Тема урока | "Моделирование фартука» (Лисичкина З.А. учитель высшей категории) |
Раздел: | СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ |
Тип урока | Комбинированный (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности) |
Цель урока | Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых понятий связанных с моделированием и использования их при моделирование фартуков Закрепить эти знания и умения для самостоятельного применения. |
Задачи
| Образовательные: познакомить учащихся с понятием «модель», «одежда», «моделирование», с историей фартука, деталями фартука, способами моделирования; сформировать умение и навыки по созданию новых моделей фартуков , ознакомить учащихся с профессией модельера. Рассмотреть два типа моделирования, уметь их отличать.( Техническое и художественное.) Развивающие: создать условия для развития универсальных учебных действий: Развивать познавательный интерес к предмету, самостоятельности. -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; -уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; -структурировать знания, выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, знаки); -способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентирования в пространстве, точности и тонкости различения цвета, рисунка, формы). Воспитательные: воспитать аккуратность, опрятность, самостоятельность; воспитывать требовательность к качеству выполнения своей работы; ответственности за свою работу; эстетический и художественный вкус; стремление доводить свою работу до конца. |
Планируемые результаты |
Личностные | Предметные | Метапредметные |
1. Интеллектуальная активность -интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора | 1. Знакомство учащихся с понятиями «модель», «одежда», «моделирование», историй, деталями фартука, правилами моделирования; развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание эскиза и описание модели фартука; формирование навыков по моделированию | Регулятивные УУД: - целеполагание; - мотивация учебной деятельности; - развивать самостоятельную познавательную деятельность. |
2 Коммуникативные навыки - владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения | 2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
| Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; - отражать в устной и практической форме результаты своей деятельности; - признавать право другого человека на иное мнение. |
3. Ответственность и адаптивность - личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей | 3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
| Познавательные УУД: - логические, уметь конструировать и моделировать фартук; - анализ объектов с целью выделения признаков; - исследовать несложные практические ситуации; - выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки. Закрепление умений работать с информацией- находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию, умение работать с таблицами
|
Фартук сшила я из ситца, Он мне должен пригодиться, В нём я буду печь, стирать И на кухне прибирать. В нём я буду мыть посуду, Пачкать в нём халат не буду. И от пятен мой халат Защищать он будет рад! |
| Рефлексивные УУД: - постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; - формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; - поиск и устранение причин возникших трудностей - осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; - владение умениями совместной деятельности с другими её участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
|
Основные понятия | Художественное и техническое моделирование, одежда, модель. Виды отделки. |
Межпредметные связи | черчение, искусство, информатика, математика, ИЗО |
Формы работы | Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая, метод дифференциации |
Технологии | Развивающее обучение, развивающие игры, технологии проблемного обучения, педагогика сотрудничества. |
Оборудование урока | детали фартука (шаблоны). цветная бумага, клей, ножницы, модели фартуков, инструкционные карты- виды нижней части фартука; виды нагрудников ,виды накладных карманов. |
Проблема урока | Моделирование различных фасонов фартуков на основе базового лекала. |
УМК: Для учителя | Для обучающихся | 1.Методическое пособие. (Технологии ведения дома) 2.Рабочая программа по технологии. (Технологии ведения дома). 5 класс 2015 3. Интернет-сайты | Учебник «Технология. Технологии ведения дома» Н. В. Синица, В. Д. Симоненко-М, «Вентана- Граф», 2014 |
|
Ход урока |
Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (универсальные учебные действия) |
I Организационный момент 1 мин Цель: Организовать самоопределение обучающихся к деятельности на уроке. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих, создает положительный настрой обучающихся на работу. Чтоб не пачкалась одежда И пореже, чтоб стирать Вам советую на кухне Фартук сверху надевать. | Организуют рабочее место | Регулятивные: самостоятельно организовать свое рабочее место); Познавательные -умение регулировать свои действия, взаимодействие в группе; Коммуникативные соблюдение норм речевого этикета и правил устного общения, планирование учебного сотрудничества. Личностные – оценка самоорганизации. |
II Актуализация опорных знаний. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности 5 мин Цель Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Актуализация знаний учащихся: проверка домашнего задания .Формирование цели урока, определение тематики новых знаний. Актуализация знаний по изучаемой теме, подготовка мышления к усвоению нового материала, анализ учебной ситуации и моделирование этапов изучения нового материала | Проводится фронтальный опрос.
А как можно сделать фартук нарядным? (применить разные отделки- аппликации, тесьма, оборка, кружево, рюши, комбинировать разные ткани, сделать мережку и.т. д. ) На доске нарисовано шесть моделей фартуков. Рассматривая данные образцы находим различия, выясняем каким путем можно их решить. В процессе группой и фронтальной работы с классом, учащиеся формируют цель. Сейчас мы с вами попытаемся испробовать себя в роли модельеров и попытаемся описать образцы фартуков. Каждый модельер должен вначале увлечься какой-то идеей, затем эту идею нового образа зарисовать, то. есть, выполнить эскиз, что называется художественным моделированием и только после этих действий происходит техническое моделирование. И так мы услышали два новых слова. Мы с вами построили чертеж, он у нас у всех одинаковый, а фартуки шить вы все будете одинаковые (Нет) На доске нарисовано шесть моделей фартуков. Найдите различие у этих фартуков. У фартуков разные формы нагрудников, разные формы нижней части фартуков. - Что необходимо сделать с чертежом выкройки фартука, чтобы получить разные модели фартуков? (Внести в чертеж изменения) - Молодцы! - Скажите, вы можете уже сейчас приступить к выполнению этого задания? (Нет) - В чем затруднение? У вас возникла проблема? Какая? (Мы не знаем, как выполнить задание?) - Молодцы! Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке. Тема урока: «Моделирование фартука" . Получить первоначальные навыки приемов моделирования – это цель нашего урока |
Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Находят различия моделей фартука, формулируют способы моделирования, делают выводы, выводят два определения термина "моделирование" и дают название темы. | Регулятивные определить цель и задачи учебной деятельности с помощью учителя, Познавательные –сравнение, анализ, систематизация самостоятельное определение цели урока, Коммуникативные -умение слышать и слушать.
Личностные- умение формировать свои мысли, способность к рассуждению. |
III. Изучение нового материала. Поисково-исследовательский этап Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. | Подача материала осуществляется в исследовательской форме.
Предлагает рассмотреть модельный ряд фартуков, задает вопросы, приводящие к раскрытию новой темы. На доске –записать тему «Моделирование фартука с нагрудником». В тетрадях записать определение: Моделирование- это создание новых образцов или моделей на основе изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.
Модель- это образец изделия в виде рисунка, фотографии. Фасон- это внешние черты любого изделия , определяемые формой деталей, линиями, их соотношениями, отделкой.
Так что же такое моделирование? (-Изменение чертежа выкройки) Чтобы понять, что такое моделирование – давайте внимательно посмотрим на ряд моделей Задание – I вариант - Найдите сходство в данных моделях; II вариант - Найдите различия в данных моделях. Возможные ответы детей: Сходство Различия 1. У каждого фартука есть нагрудник 1.Есть фартуки отрезные и не 2. У каждого фартука есть нижняя часть отрезные по линии талии 3. У всех фартуков есть карманы 2. Карманы имеют разную форму 4. У всех фартуков есть бретели 3. Фартуки различаются по цвету 5. У всех фартуков есть отделка 4. Отделка у фартуков разная. 5. У фартуков различная форма нижней части | Записывают тему урока, записывают определения. Рассматривают модели находят различия и сходства. | Регулятивные определение плана заданий на уроке под руководством учителя. Познавательные -умение рационально использовать информацию, Выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий, подведения под понятие. Коммуникативные проявлять интерес и активность в выборе решений
|
IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление материала
Цель:. Ввести новые понятия относящиеся к новой теме. Рассмотреть способы моделирования, последовательность моделирования. Способствовать развитию познавательных интересов, логического мышления, наблюдательности. Формировать представление о технике моделирования. |
Моделирование бывает художественным и техническим Художественное (творческое) моделирование – это создание эскиза модели изделия. Осуществляют художественное моделирование художники-модельеры (дизайнеры). Техническим моделированием называют перенос фасонных особенностей с рисунка на чертеж изделия. Осуществляют этот процесс конструкторы-модельеры. Можно выделить несколько способов моделирования фартуков6 1 Изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей. 2 Применение художественной отделки. 3 Моделирование цветом.
Контрольные вопросы: 1. Что означает термин «модель»? 2. Что означает термин «моделирование»? 3. С какими видами моделирования вы познакомились? 4. В чем заключается моделирование фартука? Назовите варианты моделирования фартука. 5. Что такое художественное моделирование ? 6. Что такое техническое моделирование ? 7. Назовите этапы моделирования.
| Знакомятся с определениями – художественное и техническое моделирование. Рассматривают способы моделирования. Отвечают на контрольные вопросы. | Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях моделирования. Коммуникативные взаимодействовать с учителем, группой. |
V.Физкультминутка (1 мин) Организовать паузу для снятия напряжения | Выполняют упражнения. | Учащиеся вместе с учителем выполняют упражнения. |
|
VI. Практическая работа
Цель: Способствовать воспитанию интереса к предмету, аккуратности, внимательности, умению четко выполнять задания. Развивать самостоятельность в выполнении моделировании. | Направляющая деятельность- инструктаж по выполнению, контролирует и корректирует работу учащихся. Текущий инструктаж- формирование новых умений, проверка организации рабочих мест и работы учащимися. Целевые обходы инструктирование учащихся по выполнению задания в целом и отдельных операций. Перед вами находятся три слайда На одном рисунки- нагрудников ,на втором- рисунки нижней части фартука, а на третьем- карманы – ваша задача смоделировать несколько моделей фартуков из предложенных геометрических фигур, приклеить в альбом. Подберите к нижней части карман, нагрудник, подходящие по форме. А также создать модель фартука использую отделку. И так для работы используем детали фартука сделанные дома в соответствии с чертежом в тетради из цветной бумаги. Второе задание будет смоделировать фартук согласно своей модели. Сначала мы должны вспомнить технику безопасности при работе с ножницами и клеем. Инструкционная карта.. Процесс технического моделирования можно разделить на три этапа. 1 Нанесение линий фасона. 2 Разрезание выкройки по намечаным линиям . 3 Склеивание деталей согласно модели. | Выполняют моделирование согласно заданию .Работу выполняют в альбомах по моделированию. Взаимосвязь и взаимоконтроль. Соблюдать технику безопасности при работе с клеем и ножницами. | Личностные- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы. Познавательные -проявление познавательных интересов и творческой активности при выполнение моделирования. Регулятивные- Управление своей деятельностью: контроль и коррекция; инциативность и самостоятельность.
|
VII. Рефлексия деятельности Цель: выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов. | А теперь вернемся к проблеме, которую вы сами сформулировали в начале урока. - Скажите, мы решили данную проблему? Вы поняли, как выполняется моделирование фартука? А теперь поделитесь мнениями об уроке. Технология «Телеграмма» После завершения занятия каждому ученику предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующие инструкцию. Что вы думаете об уроке? Что для вас было интересно? Чему вы научились7 Что вам понравилось? Какие будут пожелания? Напишите мне пожалуйста, об этом краткое послание. | Учащиеся осуществляют самооценку результатов своей деятельности | Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самопознание; самооценка. |
VIII Домашнее задание Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Вам надо подобрать ткань для своей модели и принести ткань и все для раскроя изделия И на своей выкройке внести изменение в соответствии с маленьким рисунком из альбома моделирования. | Учащиеся слушают и записывают домашнее задание в дневник | Регулятивные составление плана действий, познавательные, Закрепление знаний полученных на уроке в процессе выполнения домашнего задания. Коммуникативные умение выполнять домашнее задание при поддержке родителей |