Открытый урок по теме «Бюджет семьи и планирование расходов»
план-конспект урока по технологии (6 класс)
ЦЕЛИ:
Дидактические:
- Знать: Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.
- Уметь: Заполнять и вести домашнюю финансовую документацию;
Воспитательные:
- Формирование уважения к личной и семейной собственности, ответственности к ресурсам;
Развивающие:
- Развивать способность сравнивать и анализировать;
- Формировать навыки ведения домашней финансовой документации.
- Формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности.
Основные понятия: семья, семейная экономика, расход, доход, бюджет, рациональный бюджет школьника, баланс.
Межпредметные связи: технология, обществознание, МХК.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: комбинированный (проблемная лекция и урок-практикум).
Время: 90 минут
Методы обучения: беседа с постановкой проблемных вопросов, проблемно-поисковый метод, самостоятельная практическая деятельность.
Материально-техническое оснащение:
- доска школьная с магнитной поверхностью;
- интерактивная доска SmartBoard 480;
- мультимедийный проектор;
- дидактический материал;
- спецодежда (фартук, косынка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 29.44 КБ |
praktichekoe_zadanie.docx | 18.97 КБ |
_byudzhet_semi.pptx | 591.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛИ:
Дидактические:
- Знать: Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.
- Уметь: Заполнять и вести домашнюю финансовую документацию;
Воспитательные:
- Формирование уважения к личной и семейной собственности, ответственности к ресурсам;
Развивающие:
- Развивать способность сравнивать и анализировать;
- Формировать навыки ведения домашней финансовой документации.
- Формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности.
Основные понятия: семья, семейная экономика, расход, доход, бюджет, рациональный бюджет школьника, баланс.
Межпредметные связи: технология, обществознание, МХК.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: комбинированный (проблемная лекция и урок-практикум).
Время: 90 минут
Методы обучения: беседа с постановкой проблемных вопросов, проблемно-поисковый метод, самостоятельная практическая деятельность.
Материально-техническое оснащение:
- доска школьная с магнитной поверхностью;
- интерактивная доска SmartBoard 480;
- мультимедийный проектор;
- дидактический материал;
- спецодежда (фартук, косынка).
Литература и иные ресурсы:
Основные источники:
- УМК Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 192 с.: ил.
Дополнительные источники:
- С. Е. Криволап. Школа домашней экономики. Как правильно вести семейный бюджет [Текст] / С.Е. Криволап - М.:ООО ДТ «Издательство Мир книги», 2008. - 240 с.
Нормативные документы:
- Примерная программа по предмету «Технология. 5-9 классы» (Рабочая программа. Технология. 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ составитель: Никитина Т. И. – М.: Дрофа, 2012.
- Рабочая учебная программа по предмету «Технология» (6 класс).
Требования к результатам освоения темы в рамках предмета «Технология»:
Учащийся должен:
знать/понимать:
составлять бюджет семьи (запись доходов и расходов); понимать, из каких элементов состоим бюджет семьи.
уметь:
- оптимизировать расходы в бюджете семьи; осуществлять предварительный расчет бюджета семьи за месяц.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД: умение составлять семейный бюджет на условных примерах; умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения; умение решать задачи по избежанию дефицита семейного бюджета.
Метапредметные УУД:
Познавательные: выбор наиболее рациональных способов извлечения, переработки и преобразования информации, умение проводить сравнительный анализ.
Регулятивные: умение анализировать познавательные объекты; определять учебные задачи каждого этапа урока; выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению практической работы по составлению семейного бюджета; выполнять сравнения, соотносить результаты своей деятельности с успешным освоением материала.
Коммуникативные: умение решать проблемы творческого и поискового характера в группе и индивидуально; умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выдвигать версии и выбирать средства достижения поставленной цели; умение выполнять самооценку на критериальной основе.
Личностные УУД: умение работать в группе; умение вести сотрудничество с учителем и одноклассниками; формирование рационального отношения к семейному бюджету; понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.
ХОД УРОКА
1. Организация начала занятия (1 мин.):
- Приветствие
- Проверка присутствующих
- Проверка готовности учащихся к уроку
Постановка целей (1-2 мин.)
Определить цель занятия, основные понятия (СЛАЙД 2)
2. Изложение нового материала (20 мин.)
2.1. Что такое семья?
Семья - это социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
2.2. Бюджет семьи.
Знание основных статей расходов и доходов помогает рациональнее организовывать бюджет семьи. Но что такое бюджет? (СЛАЙД 3)
Проблемный вопрос: - Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько тратят ваши родители в месяц? Еще недавно единственным источником доходов школьников были доходы их родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда учащиеся зарабатывали значительные суммы не в ущерб учебе. От умения распорядиться карманными деньгами тоже зависит культура потребителя.
Каждый из нас принимает посильное участие в планирования семейного бюджета. Но не будем торопиться и попробуем для начала разобраться с вашим личным бюджетом. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? и т. д.
Ответы: никогда не задумывался, этим занимается моя мама, денег никогда не хватает и т.д.
- А что бы вы могли предложить родителям для того, чтобы денег хватало до зарплаты?
Ответы: экономить, больше зарабатывать, продать машину, рассчитывать семейный бюджет и вести учет денег как это делает моя мама.
- Совершенно верно, давайте сформулируем гипотезу нашего исследования: Бюджет будет сбалансированным, если постоянно вести контроль над приходом и расходом денежных средств, искать дополнительные источники доходов.
- Бюджет (денежная сумка) - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год), их расчет (СЛАЙД 4).
Бюджет можно представить в виде весов (слайд).
Задание на интерактивной доске: У доски работает 2 группы (по 3 чел.): группа «Бюджет семьи» и «Личный бюджет учащегося».
Используем интерактивную доску SmartBoard 480: установлен элемент «Весы», в левой части статья «Доходы», в правой части – «Расходы».
Группа «Бюджет семьи»: На интерактивной доске размещены варианты «гирек»: зарплата, стипендия, пособие, пенсия, дивиденты, гранты, выигрыш в лотерею, коммунальные платежи, налоги, расходы на питание, покупка одежды и обуви, покупка турпутевки, расходы на лечение, расходы на оплату занятий в музыкальной школе, покупка стройматериалов для ремонта. Все элементы указаны в денежном эквиваленте (в рублях).
Группа «Личный бюджет учащегося»: На интерактивной доске размещены варианты «гирек»: гранты, «карманные деньги», заработная плата за трудовой лагерь (в летний период), расходы на развлечения, покупка канцелярских товаров, расходы на мобильную связь, покупка подарка другу. Все элементы указаны в денежном эквиваленте (в рублях).
При решении задачи нужно распределить «гирьки» на весах таким образом, чтобы на одной чаше весов разместились доходы, на другой – расходы. Гирьки на стороне «расходы» ставим постепенно так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу значения.
Варианты решения задачи на интеракивной доске:
Вариант 1. Если расходы равны доходам, бюджет сбалансированный (СЛАЙД 5).
Вариант 2. Если расходы превышают доходы, то говорят, что бюджет дефицитный.
Вариант 3. Если доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным (профицитным).
Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. В структуре бюджета должны предусматриваться накопления и сбережения, которые учитываются в статье «Расходы».
Под балансом (от французского balance - весы) понимают равновесие или точное сопоставление отдельных сторон какого-либо явления.
Составление бюджета обычно включает в себя три основные фазы:
- Постановка финансовых целей. Например, планирование крупной покупки (машина, квартира и т.п.), продолжение или получение дополнительного образования, начало своего дела.
- Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета.
- Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупки товаров первой необходимости или уменьшение.
Структуру семейного бюджета можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух столбцов: доходы и расходы (табл. в практическом задании) (СЛАЙД 6).
Особое внимание нужно обратить на возможности максимально разумного использования всех ресурсов семьи для увеличения доходной части бюджета. Рациональное использование средств для наиболее полного удовлетворения потребностей всех членов семьи является основной задачей семейной экономики.
Рациональный бюджет школьника
Личные доходы школьника: (деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею). Зарплата мамы или папы к вашим доходам не относится
Личные расходы школьника: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично вами за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики.
Деньги, потраченные из семейного бюджета на ваш новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.
Некоторым из вас может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени. Сначала можно просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. Следует отметить, что в идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений. И если по итогам месяца они не равны, то вы были не очень внимательны, т. е. какие-то расходы (доходы) остались неучтенными.
3. Практическая работа (55 мин.)
Задание № 1. Заполните таблицу доходов и расходов согласно варианту и (или) бюджету Вашей семьи (приложение 1). Если будете испытывать затруднения, обратитесь за помощью к учителю или «эксперту» из числа наиболее подготовленных учащихся.
Задание № 2. Решите три задачи (приложение 2).
4. Подведение итогов урока (5 мин.)
Подведение итогов урока. Определите по итогам работы, каков бюджет Вашей семьи? (результаты следующие: у 54 % учащихся получился сбалансированный бюджет, у 32 % – дефицитный, у 14 % бюджет избыточный. Таким образом мы видим, что контроль прихода и расхода семейного бюджета позволить сократить статьи расходов, найти дополнительные источники доходов и получить сбалансированный бюджет.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза: ведение и контроль над приходом и расходом денежных средств Бюджет будет сбалансированным, если постоянно, искать дополнительные источники доходов
5. Задание на дом:
Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?
6. Уборка рабочих мест (1 мин.)
Предварительный просмотр:
Приложение 1
- Заполните таблицу доходов семьи, согласно заданию по вариантам:
1 вариант:
Глава семьи – инженер ООО «Сплав+» (доход 74 560 руб.)
жена – находится в отпуске по уходу за ребенком (доход – пособие по уходу за ребенком)
дочь – 13 лет (получает грант 10 000 рую)
сын – 1 год
бабушка – 60 лет, специалист ООО «Консул» (32 500 рублей).
2 вариант:
Глава семьи – водитель автобуса (доход 44 800 руб.)
жена – оператор ПАО «Сбербанк» (доход 40 200 руб.)
дочь – 19 лет (получает стипендию)
сын – 14 лет
3 вариант:
Данные указать по составу и доходу своей семьи.
ВАРИАНТ_____
ДОХОДЫ СЕМЬИ
Семейный статус | Социальный статус | Вид дохода | Размер дохода, тыс. руб. |
| |||
| |||
| |||
| |||
|
ВЫБРАТЬ И ЗАПИСАТЬ НУЖНЫЕ ДАННЫЕ
Социальный статус: работающий, безработный, учащийся/студент, ребенок, пенсионер и др.
Вид дохода: заработная плата, пособия, стипендия, пенсия, льготы, акции, аренда жилья, приусадебное хозяйство, накопления и др.
Общая сумма доходов: ______________________ рублей
Справочная информация
- Пособие на ребенка - от 3700 до 15500 руб.
- Стипендия - от 900 до 2700 руб.
- Грант – от 5000до 1500 руб.
- Пенсия - от 10000 до 17000 руб.
- Льготы (лекарства, проезд, коммунальные услуги и др.) - от 300 до 8000 руб.
- Аренда жилья - от 3000 до 20000 руб.
- Доход с приусадебного хозяйства - от 500 до 20000 руб.
- Накопления - 100 до 15 000 руб.
- Заполните таблицу доходов семьи
РАСХОДЫ СЕМЬИ
Статьи расходов | Затраты, руб. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Основные источники расходов:
- покупка основных продуктов питания;
- плата за квартиру;
- проезд на транспорте или расходы на топливо для автомобиля;
- коммунальные платежи (от 2000 до 6000 рублей);
- налоги (от 800 до 8000 рублей).
Источник дополнительных расходов:
Сезонные расходы: | расходы на заготовку впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка, спортивное снаряжение, подписка на периодические издания и др. |
Непредвиденные расходы: | покупка лекарств, ремонт бытовой техники и др. |
Единовременные расходы: | покупка произведений искусства, украшений, мебель, автомобиль |
Итого расходов:_____________________ рублей
ВЫВОД: Бюджет семьи _________________________________________.
(дефицитный, избыточный, сбалансированный)
Приложение 2
Фамилия И.О. учащегося ___________________________ СОШ № ____ класс ______
- В гости к вашей семье приехала дальняя родственница из Тамбова. Гостеприимство Вашей семьи ей очень понравилось, и она решила погостить еще месяц. Что Вы посоветуете родителям, чтобы изыскать дополнительные средства на её содержание?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вы - родитель. Ваш сын, придя из школы, сообщил, что он случайно разбил стекло в классе и администрация просит родителей возместить ущерб. Изыщите такую возможность в семье.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вашим родителям дали срочную путевку в санаторий, так как ребенок очень нуждается в лечении. Как вы поможете родителям спланировать эти дополнительные расходы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опорные понятия Бюджет семьи Доход Расход Обязательные платежи Подоходный налог Баланс
Бюджет семьи — это структура всех ее доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год )
Расходы — это затраты на покупку, изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг. Доходы – это деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность.
Весы бюджета ДОХОДЫ РАСХОДЫ БЮДЖЕТ Сбалансированный бюджет (Р=Д) ДОХОДЫ РАСХОДЫ БЮДЖЕТ дефицит бюджета (Р>Д) ДОХОДЫ РАСХОДЫ БЮДЖЕТ бюджет избыточный (Р<Д)
Структура семейного бюджета Источник дохода % от общего дохода Вид расхода % от общего расхода Заработная плата членов семьи 80 Обязательные платежные сборы : налоги , оплата квартиры и др . 25 Пенсии , стипендии , пособия 9 Питание 40 Доход от личного подсобного хозяйства 4 Непродовольственные товары : одежда , обувь , мебель , предметы домашнего обихода 20 Доход из других источников 7 Культурные потребности ( кино , театр , музей ) Накопления , сбережения 10 5
Доходная часть семейного бюджета
Расходы семьи Постоянные Переменные периодические (циклические и сезонные) единовременные (непредвиденные)
Постоянные расходы — это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические издания, проездной билет и т. д.
Переменные расходы Циклические расходы : покупка мебели, верхней одежды, бытовой техники, материалы для ремонта квартиры и др. Сезонные расходы: заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и др. Непредвиденные расходы: покупка лекарств, ремонт бытовой техники и др. Единовременные расходы : приобретение произведений искусства, украшений, автомобиля и др.
Денежные расходы семьи личное потребление; налоги и другие обязательные платежи; денежные накопления и сбережения
Налоги и другие обязательные платежи налоги (в частности, подоходный 13%); взносы в общественные и кооперативные организации, например в жилищно-строительный кооператив; погашение банковских ссуд и кредитов; оплата услуг детского сада и коммунальных услуг (квартиры, отопления, газа, воды, электроэнергии, телефона, радио и т. д.); транспортные расходы; плата за образование или за дополнительные услуги бесплатного образования (кружки, секции).
Практическая работа (домашняя) Составьте список расходов вашей семьи за месяц. Определите тип бюджета Вашей семьи . Подумайте, как можно сэкономить тепловую и электрическую энергию в быту. Вместе с родителями разработайте план снижения затрат на оплату коммунальных услуг.
Терминологический ребус Реклама Залог Себестоимость Доход Налог Товар 1 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.
Умение сопоставлять доходы и расходы семьи необходимо каждому человеку. Презентация служит наглядной опорой при “открытии” учащимися зависимости благосостояния семьи от доли расходов на питание (закон...
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов
В теоретической части урока рассматриваются основные понятия - бюджет, доход, расход. Практическая часть урока направлена на формирование навыков ведения домашней бухгалтерии. Программа SFBudget ...
Методическая разработка по технологии для учащихся 8 класса "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов".
Данная методическая разработка расширяет знания учащихся 8 классов по теме "Бюджет семьи". Разработка представлена в виде презентации....
Открытый урок по теме "Моя семья"
Открытый урок в 5-м классе по теме "Моя семья". УМК Enjoy English...
Открытый урок по теме "Моя семья " М.З.Биболетова 5 кл.
Конспект урока и презентация к нему....
Методическая разработка урока « Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов»
Методическая разработка урока « Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов»...
Открытый урок СБО тема БЮДЖЕТ
Открытый урок СБО тема БЮДЖЕТ...