План-конспект Изготовление колодки рубанка
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

Романов Анатолий Иванович

План-конспект Изготовление колодки рубанка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konspekt_uroka_izgotovlenie_kolodki_rubanka.docx280.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Изготовление колодки рубанка"

Класс    8б

Тип урока: комбинированный

Цель урока:  выдолбить леток у колодки рубанка

Задачи:

1) Дать четкое представление летка рубанка учащимся

2) Ознакомить приемами работы с данными инструментами

3) Добиться качественного завершения работы

Оборудование : Рабочий верстак, заготовки, стамески, ножовка, киянка, напильники, угольник, линейки карандаши, образцы изделии .

Ход урока

Мы уже упоминали о требовании к изготовлению колодок ручного строгального инструмента .Для изготовления колодок ручного строгального инструмента берут древесину твердых пород . Детали рубанков должны быть изготовлены из древесины граба, бука, клена, или ясеня .

Древесина должна быть здоровой, прямослойной . Трещины, гнилые места, краснина, червоточина  не допускаются .

Вопросы  для закрепления материала .

1 .Назовите , из какой древесины делаются колодки ручного строгального инструмента?

2 .Из скольких основных частей состоят строгальные инструменты и как они называются?

Разметка колодки рубанка . Длина колодки школьного рубанка для учеников 13-15 лет равна 245 мм, ширина-56 мм, высота-55 мм .Ширина ножа-45 мм .Для изготовления колодки рубанка надо выпилить брусок из древесины твердых пород . Брусок строгают со всех сторон ,проверяя при этом линейкой  и угольником прямолинейность и прямоугольность всех плоскостей .Особенно тщательно должна быть отстрогана нижняя рабочая сторона колодки-подошва .И начинают разметку колодки рубанка .

Колодки так же изготовляют из двух брусков далее соединяя их .

Мы по такому виду работы и начинаем  изготовление колодки .

Вопросы на повторение пройденного .

На прошлом уроке мы на колодке разметку нанесли, и теперь вспомним .

1) С чего начинается разметка колодки рубанка?

2)Каким инструментом размечается ширина ротка для ножа на подошве и летка на верхней плоскости рубанка?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы коротко, а я еще раз полным ответом объясняю о выполнений разметки .

Разметку начали с  расчерчивания на подошве прорези , так называемого р о т к а  .Повернули брусок расчерченной стороной к себе провели линий 1, 2,3,4 по заданным размерам. Повернули еще раз к себе нанесли размеры летка .

Вот мы вспомнили как начинали изготовление колодки т .е выполнение разметки .А сейчас у нас следующая задача, выдолбить леток колодки рубанка .Сначала я сам  продемонстрирую выполнение этой работы .

Размеченный первый брусок закрепляем на верстаке между клиньями .Распилим по разметке 1 ,2,3, 4 линии .Так же распилим линии на втором бруске . Повернем брусок распиленной стороной к себе начинаем долбление с верхней части летка ширину летка .Для долбления берем стамеску и киянку .Работу выполняем аккуратно не спеша не доходя до размеченных линий на один или полтора мм. А далее просверливаем роток и зачищаем леток узкой стамеской . Под своим контролем попрошу некоторых учеников выполнять пробное долбление .

Надеюсь вы внимательно наблюдали за моими действиями и также сможете их повторять .

Правила техники безопасности при работе ручными режущими инструментами .

1)На верстаке нельзя укладывать инструмент лезвием вверх или вбок .

2)Опасно ставить палец или руку у пропила для направления движения пилы по линии- запил  . Делать это надо по брусочку .

3)При резании стамеской нельзя поддерживать обрабатываемую деталь или предмет рукой в направляемое движение лезвия стамески .

Вопросы на установку начала работы .

 1) С чего начинаем в первую очередь и с какими инструментами?

2)Какие правила нужно соблюдать при работе режущими инструментами?

Раздаю заготовки учащимся и попрошу начинать работу и при этом задаю вопрос . Какая у нас сегодняшняя задача? Качественно выдолбить леток колодки рубанка .

Практическая работа .

В 8б классе  лучше чем другие занимаются Порфирьев А и Николаев В  .

За ними меньше внимание уделяю, а больше внимание предстоит уделять за Сидоровым С и Егоровым А .Они у меня постоянного внимания и присмотра , помощи ,подталкивания ждут .Все время только с ними если , то основной  процесс работы отстает  .Поэтому я их стараюсь слить воедино с Порфирьевым и с Николаевым ,а самому реже  к ним подходить .

Вершев Р может самостоятельно работать решать проблемные вопросы, но у него хромает качество выполняемой работы .Мне  приходится на образцах убедить его  качественного выполнения работы .

Контролирую за работой всех учащихся .Попрошу на образцы поглядеть, сравнивать свои работы с образцами .

При работе с стамеской приемы работы проконтролирую .Очень часто не правильно подрезания выполняют .Прослежу за ними и своевременно поправляю их действия  .Окончание работы с напильником выполняется .

По  необходимости вношу поправки в их работе .

По завершении выполнения работы сдают заготовки .Не успевшим закончить работы попрошу сдать их .Уборку рабочего места каждый делает и присядут на стульчики .

Подведение итогов работы .

1)Понравилась вам эта работа?

2)Что вам тяжело было делать, а что легко?

Сравнивая работы между учащимися и образцами оцениваю работы учащихся , ставлю оценки . Выскажу недостатки и ошибки при выполнении работы учащимися .Попрошу их учитывать в будущем .Отпускаю учащихся на перемену .


п .п

Технологические

операции

                           Эскиз

Оборудование

инструмент

Чертеж

колодки

1 .

Взять бруски с разметкой . Распилить линии разметки .

Верстак, ножовка

2 .

Подобрать распиленные части  .

     

Верстак, стамески, киянка

3 .

Зачистить поверхности летка  

   

Верстак, напильники

4 .

Приклеить бруски

 

Клей ПВА, кисточка, зажим верстака

                Технологическая карта на изготовление колодки рубанка .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока: «Изготовление ночной сорочки c элементами моделирования». 7 класс

1) Рассмотрите образцы ночных сорочек.2) Почему ночная сорочка относится к плечевым изделиям? (сорочка держится на фигуре человека на линии плеча.)3) Какие виды отделки можно использовать? (Обта...

план конспект занятия "Изготовление визитной карточки"

План конспект занятия по программе художественной направленности "Волшебный мир природы"...

План-конспект занятия «ИЗГОТОВЛЕНИЕ СУВЕНИРА «СНЕГОВИК»

Материал предназначен педагогам дополнительного образования, учителям труда, воспитателям....

План-конспект занятия «Изготовление декоративной ёлочной игрушки с вышитым элементом»

Данный материал знакомит с историей новогодней игрушки. Файл содержит информацию о технологии изготовления декоративной ёлочной игрушки с вышитым элементом и используемых в процессе работы материалах....

План-конспект занятия «Изготовление закладки для книг с тиснением по бумаге»

Занятие по теме "Работа с бумагой", для обучающихся среднего школьного возраста знакомит с различными техниками изготовления изделий из бумаги....

План-конспект занятия «Изготовление закладки для книг с тиснением по бумаге»

Занятие по теме "Работа с бумагой", для обучающихся среднего школьного возраста знакомит с различными техниками изготовления изделий из бумаги....