Урок по технологии в 8 классе "Значение темперамента в профессиональном самоопределении".
презентация к уроку по технологии на тему

Гайфуллин Ильяс Халимович

План урока в 8 классе по теме "Значение темперамента в профессиональном самоопределении и презентация к нему".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx28.26 КБ
Файл znachenie_temperamenta_v_professionalnom_samoopredelenii.pptx572.77 КБ

Предварительный просмотр:

   Гайфуллин Ильяс Халимович, учитель технологии МБОУ СОШ № 3  г. Менделеевск Р8 класс

Тема:  Значение темперамента в профессиональном самоопределении.

Цели:  1) Ознакомить учащихся с типами темпераментов.

             2)  Научить определять тип своего темперамента и использовать его свойства при выборе будущей профессии.

             3)   Стимулировать учащихся к изучению своего темперамента в целях более удачного профессионального самоопределения.

 Используемые технологии:  ИКТ

Тип урока: освоение новых знаний

 Вид урока:  беседа с использованием ИКТ

Метод проведения:  эвристический и диагностический

Межпредметные связи: биология, история

Материальное оснащение: компьютер, экран, проектор, карточки-задания

Предварительная работа:  профориентационная.

                                                     ХОД  УРОКА

Организационный момент: приветствие,  психологическая подготовка класса.

Беседа, переходящая в тему урока.

Учитель: Как вы думаете, что нужно человеку, чтобы быть в жизни успешным, уверенным, обеспеченным.

Учащийся: профессия, которая приносит удовлетворение и материальное обеспечение.

Учитель: Статистика показывает, что 75% россиян не удовлетворены своей работой. Одна из причин – неправильный выбор профессии.  Чтобы получить профессию, надо учиться. На это уходит время и немалые материальные затраты. Получив профессию, человек начинает работать, и вдруг оказывается, что это не “его”, или, как говорят, душа не лежит к работе.  Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. Где-то есть спрос на энергичных, подвижных, мобильных сотрудников, а где-то нужны неторопливые, сдержанные, склонные к глубокому анализу люди.

Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к скорости работы, умению быстро переключаться с одного вида деятельности к другому.

Выбор профессии зависит от многих факторов: от востребованности  профессии на рынке труда, от твоих интересов, склонностей и способностей и, в большей степени, от психических особенностей нервной системы, от темперамента.

 Итак, сегодня мы будем говорить о темпераменте и его значении в жизни и деятельности человека.

Запишем тему нашего урока:  (слайд 2)

Значение темперамента в профессиональном самоопределении.

Мы с вами поговорим о типах темперамента и о том, как учитывать его особенности при выборе своей будущей деятельности. (слайд 3)

Что же такое темперамент? (слайд 4)

ТЕМПЕРАМЕНТ – это тип нервной системы, который складывается из общей активности человека, его двигательных проявлений и эмоциональности. (ученики определение записывают в тетрадь)

 Что означает активность человека и его двигательные проявления?

Общаясь в кругу семьи или с друзьями, вы, наверное,  замечали, что  кто-то общительный и подвижный, кто-то очень подвижный, другой всегда спокоен, а кто-то слишком медлителен. То есть  мы все разные.

Это и есть проявление особенностей темперамента каждого человека.

 Свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы. Темперамент неизменен, дается человеку с рождения и остается неизменным до конца жизни.

 Древнегреческий врач Гиппократ выделил 4 типа темперамента, свойственных человеку. (слайд 5)

ХОЛЕРИК – САНГВИНИК – ФЛЕГМАТИК – МЕЛАНХОЛИК

Значение этих слов таково. Гиппократ считал, что в теле человека присутствуют 4 вида жидкостей: кровь, слизь, желтая и черная желчь, и они влияют на психические процессы, которые происходят в организме человека. Названия этих жидкостей и легли в основу определения типов темпераментов.

 Однако в чистом виде типы темпераментов встречаются крайне редко. Но один из типов всегда будет преобладающим.

 Сейчас я предлагаю определить, какой тип темперамента у каждого из нас.

 Для этого сделаем небольшой тест. (слайд 6).     Вам предлагается по порядку восемь утверждений. Вы обдумываете эти утверждения на степень согласия с ним.

Знак полного согласия – 10 баллов.

Знак полного несогласия – 0 баллов.

Возможны частичные согласия, которые оцениваются любым баллом от 1 до 9.

Сами утверждения писать не нужно.

                                     Тест  Русалова

  1.  Перед каким - либо важным событием я начинаю нервничать.
  2.  Я работаю неравномерно, рывками.
  3.  Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
  4. Если нужно, я могу спокойно ждать.
  5. Мне нужны сочувствие и поддержка.
  6.  С равными я не сдержан, вспыльчив.
  7.  Мне не трудно сделать выбор.
  8.  Мне не приходится сдерживать свои эмоции,  это получается само собой.

Номер  предложения

1

2

3

4

5

6

7

8

Оценочный  балл

Генотип

М

Х

Ф

С

М

Х

Ф

С

М=1+5                 С=4+8          Х=2+6           Ф=3+7

СФМХ – формула генотипа (пример)

В таблице под номером предложения вы ставите свой оценочный балл.

(Тестирование)

Анализируем результаты.

Находим суммы оценочных баллов по генотипам: М, Х, Ф, С.

М=1+5=?

Х=2+6=?

Ф=3+7=?

С=4+8=?

(ученики подводят итоги)

Располагаем  итоги вычислений  в порядке убывания и затем заменяем числа соответствующими символами.

Например, у кого- то получилось  СФМХ.

Генотип этого человека можно описать так:

Этот человек является сангвиником, но в нем есть и черты флегматика, меланхолика и, в меньшей степени, холерика.

Итак, каждый из вас получил приоритетную формулу своего генотипа.

Выделите ее, мы к ней еще вернемся, а теперь давайте рассмотрим особенности типов темпераментов. ( слайд 7)

 1. ХОЛЕРИК – вспыльчивый, безудержный, подвижный, самоуверенный, суетливый, инициативный, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешенный, склонный к резким сменам настроения.

2. САНГВИНИК – уравновешенный, подвижный, увлеченный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

3. ФЛЕГМАТИК – невозмутимый, спокойный, расчетливый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним проявлением  душевных  состояний.

4.  МЕЛАНХОЛИК – нерешительный,  легко  ранимый, чувствительный, предусмотрительный, запасливый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

 (слайд 8)

Нет плохих или хороших темпераментов!

Сильным, добрым и вежливым  или трусливым, подлым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.

В мире было много гениев, талантливых людей, великих полководцев, знаменитых писателей, художников и музыкантов с разными типами нервной системы. Давайте вспомним некоторых из них.

 (слайды 9.10.11.12.)

Х – Пушкин , Менделеев, Петр 1, Ленин.

С – Наполеон, Жуков, Герцен.

Ф – Крылов, Кутузов, Герцен.

М – Лермонтов, Чайковский, Гоголь, Блок.

А теперь, исходя из формулы своего темперамента, попробуйте определить, какие бы профессии вам подошли.

Ответы учащихся.

Учитель. Давайте ознакомимся с перечнем профессий, которые подходят к различным типам темперамента.

 (слайды 14,15,16,17)

Сделаем небольшую практическую работу – установим соответствие типов темперамента к прилагаемым свойствам нервной системы человека.

(слайд 18)   закрепление изученного на уроке

Итак, ребята, что нового для себя вы узнали на этом уроке?

Ответы учащихся.

  1. Что называют темпераментом?
  2. Типы темперамента?
  3. Для чего нужно знать свой тип темперамента?

Учитель. Теперь мы с вами знаем, как важно учитывать особенности своего темперамента для выбора своей будущей профессии.

(слайд 19)

 Вашим родителям, вашим близким и мне тоже очень хочется, чтоб каждый из вас нашел свою правильную линию в жизни, которая принесет вам благополучие и счастье.

Рефлексия. Оценивание ответов учащимся.

Домашнее задание: сделать презентацию об одной из рабочих профессий (описание профессии, требования, предъявляемые к человеку, где можно получить профессию). Профессию подобрать с учетом  своего темперамента.

Учитель. И мне хотелось бы закончить урок такими замечательными стихами:

(слайд 21)

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый  гвоздь, и каждый дом,

И каждый  ломтик  хлеба –

Все это создано трудом,

А не  свалилось с неба!

За все, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы  трудиться будем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: значение темперамента в профессиональном самоопределении

Слайд 3

Что такое темперамент?

Слайд 4

Темперамент- это тип нервной системы, который складывается из общей активности человека, его двигательных проявлений и эмоциональности.

Слайд 5

Классификация темперамента Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик

Слайд 6

Номер предложения а 2 3 4 5 6 7 8 Оценочный балл Генотип М Х Ф С М Х Ф С Тест Русалова 1. Перед каким либо важным событием я начинаю нервничать. 2. Я работаю неравномерно, рывками. 3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое. 4. Если нужно, я могу спокойно ждать. 5. Мне нужны сочувствие и поддержка. 6. С равными я не сдержан, вспыльчив. 7. Мне не трудно сделать выбор. 8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой. М=1+5 Х=2+6 С=4+8 Ф=3+7 СФМХ – формула генотипа М+Ф+Х+С - мощность темперамента 1 2 3 4 5 6 7 8 М Х Ф С М Х Ф С

Слайд 7

1 . ХОЛЕРИК – вспыльчивый, безудержный, подвижный, самоуверенный, суетливый, инициативный, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешенный, склонный к резким сменам настроения. 2. САНГВИНИК – уравновешенный, подвижный, увлеченный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. 3. ФЛЕГМАТИК – невозмутимый, спокойный, расчетливый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним проявлением душевных состояний. 4. МЕЛАНХОЛИК – нерешительный, легко ранимый, чувствительный, предусмотрительный, запасливый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Слайд 8

Нет плохих темпераментов ! Сильным, смелым, вежливым или трусливым, подлым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.

Слайд 9

Холерик А.С.Пушкин Д.И.Менделеев

Слайд 10

Сангвиник Б.Наполеон Маршал Г. Жуков

Слайд 11

Флегматик И.А.Крылов М.И.Кутузов

Слайд 12

Меланхолик М.Ю.Лермонтов П.И.Чайковский

Слайд 13

Холерик хирург товаровед артист журналист летчик строитель предприниматель тренер следователь повар водитель менеджер

Слайд 14

Сангвиник учитель врач менеджер психолог официант организатор продавец инженер военачальник воспитатель

Слайд 15

Флегматик механик электрик агроном инженер ботаник астроном физик математик

Слайд 16

Меланхолик художник маляр композитор писатель зоотехник бухгалтер геолог слесарь токарь автослесарь радиомеханик деятель искусств

Слайд 17

нерешительный легко ранимый чувствительный запасливый невозмутимый спокойный расчетливый рассудительный сдержанный энергичный вспыльчивый подвижный безудержный суетливый инициативный уравновешенный подвижный увлеченный отзывчивый мобильный инициативный Установите соответствие сангвиник холерик меланхолик флегматик 1 2 3 4

Слайд 18

Темперамент - Виды темпераментов

Слайд 19

Домашнее задание : выполнить презентацию о рабочей профессии (6-7 слайдов)

Слайд 20

Труд Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснешь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, нож, И каждый гвоздь, и каждый дом, И каждый ломтик хлеба – Все это создано трудом, А не свалилось с неба! За все, что создано для нас, Мы благодарны людям. Придет пора, настанет час, И мы трудиться будем.

Слайд 21

Всё понятно Не всё понятно Ничего не понятно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Темперамент и выбор профессии

ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии. ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа  темперамента. ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темпе...

Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.

Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекоме...

Классный час по профессиональному самоопределению "Темперамент" 9 класс

Классный час разработан для учащихся 8-9 классов  специальной коррекционной школы для детей с ОВЗ. Целью данного занятия является формирование теоретических представлений о темпераменте, о е...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»

Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования  методическую помощь  в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении...