Программа межпредметного модуля «Основы проектной деятельности»
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Программа курса «Проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 5-х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.

Курс «Проектная деятельность» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_modulya_osnovy_proektirovaniya.docx47.26 КБ

Предварительный просмотр:

1


Пояснительная записка

Рабочая программа по проектной деятельности (ПД) для 5 класса составлена на основе:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  1. Приказ образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».

  1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

 В ходе реализации программы «Проектная деятельность» решаются такие задачи, как:

формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок,

знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности;

установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей, в том числе социальной практики;


организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель-ности;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы.

Программа курса «Проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 5-х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.

Курс «Проектная деятельность» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности.

Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе.

Цель курса «Проектная деятельность» - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым пятиклассником индивидуального проекта по итогам учебного года.

Общая характеристика курса Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС ООО стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Важную роль в достижении успешности каждого ученика играет реализация доступного проектного замысла по выбору ребенка, на основании сферы его интересов и личностных возможностей.

Курс «Проектная деятельность» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных, индивидуальных проектов. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у обучающихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.

Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей


(информационной, коммуникативной,  исследовательской  и т.п.).      

При  организации  работы  обучающихся  по  методу  проектов  возможна  не  только  индивидуальная  самостоятельная  работа,  но  и групповая.  Это  позволяет  приобретать  коммуникативные  навыки  и  умения:  работа  в  группе  в  разнообразных  качествах  (ролях)  , рассмотрение   различных   точек   зрения   на   одну   проблему,   организация   взаимодействия   между   участниками   проекта. Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя  проектный  метод  обучения,  дети  постигают  всю  технологию  решения  задач  –  от  постановки  проблемы  до  представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения. Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает об учающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать  культурными  образцами  мышления,  формировать  свои  мыслительные  стратегии,  что  позволяет  каждому  самостоятельно осваивать                                                           накопления                                                           культуры. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных  носителях,  в  Интернете,  СМИ  и  т.д.  Источником  нужной  информации  могут  быть  взрослые:  представители  различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны:

уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать

основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;


уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей

и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс «Проектная деятельность», должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.

Учебно-тематический план (основное содержание)

Название раздела

Количество часов

Введение

1

Виды проектов

1

Этапы проектов, выполнение бучающего проекта

6

Портфолио проекта

1

Паспорт проекта

1

Итого:

10 часов

Перечень ресурсного обеспечения

1. Авторская учебная программа, разработанная Г.Б Голуб., Е.А Перелыгиной., О.В Чураковой (см. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы) (Кировский ИПК и ПРО, 2006).

Интернет- ресурсы:

  1. * Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
  2. * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-

12.html

3.        * А.Ликум        -        Детская        энциклопедия.        [Электронный        ресурс]

http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._

  1. * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

5.        * Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]  http://www.booklinks.ru/

6 «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/

Оборудование и кадровое обеспечение программы

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор


Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 уч.г.

Тема урока

Кол-

Срок

Тип урока

                                           Результаты обучения

урока

во

прове

дения

знать

уметь

УУД

п/п

часов

 

 

Введение

1

1

Что такое проект

1

 

комбиниро

Что такое проект

Уметь создать

Смыслообразование

ванный

атмосферу

Подведение под понятие,

организованного

выведение следствий

общения.

выдвижение гипотез и их

обоснование

Виды проектов

1

2

Виды проектов

1

 

комбиниро

Классификацию

Уметь различать

Формулирование

ванный

проектов

виды проектов

познавательной цели

Классификация объектов

Этапы проекта

5

3

Проблематизация

1

 

комбиниро

Как

оценить имеющиеся

Самостоятельное создание

ванный

сформулировать

обстоятельства и

способов решения проблем

проблемный

сформулировать

творческого и поискового

вопрос

проблему.

характера Выбор оснований и

критериев для сравнения;

Доказательство

4

Планирование

1

 

комбиниро

Задачи проекта

Составлять план

Определение цели, функций

ванный

работы

участников, способов.

5

Поиск информации

1

 

комбиниро

Способы сбора

Искать и

.

и ее обработка

ванный

информации

обрабатывать

 

различные виды

информации

6

Реализация проекта

1

комбиниро

Этапы работы

Работать в команде

Построение логической цепи

ванный

над проектом

доказательств

7

Презентация

1

комбиниро

Способы

Демонстрировать

Умение с достаточной

проекта

ванный

публичной

собственные знания

полнотой выражать свои

защиты, презент

и опыт проблемы

мысли

ация результаты

проекта,

работы.

приобретенную

компетентность

8

Коррекция проекта,

1

комбиниро

Способы

рефлексивно

Нравственно-этическое

самооценка и

ванный

коррекции

оценивать

всю

оценивание Коррекция и

рефлексия

проекта

проделанную  работу

оценка, волевая

и  приобретенный  в

саморегуляция

ходе   опыт.

Уметь

осмысливать

,

анализировать

допущенные ошибки

Портфолио проекта

9

Требования к

1

комбиниро

Требования к

Составлять

Знаково-символические,

оформлению

ванный

оформлению

письменный отчет о

моделирование Умение с

проекта

проекта

ходе реализации

достаточной полнотой

проекта,

выражать свои мысли.

Оформление

 

комбиниро

представление

Знаково-символические,

портфолио проекта

ванный

отчета в виде

Моделирование.

портфолио

10

Презентация

комбиниро

Способы

Составлять

Умение с достаточной

портфолио проекта

ванный

презентации

письменный отчет о

полнотой выражать свои

портфолио

ходе реализации

Мысли.

проекта,

Паспорт проекта

Паспорт проекта

 1

комбиниро

Паспорт проекта

Излагать краткое

Умение с достаточной

ванный

сущностное

полнотой выражать свои

содержание проекта

Мысли. Контроль, оценка,

волевая саморегуляция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "основы проектной деятельности" 5 класс (ФГОС)...

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"...

Программа элективного курса "Основы проектной деятельности", 9 класс

Целью программы "Основы проектной деятельности" является формирование основных компетентностей школьников в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности посредством метода проек...

Программа по курсу «Основам проектной деятельности» 5-8 класс

Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с...

Рабочая программа к курсу "Основы проектной деятельности"

Данная рабочая программа может быть использована как для внеурочной деятельности, так и для спец.курса за счёт школьного компонента.Программа расчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Рекомендованны...

рабочая программа по предмету "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа предмета «Основы проектной деятельности» для 5-6 классов разработана на основе  нормативных документов:Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об обра...

2019-2020: Рабочая программа дополнительного образования «Основы проектной деятельности», 8 кл

Программа предназначена для учащихся 8 а класса общеобразовательной школы (13-14 лет) Срок реализации программы: в течение года (1 час в неделю/34часа в год) Направление: социальное...