«Русская тряпичная кукла. Условность и обобщенность образа». Мастер-класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
мастер-класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tryapichnaya_kukla_master-klass_teh_karta.doc | 64 КБ |
kukla_na_schaste_maste_klass_szhataya.ppt | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Павлова Ирина Владимировна
Предмет: ИЗО
Класс 5
Тема: «Русская тряпичная кукла. Условность и обобщенность образа»
Тип занятия: открытие новых знаний.
Вид занятия: мастер-класс.
Формы работы учащихся: работа в группах, просмотр, слушание, анализ, рассуждение.
Цель: Популизация русских народных ремесел.
Задачи.
Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «Доля».
Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к обычаям русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Воспитывающая – воспитывать любовь и уважение к русской культуре и традициям.
УУД :
Личностные:
- Знание народных традиций;
- Чувство гордости за русскую культуру;
- Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Регулятивные:
-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
- Прогнозировать ситуацию будущих событий.
Познавательные:
- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
- Устанавливать причинно следственные связи.
- Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Ресурсы: ИКТ (презентация), разработанная учителем, лоскуты, нитки, тесьма, ленты, образцы кукол, рисунки с изображением русских народных костюмов
Технологическая карта изучения темы
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1-этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; | - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение | Самоопределение |
2-й этап. Актуализация. Определение темы занятия | Приглашаю вас по дорожке сказочной в путь-дорогу дальнюю, в старину глубокую! А кого мы встретим на этой дороге, вы узнаете, ответив на мои вопросы. (слайд 2) Словарь С.Ожегова: «Детская игрушка в виде фигурки человека», что это за игрушка? Словарь В.Даля: «Сделанное из трепья, кожи, бумаги, дерева и пр. подобие человека...» Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися правильно, тема нашего урока: «Кукла». Но не простая кукла, купленная в магазине. Посмотрите (открываю сундучок с лоскутами и лентами) какую куклу можно сделать из этих материалов? Народная кукла – это игрушка или подружка,а может быть она и защищала от невзгод? Подумайте, а потом ответите на поставленный вопрос. Кукла сопровождала человека от рождения до последних дней жизни. Были куклы для младенцев, дети росли – появлялись новые куклы, собирались замуж или жениться – их сопровождали другие куклы, у женщин, и даже у бабушек были свои куклы. Они защищали от дурных взглядов, приносили удачу, здоровье своим хозяйкам. Сегодня мы познакомимся с девичьими куклами, куклами –оберегами. И научимся изготавливать одну из них. (слайд 4) | Ответы детей Из которого вынесли тему урока - Сегодня мы рассмотрим русские народные куклы. ответ, дискуссия. (тряпичную куклу из лоскутков и ленточек) Слушают, рассуждают, приводят свои доводы | Смыслообразование. Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно. самостоятельное выделение познавательной цели, Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3 этап выявления места и причины затруднения | - Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали и что общего между народным костюмом и куклой? - Что нам необходимо для создания куклы? | Дети вспоминают элементы костюма Показ эскизов костюмов и демонстрация кукол Проговаривают материалы, необходимые для создания кукол | Умение анализировать и обсуждать; Оценивание объективных трудностей Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4 этап построения проекта выхода из затруднения | Знакомство с видами кукол (слайды 5-12) Дети должны найти подходящую куклу среди тех, что представлены им для примера Есть и другие куклы – обереги, хотели бы вы про них узнать и сделать их самостоятельно? Сегодня мы сделаем куклу на счастье, куклу ДОЛЯ (слайд 13) Показ мастер-класса (слайды 14-24) | Приглашаются ученики ,которые выбирают кукол | Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата) Формулирование в коммуникативной форме конкретной Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения Умение управлять поведением и деятельностью Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера Умение анализировать и обсуждать Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
5 этап поэтапная самостоятельной работа с по эталону | Учитель дает самостоятельную творческую работу: Сейчас мы вместе сделаем свою куклу Слайд 15 Нам необходимы для работы:
Слайд 16 Из отрезка белого цвета (12*20) скручиваем тугой жгут. Так, чтобы длина жгута получилась 12 см Слайд 17 Складываем жгут пополам (рис 2). Формируем, с помощью красной нитки, голову. Используя отрезки ткани круглой форм, формируем ножки нашей куклы. (рис 3) Готовим себе материал для головы (рис 4) Слайд 18, 19 Формируем из отрезка ткани 12*12 и ваты голову и туловище с руками. Красную нить перевязываем под головой и руками, образую крест на груди и спине куклы Слайд 20,21,22 Используя лен или нитки, изготавливаем волосы, из которой плетем косу. (Чем она длиннее – тем лучше). Волосы привязываются к голове по шее красной ниткой. Ленту в косу можно вплести или сделать только ободок на голове из ленты. Слайд 23 Из отрезка цветной ткани 20*7см формируем сарафан Слайд 24 И для завершения образа добавляем передник | Индивидуальная работа Демонстрируют умения работать с тканью, подбирать цвета ткани Дети подбирают необходимые материалы (из уже готовых отрезков) Дети повторяют действия учителя | |
6 этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Предлагает презентовать творческую работу | Демонстрируют свою работу Анализируют работы | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику |
7 этап Рефлексия | Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели - Чему мы учились на мастер-классе? - Что нового и интересного узнали? -Хотели бы вы научиться делать и других кукол?
| Осознанно строят выводы Выражают собственное мнение о работе и полученном результате Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их Осуществляют итоговый контроль | Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания , обеспечивающее личностный моральный выбор. Оценка ( выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
8 этап- домашнее задание | Предлагается найти материал о русских народных праздниках и обрядах. 1 уровень – просто найти: 2 уровень – представить в письменной форме; 3 уровень- представить в письменной форме с презентацией | Выбирают уровень | Воспринимают информацию, Осознанно фиксируют информацию |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!
Куколка ДОЛЯ (на Счастье) сила женщины в волосах. Опираясь своей косичкой о Землю, из Матушки Сырой Земли черпает она силушку, тем самым увеличивает свою обережную силу. У куколки маленькие ножки, которые бегут вперед навстречу своему счастью. Маленькая женская подружка, помощница и защитница.
Десятиручка- помощница для девушек, помогает в различных заботах по дому и в рукоделии (шитьё, вязание, ткачестве) На каждую руку загадывается желание или дело, в котором рука должна помогать. Например, это может выглядеть так: «Эта ручка будет…»
НА УДАЧНОЕ ЗАМУЖЕСТВО Делалась куколка без ручек, чтобы, как считалось, муж на руках носил и не было тяжелой работы. У куколки 7 воротничков, на каждый проговаривается качество будущего мужа. Считается, что это своего рода визуализация - как образ сформируется- нужный человек появится в Вашей жизни!
КУБЫШКА-ТРАВИЦА обережная кукла, хранительница здоровья и долголетия. Следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Эта куколка наполнена ароматными лечебными травами. Куколкой могут играть дети, а если кто-то заболевает, ее ставят у кровати занемогшего человека.
Хозяюшка-Благополучница Сидит на мешочке-счастье (внутри монетка) достаток и благополучие в дом несет. Она хозяйка в своем доме: и за детьми присмотрит, и взрослым укажет, если что не так. Эта маленькая, но очаровательная защитница. Она защищает семью, охраняет семейный очаг и способствует привлечению и увеличению достатка, заграждает злым силам дорогу к вашему дому, наполняет дом атмосферой радости и благополучия
кукла СемьЯ Традиционная русская кукла СЕМЬЯ с давних времен считается оберегом для тех, кто хочет приумножить свой род, иметь здоровых детей, для семьи, где заботятся о любви и взаимопонимании между детьми и родителями. Также кукла-оберег СемьЯ считается символом материнской любви, семейного благополучия и достатка в доме. Кукла Семья трехчастная: основа (деревянный столбушок) - отец, мамочка и пятеро деток. Кукла в доме ставится повыше - на верхние полки, на шкаф. Чужим в руки эту куклу не дают.
кукла Ведучка – это образ мамы, которая заботливо ведет своего малыша по жизни. Всегда она рядом с ним, даже в изготовлении куклы это проявлено - у мамы и малыша ручки выполняются из одного неразрывного свернутого куска ткани. Один из самых трогательных образов среди народных кукол. Повзрослевшим детям хорошо бы иметь такую куклу в доме как напоминание - не забывайте своих мам.
ПОДОРОЖНИЦА кукла, которую давали в дорогу страннику, чтобы тому сопутствовала удача. Куколка не даст сбиться с намеченной дороги и убережет от невзгод. В руках у куклы - кулек с зерном, чтобы дорога была сытной.
БОГАЧ весьма почитаем в семье, т.к. от него, по поверьям, зависело богатство и процветание рода. Перед ним ставились задачи: защита благополучия и благосостояния семьи; обеспечение прибыли и достатка на будущий год; быть помощником: подсказать, посоветовать, уберечь от неприятностей, связанных с потерей денег, ущерба имуществу. Парой кукле Богач является КРУПЕНИЧКА.
Крупеничка (наполнена крупой) -оберег на сытость, достаток в семье, благополучие и хозяйственность. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, достаток покининул семью
Мастер-класс Кукла ДОЛЯ (ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ)
Для создания куклы необходимы:
ножницы отрезок белой ткани 12 см на 20 см (для туловища) отрезок белой ткани 12 см на 12 см (для головы и ручек) вата или шерсть или лен (для головы) отрезок белой ткани 4 см на 6 см (для фартука) отрезок цветной ткани 20 см на 7 см (для сарафана) 2 отрезка круглой форма R 2,5 см (для обуви) Тесьма Нитка красного цвета Лен или нитки (для волос)
1. Из отрезка белого цвета (12*20) скручиваем тугой жгут 12 см
2 3 4
5 укладываем заготовку на ткань 12*12
6 6 7 8 9
Приступаем к изготовлению прически для куклы
Для изготовления волос подходит сантехнический лен (у меня такой)
10 11 12 13
14
15. Из отрезка цветной ткани 20*7см формируем сарафан
16. И для завершения образа добавляем передник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по технологии "Русская тряпичная кукла."
методическая разработка по технологии для МОучителей технологии...
Презентация "Русская тряпичная кукла" к уроку изобразительного искусства в 6 классе
Презентация "Русская тряпичная кукла" к уроку изобразительного искусства в 6 классе по программе Т.Я Шпикаловой. В презентации представлены фотографии различных видов кукол. представлена их клас...
Методическое пособие "Русская тряпичная кукла"
Виды тряпичных кукол, их символичность, особенности изготовления....
Мастер-класс "Русская народная игрушка - тряпичная кукла"
Мастер-класс...
Обобщение педагогического опыта "Социокультурное развитие ребенка через образ народной тряпичной куклы"
Обобщение педагогического опыта учителя технологии на конкурс "Учитель года России - 2016"....
Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»
Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...
Методическая разработка «История русской тряпичной куклы»
Методическая разработка «История русской тряпичной куклы»...