Методическая разработка урока « Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов»
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему

Исламов Рустем Мунавирович

Методическая разработка урока

« Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов»

                                                Автор: учитель технологии                                                          

МБОУ «Уруссинская СОШ №3»                                                                                                                                                                                                                                             Исламов Рустем Мунавировича.     

 

Класс: 8.

Тема: Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

Цель: Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

  •  рассмотреть различные виды бюджета;
  • сформировать понятия бюджет, доход, расход;
  • ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;
  • сформировать представление о структуре бюджета семьи;
  • познакомить с основами домашней бухгалтерии.

Развивающие:

  • сформировать качества рачительного хозяина;
  • сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

Воспитательные: сформировать экономическое мышление, культуру потребления; уважение к собственности, ответственность, экономичность.

Тип урока: изучение нового материала  (получение новых теоретических знаний, закрепление полученных знаний,  применение  знаний на практике).

Форма урока: рассказ с применением презентации, беседа, практическая работа с применением ИКТ

Средства обучения: Электронная презентация , инструкционная карта , практическая работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

 

План-конспект урока

 

1.      Организационный момент.

1.  Приветствие.

2.  Проверка готовности учащихся к уроку.

3.  Сообщить учащимся тему и цель урока.

 

2.      Актуализация опорных знаний.

 

“Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить”, – считают продавцы магазинов категории люкс.

Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного бюджета.

 

Определение начальных экономических знаний. Используя жизненный опыт учащихся, учитель создает проблемную ситуацию, тем самым стимулирует познавательную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

« Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов»

                                                Автор: учитель технологии                                                          

МБОУ «Уруссинская СОШ №3»                                                                                                                                                                                                                                             Исламов Рустем Мунавировича.    

Класс: 8.

Тема: Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

Цель: Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

  •  рассмотреть различные виды бюджета;
  • сформировать понятия бюджет, доход, расход;
  • ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;
  • сформировать представление о структуре бюджета семьи;
  • познакомить с основами домашней бухгалтерии.

Развивающие:

  • сформировать качества рачительного хозяина;
  • сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

Воспитательные: сформировать экономическое мышление, культуру потребления; уважение к собственности, ответственность, экономичность.

Тип урока: изучение нового материала  (получение новых теоретических знаний, закрепление полученных знаний,  применение  знаний на практике).

Форма урока: рассказ с применением презентации, беседа, практическая работа с применением ИКТ

Средства обучения: Электронная презентация , инструкционная карта , практическая работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

План-конспект урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Сообщить учащимся тему и цель урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

“Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить”, – считают продавцы магазинов категории люкс.

Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного бюджета.

Определение начальных экономических знаний. Используя жизненный опыт учащихся, учитель создает проблемную ситуацию, тем самым стимулирует познавательную деятельность.

Проблемный вопрос:

Для чего нужно планировать бюджет семьи? (учащиеся отвечают).

Учитель: 

Рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи (нелегко прожить от получки до получки). Нам нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.

  1. Формирование новых знаний.

  1. Что такое бюджет семьи? (учащиеся отвечают)

Учитель: 

Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год.

  1. Что такое доход? Совокупный доход? (учащиеся отвечают)

Учитель:

 Доход -  деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.

Все полученные средства составляют совокупные доходы. Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки больше.

  1. Что такое расход? (учащиеся отвечают)

Учитель:

Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

Главный смысл в том, чтобы доходы не превышали расходы.

  1. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую ставим расходы так, чтобы чаши пришли в полное равновесие.

Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам – бюджет сбалансированный.

Когда расходы превышают доходы, то говорят, что бюджет имеет дефицит.

Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.

Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.

  1. Что входит в семейный бюджет? (дети отвечают)

Учитель: 

В начале урока мы с вами говорили, что бюджет состоит из двух статей: дохода и расхода.

  1. Используя интерактивную доску распределить основные источники по статьям дохода и расхода.
  2. Что входит в статью дохода? (учащиеся отвечают)

Что входит в статью расхода? (учащиеся отвечают)

Проверка выполненного задания

Семейные доходы
(в % к общему доходу семьи)

%

Семейные расходы
(в % к общим расходам семьи)

%

1. Заработная плата членов семьи

2. Пенсии, стипендии, пособия

3. Доход от личного подсобного хозяйства

4. Доход от других источников

(– ценных бумаг;

– от сдачи недвижимости и других средств в аренду;

– выплат и льгот от общественных организаций;

– от предпринимательской деятельности)

80

9

4

7

1.Обязательные платежи

2. Питание

3. На непродовольственные товары

4. На культурно-бытовые услуги

5. Накопления, сбережения

25

40

20

10

5

Основные  источники дохода семьи могут быть следующие:

  • заработная плата
  • пенсии, стипендии, пособия
  • от личного подсобного хозяйства
  • от предпринимательской деятельности
  • от других источников (ценные бумаги, подарки, выигрыши).

Чтобы рассчитать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги.

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные.

Основные статьи расходования семейного бюджета:

  • потребительские (плата за жильё, питание, непродовольственные товары, услуги, культурно-бытовые нужды, транспорт).
  • налоги, платежи по кредитам.
  • накопления
  1. Планирование семейного бюджета – это реальная оценка и реальное использование будущих доходов с учётом действующих цен и уровня инфляции.

Основные принципы составления плана расходов:)

  • подсчитать общую сумму доходов;
  • вычесть обязательные платежи;
  • определить сумму расходов на питание, транспорт, хозяйственно-бытовые нужды, предметы личной гигиены, медикаменты, кино, театр…);
  • учесть сезонные расходы ( подписка на газеты, журналы, закупка картофеля на зиму…);
  • учесть прочие расходы (подарки, карманные расходы, дни рождения);
  • рекомендуется выделить резерв на непредвиденные расходы.

Если вычесть все перечисленные деньги из дохода, то получится сумма, которую можно истратить на удовлетворение потребностей каждого члена семьи или положить в банк для накопления.

  1. Первичная проверка усвоения знаний.

Учащиеся устно отвечают на вопросы:

  1. Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему?
  2.  Из чего складывается доходная часть семейного бюджета?
  3. Перечислите источники доходов вашей семьи?
  4. На какие виды расходов распределяется  доход семьи?
  5. Что включают в себя обязательные платежи?

Учитель: 

  • налоги;
  •  взносы в общественные организации,
  •  погашение ссуд в банке, кредитов;
  • оплата коммунальных услуг(квартплата, топление, газа, вода, электроэнергии,

       телефона, радио и т.д.);

  •  транспортные расходы;
  •  оплата детского сада;
  •  дополнительные услуги образования.
  1. Как следует поступать, если расходы больше, чем реальные доходы?
  2. Кто в вашей семье является “домашним бухгалтером”? Почему?

Учитель:

 Домашний бухгалтер – это член семьи, который занимается семейной бухгалтерией, т.е. ведет хозяйственную книгу в которой записывает все суммы доходов и расходов за определенный период времени. )

Сейчас в большинстве семей сложилась такая система, когда все нити семейного бюджета находятся у мамы. Но и вы не должны чувствовать себя сторонними наблюдателями. Каждый должен иметь право голоса в распределении доходов и уметь это делать рационально. Побыв в роли главного экономиста даже непродолжительное время, вы поймете, что расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно – труд непростой. Но всему можно научиться. Об этом мы поговорим на 2 уроке.

Вывод по уроку:

  1. Давайте вспомним вопрос, поставленный в начале урока. (Для чего нужно планировать бюджет семьи?
  2. Так как же надо планировать семейный бюджет?

Учитель подводит итог:

Чтобы стать рачительным хозяином, необходимо иметь представление о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части.

А чтобы посмотреть, действительно ли вы поняли, зачем нужно рассчитывать семейный бюджет, проведем небольшой тест: «Умеете ли вы считать деньги».

Задание: Проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста.

Вопросы тестирования

да

нет

Сведения приблизительные, мнение неопределенное

  1. Знаете ли вы, сколько денег осталось    до зарплаты?

  1. Вы увидели модную вещь. Будете ли      интересоваться ее стоимостью  и просить на нее денег у родителей?

  1. Считаете  ли   вы,   что   холодильник   более  необходимая   вещь,   чем   музыкальный центр?

  1. Покупаете ли про запас постельное  белье?                                                              

  1. Заказываете ли такси, когда вам необходимо   ехать  далеко,   а   на   улице дождь?

  1. Верите ли вы, что свое материальное
    положение можно улучшить, участвуя в

различных лотереях, розыгрышах?

  1. Помогают ли вашей семье дедушка и
    бабушка средствами для  покупки  вещей?

  1. Берете ли вы ссуды?

  1. Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику?

  1. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?

  1. Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или в благотворительные организации?

Ответив на вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось?

30-40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.

40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.

100-170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.

170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «полная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

       

  1. Подведение итогов .Домашнее задание.

Что такое бюджет?

Какой бюджет можно назвать сбалансированным?

Назовите пути экономии средств в семье.

Какой бюджет у вас получился? Почему? Что нужно изменить в данном бюджете, чтобы он стал рациональным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

Умение сопоставлять доходы и расходы семьи необходимо каждому человеку. Презентация служит наглядной опорой при “открытии” учащимися зависимости благосостояния семьи от доли расходов на питание (закон...

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов

В теоретической части урока рассматриваются основные понятия - бюджет, доход, расход. Практическая часть урока направлена на формирование навыков ведения домашней бухгалтерии. Программа SFBudget ...

Методическая разработка урока обществознания "Семья"

Методическая разработка урока по теме «Семья – ячейка общества» Цель урока: дать обучающимся представление о том, что такое семья, какие виды семей существуют; сформировать понятие об основных функция...

Методическая разработка по технологии для учащихся 8 класса "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов".

Данная методическая разработка расширяет знания учащихся 8 классов по теме "Бюджет семьи". Разработка представлена в виде презентации....

Методическая разработка урока по теме "Рациональное экономическое поведение"

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе "рациональное экономическое поведение." Тема урока очень актуальна. Как правильно вести себя в условиях рыночной экономики. Тема близка детя...

Открытый урок по теме «Бюджет семьи и планирование расходов»

ЦЕЛИ:Дидактические: Знать: Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.Уметь: Заполнять и вести домашнюю финансовую док...

Методическая разработка урока "Действия с рациональными числами"

Методическая разработка урока + презентация....