Особенности мотивов мыслительной деятельности школьников с нарушенным интеллектом
статья по технологии на тему

 

Особенности мотивов мыслительной деятельности школьников с нарушением интеллекта

 

 

                                                                                            Учитель  Л.Н. Ильина                          

 

Санкт-Петербург


Одной из основных целей вспомогательной школы является подготовка ученика к активному участию в жизни общества, а для этого он должен овладеть определенными качествами.

В связи с этим проблема отношений к учебной деятельности и мотивации мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями представляет собой важный вопрос как для олигофренопедагогики, так и для специальной психологии.

Невозможно изучать мотивы на основе лишь словесных отчетов испытуемых. Реальное содержание мотивов проявляется в ходе самого процесса исследования мыслительной деятельности испытуемых, особенностей её протекания. Глубокое исследование мыслительной мотивации предполагает учет как «запускающих» механизмов мышления, так и удерживающих мыслительную деятельность в нужном русле словесные мотивировки испытуемых чаще всего выражают лишь позицию самого испытуемого в вопросе о движущих причинах собственного процесса мышления.

Чтобы рассмотреть возможный вариант изучения мотиваций мыслительной деятельности, приведу фрагмент экспериментального исследования внутренней «собственно мыслительной» мотивации учащихся с ограниченными возможностями младших классов с разной структурой дефекта:

а) С неосложненной структурой дефекта;

б) С психопатоподобным поведением;

в) С грубым нарушением личности.

В ходе исследования стояла задача изучить особенности содержательной и динамической сторон внутренней мотивации мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями с различной структурой дефекта.

Под содержательными параметрами мотивов понимаются такие их характеристики, которые раскрывают внутренние особенности самих мотивов:

  1. Направленность мотива на способ, результат, содержание деятельности;
  2. Степень действенности мотива.

Под динамическими параметрами мотивов понимаются такие их характеристики, которые зависят от психофизических и личностных особенностей испытуемых:

  1. Скорость приобретения мотивом побудительной активности;
  2. Интенсивность;
  3. Модальность.

Анализ содержательных особенностей внутренней собственно мыслительной мотивации испытуемых с неосложненной структурой дефекта.

Мыслительная деятельность испытуемых этой категории удерживалась в нужном русле за счет такого показателя  направленности, как интерес к содержанию выполняемой деятельности. Большинство из них обнаруживали направленность на результат деятельности. Действенность внутренних мотивов у них оставалась достаточно сохранной.

У испытуемых с психопатоподобным поведением действенность внутренней мотивации в определенных случаях оказывается поставленной в зависимость от сиюминутного настроения, степени утомления. В подавляющем большинстве случаев мыслительная деятельность удерживалась в направлении успешного решения проблемы за счет все того же показателя направленности, как интерес к содержанию выполняемой деятельности. Но в самой направленности внутренних мотивов была слабо выражена установка доводить начатую деятельность до конца.

Испытуемые с грубым нарушением личности. Действенность внутренних мотивов у испытуемых этой группы оказывалась самой низкой. Отказываясь от выполнения начатой деятельности, они обосновывали это легковесными причинами. Деятельность этих испытуемых с грубым нарушением личности удерживалась в нужном русле также за счет интереса к самому содержанию выполняемых заданий, а направленность на результат деятельности оказывалась маловыраженной.

Скорость приобретения мотивом побудительной силы. Для испытуемых с неосложненной структурой дефекта характерным является снижение побудительной силы внутренних мотивов лишь к моменту выполнения последнего задания. Отличительно, что они обнаруживали стремление демонстрировать признаки работоспособности перед лицом возникающей трудности.

У испытуемых же двух других групп эта черта – мобилизация резервной работоспособности – оказывалась лишь выраженной, а в отдельных случаях почти отсутствовала.

Интенсивность внутренних мотивов трех категорий испытуемых также была различной. У испытуемых с неосложненной структурой дефекта интенсивность оставалась сравнительно устойчивой на всех этапах мыслительной деятельности. Наиболее заметные колебания интенсивности отмечались у испытуемых с психопатоподобным поведением. У испытуемых с грубым нарушением личности интенсивность мотивов была также слабо выраженной.

Модальность: испытуемые с неосложненной структурой дефекта проявляли более выраженную устремленность на достижение результата. Для испытуемых с психопатоподобным поведением незначительное затруднение в ходе выполнении задания служит поводом к прекращению выполнения задания.

Вышеописанные особенности собственно мыслительной мотивации способствуют более глубокому пониманию своеобразия мыслительной деятельности в ходе её изучения у школьников с ограниченными возможностями, различающихся по структуре дефекта.

Не менее важное значение имеет сравнительное изучение мыслительной мотивации учащихся различных возрастных цензов. Например, изучение мыслительной мотивации испытуемых неосложненной структурой дефекта 2-3 и 7-8 классов вспомогательной школы.

Сравнительный анализ позволяет исследовать основные функции мотивов мыслительной деятельности. Таких функций две: мотивы, с одной стороны, побуждают индивида включиться в мыслительную деятельность, а с другой – придают деятельности определенный личностный смысл. Первая функция мотивов определяет своеобразие начального момента включения индивида в мыслительную деятельность, и это включение осуществляется на основе внешних мотивов, а вторая функция определяет своеобразие удержания мыслительной деятельности в направлении достижения успеха или своеобразие отказа от продолжения начатой деятельности (что совместно осуществляют внешние и внутренние мотивы).

Таблица, отражающая количество используемых в мыслительной деятельности побудительных мотивов испытуемыми с неосложненной структурой дефекта 2-3 и 7-8 классов вспомогательной школы.

 

Перечень мотивов, побудивших испытуемых к выполнению задания

Кол-во мотивов по классам

"2" - "3"

"7" - "8"

1. Задания интересные

7

5

2. За правильное решение задания получить хорошую оценку

6

2

3. Задания легкие

4

2

4. Задания, при решении которых получишь знания, которые тебе пригодятся в школе

3

1

5. Задания, при решении которых получишь знания, которые тебе пригодятся после школы

3

7

6. Задания трудные

2

3

7. Задания, которые ты никогда не решал

2

1

8. Задания выявляют сообразительность

-

1

9. Задания выявляют способных и неспособных

-

1

10. Задания, которые тебе уже приходилось решать

-

1

11. Задание, на решение которого потребуется не более 1 минуты

-

1

 

Проанализируем на основе этой таблицы содержательные особенности внешней и внутренней мотивации.

Во внешних мотивах испытуемых старших классов отчетливо просматривается направленность мотивов на социально значимый результат деятельности. Старшеклассники, как будущие выпускники вспомогательной школы не придают такого большого значения школьной отметке, как учащиеся 2-3 классов.

Особенности осознания внешних мотивов у испытуемых изучались на основе их словесных отчетов. Из отчетов было видно, что учащиеся 2-3 классов могли дать адекватные мотивировки причинам выбора и решения того или иного задания. А старшеклассники обнаруживали еще более высокий уровень осознанности внешних мотивов.

У испытуемых с неосложненной структурой дефекта не отмечалось случаев прекращения начатой деятельности, что свидетельствует о высокой степени действенности внешних и внутренних мотивов их мыслительной деятельности.

Рассмотрим особенности мотивации учебной деятельности школьников с ограниченными возможностями.

 

 

1) Характеристика отношений к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы

Говоря об особенности мотивов побуждающих учебную деятельность учеников первых классов можно отметить, что им присуща ситуативность мотивировок и почти невозможно выделить какие-либо устойчивые группы мотивов. Только у немногих учеников обнаруживается отрицательное отношение к школе и проявляется оно эпизодически. Положительное отношение к школе чаще всего пробуждается такими мотивами, как школьные игры, интересные занятия на уроках и во внеурочное время.

Если исходить из данных критериев, то мотивы учеников первых классов вспомогательной школы будут иметь следующие особенности:

  1. Трудности определения ведущего мотива;
  2. Преимущественно низкий уровень мотивации учебной деятельности;
  3. Низкая степень осознанности действующих мотивов.

В качестве ведущих групп мотивов, побуждающих отношение учащихся 1-3 классов к учебной деятельности, выступают следующие:

  1. Школьные игры;
  2. Интересные виды учебной рабомы;
  3. Общение с товарищами;
  4. Внеклассные мероприятия;
  5. Поручения учителя.

Кроме мотивов, побуждающих отношение учащихся с ограниченными возможностями к школе, в систему мотивации учебной деятельности входят и мотивы, оптимизирующие отношения их к изучаемым предметам и домашним заданиям.

Имеются следующие группы отрицательных мотивов:

  1. Трудности в усвоении материала;
  2. Неумение выполнять определенные виды учебной работы;
  3. Отсутствие интереса к изучаемому материалу;
  4. Отрицательные отметки;
  5. Порицания учителя.

Группы положительных мотивов:

  1. Легкость в усвоении материала;
  2. Интерес к виду учебной работы;
  3. Интерес к изучаемому материалу;
  4. Положительные отметки;
  5. Похвала учителя.

Причем, проявление этих групп мотивов в процессе учебной деятельности настолько динамично, что с трудом удается зафиксировать ведущий мотив в зависимости от смены этапов урока, от используемых учителем методов и приемов работы, от перемены различных видов учебной работы.

2) Мотивы учебной деятельности учащихся с ограниченными возможностями младших классов имеют следующие особенности:

  1. При появлении положительного отношения к учебной деятельности наиболее эффективное влияние на учеников оказывают такие мотивы, как интерес к определенному виду учебной работы.

Среди отрицательных мотивов ведущее место принадлежит группе мотивов, связанных с трудностями, которые встречает ученик в процессе усвоения материала и выполнения задания.

  1. Большую стимулирующую роль играет такой специфический мотив, как отметка. Однако она может служить побудителем учебной деятельности только в случае, если является действенным мотивом, который в достаточной мере осознается учеником.
  2. Для мотивов, побуждающих отношение к учебной деятельности, характерно:

а) Низкая степень осознанности;

б) Большая изменчивость и зависимость от ситуации ведущих мотивов;

в) Преобладание мотивов, исходящих непосредственно от учебной деятельности;

г) Бедность мотивов по содержанию;

д) Наличие как положительных, так и отрицательных мотивов.

3) Особенности отношений к домашним заданиям.

Выделение этой стороны проблемы объясняется тем, что домашнее задание – составная часть всего учебного труда в целом.

Они неразрывно связаны с учебно-воспитательным процессом и играют огромную роль при усвоении материала.

Выполнение домашних заданий учащихся 1-3 классов вспомогательной школы побуждаются следующими группами мотивов:

I  группа – нежелание получить в классе «2»

II группа – стремление получить хорошую отметку

III группа – желание хорошо знать материал

IV группа – привычка выполнять требования старших.

Для учеников первых и вторых классов характерна 4 группа мотивов. Они воспринимают домашние задания как необходимость, в основном не осознавая их значения для усвоения школьных знаний. В третьем классе ведущими становятся мотивы 1 и 2 группы. Совсем незначительное количество учеников побуждается 3 группой мотивов.

Отметим причины, которые вызывают отрицательное и частично отрицательное отношение учеников младших классов вспомогательной школы к домашним заданиям:

  1. .Неумение выполнить определенный вид учебной работы
  2. Неумение контролировать себя, определять, в какой мере выучен материал
  3. Неумение самостоятельно работать
  4. Отсутствие интереса к предмету или отдельному виду работы
  5. Отрицательная отметка, полученная перед этим в классе
  6. Неправильная организация занятий при подготовке домашних заданий
  7. Характер структуры дефекта ученика

 

4) Качественная характеристика отношений учеников к учебной деятельности.

         Вообще, отношение учеников, по характеру его проявления можно дифференцировать на ряд разновидностей:

  1. Пассивно отрицательная – ученик, не проявляя агрессивного сопротивления, отрицательно реагирует на предъявленные к нему требования, игнорирует их, в учебном процессе почти не принимает участия.
  2. Активно отрицательная – агрессивное сопротивление требованиям учителя
  3. Внешне положительное – выполнение предъявляемых требований не из стремления овладеть знаниями, а по привычке, из-за положительной отметки. При этом ведущие мотивы учеником не всегда осознаются.
  4. Внутренне положительное – положительное отношение ко всем требованиям учителя, интерес к материалу предмета, стремление к усвоению школьных знаний, направляемый интересом, пониманием, что знания необходимы для будущей жизни.
  5. Равнодушное – безразличное отношение к большинству изучаемых предметов, к выполнению домашних заданий. Такой ученик равнодушие к требования учителя, за исключением отдельных моментов.

         У большинства учеников младших классов вспомогательной школы имеется равнодушное и положительное отношение

         Особенности отношений к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы и их качественная характеристика дают возможности сделать следующие выводы:

  1. Для учеников характерно проявление трех уровней отношений к учебной деятельности низкого, среднего и высокого.
  2. У большинства учеников отношение к учебе проявляется на среднем уровне, для которых свойственно частично отрицательное и равнодушное отношение к предметам. Их отношение при этом побуждаются в основном недостаточно осознанными положительными мотивами.
  3. Между отношениями к учебной деятельности и успеваемостью учащихся имеется определенная зависимость, но она не является полной, однако более высокий уровень отношений к учебной деятельности фактически всегда оказывает положительное влияние на успеваемость ученика и качество его знаний.
  4. Отношение к учебной деятельности умственно отсталых учеников имеют следующие особенности:

а) Они не достигают того уровня обобщение, как у нормальных школьников.

б) Имеют более сложный характер образования из-за недоразвития психических свойств и процессов.

в) Имеют низкий уровень мотивации из-за сложности образования мотивационной сферы.

г) Умственно отсталые недостаточно осознают и регулируют свои отношения.

         Выполняя учебную задачу дети с ограниченными возможностями руководствуются иными, чем нормальные школьники, мотивами, в результате чего их действия оказываются неуспешными, а зачастую и неправильными. Будучи поставленными перед необходимостью выполнять учебную задачу, которую он не в состоянии должным образом осознать, аномальный школьник начинает выполнять такие действия, которые диктуются не требованиями задачи, а стремлением в той или иной форме удовлетворить требованиям учителя.

         Для достижения хороших результатов в обучении и воспитании  школьников с отставанием умственного развития необходима организация педагогического процесса, которая побуждала их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами,  порождаемыми их собственными потребностями и интересами.

         Итак, одной из важнейших задач вспомогательной школы является формирование у учащихся готовности к сознательному усвоению знаний. Без специальной коррекционно-воспитательной работы, направленной на формирование указанной готовности, нельзя добиться хороших результатов в процессе обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности мотивов мыслительной деятельности школьников с нарушением интеллекта

                                                                                            Учитель

                                                                                            Л.Н. Ильина

Санкт-Петербург

Одной из основных целей вспомогательной школы является подготовка ученика к активному участию в жизни общества, а для этого он должен овладеть определенными качествами.

В связи с этим проблема отношений к учебной деятельности и мотивации мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями представляет собой важный вопрос как для олигофренопедагогики, так и для специальной психологии.

Невозможно изучать мотивы на основе лишь словесных отчетов испытуемых. Реальное содержание мотивов проявляется в ходе самого процесса исследования мыслительной деятельности испытуемых, особенностей её протекания. Глубокое исследование мыслительной мотивации предполагает учет как «запускающих» механизмов мышления, так и удерживающих мыслительную деятельность в нужном русле словесные мотивировки испытуемых чаще всего выражают лишь позицию самого испытуемого в вопросе о движущих причинах собственного процесса мышления.

Чтобы рассмотреть возможный вариант изучения мотиваций мыслительной деятельности, приведу фрагмент экспериментального исследования внутренней «собственно мыслительной» мотивации учащихся с ограниченными возможностями младших классов с разной структурой дефекта:

а) С неосложненной структурой дефекта;

б) С психопатоподобным поведением;

в) С грубым нарушением личности.

В ходе исследования стояла задача изучить особенности содержательной и динамической сторон внутренней мотивации мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями с различной структурой дефекта.

Под содержательными параметрами мотивов понимаются такие их характеристики, которые раскрывают внутренние особенности самих мотивов:

  1. Направленность мотива на способ, результат, содержание деятельности;
  2. Степень действенности мотива.

Под динамическими параметрами мотивов понимаются такие их характеристики, которые зависят от психофизических и личностных особенностей испытуемых:

  1. Скорость приобретения мотивом побудительной активности;
  2. Интенсивность;
  3. Модальность.

Анализ содержательных особенностей внутренней собственно мыслительной мотивации испытуемых с неосложненной структурой дефекта.

Мыслительная деятельность испытуемых этой категории удерживалась в нужном русле за счет такого показателя  направленности, как интерес к содержанию выполняемой деятельности. Большинство из них обнаруживали направленность на результат деятельности. Действенность внутренних мотивов у них оставалась достаточно сохранной.

У испытуемых с психопатоподобным поведением действенность внутренней мотивации в определенных случаях оказывается поставленной в зависимость от сиюминутного настроения, степени утомления. В подавляющем большинстве случаев мыслительная деятельность удерживалась в направлении успешного решения проблемы за счет все того же показателя направленности, как интерес к содержанию выполняемой деятельности. Но в самой направленности внутренних мотивов была слабо выражена установка доводить начатую деятельность до конца.

Испытуемые с грубым нарушением личности. Действенность внутренних мотивов у испытуемых этой группы оказывалась самой низкой. Отказываясь от выполнения начатой деятельности, они обосновывали это легковесными причинами. Деятельность этих испытуемых с грубым нарушением личности удерживалась в нужном русле также за счет интереса к самому содержанию выполняемых заданий, а направленность на результат деятельности оказывалась маловыраженной.

Скорость приобретения мотивом побудительной силы. Для испытуемых с неосложненной структурой дефекта характерным является снижение побудительной силы внутренних мотивов лишь к моменту выполнения последнего задания. Отличительно, что они обнаруживали стремление демонстрировать признаки работоспособности перед лицом возникающей трудности.

У испытуемых же двух других групп эта черта – мобилизация резервной работоспособности – оказывалась лишь выраженной, а в отдельных случаях почти отсутствовала.

Интенсивность внутренних мотивов трех категорий испытуемых также была различной. У испытуемых с неосложненной структурой дефекта интенсивность оставалась сравнительно устойчивой на всех этапах мыслительной деятельности. Наиболее заметные колебания интенсивности отмечались у испытуемых с психопатоподобным поведением. У испытуемых с грубым нарушением личности интенсивность мотивов была также слабо выраженной.

Модальность: испытуемые с неосложненной структурой дефекта проявляли более выраженную устремленность на достижение результата. Для испытуемых с психопатоподобным поведением незначительное затруднение в ходе выполнении задания служит поводом к прекращению выполнения задания.

Вышеописанные особенности собственно мыслительной мотивации способствуют более глубокому пониманию своеобразия мыслительной деятельности в ходе её изучения у школьников с ограниченными возможностями, различающихся по структуре дефекта.

Не менее важное значение имеет сравнительное изучение мыслительной мотивации учащихся различных возрастных цензов. Например, изучение мыслительной мотивации испытуемых неосложненной структурой дефекта 2-3 и 7-8 классов вспомогательной школы.

Сравнительный анализ позволяет исследовать основные функции мотивов мыслительной деятельности. Таких функций две: мотивы, с одной стороны, побуждают индивида включиться в мыслительную деятельность, а с другой – придают деятельности определенный личностный смысл. Первая функция мотивов определяет своеобразие начального момента включения индивида в мыслительную деятельность, и это включение осуществляется на основе внешних мотивов, а вторая функция определяет своеобразие удержания мыслительной деятельности в направлении достижения успеха или своеобразие отказа от продолжения начатой деятельности (что совместно осуществляют внешние и внутренние мотивы).

Таблица, отражающая количество используемых в мыслительной деятельности побудительных мотивов испытуемыми с неосложненной структурой дефекта 2-3 и 7-8 классов вспомогательной школы.

Перечень мотивов, побудивших испытуемых к выполнению задания

Кол-во мотивов по классам

"2" - "3"

"7" - "8"

1. Задания интересные

7

5

2. За правильное решение задания получить хорошую оценку

6

2

3. Задания легкие

4

2

4. Задания, при решении которых получишь знания, которые тебе пригодятся в школе

3

1

5. Задания, при решении которых получишь знания, которые тебе пригодятся после школы

3

7

6. Задания трудные

2

3

7. Задания, которые ты никогда не решал

2

1

8. Задания выявляют сообразительность

-

1

9. Задания выявляют способных и неспособных

-

1

10. Задания, которые тебе уже приходилось решать

-

1

11. Задание, на решение которого потребуется не более 1 минуты

-

1

Проанализируем на основе этой таблицы содержательные особенности внешней и внутренней мотивации.

Во внешних мотивах испытуемых старших классов отчетливо просматривается направленность мотивов на социально значимый результат деятельности. Старшеклассники, как будущие выпускники вспомогательной школы не придают такого большого значения школьной отметке, как учащиеся 2-3 классов.

Особенности осознания внешних мотивов у испытуемых изучались на основе их словесных отчетов. Из отчетов было видно, что учащиеся 2-3 классов могли дать адекватные мотивировки причинам выбора и решения того или иного задания. А старшеклассники обнаруживали еще более высокий уровень осознанности внешних мотивов.

У испытуемых с неосложненной структурой дефекта не отмечалось случаев прекращения начатой деятельности, что свидетельствует о высокой степени действенности внешних и внутренних мотивов их мыслительной деятельности.

Рассмотрим особенности мотивации учебной деятельности школьников с ограниченными возможностями.

1) Характеристика отношений к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы

Говоря об особенности мотивов побуждающих учебную деятельность учеников первых классов можно отметить, что им присуща ситуативность мотивировок и почти невозможно выделить какие-либо устойчивые группы мотивов. Только у немногих учеников обнаруживается отрицательное отношение к школе и проявляется оно эпизодически. Положительное отношение к школе чаще всего пробуждается такими мотивами, как школьные игры, интересные занятия на уроках и во внеурочное время.

Если исходить из данных критериев, то мотивы учеников первых классов вспомогательной школы будут иметь следующие особенности:

  1. Трудности определения ведущего мотива;
  2. Преимущественно низкий уровень мотивации учебной деятельности;
  3. Низкая степень осознанности действующих мотивов.

В качестве ведущих групп мотивов, побуждающих отношение учащихся 1-3 классов к учебной деятельности, выступают следующие:

  1. Школьные игры;
  2. Интересные виды учебной рабомы;
  3. Общение с товарищами;
  4. Внеклассные мероприятия;
  5. Поручения учителя.

Кроме мотивов, побуждающих отношение учащихся с ограниченными возможностями к школе, в систему мотивации учебной деятельности входят и мотивы, оптимизирующие отношения их к изучаемым предметам и домашним заданиям.

Имеются следующие группы отрицательных мотивов:

  1. Трудности в усвоении материала;
  2. Неумение выполнять определенные виды учебной работы;
  3. Отсутствие интереса к изучаемому материалу;
  4. Отрицательные отметки;
  5. Порицания учителя.

Группы положительных мотивов:

  1. Легкость в усвоении материала;
  2. Интерес к виду учебной работы;
  3. Интерес к изучаемому материалу;
  4. Положительные отметки;
  5. Похвала учителя.

Причем, проявление этих групп мотивов в процессе учебной деятельности настолько динамично, что с трудом удается зафиксировать ведущий мотив в зависимости от смены этапов урока, от используемых учителем методов и приемов работы, от перемены различных видов учебной работы.

2) Мотивы учебной деятельности учащихся с ограниченными возможностями младших классов имеют следующие особенности:

  1. При появлении положительного отношения к учебной деятельности наиболее эффективное влияние на учеников оказывают такие мотивы, как интерес к определенному виду учебной работы.

Среди отрицательных мотивов ведущее место принадлежит группе мотивов, связанных с трудностями, которые встречает ученик в процессе усвоения материала и выполнения задания.

  1. Большую стимулирующую роль играет такой специфический мотив, как отметка. Однако она может служить побудителем учебной деятельности только в случае, если является действенным мотивом, который в достаточной мере осознается учеником.
  2. Для мотивов, побуждающих отношение к учебной деятельности, характерно:

а) Низкая степень осознанности;

б) Большая изменчивость и зависимость от ситуации ведущих мотивов;

в) Преобладание мотивов, исходящих непосредственно от учебной деятельности;

г) Бедность мотивов по содержанию;

д) Наличие как положительных, так и отрицательных мотивов.

3) Особенности отношений к домашним заданиям.

Выделение этой стороны проблемы объясняется тем, что домашнее задание – составная часть всего учебного труда в целом.

Они неразрывно связаны с учебно-воспитательным процессом и играют огромную роль при усвоении материала.

Выполнение домашних заданий учащихся 1-3 классов вспомогательной школы побуждаются следующими группами мотивов:

I  группа – нежелание получить в классе «2»

II группа – стремление получить хорошую отметку

III группа – желание хорошо знать материал

IV группа – привычка выполнять требования старших.

Для учеников первых и вторых классов характерна 4 группа мотивов. Они воспринимают домашние задания как необходимость, в основном не осознавая их значения для усвоения школьных знаний. В третьем классе ведущими становятся мотивы 1 и 2 группы. Совсем незначительное количество учеников побуждается 3 группой мотивов.

Отметим причины, которые вызывают отрицательное и частично отрицательное отношение учеников младших классов вспомогательной школы к домашним заданиям:

  1. .Неумение выполнить определенный вид учебной работы
  2. Неумение контролировать себя, определять, в какой мере выучен материал
  3. Неумение самостоятельно работать
  4. Отсутствие интереса к предмету или отдельному виду работы
  5. Отрицательная отметка, полученная перед этим в классе
  6. Неправильная организация занятий при подготовке домашних заданий
  7. Характер структуры дефекта ученика

4) Качественная характеристика отношений учеников к учебной деятельности.

        Вообще, отношение учеников, по характеру его проявления можно дифференцировать на ряд разновидностей:

  1. Пассивно отрицательная – ученик, не проявляя агрессивного сопротивления, отрицательно реагирует на предъявленные к нему требования, игнорирует их, в учебном процессе почти не принимает участия.
  2. Активно отрицательная – агрессивное сопротивление требованиям учителя
  3. Внешне положительное – выполнение предъявляемых требований не из стремления овладеть знаниями, а по привычке, из-за положительной отметки. При этом ведущие мотивы учеником не всегда осознаются.
  4. Внутренне положительное – положительное отношение ко всем требованиям учителя, интерес к материалу предмета, стремление к усвоению школьных знаний, направляемый интересом, пониманием, что знания необходимы для будущей жизни.
  5. Равнодушное – безразличное отношение к большинству изучаемых предметов, к выполнению домашних заданий. Такой ученик равнодушие к требования учителя, за исключением отдельных моментов.

        У большинства учеников младших классов вспомогательной школы имеется равнодушное и положительное отношение

        Особенности отношений к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы и их качественная характеристика дают возможности сделать следующие выводы:

  1. Для учеников характерно проявление трех уровней отношений к учебной деятельности низкого, среднего и высокого.
  2. У большинства учеников отношение к учебе проявляется на среднем уровне, для которых свойственно частично отрицательное и равнодушное отношение к предметам. Их отношение при этом побуждаются в основном недостаточно осознанными положительными мотивами.
  3. Между отношениями к учебной деятельности и успеваемостью учащихся имеется определенная зависимость, но она не является полной, однако более высокий уровень отношений к учебной деятельности фактически всегда оказывает положительное влияние на успеваемость ученика и качество его знаний.
  4. Отношение к учебной деятельности умственно отсталых учеников имеют следующие особенности:

а) Они не достигают того уровня обобщение, как у нормальных школьников.

б) Имеют более сложный характер образования из-за недоразвития психических свойств и процессов.

в) Имеют низкий уровень мотивации из-за сложности образования мотивационной сферы.

г) Умственно отсталые недостаточно осознают и регулируют свои отношения.

        Выполняя учебную задачу дети с ограниченными возможностями руководствуются иными, чем нормальные школьники, мотивами, в результате чего их действия оказываются неуспешными, а зачастую и неправильными. Будучи поставленными перед необходимостью выполнять учебную задачу, которую он не в состоянии должным образом осознать, аномальный школьник начинает выполнять такие действия, которые диктуются не требованиями задачи, а стремлением в той или иной форме удовлетворить требованиям учителя.

        Для достижения хороших результатов в обучении и воспитании  школьников с отставанием умственного развития необходима организация педагогического процесса, которая побуждала их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами,  порождаемыми их собственными потребностями и интересами.

        Итак, одной из важнейших задач вспомогательной школы является формирование у учащихся готовности к сознательному усвоению знаний. Без специальной коррекционно-воспитательной работы, направленной на формирование указанной готовности, нельзя добиться хороших результатов в процессе обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности на уроках геграфии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта

Вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке....

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

«Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта»

Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта...

Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта

В статье описаны упражнения, направленные на развитие речевой деятельности у школьников с нарушениями интеллектуального развития....

Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта

Рассматриваются различне игры с песком, направленные на стимуляцию речевого развития у ребенка, имеющими интеллектуальные нарушения....

СТАТЬЯ. Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта.

СТАТЬЯ. Активизация  мыслительной  деятельности  на  уроках  географии и биологии  через  коррекцию  познавательных  интересов  школьников с нарушение...