Разработка урока Отделка фартука
статья по технологии (5 класс) на тему

Ольга Анатольевна Шурыгина

« Варианты отделки фартука» обусловлены тем, что в условиях перехода к новой образовательной системе все же начинают складываться предпосылки для большего распространения и развития личностно ориентированного подхода в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_otdelka_fartuka.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации созданные в программе Microsoft Power Point.  Использование  данной  технологии  позволяет:

  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;
  • оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;
  • сэкономить много времени на уроке.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер способствует формированию у  учащихся рефлексии.

Актуальность: развитие творческих способностей на уроках технологии по теме:

« Варианты отделки фартука» обусловлены тем, что в условиях перехода к новой образовательной системе все же начинают складываться предпосылки для большего распространения и развития личностно ориентированного подхода в образовании.

Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используется компьютерная презентация, составленная по материалам урока. Презентация позволила повысить интерес учащихся к изучаемому материалу.

Концепция: современный учитель предлагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей. Школьный урок – это место воплощения педагогических идей и педагогического творчества. Именно на уроке реализуется одна из главных учительских потребностей – передать, отдать, обучить.

Тема: “Варианты  отделки  фартука”  “урок – презентация”- сопровождает лекцию учителя видеорядом который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами. Это позволяет создать учителю на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему. Логическое построение материала в слайдах позволяет учащимся легче его усвоить. На таких уроках нет необходимости писать на доске, вывешивать плакаты во время урока и т.д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Созданные в электронном виде уроки могут быть использованы другими учителями школы, при необходимости легко корректируются. А учащиеся, которые пропустили урок, могут ознакомиться с темой пропущенного урока самостоятельно.

Урок комбинированный- представляет собой как бы соединение элементов практического и теоретического занятия. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических и научных сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. В обучении технологии используется  операционно – предметная система (изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

Результативность таких уроков:

  • положительная мотивация на уроках технологии с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с вариантами  отделки  фартука с помощью презентации,     выполненной в Power Point;
  • Обучить некоторым приёмам отделки фартука.
  • Задачи урока:
  • Развивающая: развивать наглядно - образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук.
  • Обучающая: расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
  • Воспитывающая: продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины, взаимоконтроля.

Методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, набор тканей, игл, лент, презентация темы.
  • Дидактическое обеспечение: технологические карты, образцы вышивок выполненные учащимися, журналы.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Правила техники безопасности в кабинете технологии.
  2. Объявление темы урока. (На доске написана тема урока).
  3. Изложение целей урока.
  4. Проверка готовности учащихся к уроку.

Цели урока:

Обучающие:

  • Дать общее представление об отделке фартука.
  • Познакомить  учащихся  с  вариантами  отделки  фартука с помощью презентации,     выполненной в Power Point;
  • Обучить некоторым приёмам отделки фартука.
  • Воспитывающие:
  • воспитывать художественно-эстетический вкус детей, терпение, старание и аккуратность в работе.

Развивающие:

  • Развивать трудовые умения и навыки.

Оборудование: Отделочные материалы: ленты, тесьма, сутаж, шитьё, кружево; образцы вариантов отделки фартука; швейные цветные нитки 50, 60; игла; пуговицы; копировальная бумага; карандаши; мел; альбомный лист с контуром фартука; компьютер, проектор, экран, презентация «Варианты отделки фартука»

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Фартук готов, но кажется, что-то ему не достаёт.
Что красоту, привлекательность переднику придаёт?
Отделка — вот вкуса хорошего проявление.
Какое по этому поводу ваше мнение?
Фартук можно отделать тесьмой –
Пёстрою или одноцветною полосой.
Можно сутажом и шитьём вышивать,
Узоры на фартук из лент составлять.
Будем учиться со вкусом отделку подбирать

2. Повторение изученного материала

Вспомним материал предыдущих уроков из истории появления фартука и терминологии.

Вопрос 1: Когда появились фартуки?

Ответ: В виде одежды у древних греков и римлян.

Вопрос 2: Для чего, и из чего изготавливали фартуки и передники?

Ответ: Для красоты оформления платья. Изготавливали фартуки из различных тканей (кружево, шелк, гипюр) по принадлежности и знатности рода. А так же, как свадебное украшение.

Вопрос 3: Для чего изготавливают фартуки в наше время?

Ответ: Для защиты от грязи пользуются люди различных профессий.

Вопрос 4: Что такое конструирование изделия?

Ответ: Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия.

Вопрос 5: Что такое моделирование?

Ответ: Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

Вопрос 6: Что такое модель?

Ответ: Модель – это образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами.

Вопрос 7: Исходными  данными  для  построения  чертежа  являются  мерки

Вопрос 8: 

.Какие бывают фартуки?

а) на поясе

б) с нагрудником  

в) с рукавами

Вопрос 9: 

По какой стороне фигуры снимают мерки?

а) левой

б) правой

в) с боку

Вопрос 10: 

С помощью какого приспособления снимают мерки?

а) сантиметровой ленты

б) шнурка

в) линейки

3. Изучение нового материала

Вернёмся к слайду  Это фартук рабочего – кузнеца.

Вопрос: Что вы можете сказать об этом фартуке?

Ответ: Выполнен он из тёмной плотной клеёночной ткани, не имеет карманов, украшений, но он защищает от грязи.

Вопрос: Можно ли рабочий фартук использовать хозяйкам в домашних условиях, на кухне?

Ответ: Нет, он не красивый.

Правильно, поэтому современные фартуки выполняются из цветных домашних тканей, а праздничные – из гладкокрашеных однотонных тканей, украшенных вышивкой, аппликацией и другими видами отделки фартука.

Вопрос: Для чего служит отделка?

Ответ: Отделка служит для украшения внешнего вида фартука.

Да, отделка с давних времен служит дополнением и украшением внешнего вида изделия. Для отделки фартука используют различную технику и различные отделочные материалы – оборки, воланы, вышивку, гипюр, шитьё, кружева, ленты, тесьму, сутаж, аппликацию, батик (слайд 16)

  • Вышивка – нанесение рисунка на ткань стежками цветными нитками Гипюр – тонкая ткань с выпуклым узорным рисунком, похожая на кружева. Гипюровым фартуком украшали и свадебные платья в начале 18 века
  • Шитьё – это полоска тонкой отбеленной хлопчатобумажной ткани с отверстиями, включенными в композицию вышивки, выполненной на специальных машинах
  • Кружево – узорное сетчатое плетение из нитей Отделка кружевом придаёт изделию нарядный вид.
  • Аппликация – выполнение рисунка из одного или нескольких кусочков ткани разного цвета. Её можно настрочить на любую деталь фартука – карманах, нагруднике, нижней части фартука
  • Воланы, оборка, драпировка
  • Волан – неширокая оборка, выкраивается по косой или поперечной нити в виде полукруга.
  • Оборка – косая или поперечная полоска ткани, собранная сборками или заложенная складками.

И в нашем регионе есть предприятие, которое выпускает красивые фартуки с вышивкой. Это Городецкая строчевышивальная фабрика

На следующем слайде  представлена отделка фартука лентами – полосками ткани небольшой ширины по краю фартука.

4 Практическая работа

Мы с вами рассмотрели несколько видов отделок фартука. Вы самостоятельно выбираете материал для отделки фартука, придумываете узор, и способы отделки, которые приемлемы для вашей модели фартука. Эскиз фартука с отделкой зарисуйте на альбомный лист, затем приступаем к выполнению работы, предварительно вспомним «Правила Техники Безопасности при работе с иглой и ножницами».

5 Итоги урока

(Выставка готовых работ и уборка рабочего места.)

– Ответить на вопросы:

  1. С какими видами отделки мы сегодня познакомились?
  2. Какие виды отделки присутствуют в вашей одежде?
  3. Что получилось из задуманного? Что не получилось? Почему?

– Просмотр отделочных работ на готовых изделиях и обмен впечатлениями.

6. Домашнее задание  

  • Учебник §15, страница 79–82
  • Ответить на вопросы (стр. 82)
  • Подготовить защиту своей творческой работы по отделке фартука.

Используемые ресурсы:

  1. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентанта-Граф, 2009.
  2. Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Крупской, Н.И.Лебедевой, Л.В.Литиковой, В.Д.Симоненко: авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2009
  3. Яндекс. Картинки.


Технологическая карта урока.

1.Ф.И.О  Шурыгина Ольга Анатольевна

2. Раздел программы, класс  Технология изготовления швейных изделий. 5 класс

3. Тема   урока. ___ Варианты  отделки  фартука.

  4. Цель урока: Познакомить  учащихся  с  вариантами  отделки  фартука  с    помощью  презентации,  выполненной        

   Power Point. Обучить  некоторым  приемам  отделки  фартука.

 5.Задачи урока:

 Обучающие: Дать общее представление об отделке фартука.

   Познакомиться с вариантами отделки фартука.

  Обучить некоторым приёмам отделки фартука.

          Воспитывающие:

воспитывать художественно-эстетический вкус детей, терпение, старание и аккуратность в работе.

          Развивающие:

         Развивать трудовые умения и навыки.

Структура  учебного  урока:

п/п

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Методы,

формы,

приемы

Формируемые

УУД

1.

Организационная часть

Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Стихотворе-

ние

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2.

Повторение  материала

Вспоминают  материал  предыдущих  уроков  из  истории  появления  фартука  и  терминологии

Закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках

Фронтальный  опрос

Коммуникативные: 

Умение  вступать  в  диалог,  отстаивать  свою  точку  зрения,  умение  сотрудничать  с  учителем

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

3.

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации.

Участвуют в беседе с учителем и сверстниками.

Беседа с элементами диспута.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

4.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Беседа с элементами диспута.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5.

Работа над новым материалом

Изложение  нового  материала:

Исторические  сведения,

показ  презентации

«Виды  отделки  фартука» (вышивка,

гипюр, ленты.

шитье,  тесьма

 кружево, аппликация)

Освоение  технологиче-ских  знаний

Объяснительно-иллюстративные,  репродуктивные  методы  обучения,  показ  презентации.

Предметные.

Учащиеся должны быть знакомы с видами  обработки  фартука

Метапредметные

Умение  слушать  и  вступать  в  диалог.

6.

Практическая  работа

Вводный инструктаж: объяснение хода работы (на доске), с записью в тетрадь.

Обход рабочих мест, выявление затруднений в работе учащихся, предупреждение брака.

Самостояте-

льно

выбирают  материал  для  отделки  фартука

Практическая работа, текущий инструктаж, межоперационный контроль

Метапредметные

У учащихся должны быть сформированы навыки по отделке  фартука Личночтные

Ученик  научится  работать  творчески,

самостоятельно

7.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность выполнения заданий.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

8.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Просмотр  отделочных  работ  на  готовых  изделиях  и  обмен  впечатлениями

Что  получилось  из  задуманного  что  не  получилось,

почему  ?

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

9.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники и в  тетради задание.

Личностные: Формирование интереса  к  кулинарии

Учиться  работать  самостоятельно

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: «Виды накладных карманов и их отделка».

Тема урока: «Виды накладных карманов и их отделка». Тип урока: комбинированный. Цели урока: • познакомить обучающихся с различными видами накладных карманов и видами их отделки; • научить правил...

«Методическая разработка урока по технологии «Варианты отделки фартука» с использованием ИКТ»

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной рабо...

разработка урока Моделирование фартука

способы выпонения моделирования фартука...

Варианты отделки фартука

Разработка урока  6 класса на тему "Варианты отделки фартука"...

Технологическая карта урока технологии "Варианты отделки фартука", 5 класс

Технологическая карта урока "Варианты отделки фартука"  по предмету технология ведения дома для обучающихся 5 класса.Тип урока:  повторительно-обобщающий урок, закрепление изученно...