Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Кукольный театр «Домовенок»
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рассветская основная школа»
Принято: Утверждаю:
педагогическим советом Директор
Протокол № 1 от «29» августа 2014г. …………………В.А.Трегубова Приказ № ……от 29.08. 2014 г.
.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
детское объединение
«Кукольный театр «Домовенок»
Возраст детей: от 7 до 17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка
Трудно точно припомнить с каких времен люди начали играть. Игра – естественное состояние человека. Детство каждого происходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых.
Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры играют наши дети, судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.
Сформировать правильные модели поведения, показав, как можно и должно играть – одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр.
Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители – короли и ремесленники, дворяне и наемные солдаты.
Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.
Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.
Во-первых, поскольку в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих, в кукольном их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им.
Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего в словесных и физических действиях живого человека - актера или актера - кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя.
Такая непосредственность эмоционального воздействия требует от зрителей особой активности восприятия, воображения, мысли.
В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека.
Развитие детей осуществляется посредством приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает
устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Основная - театрализованная - деятельность этой программы – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала.
Реализация программы рассчитана на 1 год.
Основные цель программы «Кукольный театр» - развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
реализация творческого потенциала личности воспитанников,
систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей,
знакомство с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра),
развитие художественного и ассоциативного мышления,
обогащение эмоционально-образной сферы,
формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира,
формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни,
развитие коммуникативной культуры детей,
формирование у детей представления об искусстве, как высшей форме общения;
формирование потребностей проявлять интерес к народному творчеству;
создание условий для проявления творческой активности, воспитание ответственности и творческой дисциплины.
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
сведения об истории русского кукольного театра, истоках его зарождения,
объяснить термин УНТ (устное народное творчество), иметь представление о русском фольклоре, его формах и видах,
что такое техника речи, какие понятия она в себя включает,
что такое пауза, логическое ударение, интонация и т.д. чем отличаются понятия: техника речи и развитие речи,
что такое дикция,
- что такое скороговорка, привести примеры изученных скороговорок
- что такое этюд, виды сценических этюдов
Воспитанники должны уметь:
- объяснить понятия: жест, мимика, сценическая пластика, сценическое движение,
-выполнять индивидуальные и коллективные речевые этюды,
-владеть навыком сценической импровизации
-применять полученные знания в создании характера сценического образа
-использовать характерность,
- находить средства реализации заданного характера, осуществлять поиск средств органичности и выразительности.
Поскольку воспитательный потенциал кукольного театра не ограничен образно-семантическим направлением интеллектуального развития личности, в работе по программе «Кукольный театр» можно выделить поисково-системное направление, цель которого – выработка навыка сбора информации из различных источников, необходимой для созданий художественного образа персонажа и, конечно же, сравнительно-оценочное направление, которое предполагает развитие чувства гармонии и формирования критериев оценки.
Показателем эффективности в ходе работы по предполагаемой программе являются:
приобретенные организаторские навыки,
желание работать на коллективный творческий результат,
умение устанавливать добрые отношения в коллективе, преодолевать трудности,
приобретенные навыки работы с перчаточной, пальчиковой куклами,
приобретенные навыки сценического движения, навыки развития речи,
необходимость в планировании своей деятельности,
умение определиться в своей позиции, отстоять собственное мнение,
стремление прийти другим на помощь.
Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар кукольного театра включены:
инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;
новые, самостоятельно разработанные, пьесы.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
открытое занятие,
спектакль,
театрализованное представление
творческий отчёт
участие в районных и региональных конкурсах самодеятельного театрального искусства.
Содержание программы
№ | Тема | Форма занятия |
1. | «В гости к кукле»
| Лекция, собеседование |
2 | «Дай жизнь кукле» 3.1Техническое моделирование с элементами художественного конструирования:
3.2 Конструирование из ткани:
| Беседа, практикум, экскурсия. |
3. | «Кукольная сцена»
| Беседа-обсуждение, беседа-практикум. |
4. | «Речь, речь, речь…»
| Беседа-обсуждение, работа с книгой, круглый стол. |
5. | «Куклы оживают»
| Игра, этюд |
№ | Тема | Количество часов |
1 | «В гости к кукле». История кукольного театра | 2 |
2 | «Дай кукле жизнь» Изготовление кукол | 11 |
3 | «Речь, речь, речь…» | 5 |
4 | «Кукольная сцена». Изготовление декораций | 4 |
5 | «Куклы оживают». Изибразительное качество куклы на ширме | 12 |
Методическое обеспечение образовательной программы
№п/п | Тема | Методическое обеспечение |
1 | «В гости к кукле». Экскурс в мир кукол | Куклы – национальные герои уличных представлений. Рассказ об уличных кукольных театрах (вертепах). Знакомство с различными видами кукол. Ширмы приемлемой высоты. Обычные игрушки. |
2 | «Дай жизнь кукле» «Кукольная сцена» Ширма и декорации. | Куклы би–ба–бо (перчаточные). Ширма. Декорации. Знакомство с приемами кукловождения. Пальчиковые игры. Разминки для плечевого пояса. Артикуляционные разминки. Показ практических действий, анализ действий. Перевоплощение, мысленное погружение в среду (необычную, представляемую на основе театрализованных игр). Любимые игрушки детей. Ромашки для занятий – концертов. |
3 | «Речь, речь, речь…» Техника речи | Методика « Расскажи стихи руками». Занятия – концерты. Театрализованные игры. Артикуляционные разминки. Скороговорки, пословицы, загадки. Театрализованные игры. Ритмопластика. Показ практических действий. Анализ действий. Ромашки для занятий – концертов. Карточки с заданиями для развития мелкой моторики. Комплект кукол би-ба-бо (перчаточные). |
4 | «Куклы оживают» Овладение навыками кукловождения. | Куклы би-ба-бо. Освоение правил работы на ширме и ее устройство. Правила оформления ширмы. Декорации. Отработка навыков кукловождения. Работа с куклами различной конструкции. Зеркало для самоконтроля. Этюды на перевоплощение в другого человека, животное. Мысленное создание несуществующих образов на основе театрализованных игр. Использование игровых персонажей. Оборудование для этюдов с куклой. Музыкальные записи (детское караоке). |
Учебно-тематический план
№ | Содержание занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие. История развития кукольного театра. Из истории русского кукольного театра. ТБ | 1 |
2 | Знакомство с куклами разных систем. Куклы театра теней. Куклы-марионетки. Традиционная игрушка русского народа – Петрушка | 1 |
3 | Пальчиковые куклы. Материалы и инструменты для изготовления кукол.ТБ. | 1 |
4 | Техническое моделирование с элементами художественного конструирования: Знакомство с техникой папье-маше, изготовление болванок ( глина, пластилин ) | 1 |
5 | Знакомство с техникой папье-маше. Маширование – первый способ техники папье-меше: изготовление клейстера, выклеивание, сушка | 1 |
6 | Знакомство с техникой папье-маше. Снятие бумажных головок с болванок, склеивание частей, обклеивание чулком, марлей, сушка. | 1 |
7 | Знакомство с техникой папье-маше. Грунтовка, зашкуривание, лакировка. | 1 |
8 | Знакомство с техникой папье-маше. Окрашивание, сочетание цветовых гамм (акварель, гуашь, масляная краска, лакировка) | 1 |
9 | Знакомство с техникой папье-маше. Оформление головки, парик, атрибуты | 1 |
10 | Конструирование из ткани: Шаблон, выкройка, разметка, раскрой ткани. Рубашка-перчатка, обмер руки, изготовление выкройки, шов-строчка, назад иголка. | 2 |
11 | Работа над элементами костюма куклы | 2 |
12 | Техника речи. Дикция. Выразительная речь. Искусство речи. Речь в повседневной жизни, в творчестве актёра. Техника чтения. Дыхание, ударение, дикция, голос. | 2 |
13 | Техника речи. Выразительное чтение. Рассказывание. | 1 |
14 | Техника речи. Концерт «Ромашка» | 1 |
15 | Работа над ролью. Сценическая речь. Соответствие голоса и образа | 1 |
16 | Работа с перчаточной куклой. Изобразительные качества куклы на ширме. | 4 |
17 | Работа с перчаточной куклой. Контроль глаз исполнителя за поведением куклы на ширме. Действие + слово. | 4 |
18 | Работа над ролью. Работа над мизансценой. | 2 |
19 | Работа над ролью. Художественно-театральные этюды. Концерт «Ромашка» | 1 |
20 | Музыкальное оформление спектакля. Соответствие музыкальной темы замыслу спектакля. | 1 |
21 | Работа над декорациями. Декорации переднего плана. | 1 |
22 | Работа над декорациями. Движущиеся декорации | 1 |
23 | Работа над декорациями. Декорации заднего плана | 1 |
24 | Итоговое занятие. Что мы знаем о кукольном театре. Концерт «Ромашка» | 1 |
Список литературы для педагога
Агаева И., Куклы России в «Орленке» [Текст] И.Агаева //Народное творчество.- 2003.-№3.- С.30-33.
Агаева И., Куклы «Домовенок Кузька», «Красота», «Русский воин»
[Текст] И .Агаева // Народное творчество.- 2005.-№5.-С.40-42.
Агаева И., Куклы «День и ночь» [Текст] И. Агаева// Народное творчество.-2003.- №2. – С. 46-47.
Агаева И., Куклы «Тульский Мастеровой», «Бабочка» [Текст] И. Агаева// Народное творчество.- 2004.- №2.- С. 30-31.
Детская энциклопедия [Текст] // Сост.: Б. Голдовский. – М.: Изд-во «Аргументы и факты», 1999.- 60 с.
Денисова Н.А., «Аленушкины куклы» [Текст] Н.А.Денисова //Народное творчество.- 2004.- №6.-С.43-45.
Думенко О., Куклы из бабушкиного сундука [Текст] // Народное творчество.- 2004.- №3.- С. 42-47.
Жулаева Н.В., Кукла-берегиня [Текст] Н.В. Жулаева // Народное творчество.- 2004.-№4.-С.22-23.
Соломин Н. И., Куклы выходят на сцену [Текст] Н. И. Соломин. – М.: Изд-во «Педагогика», 1996.-270 с.
ЧуриловаЭ. Г., Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] Э. Г .Чурилова.- М.: Изд-во, «Владос», 2003.- 224с.
Смирнова И. М., И оживают куклы [Текст] И. М.Смирнова. – М.: Изд-во «Владос», 2001.-284 с.
Пантелеева Л. В.Ю Художественный труд [Текст] Л. В. Пантелеева.- М.: Изд-во «Педагогика», 1984.- 250с.
Список литературы для детей
Головина С.П., В одном цветочном королевстве [Текст] С.П Головина. – Мариинск: 2004.-76с.
Хрестоматия для детей [Текст]// Сост.: А.Л.Табенкина, М.К. Боголюбская.- М.: «Педагогика», 1998.- 460 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»
Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...
Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»
Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...
Образовательная программа дополнительного образования детей детского объединения «Вязание крючком»
Программа рассчитана на детей 8-15 лет. Срок реализации 2 года....
Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Планета технического творчества»
Программа расчитана для дополнительного образования детей в возрасте 11-13 лет. Срок реализации два года....
Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»
Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...