план-конспект урока в 5 классе "Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Ознакомить учащихся с устройством столярного верстака, способами закрепления заготовок при различных видах обработки древесины ручными инструментами, воспитывать у учащихся чувство ответственного хозяина, прививать навыки рационального использования материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Столярный верстак. Основной столярный инструмент. Виды и назначение | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2.3.План-конспект урока.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Урок 4.
Тема урока | Столярный верстак. Основной столярный инструмент. Виды и назначение. | |
Тип, вид урока | Комбинированный урок | |
Образовательные цели | Предметные:
Личностные:
- Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценки Профориентационные: - ознакомление с профессиями «столяр», «плотник». | |
Содержание материала | работы с ручным столярным инструментом, посредствам знакомства учащихся с основным столярным инструментом, его назначением и безопасными приемами работы с ним за верстаком | |
Предметные связи (межпредметные, внутрипредметные) | природоведение, математика, изоискусство | |
Содержание деятельности | Учителя | - словесный - формирование, применение ЗУН - частично-поисковый |
учащихся | - фронтальный - индивидуальный групповой | |
Практическая работа | «Организация рабочего места для обработки древесины» | |
Словарь темы | Верстаки, ножовки, рубанки, долото, киянки, дрель ручная, рашпили, наждачная бумага, измерительный инструмент) | |
Домашнее задание | 1. Ответить на вопросы параграфа 3,5 подготовить доску 200х350 мм | |
Дидактическое обеспечение | Учебник Технология 5 (Индустриальная технологии), рабочая тетрадь, учебно-техническая документация (УТД), образцы объектов труда, материалы для контроля знаний учащихся (карточки-задания, тесты). |
Разработка поурочного плана-конспекта.
Тема: «Столярный верстак. Основной столярный инструмент. Виды и назначение».
Раздел «Технология обработки конструкционных материалов».
Модуль «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов»
- Дидактическое обоснование урока
Цели урока: Образовательные:
- Способствовать формированию и развитию первоначальных навыков безопасной работы со столярным инструментом за верстаком.
- Способствовать запоминанию основной терминологии.
Развивающие:
- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (умение анализировать, обобщать и систематизировать).
- Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательные:
- Вовлечь учащихся в активную деятельность;
Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
- столярные мастерские;
- компьютер, проектор, экран;
- инструменты, приспособления;
-
Дидактическое обеспечение:
- учебник (Индустриальные технологии 5 класс);
- рабочая тетрадь;
- дополнительная литература (словари, справочники);
- материалы для контроля знаний учащихся ( тесты,);
Тип урока: комбинированный урок (урок получения новых знаний, практическая работа)
Вид урока: лекция
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | |
I. Организационный момент Цель этапа:
создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс |
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: эмоциональный настрой на урок и т.д Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д. |
Регулятивные УУД | саморегуляция | ||
II. Проверка выполнения домашнего задания Цель этапа:
|
(Приложение ) Предлагаю учащимся выполнить тест «Элементы графической грамотности» Сообщения о чертежах на стул | Личностные УУД | Осуществляемые действия:
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности; |
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности: адекватное восприятие оценки учителя | ||
Познавательные УУД |
-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения тестовых заданий
| ||
III. Постановка учебной задачи Цель. -Формулирование темы урока. -создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Задает проблемные вопросы, если дети затрудняются ответить, дает подсказку в форме загадки с ключевым словом по теме. - Как называется мастерская, в которой мы с вами находимся? - С какими материалами работают в этой мастерской? - А как называется профессия, которая предполагает работу с древесиной в мастерских? Подсказкой будет служить загадка. Мастер он весьма хороший, Сделал шкаф нам для прихожей. Он не плотник, не маляр. Мебель делает... (столяр) - Чем занимается столяр? Слайд 1:слово «столяр Как Вы думаете, можно ли без специальных приспособлений и инструментов изготовить качественное столярное изделие? А что может произойти, если у нас есть инструмент, но мы не знаем, как им пользоваться? А значит, какую цель мы сегодня ставим на уроке? Слайд 2: тема урока Слайд 3: цель, задачи Для этого нам потребуется решить ряд задач. Давайте их перечислим? | Личностные УУД | -способствовать развитию речи учащихся |
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия:
Волевая саморегуляция: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; формируемые способы деятельности: адекватное восприятие оценки учителя | ||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия:
-подведение под понятия, распознавание объектов Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий | ||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса Формируемые способы деятельности: умение полно и точно выражать свои мысли умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме | ||
IV. Проблемное изложение нового знания Цель этапа:
|
Презентация Самым главным приспособлением в столярной мастерской является столярный верстак – это специальный стол, за которым вы сейчас сидите. Какие у него главные отличия от парт в других классах? Откройте стр.21 учебника, изучите элементы столярного верстака, зарисуйте его схематично, подпишите составные части. Для чего нужны зажимы и клинья? Слайд 6: Таблица А теперь рассмотрим ручной инструмент, с которым регулярно сталкивается столяр. Для этого в тетради чертим табличку из трех колонок, такую же как вы видите на экране. А столбике «Вид инструмента» сразу подписываем строчки: измерительный (разметочный), ударный, пилящий, режущий, для сверления, зажимающий, вспомогательный. Под вспомогательным инструментом понимают такие инструменты как отвертка и прочие инструменты, которые не относятся к другим группам. Сейчас каждый сам будет вписывать название инструментов в табличку, во второй столбец так, чтобы этот инструмент соответствовал группе, в которую он входит. Слайды Ручной столярный инструмент | Познавательные УУД | Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
умение проводить анализ, синтез, записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
|
Регулятивные УУД | Формируемые способы деятельности:
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | ||
V.Первичное закрепление знаний учащихся Цель этапа:
организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально) |
выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идея А теперь давайте проверим, правильно ли мы распределили столярный инструмент по группам. Для этого вы поменяетесь тетрадями со своим соседом и проверите друг друга. Перед вами слайд с ответами. А теперь давайте все вместе проговорим и запишем в третий столбик правила безопасной работы. Самым безопасным в работе является измерительный инструмент, но даже при работе с ним необходимо помнить о чем? При работе с ударным инструментом проверить что? Пилящий и режущий инструмент - наиболее опасны. При их использовании следует быть предельно внимательными. Какие правила нужно соблюдать при работе с ними? Эти же правила применимы и к другим видам ручного инструмента. Слайд Таблица | Личностные УУД | Осуществляемые действия:
применение на практике и последующее повторение нового материала Формируемые способы деятельности:
|
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия | ||
Коммуникативные УУД | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
Познавательные УУД | умение проводить анализ, синтез, осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | ||
VI. Физкультминутка | Учитель (ученики) Трава маленькая-маленькая. Деревья высокие-высокие. Ветер деревья качает-качает. То направо, то налево наклоняет. То вверх, то назад. То вниз сгибает. Птицы летят-улетают. Ученики тихонько за парты садятся. Гимнастика для глаз. Буратино. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением. | ||
(Делают приседания.) (Поднимают руки вверх.) (Вращаются.) (Наклоняются вправо, влево.) (Потягиваются вверх, назад.) (Наклоняется вперед.) (Машут руками-«крыльями».) (Садятся за парты.) Выполняют указания учителя | |||
VII. Практическая работа «Распознавание древесины и древесных материалов» с самопроверкой и проверкой учителем Цель этапа:
| Откройте стр.23 учебника. Прочитайте правила пользования верстаком. Выполните практическую работу «Организация рабочего места для обработки древесины» по плану на стр.23. Ответьте на вопросы к практической работе. Не забываем о правилах безопасной работы и работаем в форме. Предлагает заполнить листы оценки своего труда. Обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников, организует эмоциональную оценку урока, благодарит учащихся. - Достигли мы поставленной цели? - Справились с поставленной задачей? Теперь, зная не только устройство верстака, но и умея на нем работать, мы можем ответить на более сложные вопросы: 1. Почему задний зажим считается одним из важнейших элементов крышки? 2. Почему нельзя слишком сильно затягивать зажимы верстака, зачем их необходимо смазывать? Слайд 26 Лист оценки своего труда: 1. Знаю из чего состоит верстак; 2. Умею регулировать верстак под свой рост и закреплять в нем заготовку 3. Умею работать в паре 4. Умею работать по плану 5. Работой доволен 6.Содержу рабочее место в порядке | Личностные УУД | Осуществляемые действия:
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний и последующее повторение |
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия:
внесение корректив Формируемые способы деятельности: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане | ||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
осуществлять синтез как составление целого из частей | ||
VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа:
тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации | Познавательные УУД | Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств | |
Коммуникативные УУД | владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | ||
IX. Уборка рабочих мест | |||
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа:
по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности | Что Вам понравилось/запомнилось в ходе урока? С какими затруднениями Вы столкнулись при понимании данной темы? Где вы сможете применить полученные знания кроме уроков технологии? | Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
|
Домашнее задание | Повторите то, что мы изучили, дома. Готовьтесь к заданиям на соответствие к следующему уроку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов».
Урок по технологии в 7 классе на тему "Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов". Изготовление укладочного ящика под учебныеCD диски для школьной библиотеки....
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА
Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки, умения работать с инструментами , изготавливать про...
Тестовые задания на проверку итоговых знаний учащихся в освоении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»
Тестовые задания на проверку итоговых знаний учащихся в освоении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»Данные задания помогут ученику понять и определить в ...
Проверочная работа по знаниям 5 класс темы «Творческий проект» и «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов»
Проверочная работа по знаниям 5 класс темы «Творческий проект» и «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов»...
Технологическая карта урока "Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта современного урока по учебному предмету «Технология» на тему «Ручная обработка древесины и древесных материалов» 5 класс
laquo;Современный урок в условиях реализации ФГОС НОО»...