Открытый урок "Отделка фартука. Выполнение аппликации."
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
Разработка урока для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_25.01.11.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
СОШ №9 г. Энгельса
ЗАСЕДАНИЕ РМО УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
«Основы формирования культуры личности школьника»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
5 класс
Разработал учитель технологии
МОУ «СОШ № 9» г. Энгельса
Голяк Н.М.
Энгельс
25 января 2011г.
Раздел: Технология изготовления фартука.
Тема урока. Художественная отделка фартука. Выполнение аппликации на кармане фартука.
Цель урока. Познакомить учащихся с видами художественной отделки
фартука, с приемами выполнения аппликации.
Развить у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, художественный и эстетический вкус.
Воспитывать стремление доводить работу до конца, аккуратность.
Оборудование. Иглы, нитки катушечные, нитки «мулине», ткань для аппликации, шаблоны, ножницы, булавки, коробка со швейными принадлежностями.
Наглядные пособия. Модели фартуков, образцы отделок. Предметы декоративно-прикладного искусства (иллюстрации), таблицы цветов. На столе инструкционная карта, образцы ручных стежков.
План урока.
1. Организационная часть урока.
2. Основная часть урока.
а) Повторение пройденного материала
б) Изложение нового материала. Виды отделки: вышивка, тесьма, аппликация, бейки, оборки, кружева, декоративная строчка.
3. Практическая работа.
а) правила техники безопасности с иглой, ножницами.
б) практическая работа: выполнение аппликации.
4. Подведение итогов.
А) просмотр выполненных работ
А) закрепление пройденного материала.
Б) Вывод, оценки, домашнее задание.
Ход урока.
1. Повторение пройденного материала.
Вопросы.
1.Что такое стежок? (Переплетение нитей между двумя проколами иглы)
2.Что такое строчка? (Ряд повторяющихся стежков)
3. Что такое длина стежка? (Расстояние между двумя проколами иглы)
4. Что такое шов? (Место соединения деталей нитками)
5.Что значит сметать? (Временно соединить две или несколько деталей примерно равных по величине прямыми стежками)
6. Что значит наметать? (Временно соединить детали - мелкую и крупную, наложенные одна на другую прямыми стежками)
7. Что значит заметать? (Временно закрепить подогнутый край детали)
8. Что значит обметать? (Обработать срезы детали обметочной строчкой для предохранения от осыпания)
9. Назовите строчки временного назначения? (Сметочная и копировальная )
10. Назовите стежки постоянного назначения? (Косые, крестообразные «козлик», петлеобразные «назад иголка», петельные)
11. Где применяют прямые стежки? (Для временного соединения деталей одежды)
12. Где применяют петельные стежки? (Для обработки срезов детали с целью предохранения их от осыпания)
2. Изложение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с видами отделки фартуков. Отделка – это художественное украшение швейных изделий, какими – либо материалами.
Отделка дополняет, украшает и подчеркивает особенности модели. Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Рассмотрим несколько моделей фартуков и на их примере увидим отделки, которые украшают фартуки и как они сочетаются друг с другом.
Бейка. Выполняют из отделочной ткани, однотонной или с рисунком. Бейки настрачивают по краям деталей или располагают в любом направлении.
Гладкокрашеные бейки на гладкокрашеных тканях можно сочетать с отделочными стежками.
.
Тесьма. Тесьма бывает разной ширины, одноцветная или с рисунком. Широкой тесьмой можно обрабатывать срезы изделия. Узкую тесьму и вьюнчик настрачивают по краю детали в один или несколько рядов или укладывают по рисунку.
Кружево – это узорное сетчатое плетение из нитей. Отделка кружевом придает изделию нарядный вид. Перед пришиванием к фартуку кружево собирают на нитку, а затем настрачивают сверху детали или выпускают из-под обработанного края детали
Оборка – это полоска ткани, пришитая складками или сборками. Делают оборки из основной или отделочной ткани. Оборки также можно расположить в любом месте фартука в один или несколько рядов.
Вышивка – это изображение шитьем. Украшающие, декоративные стежки располагают по прямой линии, вдоль обработанных срезов деталей, или по какому – либо рисунку на любой детали фартука. Вышивку можно сочетать с отделочной тесьмой, бейкой, оборкой.
Печворк. Печворк - это лоскутное шитье из разноцветных кусочков ткани. Из маленьких лоскутков делают разнообразные изделия.
Это традиционное народное творчество. Передается оно из поколения в поколение, и занимаются им во многих странах мира.
Ткани-партнеры. Часто отделкой служат сами ткани. Они должны сочетаться, гармонировать друг с другом.
Аппликация - это изготовление рисунка из различных кусочков материи
или накладное шитье. Расположить аппликацию можно на любой детали фартука: карманах, нагруднике, нижней части. Аппликацию можно сочетать с бейкой, оборкой, и другими видами отделки. Аппликацию применяют для отделки различных изделий, но чаще всего для детской одежды.
А сейчас повторим все виды отделки, с которыми вы познакомились.
Физкультминутка.
Но аппликация может быть и самостоятельным произведением, например картина, панно и т.д.
Аппликация известна с давних времен. Слово аппликация происходит от латинского applicatio что означает прикладывание, присоединение. Аппликация бывает простая и сложная. Простая аппликация – это изображение животных, цветов, листьев и т.д. Она может быть выполнена из одного или нескольких кусочков ткани разного цвета. Сложная - это например, пейзажная аппликация. Сложность заключается в создании композиции из множества деталей, которые укладываются в определенном порядке.
Аппликация бывает клеевая и пришивная.
С пришивной аппликацией мы знакомимся сегодня.
Мы с вами будем выполнять простую, пришивную аппликацию, состоящую из одной детали.
3. Практическая работа.
На практической работе мы выполним аппликацию на одной из деталей фартука: на кармане. Деталь кроя кармана у нас есть, также имеется ткань для аппликации.
При выполнении мы встретимся с двумя видами стежков: прямыми и петельными. Напомню, что прямые сметочные стежки выполняются светлыми Х.Б. нитками, хорошо видными на ткани. Выполняем в одну нитку и без узелка.
Петельный шов выполняется по двум параллельным линиям, ткань прокалывают сверху вниз или снизу вверх так, чтобы петля рабочей нитки оставалась под иглой. На углах деталей вкалывают иглу в одно и то же место несколько раз. Высоту и плотность петельных стежков нужно выбрать и придерживаться этого в течение всей работы.
1. Прочтение инструкционной карты.
Выполняют 1,2,3,4 п. 5 – для тех, кто справится с 4 пунктами.
2. Инструктаж по технике безопасности: с иглой, ножницами.
Т. Б. при работе с иглой.
1. До и после работы посчитать количество иголок и булавок в игольнице.
2. Во время работы быть внимательной, вкалывать иглы и булавки только в игольницу.
3. Передавать иглу в игольнице.
Т.Б при работе с ножницами.
1. Ножницы должны храниться в определенном месте (в коробке).
2. Во время работы: класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными
от себя.
3. Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Демонстрация приемов выполнения аппликации.
3. Выполнение самостоятельной работы по инструкционной карте.
4. Подведение итогов.
1. Остановить работу за 8 мин до конца урока.
2. Вопросы по закреплению пройденного материала.
1.) С какими видами отделки вы сегодня познакомились?
2.) Какой вид отделки вы сегодня выполняли?
3.) Какие виды стежков вы использовали в своей работе?
5. Провести дидактическую игру по закреплению материала.
Предлагаю головоломку: во всех представленных словах присутствует буква «А», пользуясь определениями отгадать слова.
1. Острый металлический предмет с ушком (иголка).
2. Ряд повторяющихся стежков (строчка).
3. Полоска ткани, пришитая сборками (оборка).
4. Тканая, плетеная или вышитая полоска, применяемая для отделки (тесьма).
.5. Полоска ткани по краю изделия (бейка).
6. Изготовление рисунка из кусочков материала (аппликация).
7. Изображение шитьем (вышивка).
3. Вывод: сегодня на уроке вы познакомились с видами отделки фартука.
На практической работе вы выполняли пришивную, простую аппликацию, состоящую из одной детали. Были ошибки по технологии выполнения стежков, а также некоторые из вас нарушали правила техники безопасности при работе с ножницами (не клали в коробку), с работой справились все.
3. Показать лучшие работы.
4. Поставить оценки.
6. Домашнее задание. Закончить выполнение петельных стежков. Принести детали кроя фартука и рабочую коробку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выполнение аппликации.
Замечательное пособие для уроков. Пользуюсь сама,предлагаю коллегам....
Разработка воспитательного часапо предмету: трудовая и изобразительная деятельность в условиях детского дома..Тема: Выполнение аппликации в технике «Торцевание на бумаге».
Разработка воспитательного часа по предмету: трудовая и изобразительная деятельность в условиях детского дома.. Тема: Выполнение аппликации в технике «Торцевание на бумаге». ...
Выполнение аппликации из ткани.
Аппликация из ткани – это разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы на определенном фоне из ткани укреплять кусочки другой материи пришиванием или приклеиванием. Соединение апп...
Практическая работа "Выполнение аппликации из ткани" 7 класс.
Одним распространённых видов аппликации, который применяют для украшения, ремонта и отделки изделий является аппликация из ткани - накладное шитьё....
Презентация "Выполнение аппликации на мешочке", 5 класс, специальная (коррекционная) школа VIII вид
Презентация "Выполнение аппликации на мешочке", 5 класс, специальная (коррекционная) школа VIII вид...
Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ
Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7 Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...
Выявление системы индивидуальных познавательных стратегий младшего школьника с нарушением интеллекта в процессе выполнения аппликации в стиле «мозаика».
В статье описан опыт индивидуальной работы с детьми с ОВЗ надомного обучения по технологии целенаправленного развития познавательных способностей учащихся....