Открытый урок на тему "Изготовление колодки маркера "
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Полухин Евгений Сергеевич

                                                                                                                                                                              План-конспект

урока труда по столярному делу с элементами математики.

Класс 5

Тема:« Изготовление колодки маркёра»

На прошлом уроке мы начали изготовление изделия маркер. Что это за изделие?

Где его используют? Сегодня к концу уроков мы должны получить готовое изделие- колодку маркера.

Цели урока:

1.                Обучающиеся научатся обрабатывать  древесину ручным инструментом.

2.                Коррекционно - развивающая - коррекция памяти, восприятия, логического мышления, мелкой моторики.

3.                Воспитательная - воспитывать трудолюбие, самостоятельность в работе, чувство ответственности за выполненную работу.

Тип урока: урок (столярное дело + математика)

Наглядные пособия:  презентации, таблица  «многоугольники», технологические карты, заготовка маркёра

Методы: словесные, наглядные, практические.

Материалы, инструменты и приспособления:  измерительная  линейка, угольник, пила поперечная, рубанок,  верстак, проверочная линейка, станок  сверлильный, напильник, шлифовальная шкурка

Ход урока.

I. Организационная  часть.

Цель:подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания.

1.  Взаимное приветствие.

2.   Проверка готовности к уроку. Рапорт дежурного.

3.   Учитель столярного дела

-Ребята, профессия столяра очень важная. Каждый мужчина должен уметь забить гвоздь, отремонтировать сломанную мебель, изготовить простейшие столярные изделия. Стать «мастером своего дела», может каждый. Для этого надо долго и упорно учиться, приобретать навыки столярного дела. Давайте вспомним пословицы о труде и отгадаем загадки о профессиях?

  Коррекционное  упражнение:вспомнить пословицы о труде, загадки о профессиях.

презентация 1.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: закрепить знания учащихся по теме «Виды шурупов», коррекция устной речи.

Учитель труда:

1) Назовите  основные отличия шурупов. (По размерам- по длине и диаметру)

2) Для чего нужны шурупы? (Для  скрепления деталей)

3) Приведите примеры.

4) Какими инструментами заворачивают шурупы? (Отвертка и  шуруповерт)

-Ребята, какими инструментами вы работаете на уроке столярного дела? ( Молоток, рубанок, пила, дрель,шуруповерт и др.) Сейчас вы отгадаете загадки про инструменты и поиграете в игру  «Четвертый - лишний»

5) Коррекционное упражнение «Загадки про инструменты».

презентация 2.

6) Игра «Третий - лишний» (на знания видов и групп  инструментов).

презентация 3.

III. Изучение  новой  темы.

Учитель труда:  Тема урока « Изготовление колодки маркёра»

Маркёр-это приспособление для сельскохозяйственных работ, для удобства посева семян на грядку. Он представляет собой деревянную колодку с отверстиями, в которые вставляются деревянные зубья.

С каким материалом имеет дело столяр - плотник? (С древесиной сосны)

Давайте вспомним породы древесины, и какие деревья к ним относятся.

Учащиеся: Мягкие породы (ель, сосна, липа, осина) и твердые породы (дуб, кедр, береза, клен, ясень).

Презентация 4 «Породы древесины»

Музыкальная физминутка.

 Вводная часть.

Цель:подготовка детей к выполнению практического задания.

Учитель труда:  Сегодня на уроке вы будете изготавливать колодку маркёра. Как рассчитать разметку  отверстий для зубьев вам поможет учитель математики.  

Учитель математики: Ребята, какую геометрическую фигуру представляет собой колодка маркёра? (брус - показ на модели параллелепипеда).

(Показ колодки маркёра  на слайде)

 Сколько граней у бруса?  (6). (Грань  - это пласть  в столярном деле) 

 Какую геометрическую фигуру представляет одна из граней? (прямоугольник)

Какие многоугольники вы еще знаете? (треугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.)

Ребята, для того,  чтобы вставить в колодку маркёра зубья, вы должны просверлить отверстия в бруске,  а для этого необходимо сделать разметку этих отверстий. Вспомните, в каких мерах длины вы делаете замеры? (в мм).  Какая длина маркёра? (500 мм). Найдем середину колодки:  500 мм : 2= 250 мм.  Отметим карандашом на грани. Проведем через эту отметку вертикальную линию. Измерим ее и поделим пополам, т. е. на два. Это и будет середина. Длина между зубьями  равна 150 мм.  Отложим влево и вправо от середины по 75 мм.  Отметим карандашом. Это и будут два отверстия. Отложим от них еще по 150 мм. Отметим карандашом. Это еще два отверстия. Всего получилось четыре отверстия для зубьев маркёра.

Слайд 5

Учитель труда:Чтобы узнать какими инструментами мы будем работать ,отгадаем загадки.Они имеют острые кромки, края, поэтому сначала напомним о технике безопасности.(слайд)

 

-не приступайте к работе, пока не будет тщательно подготовлено рабочее место, а инструменты размещены  рационально и удобно;

- не приступайте к работе без рабочей одежды;

- работая с инструментом, имеющим острые края и кромки, следите за тем, чтобы рука, поддерживающая заготовку, не была на линии движения;

- по окончании работы уберите инструменты и заготовки.

Правила безопасной работы при работе с древесиной

Пиление производите исправной, хорошо разведённой и остро заточенной пилой, пользуйтесь приспособлениями (упором, стуслом )

 Обеспечьте надёжное закрепление заготовки.

 Пилите лучковой пилой зубьями от себя.

 Не допускайте резких движений в процессе работы, не  держите левую руку близко к полотну пилы; не допускать перекоса пилы.

 Не сдувайте опилки и не сметайте их рукой, а пользуйтесь щёткой-смёткой.

 Не пробуйте остроту заточки зубьев пальцами рук.

 

 Показ образца изделия.

 Составление плана работы.

 

 

 

Вместе с учащимися составить план работы:

1.Просверлить отверстия

2. Обработать шлифовальной шкуркой

 

 

 

У каждого учащегося на столе находится технологическая карта.

 

 

Технологическая карта.

Последовательность операций

Эскиз

Инструменты и приспособления

1

Разметить  и выпилить заготовку колодки

 

Измер. линейка, карандаш, угольник, пила  поперечная.

2

Строгать первую базовую     пласть А

 

Рубанок, верстак, проверочная линейка

3

Строгать  кромки  Б,В

 

Рубанок, верстак, проверочная  линейка

4

Разметить  отверстия для зубьев

 

Измерительная линейка, карандаш

5

Просверлить  отверстия для зубьев

 

Дрель ручная

6

Очистить отверстия  напильником

 

Напильник, шлифовальная шкурка

7

Шлифовать боковые поверхности,  контролировать  размеры и углы

 

Шлифовальная шкурка, измерительная линейка, угольник

Учащиеся переходят в  комнату для практической работы.

IV. Практическая работа

Физминутка.

Руки вверх, в стороны- 3 раза. Массаж пальцев рук.

IV. Практическая работа

Цель: продолжить закреплять умения работать  ручным столярным инструментом.

Самостоятельная работа учащихся по технологической карте.

V. Итог  урока.

Чем занимались на уроке?

Цель: составление связного рассказа детьми о ходе выполнения практического задания.

 Уборка рабочих мест;

VI. Оценка работ обучающихся.

Рассказать о своем изделии?

Что интересней было выполнять?

Какой этап работы давался легко, а какой с трудностями?

Дать оценку.

 Анализ работы класса

VII. Рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) образовательная школа – интернат 8 вида №9»

Интегрированный урок

Тема:  « Изготовление колодки маркёра»

Педагоги:

Трудовое обучение – Полухин Е.С

  Математика -  Мартыненко С.И

2014-2015 уч. год

                                                  План-конспект

урока труда по столярному делу с элементами математики.

Класс 5

Тема:« Изготовление колодки маркёра»

На прошлом уроке мы начали изготовление изделия маркер. Что это за изделие?

Где его используют? Сегодня к концу уроков мы должны получить готовое изделие- колодку маркера.

Цели урока:

  1. Обучающиеся научатся обрабатывать  древесину ручным инструментом.
  2. Коррекционно - развивающая - коррекция памяти, восприятия, логического мышления, мелкой моторики.
  3. Воспитательная - воспитывать трудолюбие, самостоятельность в работе, чувство ответственности за выполненную работу.

Тип урока: урок (столярное дело + математика)

Наглядные пособия:  презентации, таблица  «многоугольники», технологические карты, заготовка маркёра

Методы: словесные, наглядные, практические.

Материалы, инструменты и приспособления:  измерительная  линейка, угольник, пила поперечная, рубанок,  верстак, проверочная линейка, станок  сверлильный, напильник, шлифовальная шкурка

Ход урока.

I. Организационная  часть.

Цель:подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания.

  1. Взаимное приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку. Рапорт дежурного.

3.      Учитель столярного дела:  

-Ребята, профессия столяра очень важная. Каждый мужчина должен уметь забить гвоздь, отремонтировать сломанную мебель, изготовить простейшие столярные изделия. Стать «мастером своего дела», может каждый. Для этого надо долго и упорно учиться, приобретать навыки столярного дела. Давайте вспомним пословицы о труде и отгадаем загадки о профессиях?

  Коррекционное  упражнение:вспомнить пословицы о труде, загадки о профессиях.

презентация 1.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: закрепить знания учащихся по теме «Виды шурупов», коррекция устной речи.

Учитель труда:

1) Назовите  основные отличия шурупов. (По размерам- по длине и диаметру)

2) Для чего нужны шурупы? (Для  скрепления деталей)

3) Приведите примеры.

4) Какими инструментами заворачивают шурупы? (Отвертка и  шуруповерт)

-Ребята, какими инструментами вы работаете на уроке столярного дела? ( Молоток, рубанок, пила, дрель,шуруповерт и др.) Сейчас вы отгадаете загадки про инструменты и поиграете в игру  «Четвертый - лишний»

5) Коррекционное упражнение «Загадки про инструменты».

презентация 2.

6) Игра «Третий - лишний» (на знания видов и групп  инструментов).

презентация 3.

III. Изучение  новой  темы.

Учитель труда:  Тема урока « Изготовление колодки маркёра»

Маркёр-это приспособление для сельскохозяйственных работ, для удобства посева семян на грядку. Он представляет собой деревянную колодку с отверстиями, в которые вставляются деревянные зубья.

С каким материалом имеет дело столяр - плотник? (С древесиной сосны)

Давайте вспомним породы древесины, и какие деревья к ним относятся.

Учащиеся: Мягкие породы (ель, сосна, липа, осина) и твердые породы (дуб, кедр, береза, клен, ясень).

Презентация 4 «Породы древесины»

Музыкальная физминутка.

 Вводная часть.

Цель:подготовка детей к выполнению практического задания.

Учитель труда:  Сегодня на уроке вы будете изготавливать колодку маркёра. Как рассчитать разметку  отверстий для зубьев вам поможет учитель математики.  

Учитель математики: Ребята, какую геометрическую фигуру представляет собой колодка маркёра? (брус - показ на модели параллелепипеда).

(Показ колодки маркёра  на слайде)

 Сколько граней у бруса?  (6). (Грань  - это пласть  в столярном деле)  

 Какую геометрическую фигуру представляет одна из граней? (прямоугольник)

Какие многоугольники вы еще знаете? (треугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.)

Ребята, для того,  чтобы вставить в колодку маркёра зубья, вы должны просверлить отверстия в бруске,  а для этого необходимо сделать разметку этих отверстий. Вспомните, в каких мерах длины вы делаете замеры? (в мм).  Какая длина маркёра? (500 мм). Найдем середину колодки:  500 мм : 2= 250 мм.  Отметим карандашом на грани. Проведем через эту отметку вертикальную линию. Измерим ее и поделим пополам, т. е. на два. Это и будет середина. Длина между зубьями  равна 150 мм.  Отложим влево и вправо от середины по 75 мм.  Отметим карандашом. Это и будут два отверстия. Отложим от них еще по 150 мм. Отметим карандашом. Это еще два отверстия. Всего получилось четыре отверстия для зубьев маркёра.

Слайд 5

Учитель труда:Чтобы узнать какими инструментами мы будем работать ,отгадаем загадки.Они имеют острые кромки, края, поэтому сначала напомним о технике безопасности.(слайд)

-не приступайте к работе, пока не будет тщательно подготовлено рабочее место, а инструменты размещены  рационально и удобно;

- не приступайте к работе без рабочей одежды;

- работая с инструментом, имеющим острые края и кромки, следите за тем, чтобы рука, поддерживающая заготовку, не была на линии движения;

- по окончании работы уберите инструменты и заготовки.

Правила безопасной работы при работе с древесиной

Пиление производите исправной, хорошо разведённой и остро заточенной пилой, пользуйтесь приспособлениями (упором, стуслом )

 Обеспечьте надёжное закрепление заготовки.

 Пилите лучковой пилой зубьями от себя.

 Не допускайте резких движений в процессе работы, не  держите левую руку близко к полотну пилы; не допускать перекоса пилы.

 Не сдувайте опилки и не сметайте их рукой, а пользуйтесь щёткой-смёткой.

 Не пробуйте остроту заточки зубьев пальцами рук.

 Показ образца изделия.

 Составление плана работы.

Вместе с учащимися составить план работы:

1.Просверлить отверстия

2. Обработать шлифовальной шкуркой

У каждого учащегося на столе находится технологическая карта.

Технологическая карта.

Последовательность операций

Эскиз

Инструменты и приспособления

1

Разметить  и выпилить заготовку колодки

Измер. линейка, карандаш, угольник, пила  поперечная.

2

Строгать первую базовую     пласть А

Рубанок, верстак, проверочная линейка

3

Строгать  кромки  Б,В

Рубанок, верстак, проверочная  линейка

4

Разметить  отверстия для зубьев

Измерительная линейка, карандаш

5

Просверлить  отверстия для зубьев

Дрель ручная

6

Очистить отверстия  напильником

Напильник, шлифовальная шкурка

7

Шлифовать боковые поверхности,  контролировать  размеры и углы

Шлифовальная шкурка, измерительная линейка, угольник

Учащиеся переходят в  комнату для практической работы.

IV. Практическая работа

Физминутка.

Руки вверх, в стороны- 3 раза. Массаж пальцев рук.

IV. Практическая работа

Цель: продолжить закреплять умения работать  ручным столярным инструментом.

Самостоятельная работа учащихся по технологической карте.

V. Итог  урока.

Чем занимались на уроке?

Цель: составление связного рассказа детьми о ходе выполнения практического задания.

 Уборка рабочих мест;

VI. Оценка работ обучающихся.

Рассказать о своем изделии?

Что интересней было выполнять?

Какой этап работы давался легко, а какой с трудностями?

Дать оценку.

 Анализ работы класса

VII. Рефлексия.

VIII. Д/З

I уровень

Ответить на вопросы. 
1.Основное орудие труда плотника. 
(Топор.)

2.Деревянный инструмент для забивания. (Молоток)

3.Инструмент для распиливания нетолстых досок. (Ножовка)

4. Столярный инструмент. (Рубанок)
5. Инструмент для распиливания бревен. (Пила).


Ответить на вопросы. 
1.Основное орудие труда плотника. 

2.Деревянный инструмент для забивания.

3.Инструмент для распиливания нетолстых досок.

4. Столярный инструмент.
5. Инструмент для распиливания бревен

--------------------------------------------------------------------------------------------

Ответить на вопросы. 
1.Основное орудие труда плотника. 

2.Деревянный инструмент для забивания.

3.Инструмент для распиливания нетолстых досок.

4. Столярный инструмент.
5. Инструмент для распиливания бревен
---------------------------------------------------------------------------

Ответить на вопросы. 
1.Основное орудие труда плотника. 

2.Деревянный инструмент для забивания.

3.Инструмент для распиливания нетолстых досок.

4. Столярный инструмент.
5. Инструмент для распиливания бревен
-------------------------------------------------------------------------------

Ответить на вопросы. 
1.Основное орудие труда плотника. 

2.Деревянный инструмент для забивания.

3.Инструмент для распиливания нетолстых досок.

4. Столярный инструмент.
5. Инструмент для распиливания бревен
---------------------------------------------------------------------------------------

Ответить на вопросы. 
1.Основное орудие труда плотника. 

2.Деревянный инструмент для забивания.

3.Инструмент для распиливания нетолстых досок.

4. Столярный инструмент.
5. Инструмент для распиливания бревен

--------------------------------------------------------------------------------------

Ответить на вопросы. 
1.Основное орудие труда плотника. 

2.Деревянный инструмент для забивания.

3.Инструмент для распиливания нетолстых досок.

4. Столярный инструмент.
5. Инструмент для распиливания бревен



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс. Создание и редактирование табличных объектов. Нумер. и маркер списки

8 класс. Создание  и редактирование табличных объектов. Нумер. и маркер. списки...

План-конспект Изготовление колодки рубанка

План-конспект Изготовление колодки рубанка...

Изготовление колодки шерхебеля ( рубанка ) - простой способ.

Обычно  колодку изготавливают из цельной заготовки твёрдой  древесины  берёзы, дуба, бука и т.п. на станках, однако, колодку можно изготовить  вручную без особых потерь в...

« Изготовление колодки швабры. Разметка и строгание бруска» 5класс

Научить разметке бруска, приобретение навыков работы с рубанком....

Практическая работа: "Маркеры и нумерованные списки"

Практическая работа направлена получение навыков работы в текстовом редакторе: создание различных маркеров,создание нумерованных списков....

План-конспект урока по профильному труду 6 класс "Изготовление колодки швабры"

Ознакомление учащихся с технологией изготовления колодки швабры; совершенствовать навыки работы с разметочным, строгальным, сверлильным инструментом; Коррекция  логического мышления на осно...