план-конспект урока в 5 классе "Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Савинова Валентина Викторовна

Ознакомить учащихся  с устройством столярного верстака, способами закрепления заготовок при различных видах обработки древесины ручными инструментами, воспитывать у учащихся чувство ответственного хозяина, прививать навыки рационального использования материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2.3.План-конспект урока.

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» 

 Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

Урок 4.

Тема урока

Столярный верстак. Основной столярный инструмент. Виды и назначение.

Тип, вид урока

Комбинированный урок

Образовательные цели

Предметные:

  1. – понимание назначения различных столярных инструментов, устройство столярного верстака;
  2. усвоение правил безопасной работы с инструментами;
  3. развитие начальных навыков профессиональной трудовой деятельности.

Личностные:

  1. развитие навыков сотрудничества со сверстниками,
  2.  умения соотносить личностные потребности с требованиями общества;

-

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера,

освоение  начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценки

Профориентационные:

- ознакомление с профессиями «столяр», «плотник».

Содержание

материала                    

работы с ручным столярным инструментом, посредствам знакомства учащихся с основным столярным инструментом, его назначением и безопасными приемами работы с ним за верстаком

Предметные связи (межпредметные, внутрипредметные)

природоведение, математика, изоискусство

Содержание деятельности

Учителя

- словесный

- формирование, применение ЗУН

- частично-поисковый

учащихся

- фронтальный

- индивидуальный

групповой

Практическая работа

 «Организация рабочего места для обработки древесины»

Словарь темы

Верстаки, ножовки, рубанки, долото, киянки, дрель ручная, рашпили, наждачная бумага, измерительный инструмент)

Домашнее задание

 1. Ответить на вопросы  параграфа 3,5 подготовить доску 200х350 мм

Дидактическое обеспечение

Учебник Технология 5 (Индустриальная технологии), рабочая тетрадь,  учебно-техническая документация (УТД), образцы объектов труда, материалы для контроля знаний учащихся (карточки-задания, тесты).

Разработка поурочного плана-конспекта.

Тема: «Столярный верстак. Основной столярный инструмент. Виды и назначение».

Раздел «Технология обработки конструкционных  материалов».

Модуль «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов»

  1. Дидактическое обоснование урока

Цели урока: Образовательные: 

  • Способствовать формированию и развитию первоначальных навыков безопасной работы со столярным инструментом за верстаком.
  • Способствовать запоминанию основной терминологии.

Развивающие: 

  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (умение анализировать, обобщать и систематизировать).
  • Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воспитательные: 

  • Вовлечь учащихся в активную деятельность;

Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

- столярные мастерские;

-  компьютер, проектор, экран;

- инструменты, приспособления;

-

Дидактическое обеспечение:

- учебник (Индустриальные технологии 5 класс);

- рабочая тетрадь;

- дополнительная литература (словари, справочники);

- материалы для контроля знаний учащихся ( тесты,);

Тип урока: комбинированный урок (урок получения новых знаний, практическая  работа)

Вид урока: лекция

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Цель этапа: 

  • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение  учителем классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • настрой учащихся на работу

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

эмоциональный настрой на урок и т.д

Формируемые способы деятельности: 

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

Регулятивные УУД

саморегуляция

II. Проверка выполнения домашнего задания

Цель этапа:

  • установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания
  • устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях
  • выяснить степень усвоения заданного на дом материала

  • выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок
  • обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
  • формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще

  (Приложение )

Предлагаю  учащимся выполнить тест «Элементы графической грамотности»

Сообщения о чертежах на стул

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • повторение раннее изученного материала
  • Формируемые способы деятельности:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • контролировать правильность ответов обучающихся

Формируемые способы деятельности:

адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

  • Осуществляемые действия:
  •  внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения тестовых заданий

  • Формируемые способы деятельности:
  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

III. Постановка учебной задачи

Цель.

-Формулирование темы урока.

-создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Задает проблемные вопросы, если дети затрудняются ответить, дает подсказку в форме  загадки с ключевым словом по теме.

- Как называется мастерская, в которой мы с вами находимся?

- С какими материалами работают в этой мастерской?

- А как называется профессия, которая предполагает работу с древесиной в мастерских? Подсказкой будет служить загадка.

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

- Чем занимается столяр?

Слайд 1:слово «столяр

Как Вы думаете, можно ли без специальных приспособлений и инструментов изготовить качественное столярное изделие?

А что может произойти, если у нас есть инструмент, но мы не знаем, как им пользоваться?

А значит, какую цель мы сегодня ставим на уроке?

Слайд 2: тема урока

Слайд 3: цель, задачи

Для этого нам потребуется решить ряд задач. Давайте их перечислим?

Личностные УУД

-способствовать развитию речи учащихся

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • контролировать правильность ответов обучающихся

Волевая саморегуляция: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

формируемые способы деятельности:

адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • Активное участие в диалоге  в процессе рассказа учителя
  • выдвижение  предположений о теме урока и т.д.

-подведение под понятия, распознавание объектов

Формируемые способы деятельности:

формулирование собственных  ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

взаимодействие с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

умение полно и точно выражать свои мысли

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Проблемное изложение нового знания

Цель этапа:

  • сформулировать и согласовать цели урока
  • организовать уточнение и согласование темы урока
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

  • объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся

  Презентация

Самым главным приспособлением в столярной мастерской является столярный верстак – это специальный стол, за которым вы сейчас сидите. Какие у него главные отличия от парт в других классах?

Откройте стр.21 учебника, изучите элементы столярного верстака, зарисуйте его схематично, подпишите составные части.

Для чего нужны зажимы и клинья?

Слайд 6: Таблица

А теперь рассмотрим ручной инструмент, с которым регулярно сталкивается столяр.

Для этого в тетради чертим табличку из трех колонок, такую же как вы видите на экране. А столбике «Вид инструмента» сразу подписываем строчки: измерительный (разметочный), ударный, пилящий, режущий, для сверления, зажимающий, вспомогательный. Под вспомогательным инструментом понимают такие инструменты как отвертка и прочие инструменты, которые не относятся к другим группам.

Сейчас каждый сам будет вписывать название инструментов в табличку, во второй столбец так, чтобы этот инструмент соответствовал группе, в которую он входит. Слайды Ручной столярный инструмент

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить  сообщения в устной форме
  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
  • развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

умение проводить анализ, синтез,

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Регулятивные УУД

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

V.Первичное закрепление знаний учащихся

Цель этапа:

  • зафиксировать алгоритм выполнения

организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально)

  • использование различных способов закрепления знаний;
  • обсуждение вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала

выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идея

А теперь давайте проверим, правильно ли мы распределили столярный инструмент по группам. Для этого вы поменяетесь тетрадями со своим соседом и проверите друг друга. Перед вами слайд с ответами.

А теперь давайте все вместе проговорим и запишем в третий столбик правила безопасной работы.

Самым безопасным в работе является измерительный инструмент, но даже при работе с ним необходимо помнить о чем?

При работе с ударным инструментом проверить что?

Пилящий и режущий инструмент - наиболее опасны. При их использовании следует быть предельно внимательными. Какие правила нужно соблюдать при работе с ними?

Эти же правила применимы и к другим видам ручного инструмента. Слайд  Таблица

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Формируемые способы деятельности:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные УУД

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Познавательные УУД

умение проводить анализ, синтез,

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

VI. Физкультминутка

Учитель (ученики)

Трава маленькая-маленькая.

Деревья высокие-высокие.

Ветер деревья качает-качает.

То направо, то налево наклоняет.

То вверх, то назад.

То вниз сгибает.

Птицы летят-улетают.

Ученики тихонько за парты садятся.

Гимнастика для глаз. Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением.

(Делают приседания.)

(Поднимают руки вверх.)

(Вращаются.)

(Наклоняются вправо, влево.)

(Потягиваются вверх, назад.)

(Наклоняется вперед.)

(Машут руками-«крыльями».)

(Садятся за парты.)

Выполняют указания учителя

VII. Практическая работа «Распознавание древесины и древесных материалов» с самопроверкой и проверкой учителем

Цель этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке
  • проверить умения  работать учащихся по алгоритму
  • организовать самостоятельную работу учащихся
  • организовать выявление  и исправление допущенных ошибок
  • организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

Откройте стр.23 учебника. Прочитайте правила пользования верстаком. Выполните практическую работу «Организация рабочего места для обработки древесины» по плану на стр.23.

Ответьте на вопросы к практической работе.

Не забываем о правилах безопасной работы и работаем в форме.

Предлагает заполнить  листы оценки своего труда. Обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников, организует эмоциональную оценку урока, благодарит учащихся.

- Достигли  мы поставленной цели?

- Справились с поставленной задачей?

Теперь, зная не только устройство верстака, но и умея на нем работать, мы можем ответить на более сложные вопросы:

1. Почему задний зажим считается одним из важнейших элементов крышки?

2. Почему нельзя слишком сильно затягивать зажимы верстака, зачем их необходимо смазывать?

Слайд 26

Лист оценки своего труда:

1. Знаю из чего состоит верстак;

2. Умею регулировать верстак под свой рост и закреплять в нем заготовку

3. Умею работать в паре

4. Умею работать по плану

5. Работой доволен  6.Содержу рабочее место в порядке

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
  • выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самоконтроль выполнения задания

внесение корректив

Формируемые способы деятельности:

планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: 

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • усвоение новых способов   умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

  • умение структурировать знания

осуществлять синтез как составление целого из частей

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний учащихся

тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • отработка алгоритма по изученной теме
  • творческая переработка изученной информаци

Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • поиск и выделение информации

применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств

Коммуникативные УУД

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

IX. Уборка рабочих мест

  X. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цель этапа: 

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

Что Вам понравилось/запомнилось в ходе урока?

С какими затруднениями Вы столкнулись при понимании данной темы?

Где вы сможете применить полученные знания кроме уроков технологии?

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности
  • обобщение и систематизация знаний
  • учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Домашнее задание

Повторите то, что мы изучили, дома. Готовьтесь к заданиям на соответствие к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов».

Урок по технологии в 7 классе на тему "Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов".  Изготовление укладочного ящика под учебныеCD диски для школьной библиотеки....

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Тестовые задания на проверку итоговых знаний учащихся в освоении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»

Тестовые задания на проверку итоговых знаний учащихся в освоении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»Данные задания помогут ученику понять и определить в ...

Проверочная работа по знаниям 5 класс темы «Творческий проект» и «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов»

Проверочная работа по знаниям 5 класс темы «Творческий проект» и «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов»...