творческая работа
творческая работа учащихся по технологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 113 горда Уфа
республики Башкортостан
КУКЛА - МОТАНКА
Выполнила ученица 8Б класса: Бикбулатова Анна
С О Д Е Р Ж А Н И Е
- Организационно- подготовительный этап
1.1 Обоснование возникшей проблемы и потребности …… 3
1.2 Историческая справка …………………………………… 4
1.3 Выбор изделия, описание внешнего вида ……………… 5
1.4 Выбор материалов, инструментов, оборудования
и подготовка их к работе ……………………………………… 6
- Технологический этап
2.1 Организация рабочего места …………………………… 7
2.2 Требования к правилам техники безопасности ……… 7
2.3 Технология изготовления изделия ……………………. 8
- Заключительный этап
3.1 Анализ проделанной работы, самооценка ……………14
3.2 Подсчёт себестоимости …………………………………14
3.3 Экологическое обоснование ……………………………15
3.4 Реклама изделия …………………………………………15
Л И Т Е Р А Т У Р А ………………………………………..15
1.1 Обоснование возникшей проблемы и потребности
Все дети любят играть. Сейчас вокруг нас огромное количество игр и игрушек. На уроках технологии я узнала, что раньше на Руси игрушки изготавливали своими руками из разных природных материалов: соломы, дерева, глины, кусочков ткани и ветоши. Игрушка была одним из наиболее дешевых произведений искусства. Одни игрушки забавляли ребенка и служили ему оберегом, другие оберегали очаг и дом.
Я думаю, что народная игрушка незаслуженно забыта. Ведь она рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купишь в магазине. Поэтому я сама решила смастерить традиционную русскую игрушку. Любимой в старину игрушкой в русской деревне была тряпичная кукла. Она не требует особых затрат безопасна в использовании, развивает фантазию и приносит радость. Поэтому я остановила свой выбор на тряпичной кукле. Вариантов решения может быть много: куклы сшитые из ткани, связанные крючком. Я выбрала куклу мотанку.
Цель работы: изготовление куклы.
Задачи:
- выбор техники рукоделия
- знакомство с историей возникновения игрушки
- подбор и анализ литературы
- разработка модели изделия
- подбор материала для работы
- создание технологической карты
- создание мягкой игрушки
- оформление текстовой части проекта
- создание презентации для защиты проекта посредством программы Power Point
1.2 Историческая справка
Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Проведённые раскопки под Новгородом подтверждают, что славянской кукле около тысячи лет. Самая "старая" тряпичная кукла хранится в Британском музее, её возраст около 3000 лет до н.э.. Она была игрушкой маленького римлянина. Человек имеет очень прочную связь с куклой. Предполагается, что кукла повторяет человека и имеет с ним физические, психологические и мировоззренческие связи.
Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и технологий.
Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека.
Кукла-мотанка или узелковая кукла свое название получила благодаря специфической технике изготовления – мотанию. Такие куклы насчитывают 7000 лет истории и широко распространенны в традициях многих народов, но особенно большое значение мотанки имеют на Украине. Одно время их вытеснили из быта яркие пластиковые игрушки и, казалось, что сакральная кукла навсегда ушла в прошлое, но как известно, традиции, испытанные временем и поколениями невозможно искоренить.
Кукла-мотанка - это нечто большее, чем игрушка и красивый обычай, это оберег, помощник, защитник и посредник между поколениями прошлыми и будущими. Мотанка имеет сакральное значение и огромную силу, ведь в ней концентрируется вся энергия и мудрость рода. Каждое действие в изготовлении куклы – глубоко символично, это даже не действие, а ритуал.
Кукла-мотанка – оберегает род, приносит удачу и достаток, она служит посредником между природой и человеком, поэтому в ее изготовлении используют только натуральные материалы: лен, шерсть, солому, листья, зерна. Кукла находится в постоянном энергообмене со своим владельцем, поэтому изготавливая оберег, ни в коем случае нельзя резать или сшивать материал, колоть и резать, значит – принести непоправимый вред человеку. Шить и вырезать можно только одежду для куклы, каждый элемент которой является обязательным и имеет символический смыл: юбка подчеркивает связь с землей, рубашка символизирует прошлое, настоящее и будущее, головной убор (косынка, венок, очипок, шапка) – связь с небом, украшения – плодородие и достаток. Изготавливая мотанку, женщины думали о человеке, для которого она делается, приматывали и привязывали к ней свои мысли, добрые пожелания, молитвы.
Мотанка – символ праматери природы, Богородицы и плодородия, поэтому не удивительно, что куклы всегда женского пола. Традиционно изготовление мотанки – женская работа и почетная обязанность. Секреты изготовления куклы передавались от матери к дочери.
1.3 Выбор изделия, описание внешнего вида
Есть три типа мотанок: младенец, невеста и берегиня.
Модель № 1.
Мотанка-младенц делалась при рождении ребенка, такая кукла выглядит как ребенок в пеленках. Она кладется в колыбельку к малышу и защищает от сглазов, охраняет сон, бережет здоровье. Если ребенок болел, делали другую куклу и давали малышу поиграть, считалась, что такая кукла забирает на себя всю хворь, и когда он выздоравливал, куклу сжигали.
Модель №2.
Куклу-невесту делали для невесты, она была важной частью посага, наравне с рушниками и сорочками. Такой кукле шили наряд невесты и надевали много украшений, девушка должна была играть этой куклой до рождения первенца. Считалось, что чем больше она играет – тем здоровее и сильнее будет потомство, ведь кукла олицетворяла Прародительницу, и считалось, что в игре она передает молодой жене опыт предков.
Модель №3.
Оберегом для дома и семьи была кукла-берегиня. В голову которой прятали монетку, зерно и шерсть овцы для достатка и семейного уюта. Для гармонии в доме мотанке-берегине на лицо обязательно наматывали крест. Сначала нитки наматывали вертикально и только потом горизонтально. Крест в круге – символ гармонии души (вертикаль) и тела (горизонталь), единения женского начала с мужским, древний солярный знак, несущий солнечную, положительную энергетику. Такую куклу ставили или вешали в углу, со стороны восхода солнца.
Предки считали, что через человеческие черты лица в куклу могут вселиться духи, а они бывают как добрыми, так и злыми, кроме того, рисуя лицо, мастерица подсознательно придает кукле черты знакомого человека и тем самым подвергает его опасности. Подчеркивая неодушевленность мотанки, ее делают безликой, а значит, - безопасной для людей.
Кроме трех основных видов кукол-мотанок делали куклы и на желания, которых задабривали украшениями. Также изготавливались мотанки в помощь путнику, для крепкой семьи, и для рождения детей. К переднику мотанки, которая помогала забеременеть, привязывали кукол-младенцев, «деток» в таком количестве, в котором хотели иметь (один, двое, трое, четверо). С такой куклой женщина спала до наступления беременности.
Мотанки делали из лоскутков ткани одежды родителей, бабушек и дедушек, поэтому неудивительно, что кукла, сделанная своими руками из одежды родных людей, заговоренная на добро и удачу оберегает и несет безграничную положительную энергетику. Именно поэтому традиция изготовления кукол-мотанок дожила до наших дней и приобретает все большую популярность.
1.4 Выбор материалов, инструментов, оборудования и подготовка их к работе
Ножницы. Ножницы используют для раскроя тканей, обрезки ниток. Ножницы, применяемые в швейном производстве, имеют восемь номеров.
Нитки. Нужны для закрепления деталей и оформления игрушек. Можно использовать мулине, цветной шелк, цветные катушечные нитки №50 – 80, люрекс, ирис, гарус используют для отделочных работ. (Вместо ниток можно использовать резинки, шнурки, веревки).
Набивочные материалы. Для набивки головы и тела игрушек используется вата, синтетические материалы - синтепон и поролон. С натуральной ватой работать сложнее, так как при набивке часто образуются комки. Искусственная вата - синтепон и синтепух более объемные, легкие и не образуют комков. Работать с ними намного легче.
Ткань. Кусочки ткани разных цветов (чем ярче, тем лучше) и видов (лен, шелк, хлопок...) для создания самой игрушки.
Циркуль. Для создания юбок и тела куклы. (Вместо циркуля можно использовать тарелки).
Фурнитура. Фурнитура – это множество красивых мелочей, без которых нам невозможно завершить изготовление игрушки, сделать ее выразительной, придать ей индивидуальный характер. Что же это за мелочи? Разноцветный бисер, белые жемчужины разных размеров с дырочкой посередине, стеклярус, стразы, кисточки, тесьма и кружево,
2.1 Организация рабочего места
- Рабочее место должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.
- Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
- Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость и в глаза не попадали частички пряжи.
- Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких ниток.
- По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку.
2.2 Требования к правилам техники безопасности
- При работе с ножницами
1. Хранить ножницы в футляре и в недоступном месте для детей.
2. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.
3. Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
- При работе с циркулем
1. Хранить циркуль в футляре и в недоступном месте для детей.
2.3 Технология изготовления изделия
Пошаговая инструкция изготовления Куклы мотанки с пошаговым фото:
Делаем заготовки для куклы-мотанки.
Из кусочков ткани вырезаем круги разных диаметров. Чем больше тканевых окружностей Вы подготовите, тем пышнее будет юбка.
Из белой ткани вырезаем большой прямоугольник, в котором большая сторона будет чуть больше диаметра самого большого тканевого круга.
Делаем голову для тряпичной куклы.
Из ваты катаем плотный шарик. Вместо ваты можно использовать синтепон или салфетки.
Шарик кладем в центр тканевого круга с изнаночной стороны. Это будет голова нашей куклы-мотанки. Закручиваем ткань вокруг шарика.
Закрепляем нитками голову куклы-мотанки. Вместо ниток можно использовать резинки, веревки, шнурки.
Делаем пышное платье для куклы из ткани.
Накрываем куклу-мотанку тканевой окружностью диаметром, меньше предыдущего. Закрепляем резинкой.
Делаем следующий слой платья.
Накрываем куклу тканевою окружностью еще меньшего диаметра, закрепляем нитками.
Делаем последний слой платья.
Накрываем куклу тканевою окружностью еще самого маленького диаметра, закрепляем нитками (слоев юбки может быть больше).
Делаем голову куклы-мотанки.
Накрываем куклу белой тканью. Закрепляем ткань ниткой.
Делаем руки куклы.
Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем ниткой. Если ручки получаются слишком длинные, укоротите их с помощью ножниц.
Украшаем голову куклы-мотанки.
Вырезаем косыночку для нашей тряпичной куколки. Надеваем косыночку на голову кукле и завязываем косынку.
Пример Мотанки для переклада
Любовное воздействие
Для брака. Шлюбница
3.1 Анализ проделанной работы, самооценка
Моя работа мне очень нравиться, я считаю, что я справилась с целью, которую ставила перед собой. Работа далась мне легко, никаких трудностей во время ее выполнения не возникло. Мое увлечение приносит мне удовольствие.
3.2 Подсчёт себестоимости
№ | Используемые материалы | Количество | Стоимость шт. | Затраты |
1. | Синтепон (вата) | 1упаковка | Имелись в наличии | 0. |
2. | Резиночки | 2 шт | Имелись в наличии | 0 р. |
3. | Нить темная | 1катушка | Имелась в наличии | 0р. |
4. | Нить светлая | 1 катушка | Имелась в наличии | 0р. |
| Итого: |
|
| 0р. |
3.3 Экологическое обоснование
Проблема экологии в настоящее время приобрела огромное значение. Для ведения здорового образа жизни очень важно, чтобы предметы, которые окружают человека, которыми человек пользуется в повседневной жизни, были экологически чисты и безопасны.
Изготовление игрушки не причинило ущерба окружающей среде. Все материалы, которые, я использовала для создания игрушки, экологически безопасны. Остатки материалов хранятся в определённом месте и могут быть использованы для изготовления других вещей.
3.4 Реклама изделия
Кукла – просто загляденье,
Взрослым всем на удивленье,
Для забавы малышам!
Посмотри, как хороша!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Технология. Обслуживающий труд: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под редакцией В.Д. Симоненко. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.
2. http://21vu.ru
3. http://i.io.ua
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по теме: «Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО в развитии творческой одаренности учащихся».
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один ...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"
В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...
Творческая работа "Развитие творческих способностей".
В работе рассматриваются уровни развития творческих способностей обучающихся....
Слайдовая презентация "Фотоальбом творческих работ педагога и учащихся творческого объединения "Мягкая игрушка"
В альбом включена часть творческих работ. Альбом составлен для презентации на областном конкурсе педагогического мастерства "Мастер года" 2011 год....
Творческий проект педагога с детьми «Моя синяя птица» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога
Аннотация. В творческом проекте «Моя синяя птица» представлена самостоятельная работа детей, выполненная под руководством педагога. Работа направлена на формирование у воспитан...
Творческий проект педагога с детьми «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога
Аннотация. В творческом проекте «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» представлена самостоятельная работа детей из подготовительных групп, выполненная под руководством...