Применение ИКТ и использование онлайн на уроках технологии.
статья по технологии на тему

Применение ИКТ и использование персональных сайтов коллег, интернет- ресурсов и создание собственных сайтов повышают познавательную активность обучающихся, что приводит к повышению эффективности обучения на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение ИКТ и использование онлайн на уроках технологии»

    Информационная эпоха ускоряет темп, и уже, наверное, нет ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы применение. Процесс образования тоже изменяется. Перед современной школой ставится главная задача — превратить учеников из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности. Этому способствуют современные информационно-коммуникативные технологии.

        Интернет на уроке недавно  был из области фантастики. Теперь ученики получили возможность, не выходя из дома, побывать в разных уголках мира, быстро получить необходимые сведения, поучаствовать в различных конкурсах.

        Дидактические свойства Интернета (публикация, доступ, общение) позволяют  успешно   применять его в учебном процессе. Совершенствование сервисов Интернета происходит так быстро, что преподаватели не успевают отслеживать новые стремительно  появляющиеся  возможности (сервисы), а тем более разрабатывать методики их применения. Чтобы идти в ногу со временем, приходится постоянно искать новые пути, методы подачи материала, формы контроля и закрепления изученного.

      Информационно-коммуникационные технологии я применяю  на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУНов,  во внеклассной работе и исследовательской деятельности. Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением. При организации дифференцированной работы можно привлечь для работы за компьютером во время фронтального опроса, терминологического диктанта. Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно организовывать работу за компьютером в группах, попутно решая задачу развития коммуникативных умений. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-путешествия, конкурсы, шарады, загадки и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. 

        На уроках я использую следующие приемы компьютерных технологий:

  1. Компьютерные тесты.

         Осуществить контроль знаний мне помогает персональный сайт коллеги Янкевич Елены Георгиевны «Шпаргалка», где представлена огромная коллекция тематических тестов. Постоянно добавляются новые разработки тестов. Сайт интересен тем, что работает в режиме онлайн, учащаяся после выполнения задания, имеет возможность проанализировать ошибки, сразу получает оценку. Учителю предоставляется возможность применить индивидуальный подход при работе с данным ресурсом. После выполнения теста учащаяся видит свою фамилию или имя в бланке с данными участников, выполнявших тест. Задания здесь подобраны по принципу - «от простого к сложному».

       Преимущество электронных тестов  в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить ранее изученный материал, ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Благодаря компьютерным тестам учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала. Проблема только в том, что за урок за компьютером может поработать не более 3-х обучающихся: компьютер в кабинете один.

       Составлять тестовые задания могут и обучающиеся. Такой прием больше заинтересовывает детей. Наиболее удобен для этого сайт «Твой тест». На уроке я использую тесты, составленные на данном сайте.

      Так же  мне нравится работать на сайте LearningApps.org - данный онлайн-сервис позволяет создавать модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей). 

       2. Электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, психологически настроить на атмосферу творчества, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля, обеспечить удобную образовательную среду.        

        3. Создание мультимедийных презентаций. Использовать их можно и при объяснении  нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и  физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. В своих презентациях к урокам я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы, научно-исследовательских работ, проектной деятельности учащихся, так использование информационно-коммуникационных технологий способствует обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности. Презентации отправляются и на различные конкурсы.

         При демонстрации слайдов деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.

         4. Творческие задания и участие в конкурсах. Выполнение творческих заданий, научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях школьников с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе. Интернет дает возможность учащимся принимать участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах. В условиях конкурса размещают информацию, необходимую для участия, и способы награждения участников или победителей.

      Сайт «Инфоурок» даёт возможность учителю найти календарно-тематические планы, сценарии праздников, опубликовать работу, участвовать в конкурсах учителю и ученику. Данные сайты высылают дипломы или свидетельства как учащимся, так и преподавателям.

      5. Дидактические материалы. Представленные в компьютерном варианте, они решают несколько задач:

– повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке;

– увеличивают объем использования наглядности на уроке;

– экономят время учителя при подготовке к уроку.

     6. Проекты. Метод проектов позволяет мне формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Очень широко использую ИКТ при создании мини-проектов к уроку.

        Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:

1. Создание интерактивных таблиц, которые являются практическим материалом к урокам.

2. В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию. Эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем ученикам.

 3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.

4. Выполнение тематических тестов с выявлением результатов деятельности.

После самостоятельной работы со средствами Интернет можно предложить наиболее удачные работы оценить и учителю информатики, поэтому ученик может получить сразу две оценки за качественно выполненное задание.

5. Создание кроссвордов на выбранную тему.

     

         В заключение хочется отметить, что использование компьютерных технологий:

– повышает эффективность обучения;

– повышает интерес ребенка, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;

– осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении;

– обеспечивает гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

– улучшает организацию урока;

– повышает качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;

– расширяет объём предъявляемой учебной информации.

         Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и  требует высокого уровня методической подготовленности. Для учителей-предметников в сети представлены методические разработки уроков с использованием инновационных методик. В рамках различных программ проводятся конкурсы среди образовательных учреждений, учителей на лучшие методические разработки, сценарии праздников, лучшие планы уроков с использованием интернет – ресурсов, лучшие сайты. В награду учителя получают дипломы, сертификаты, благодарности.

      Работа с компьютером требует определенных физических нагрузок, особенно на глаза, поэтому этот вид деятельности необходимо строго дозировать. Обязательно чередовать работу с компьютером и практическую, письменную работу, гимнастику для глаз, физминутки, релаксационные паузы.

      Наконец, следует помнить, что, несмотря на их привлекательность для детей, компьютерные технологии – не развлечение. Только грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества обучения школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютера на уроках технологии

Презентация по использованию компьютера на уроках технологии....

«Использование ИКТ на уроках технологии»

   Формирование информационной культуры учащихся, под которой понимается наличие знаний и умения для  целенаправленной работы с информацией и использования д...

Статья из опыта работы "Применение коллективной формы деятельности учащихся на уроках технологии"

Для успешной работы на современном производстве необходимо владеть системой знаний, умений и навыков, быть дисциплинированным, исполнительным и вместе с тем уметь  трудиться творчески, самостояте...

Использование ИКТ на уроках технологии

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиатехнологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает к...

Тема доклада: "Использование ИКТ на уроках технологии"

Каждый участник учебного процесса, будь то учащийся, преподаватель, методист или сотрудник школьной админисрации уже сегодня имеет возможность :- подключаться к сети Интернета и оперативно получать ме...

Использование ИКТ на уроках технологии.

В данной работе показано преимущество использования ИКТ на уроках....

Применение методов и приемов ТРИЗ на уроках технологии

в презентации можно познакомиться с методами и приемами ТРИЗ на уроках технологии...