Разработка урока Отделка фартука
статья по технологии (5 класс) на тему
« Варианты отделки фартука» обусловлены тем, что в условиях перехода к новой образовательной системе все же начинают складываться предпосылки для большего распространения и развития личностно ориентированного подхода в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_otdelka_fartuka.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.
Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;
- сэкономить много времени на уроке.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.
Актуальность: развитие творческих способностей на уроках технологии по теме:
« Варианты отделки фартука» обусловлены тем, что в условиях перехода к новой образовательной системе все же начинают складываться предпосылки для большего распространения и развития личностно ориентированного подхода в образовании.
Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используется компьютерная презентация, составленная по материалам урока. Презентация позволила повысить интерес учащихся к изучаемому материалу.
Концепция: современный учитель предлагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей. Школьный урок – это место воплощения педагогических идей и педагогического творчества. Именно на уроке реализуется одна из главных учительских потребностей – передать, отдать, обучить.
Тема: “Варианты отделки фартука” “урок – презентация”- сопровождает лекцию учителя видеорядом который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами. Это позволяет создать учителю на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему. Логическое построение материала в слайдах позволяет учащимся легче его усвоить. На таких уроках нет необходимости писать на доске, вывешивать плакаты во время урока и т.д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Созданные в электронном виде уроки могут быть использованы другими учителями школы, при необходимости легко корректируются. А учащиеся, которые пропустили урок, могут ознакомиться с темой пропущенного урока самостоятельно.
Урок комбинированный- представляет собой как бы соединение элементов практического и теоретического занятия. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических и научных сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. В обучении технологии используется операционно – предметная система (изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.
Результативность таких уроков:
- положительная мотивация на уроках технологии с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
- обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
- умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
- возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с вариантами отделки фартука с помощью презентации, выполненной в Power Point;
- Обучить некоторым приёмам отделки фартука.
- Задачи урока:
- Развивающая: развивать наглядно - образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук.
- Обучающая: расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
- Воспитывающая: продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины, взаимоконтроля.
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, набор тканей, игл, лент, презентация темы.
- Дидактическое обеспечение: технологические карты, образцы вышивок выполненные учащимися, журналы.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.
Ход урока
- Организационный момент
- Правила техники безопасности в кабинете технологии.
- Объявление темы урока. (На доске написана тема урока).
- Изложение целей урока.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
Цели урока:
Обучающие:
- Дать общее представление об отделке фартука.
- Познакомить учащихся с вариантами отделки фартука с помощью презентации, выполненной в Power Point;
- Обучить некоторым приёмам отделки фартука.
- Воспитывающие:
- воспитывать художественно-эстетический вкус детей, терпение, старание и аккуратность в работе.
Развивающие:
- Развивать трудовые умения и навыки.
Оборудование: Отделочные материалы: ленты, тесьма, сутаж, шитьё, кружево; образцы вариантов отделки фартука; швейные цветные нитки 50, 60; игла; пуговицы; копировальная бумага; карандаши; мел; альбомный лист с контуром фартука; компьютер, проектор, экран, презентация «Варианты отделки фартука»
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Фартук готов, но кажется, что-то ему не достаёт.
Что красоту, привлекательность переднику придаёт?
Отделка — вот вкуса хорошего проявление.
Какое по этому поводу ваше мнение?
Фартук можно отделать тесьмой –
Пёстрою или одноцветною полосой.
Можно сутажом и шитьём вышивать,
Узоры на фартук из лент составлять.
Будем учиться со вкусом отделку подбирать
2. Повторение изученного материала
Вспомним материал предыдущих уроков из истории появления фартука и терминологии.
Вопрос 1: Когда появились фартуки?
Ответ: В виде одежды у древних греков и римлян.
Вопрос 2: Для чего, и из чего изготавливали фартуки и передники?
Ответ: Для красоты оформления платья. Изготавливали фартуки из различных тканей (кружево, шелк, гипюр) по принадлежности и знатности рода. А так же, как свадебное украшение.
Вопрос 3: Для чего изготавливают фартуки в наше время?
Ответ: Для защиты от грязи пользуются люди различных профессий.
Вопрос 4: Что такое конструирование изделия?
Ответ: Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия.
Вопрос 5: Что такое моделирование?
Ответ: Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.
Вопрос 6: Что такое модель?
Ответ: Модель – это образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами.
Вопрос 7: Исходными данными для построения чертежа являются мерки
Вопрос 8:
.Какие бывают фартуки?
а) на поясе
б) с нагрудником
в) с рукавами
Вопрос 9:
По какой стороне фигуры снимают мерки?
а) левой
б) правой
в) с боку
Вопрос 10:
С помощью какого приспособления снимают мерки?
а) сантиметровой ленты
б) шнурка
в) линейки
3. Изучение нового материала
Вернёмся к слайду Это фартук рабочего – кузнеца.
Вопрос: Что вы можете сказать об этом фартуке?
Ответ: Выполнен он из тёмной плотной клеёночной ткани, не имеет карманов, украшений, но он защищает от грязи.
Вопрос: Можно ли рабочий фартук использовать хозяйкам в домашних условиях, на кухне?
Ответ: Нет, он не красивый.
Правильно, поэтому современные фартуки выполняются из цветных домашних тканей, а праздничные – из гладкокрашеных однотонных тканей, украшенных вышивкой, аппликацией и другими видами отделки фартука.
Вопрос: Для чего служит отделка?
Ответ: Отделка служит для украшения внешнего вида фартука.
Да, отделка с давних времен служит дополнением и украшением внешнего вида изделия. Для отделки фартука используют различную технику и различные отделочные материалы – оборки, воланы, вышивку, гипюр, шитьё, кружева, ленты, тесьму, сутаж, аппликацию, батик (слайд 16)
- Вышивка – нанесение рисунка на ткань стежками цветными нитками Гипюр – тонкая ткань с выпуклым узорным рисунком, похожая на кружева. Гипюровым фартуком украшали и свадебные платья в начале 18 века
- Шитьё – это полоска тонкой отбеленной хлопчатобумажной ткани с отверстиями, включенными в композицию вышивки, выполненной на специальных машинах
- Кружево – узорное сетчатое плетение из нитей Отделка кружевом придаёт изделию нарядный вид.
- Аппликация – выполнение рисунка из одного или нескольких кусочков ткани разного цвета. Её можно настрочить на любую деталь фартука – карманах, нагруднике, нижней части фартука
- Воланы, оборка, драпировка
- Волан – неширокая оборка, выкраивается по косой или поперечной нити в виде полукруга.
- Оборка – косая или поперечная полоска ткани, собранная сборками или заложенная складками.
И в нашем регионе есть предприятие, которое выпускает красивые фартуки с вышивкой. Это Городецкая строчевышивальная фабрика
На следующем слайде представлена отделка фартука лентами – полосками ткани небольшой ширины по краю фартука.
4 Практическая работа
Мы с вами рассмотрели несколько видов отделок фартука. Вы самостоятельно выбираете материал для отделки фартука, придумываете узор, и способы отделки, которые приемлемы для вашей модели фартука. Эскиз фартука с отделкой зарисуйте на альбомный лист, затем приступаем к выполнению работы, предварительно вспомним «Правила Техники Безопасности при работе с иглой и ножницами».
5 Итоги урока
(Выставка готовых работ и уборка рабочего места.)
– Ответить на вопросы:
- С какими видами отделки мы сегодня познакомились?
- Какие виды отделки присутствуют в вашей одежде?
- Что получилось из задуманного? Что не получилось? Почему?
– Просмотр отделочных работ на готовых изделиях и обмен впечатлениями.
6. Домашнее задание
- Учебник §15, страница 79–82
- Ответить на вопросы (стр. 82)
- Подготовить защиту своей творческой работы по отделке фартука.
Используемые ресурсы:
- Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентанта-Граф, 2009.
- Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Крупской, Н.И.Лебедевой, Л.В.Литиковой, В.Д.Симоненко: авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2009
- Яндекс. Картинки.
Технологическая карта урока.
1.Ф.И.О Шурыгина Ольга Анатольевна
2. Раздел программы, класс Технология изготовления швейных изделий. 5 класс
3. Тема урока. ___ Варианты отделки фартука.
4. Цель урока: Познакомить учащихся с вариантами отделки фартука с помощью презентации, выполненной
Power Point. Обучить некоторым приемам отделки фартука.
5.Задачи урока:
Обучающие: Дать общее представление об отделке фартука.
Познакомиться с вариантами отделки фартука.
Обучить некоторым приёмам отделки фартука.
Воспитывающие:
воспитывать художественно-эстетический вкус детей, терпение, старание и аккуратность в работе.
Развивающие:
Развивать трудовые умения и навыки.
Структура учебного урока:
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, формы, приемы | Формируемые УУД |
1. | Организационная часть | Приветствие учителя, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Стихотворе- ние | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. | Повторение материала | Вспоминают материал предыдущих уроков из истории появления фартука и терминологии | Закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках | Фронтальный опрос | Коммуникативные: Умение вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, умение сотрудничать с учителем Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
3. | Актуализация знаний | Создание проблемной ситуации. | Участвуют в беседе с учителем и сверстниками. | Беседа с элементами диспута. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
4. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Беседа с элементами диспута. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
5. | Работа над новым материалом | Изложение нового материала: Исторические сведения, показ презентации «Виды отделки фартука» (вышивка, гипюр, ленты. шитье, тесьма кружево, аппликация) | Освоение технологиче-ских знаний | Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные методы обучения, показ презентации. | Предметные. Учащиеся должны быть знакомы с видами обработки фартука Метапредметные Умение слушать и вступать в диалог. |
6. | Практическая работа | Вводный инструктаж: объяснение хода работы (на доске), с записью в тетрадь. Обход рабочих мест, выявление затруднений в работе учащихся, предупреждение брака. | Самостояте- льно выбирают материал для отделки фартука | Практическая работа, текущий инструктаж, межоперационный контроль | Метапредметные У учащихся должны быть сформированы навыки по отделке фартука Личночтные Ученик научится работать творчески, самостоятельно |
7. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность выполнения заданий. | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | |
8. | Рефлексия (подведение итогов урока) | Просмотр отделочных работ на готовых изделиях и обмен впечатлениями | Что получилось из задуманного что не получилось, почему ? | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке | |
9. | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники и в тетради задание. | Личностные: Формирование интереса к кулинарии Учиться работать самостоятельно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: «Виды накладных карманов и их отделка».
Тема урока: «Виды накладных карманов и их отделка». Тип урока: комбинированный. Цели урока: • познакомить обучающихся с различными видами накладных карманов и видами их отделки; • научить правил...
Открытый урок "Отделка фартука. Выполнение аппликации."
Разработка урока для 5 класса....
«Методическая разработка урока по технологии «Варианты отделки фартука» с использованием ИКТ»
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной рабо...
разработка урока Моделирование фартука
способы выпонения моделирования фартука...
Варианты отделки фартука
Разработка урока 6 класса на тему "Варианты отделки фартука"...
Технологическая карта урока технологии "Варианты отделки фартука", 5 класс
Технологическая карта урока "Варианты отделки фартука" по предмету технология ведения дома для обучающихся 5 класса.Тип урока: повторительно-обобщающий урок, закрепление изученно...
Конспект урока по технологии в 5 классе "Отделка фартука"
План-конспект урока...