Элементы проектной деятельности на уроках технологии
план-конспект урока по технологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад о методе проектов. | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение
"Центр психолого-педагогического сопровождения
и коррекции "Гармония"
Элементы проектной деятельности
на уроках технологии
ДОКЛАД на методическом объединении
Федосеева Н. Н.
Учитель технологии
2017 год
Одной из основных задач коррекционной школы является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе. Признание прав каждого такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессии является чрезвычайно важным.
Социализация детей с ОВЗ в современном мире в основном определяется направляющей помощью взрослых - коллектива школы (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог и другие) для организации жизни детей, как своеобразного "проекта": определение дальнейшей и ближайшей перспективы, нахождение и привлечение необходимых ресурсов, определение плана действий и целей.
Практика показала, что учащиеся с ОВЗ положительно относятся к урокам трудового обучения. На них они могут проявлять себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приёмов обучения позволяет заинтересовать обучающихся и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентировочное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация и проектные методики в определённой степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Положительная мотивация на уроках трудового обучения, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создаётся благодаря:
- формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
- сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и классом в целом;
- дифференциации и индивидуализации, личностному подходу в обучении;
- созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности обучающихся;
- использованию методов, активизирующих учебный процесс;
- использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических требований и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;
- неразрывному единству обучения и воспитания.
Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Учитывая опыт и деятельность коллег, активизируя свою работу, я пришла к выводу, что использование элементов проектной деятельности на уроках трудового обучения способствует пробуждению и развитию сознательного интереса у учащихся к предмету.
Творческий проект - это учебно-трудовое задание, которое активизирует интерес и побуждает к самостоятельной деятельности учащихся по созданию полезного продукта или для себя, или общественно значимого. Только тогда, когда ребёнок проникается интересом и привлекательностью отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе, возможно воспитание любви к труду.
Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, возбуждает детей к фантазии, развивает навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Метод проектов специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:
- он должен быть ориентирован на психические возможности учащихся;
- деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;
- задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого -педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.
Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определённая часть учебной программы.
Тематика проектных заданий подбирается с учётом содержания программного материала и интересов учащихся. На уроках швейного дела программой предусмотрено изучение технологической последовательности изготовления плечевых и поясных изделий. Так, например, в 7 классе, в первой четверти учащиеся учатся шить ночную сорочку без плечевого шва, во второй четверти - пижаму, в третьей и четвёртой четверти прямую юбку. Элементы проектной деятельности я применяю при изучении раздела "Практическое повторение", в ходе изучения данного материала учащиеся обобщают и закрепляют знания по пошиву программных изделий, изготовляя аналогичные.
Работу с применением метода проекта веду по принципу усложнения. В ходе выполнения проектных заданий помогаю учащимся подбирать материал, информацию, инструменты для работы. В коллективной беседе обсуждаем способы преодоления трудностей. Во время практической работы над проектным заданием контролирую и помогаю подобрать наиболее рациональные способы выполнения задания, отрабатываем навык соблюдения правил техники безопасности работы на швейном оборудовании. Завершающим этапом является его защита проекта. При подготовке к защите проекта, учу учащихся делать анализ своей работы и создавать презентацию.
Пример. Творческий проект "Детская пижама". Учащимся была предложена для обсуждения проблема: нужна для сна в школе в зимнее время ночная пижама. Вместе с учащимися изучили ассортимент и цены на готовые изделия в магазине, затем сделали расчёт ткани и ее стоимость на пошив пижамы, пришли к выводу, что гораздо выгоднее купить ткань и пошить пижаму самостоятельно. Перед началом работы в коллективной беседе был проведён анализ изделия: пижама состоит из комплекта, в который входят два изделия: пижамная сорочка и пижамные брюки. Были рассмотрены различные фасоны пижам и образцы ткани для их изготовления.
Следующим этапом нашей работы был выбор ткани для пошива изделия. Мы изучили и провели анализ гигиенических и возрастных требований, предъявляемых к пижаме и решили, что лучше всего подойдёт хлопчатобумажная ткань, а для отделки пижамы использовать кружево и косую бейку.
В качестве базовой конструктивной основы пижамной блузы использовали чертёж ночной сорочки без плечевого шва. Выкройку пижамных брюк взяли из журнала "Бурда". Раскрой изделия девочки делали с помощью учителя.
Практическая часть над проектом заключалась в самостоятельной работе учащихся по пошиву пижамы, в соответствии с планом работы по пошиву пижамной сорочки и пижамных брюк. Учащиеся работали с опорой на ИТК, также мною проводился контроль за качеством выполнения швейной работы, соблюдением последовательности работы и обеспечение техники безопасности работы.
В конце работы над проектом была произведена оценка качества. Защита проекта проходила по плану: назвать причины, побудившие к выполнению данного проекта, цели и задачи, поставленные перед его выполнением, назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении проекта, рассказать о выбранной модели изделия, отделки, обосновать выбор ткани с учётом её свойств в соответствии с моделью, указать на положительные и отрицательные стороны модели, то есть выявить недостатки и достоинства выполненной модели. рассказать о новых знаниях и умениях, полученных при выполнении проекта, сделать вывод о целесообразности его выполнения и правильности выбора изделия, самостоятельно объективно оценить выполненную проектную работу, выслушать мнения одноклассниц и оценку учителя. Данную информацию учащиеся собирают и оформляют в папку с моей помощью, это необходимо для систематизации работы над проектом и помогает им во время защиты проекта.
В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнёрства, без диктата учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Целью таким образом организованной деятельности является получение интересного для школьника результата (результата работы над проектом) - что является сильной мотивацией к учебной деятельности. Также важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определённым принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность.
Включение элементов метода творческих проектов в учебный процесс даёт мне возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Процесс работы над творческим проектом позволяет пробудить у моих учеников осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить творческие способности. У учащихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей. Конечно, проекты моих учеников по своей конструктивной сложности, материалоёмкости, эстетическому исполнению нередко уступают работам сверстников из общеобразовательных школ. Однако эмоциональное удовлетворение, осознанная значимость и необходимость своего труда у наших детей ни с чем не сравнимы.
При работе над проектом стараюсь выстроить работу учащихся так, чтобы они смогли максимально самостоятельно выполнять необходимые операции. Побуждаю и поддерживаю мельчайшую инициативу ребёнка. Оказываю помощь, в создании условий для достижения положительного результата.
Использование метода проектной деятельности на уроках трудового обучения учит учащихся общению в трудовом процессе, вырабатывает умения формировать свои желания и потребности, развивает коммуникативные качества личности, помогает адекватно реагировать на замечания и похвалу - всё это способствует их успешной социализации после окончания школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...
Урок с элементами проектной технологии "Испарение"
Проблемный урок...
Конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Порядковые числительные. Даты" с элементами проектной деятельности.
Конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Порядковые числительные. Даты" с элементами проектной деятельности. УМК Биболетовой....
"По дорогам жестокой войны" конкурс знаний с элементами проектно-исследовательской деятельности
В процессе работы большое внимание уделяю исследовательской деятельности.Причем исследовательская работа иногда начинается с небольших заданий при подготовке к уроку. Так в прошлом учебном году к повт...
Элементы проектной деятельности на уроках химии.
Данный материал включает анализ работы по теме "Элементы проектной деятельности на уроках химии"....
Интегрированное внеклассное мероприятие биолого-социальной направленности с элементами проектной деятельности "Сохраним на Земле жизнь!"
Цель: повысить экологическую направленность содержания биологических знаний, подвести учащихся к выводу о необходимости сохранения планеты Земля и спасение себя как частицы биосферы, воспитание у них ...
Элективные курсы по биологии с элементами проектной и исследовательской деятельности.5-6 класс (автор-составитель Савенкова И.Г.)
Рабочая программа элективных курсов по биологии создана с учетом интереса учащихся 5-6 класса.На уроках учащиеся знакомяться с элементами проектной и исследовательской деятельности.Пробуют себя в роли...