Борисоглебская средняя школа» _
Предмет: « Технология»
Класс: 5
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Тема урока: «Технология изготовления ткани»
Базовый учебник: Н.В. Синица. П.С. Самородский.Технология 5 класс. Универсальная линия. Алгоритм успеха. Издательство «Вента – Граф» 2015 г
Дополнительная литература: Н.В. Синица. П.С. Самородский Технология. Методическое пособие. «Вента – Граф» 2014 г.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания;
Деятельностная цель: (формирование способности обучающихся к новому способу действия; формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.); формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов; формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: Формирование основ экологической культуры, целостного мировоззрения на развитие науки и техники.
Регулятивные действия: Приобретение опыта проведения исследований, определения долевой нити в ткани лицевой стороны в ткани, распознавание хлопчатобумажных и льняных тканей.
Познавательные действия: общее представление о технологии производства тканей (прядильном, ткацком и отделочном производстве), о физических, эргономических, эстетических и эргономических свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей. Практическое усвоение основ опытно – исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов.
Коммуникативные действия: Объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований. Определение лицевой и изнаночной стороны тканей по рисунку, по качеству ворсинок, по диагональному рубчику, по блеску.
Формы работы учащихся: индивидуальная.
Интерактивная форма обучения: индивидуальная (выполнение практических заданий).
Необходимое оборудование: Модель ткацкого станка, макеты ткацких переплетений, коллекция тканей, коллекции волокон хлопка и льна, коллекции швейных ниток и тесьмы; видеоматериалы,; ЭОР и информационно – технологические материалы; учебник, рабочая тетрадь, ПК.
Ход урока.
1. Проблематизация. Запуск творческого проекта по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
- Выяснить у учеников, что необходимо знать, чтобы выполнить творческий проект: (производство и свойство текстильных материалов, научиться делать выкройки, шить вручную и на машине)
- Рассказать ученикам какие функции выполняет одежда, на какие группы она делится.
-Продемонстрировать модели – аналоги проектных швейных работ, банк творческих проектов по данной теме.
- Пояснить. Что одним из условий создания хорошей модели одежды является правильный выбор ткани. Чтобы правильно подобрать ткань, нужно знать виды тканей, их свойства и технологию производства.
2. Введение нового материала
Актуализировать деятельность учащихся с помощью вопросов:
- Как в старину из волокон получали нить? Каким образом это делают сейчас?
- Назовите машину, которая производит ткань?
- Каким образом нити в ткани могут переплетаться между собой? Как называются ткацкие переплетения?
Рассказ учителя.
Производство ткани – сложный процесс, состоящий из трёх отдельных этапов: прядения, ткачества и отделки.
Рассмотрим каждый этап.
Показ коллекции стадий производства хлопка и льна от волокна до ткани.
Демонстрация видеофильма о современном ткацком прядильном производстве.(www./ /youtube.com/. )
Знакомство с профессией оператор прядильного производства.
Знакомство с макетом ткацкого станка, и процессом получения ткани на этом станке. Определение нитей основы на станке, нитей утка. Их характеристика и различие.
Знакомство с макетами ткацких переплетений полученных на модели ткацкого станка. Введение понятия «раппорт» по макетам переплетений и рис.75 учебника.
Ткань, снятая со станка называется суровой. Чтобы приобрести привлекательный вид и определённые свойства, она проходит дальнейшую обработку в отделочном цехе ткацкой фабрики. После этого она может стать отбелённой, гладкокрашенной, набивной. Если ткань ткали из окрашенных нитей, она называется пестротканой.
При раскрое ткани и пошиве изделия очень важно учитывать направление долевой нити, ведь от этого зависит внешний вид изделия.
Предложить детям по лоскутам ткани попробовать определить направление долевой нити и нитей утка.
Научить школьников определять лицевую и изнаночную сторону тканей:
- Как вы отличаете лицевую и изнаночную сторону своей одежды? (по шву, цвету)
- А ещё можно рассмотреть наличие узелков, ворсинок, блеск, ворс.
3. Первичное закрепление знаний и обратная связь по теме «Технология изготовления ткани». Самоанализ и самоконтроль.
Осуществляется в процессе выполнения заданий 1 – 3 (с.49, 50 рабочей тетради) и лабораторно – практических работ №9 «Определение направления долевой нити в ткани» и №10 «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани» в учебнике. Для этого ученикам необходимо раздать образцы ткани, толстую иглу, лупу и портновский мел.
Перед началом работы необходимо обсудить порядок выполнения и объяснить , как оценивается работа. Например, за правильное определение долевой нити на лоскутке без кромки ученик получает 1 балл, за неправильное – 0 баллов, за аккуратность вырезания и наклеивания образцов – 1 балл и т.д.
Перед выполнением лабораторно – практической работы №10 необходимо подготовить для каждого школьника по четыре лоскутка ткани 6Х4 см следующих видов: набивной, гладкокрашенной, атласного и саржевого переплетения. В ходе выполнения работы учащиеся разрежут их пополам и приклеят их в соответствующие ячейки рабочей тетради (коллекция 1).
4. Закрепление пройденного материала.
Найти в Интернете, какие инструменты и приспособления применяли в старину для создания пряжи и ткани.
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Выполнить задание рабочей тетради стр.50. «Проверь себя»
6. Рефлексия.
-Ответы на контрольные вопросы параграфа 16.
-Обсуждение результатов выполнения лабораторно – практических работ № 9 и №10.
7. Итог.
Отметить лучшие результаты и сделать выводы по изученному материалу.
8. Домашнее задание.
Начать составлять коллекцию тканей в рабочей тетради приложение2 и 3 (с.89)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии, 5 класс Технология изготовления швейного изделия (фартука). Подготовка ткани к раскрою. Требования к раскрою.
Опубликовано "Когда работаешь творчески... Сборник уроков учителей Москвы и Смоленска: Учебно-методическое пособие. - Москва-Смоленск: ГОУ ДПОС "Смоленский областной институт усовершенствования учител...
урок технологии в 5 классе "Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья"
Урок технологии для девочек 5 класса по теме "Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья" с презентацией...
Конспект урока по технологии в 7 классе « Технология изготовления швейных изделий»
разработка урока...
Открытый урок-путешествие по технологии в 5 классе по теме: "Технология изготовления швейного изделия" (фартук).
Данный урок проводится для закрепления , изученного материала по теме : "Технология изготовления фартука". На уроке повторяются и проверяются следующие умения и навыки: необходимые мерки дл...
Технологическая карта по технологии в 5 классе по теме: "Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука ткани."
Урок технологии по ФГОС 2 поколения по теме: " Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскдадка лекала фартука." Формирует универсально-учебные действия, имеет практическую направленность....
Урок по технологии . Тема " Печворк. Технология изготовления прихватки из лоскутков" 5 класс
интересный урок пот теме " Печворк". Технология изготовления прихватки из лоскутков"...
Методическая разработка урока в разделе "Технология обработки ткани" . Технология обработки накладного кармана. 5 класс.
Разработка конспекта урока основной задачей которого является ознакомить с познавательными сведениями об истории карманов, их значении в современной одежде, видами карманов, с технологией обработки на...
- Мне нравится (1)