Программа межпредметного модуля «Основы проектной деятельности»
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Программа курса «Проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 5-х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.
Курс «Проектная деятельность» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_modulya_osnovy_proektirovaniya.docx | 47.26 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Рабочая программа по проектной деятельности (ПД) для 5 класса составлена на основе:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
В ходе реализации программы «Проектная деятельность» решаются такие задачи, как:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок,
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей, в том числе социальной практики;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель-ности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы.
Программа курса «Проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 5-х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.
Курс «Проектная деятельность» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности.
Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе.
Цель курса «Проектная деятельность» - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым пятиклассником индивидуального проекта по итогам учебного года.
Общая характеристика курса Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС ООО стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Важную роль в достижении успешности каждого ученика играет реализация доступного проектного замысла по выбору ребенка, на основании сферы его интересов и личностных возможностей.
Курс «Проектная деятельность» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных, индивидуальных проектов. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у обучающихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей
(информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях) , рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта. Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения. Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает об учающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны:
уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс «Проектная деятельность», должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.
Учебно-тематический план (основное содержание) | |||
Название раздела | Количество часов | ||
Введение | 1 | ||
Виды проектов | 1 | ||
Этапы проектов, выполнение бучающего проекта | 6 | ||
Портфолио проекта | 1 | ||
Паспорт проекта | 1 | ||
Итого: | 10 часов |
Перечень ресурсного обеспечения
1. Авторская учебная программа, разработанная Г.Б Голуб., Е.А Перелыгиной., О.В Чураковой (см. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы) (Кировский ИПК и ПРО, 2006).
Интернет- ресурсы:
- * Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
- * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-
3. * А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
- * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
5. * Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
6 «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/
Оборудование и кадровое обеспечение программы
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор
Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 уч.г.
№ | Тема урока | Кол- | Срок | Тип урока | Результаты обучения | ||||||||||
урока | во | прове дения | |||||||||||||
знать | уметь | УУД | |||||||||||||
п/п | часов |
| |||||||||||||
| |||||||||||||||
Введение | 1 | ||||||||||||||
1 | Что такое проект | 1 |
| комбиниро | Что такое проект | Уметь создать | Смыслообразование | ||||||||
ванный | атмосферу | Подведение под понятие, | |||||||||||||
организованного | выведение следствий | ||||||||||||||
общения. | выдвижение гипотез и их | ||||||||||||||
обоснование | |||||||||||||||
Виды проектов | 1 | ||||||||||||||
2 | Виды проектов | 1 |
| комбиниро | Классификацию | Уметь различать | Формулирование | ||||||||
ванный | проектов | виды проектов | познавательной цели | ||||||||||||
Классификация объектов | |||||||||||||||
Этапы проекта | 5 | ||||||||||||||
3 | Проблематизация | 1 |
| комбиниро | Как | оценить имеющиеся | Самостоятельное создание | ||||||||
ванный | сформулировать | обстоятельства и | способов решения проблем | ||||||||||||
проблемный | сформулировать | творческого и поискового | |||||||||||||
вопрос | проблему. | характера Выбор оснований и | |||||||||||||
критериев для сравнения; | |||||||||||||||
Доказательство | |||||||||||||||
4 | Планирование | 1 |
| комбиниро | Задачи проекта | Составлять план | Определение цели, функций | ||||||||
ванный | работы | участников, способов. | |||||||||||||
5 | Поиск информации | 1 |
| комбиниро | Способы сбора | Искать и | . | ||||||||
и ее обработка | ванный | информации | обрабатывать |
| |||||||||||
различные виды | |||||||||||||||
информации | |||||||||||||||
6 | Реализация проекта | 1 | комбиниро | Этапы работы | Работать в команде | Построение логической цепи | |||||||||
ванный | над проектом | доказательств | |||||||||||||
7 | Презентация | 1 | комбиниро | Способы | Демонстрировать | Умение с достаточной | |||||||||
проекта | ванный | публичной | собственные знания | полнотой выражать свои | |||||||||||
защиты, презент | и опыт проблемы | мысли | |||||||||||||
ация результаты | проекта, | ||||||||||||||
работы. | приобретенную | ||||||||||||||
компетентность | |||||||||||||||
8 | Коррекция проекта, | 1 | комбиниро | Способы | рефлексивно | Нравственно-этическое | |||||||||
самооценка и | ванный | коррекции | оценивать | всю | оценивание Коррекция и | ||||||||||
рефлексия | проекта | проделанную работу | оценка, волевая | ||||||||||||
и приобретенный в | саморегуляция | ||||||||||||||
ходе опыт. | Уметь | ||||||||||||||
осмысливать | , | ||||||||||||||
анализировать | |||||||||||||||
допущенные ошибки | |||||||||||||||
Портфолио проекта | |||||||||||||||
9 | Требования к | 1 | комбиниро | Требования к | Составлять | Знаково-символические, | |||||||||
оформлению | ванный | оформлению | письменный отчет о | моделирование Умение с | |||||||||||
проекта | проекта | ходе реализации | достаточной полнотой | ||||||||||||
проекта, | выражать свои мысли. | ||||||||||||||
Оформление |
| комбиниро | представление | Знаково-символические, | |||||||||||
портфолио проекта | ванный | отчета в виде | Моделирование. | ||||||||||||
портфолио | |||||||||||||||
10 | Презентация | комбиниро | Способы | Составлять | Умение с достаточной | ||||||||||
портфолио проекта | ванный | презентации | письменный отчет о | полнотой выражать свои | |||||||||||
портфолио | ходе реализации | Мысли. | |||||||||||||
проекта, | |||||||||||||||
Паспорт проекта | |||||||||||||||
Паспорт проекта | 1 | комбиниро | Паспорт проекта | Излагать краткое | Умение с достаточной | ||||||||||
ванный | сущностное | полнотой выражать свои | |||||||||||||
содержание проекта | Мысли. Контроль, оценка, | ||||||||||||||
волевая саморегуляция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"
Рабочая программа по курсу "основы проектной деятельности" 5 класс (ФГОС)...
Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"
Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности"...
Программа элективного курса "Основы проектной деятельности", 9 класс
Целью программы "Основы проектной деятельности" является формирование основных компетентностей школьников в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности посредством метода проек...
Программа по курсу «Основам проектной деятельности» 5-8 класс
Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с...
Рабочая программа к курсу "Основы проектной деятельности"
Данная рабочая программа может быть использована как для внеурочной деятельности, так и для спец.курса за счёт школьного компонента.Программа расчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Рекомендованны...
рабочая программа по предмету "Основы проектной деятельности"
Рабочая программа предмета «Основы проектной деятельности» для 5-6 классов разработана на основе нормативных документов:Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об обра...
2019-2020: Рабочая программа дополнительного образования «Основы проектной деятельности», 8 кл
Программа предназначена для учащихся 8 а класса общеобразовательной школы (13-14 лет) Срок реализации программы: в течение года (1 час в неделю/34часа в год) Направление: социальное...