Исследовательская работа: Прабабушкин рушник
проект по технологии (5 класс) на тему

кизилова анна ивановна

Исследовательская работа посвящена истории вышивки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_-prababushkin_rushnik-.doc177 КБ

Предварительный просмотр:


МБОУ Лопандинская СОШ

Исследовательская работа

« Рушник»

Выполнила: Клокова Олеся,

ученица 5 класса

Руководитель: Кизилова А.И.



2016

Содержание

 Введение …………………………………………………………………………3

1. История возникновения слова «рушник», «оберег», «реликвия»…………………………………………………….5

2Вышивка в обрядовой культуре славян…………………………..5-10

3.Значение вышитых узоров…………………………………………10-13

4.Рушники…………………………………………………………….13

5.Использование рушников в современном мире…………………16

6.Узоры бабушкиного рушника…………………………………….16

7.Заключение…………………………………………………………………….17

8.Список  литературы…………………………………………………………….18

Приложение……………………………………………………………………..13

I. Введение

.

В комнате своей бабушки я увидела красивые полотенца и я решила узнать о них . Одно из них украшало образ .Они были очень красиво вышиты красными ,зелеными и  черными  нитями. Бабушка сказала. Что они ей достались от ее бабушки, и являются семейной реликвией. Я захотела узнать о них больше.

Цель – формирование интереса  к традиционной русской народной вышивке.

Задачи - исследовать роли рушников в обрядовой культуре славян и использование его в современности;

  • узнать, что такое «оберег», «реликвия», «рушник» и определить его роль в обрядовой культуре;
  • познакомиться со значением  символики в вышивке рушника;
  • определить роль рушника в русской культуре прошлого и современных обрядах;
  • изучить рушник нашей семьи и определить значение данного рушника;
  • изготовить стилизованный узор.

Гипотеза: история рушника своими корнями уходит в прошлое, он создавался для кого-то, но  используется и в настоящее время.

Методы исследования:

  • поиск и анализ информации в научно-познавательной литературе;
  • знакомство с экспонатами школьного  музея.
  • изготовление вышивки  узора рушника.

Этапы работы

  • Изучение специальной литературы, анализ полученных сведений.
  • Ознакомление с историческими экспозициями.
  •  Обобщение полученных сведений.
  • Консультация учителя.

Актуальность исследования:

Актуальность своей работы вижу в привлечении внимания к изучению истории вышивки рушников. Разнообразно по своим видам народное искусство. Оно  составляет значительную часть нашей культуры. Среди множества форм художественных народных промыслов именно  вышивка является самым доступным и любимым видом творчества это возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь, которая становиться  бесценным наследием памяти людей    

 Применяют ли в наше время вышитые рушники?

 Прикладное  искусство, художественная вышивка, постепенно вновь стали проникать в наш быт, одежду. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Известные  модельеры используют  в своих  коллекциях одежды, в интерьере применяют вышивку.

Практическая значимость: собранная информация о рушниках может быть использована на уроках технологии, в творческой  работе .

Основная часть:

1. История возникновения слова «рушник», «оберег», «подзор», «реликвия».

Рушник – оторванный кусок ткани, отрез. Исследователь, академик Б.Рыбаков говорит, что «Рушник – изделие глубоко символичное, многозначное. Он по праву считается символическим напоминанием о связи человека с его родом, предками».

В словаре М.Фасмера «РУШИТЬ – ЗНАЧИТ «ЛОМАТЬ, РВАТЬ».

Созвучие со словом "рука" дает повод толкования слова "рушник" как полотенца для рук

Оказывается, что (от латинского глагола relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. Семейные реликвии — документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

Созвучие со словом "рука" дает повод толкования слова "рушник" как полотенца для рук.

Оберег- предмет, оберегающий от бед и нечистой силы.

Подзор – оборка, кружевная кайма, идущая по краю одежды, рушника.

2. Вышивка  в обрядовой культуре славян.

Искусство вышивки у славян своими корнями уходит в дохристианский период, как и все направление — имеет многовековую историю. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, и свидетельства путешественников. В целом, возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI—V вв. до н. э. За все время существования материалом для вышивки служили жилы животных, нити льнаконоплихлопкашёлка… Часто с целью обогащения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камнибусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшкимонеты.

По свидетельствам Геродотаскифы имели одежду с вышитыми узорами. Общение с представителями других народов имело некое влияниеНайденные в Черкасской области серебряные бляшки с фигурками мужчин, датированные VI веком, при исследованиях оказались идентичны не только одежде, но и вышивке славянского народного костюма XVIII—XIX вв[источник не указан 489 дней]на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной.

Знаменитый итальянский путешественник Жильбер де Лануа, дважды побывавший на территории тогдашнего Венгерского королевства — в 1412 и 1421 годах, вспоминал, что рукавицы и шапки русинов были украшены вышивкой. С течением времени мастерство вышивания эволюционировало, приобретая новые черты. Народный опыт сохранил наиболее типичные и целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

В старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников - самобытных полотенец. Для народа он выполнял важные обрядово-бытовые функции: он сопровождал человека от рождения до смерти. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка.

Без всяких сомнений, русские орнаменты и узоры, помимо функции украшения, несли ещё образную, информационно-смысловую нагрузку.

Итак, расшифровка от Доброславы, которая в виде мифа, сказки:

Во времена, когда Небо и Земля не были еще отделены друг от друга
n i z ne otdel
в центре Мирового Океана возвышалась Мировая Гора — Алатырь-камень русских народных заговоров и сказок — на вершине которой находился глубокий колодец, полный воды и ведущий в недра горы — потусторонний мир — где в подземном дворце — пещере — Лабиринте обитал Бог Земли — Подземного Мира — Медведь-Громовержец:
gromoverzhec
Большую часть времени Медведь спал во мраке и холоде, бдительно охраняя свое сокровище — огонь
ogone
в виде котла, полного расплавленного золота или драгоценного камня.
Раз в году в Лабиринт, минуя водяной водоворот-туннель
vodovorot tunel
спускалась Богиня Неба — Рогатая Оленуха:
boginya neba rogataya olenuha
окунала в золото свои рога и возвращалась назад в Небо
nazad v nebo
Жар и Свет, исходящий от рогов, топили снега и лед; вода проникала в Лабиринт и будила спящего Громовержца:
spit gromoverzhec
Проснувшись, он сбрасывал медвежью шкуру
sbros shkuri
превращаясь в птицу
ptitca
и бросался в погоню за похитительницей.
Настигнув беглянку, Бог Земли вступал с ней в брак, совершая грозу и проливая на Землю потоки животворных вод:
groza soitie brak potoki zhiv vod

Могучие крылья поднимали огненные вихри
ognenye vihri
разносящие семена жизни в разные стороны:
ognenye vihri i semena zhizni
(Позднее вихрь трансформировался в самостоятельное божество ветра — Стрибога
bozhestvo vetra stribog
Оленуха сбрасывала золотые рога, которые возвращались победителю как залог заключенного брака
zolotie roga

и скрывалась в подземном дворце.

Лишенная тепла и света Земля покрывалась снегом и льдом. Гигантская птица засыпала, постепенно поростая шерстью и мехом, вновь превращалась в Медведя.

Доброслава считает, что данная схема описывает чередование полярных дня и ночи в северных широтах Земли с характерным для этого региона отсутствием солнечных затмений.
Так же она связывает иные трактовки и дополнения данного мифа с проникновением носителей мифа в средние и южные широты, столкновение их с явлением солнечного затмения и соприкосновение с жителями южных регионов.
И якобы именно от этого сюжет мифа становится немного иным:

…Однажды, когда Оленуха с огненными рогами уже поднялась в Небо, а Медведь еще не проснулся, из глубин Бездны (Пекельного Мира) выполз Дракон (Лев, Барс, Кот, Кабан…)
drakon
напал на беззащитную Оленуху, и, разорвав ее на куски, овладел Золотыми Рогами. Не умея обращаться с огнем, Зверь устроил мировой потоп, а затем едва не стал причиной мирового пожара, но проснувшийся Громовержец в жестокой борьбе одолел соперника, приковал его вечным стражем у входа во дворец
strazhi drakona
и вернул огонь.
Останки Оленухи Громовержец полил мертвой и живой водой
mertvaya i zhivaya voda
из-за чего Рога проросли в Мировое Дерево
roga prorosli v mir derevo
отделившее Небо от Земли. На ветвях этого дерева поднялись в небо Руно и Рога Оленухи, превратившиеся в Солнце
solntce
Луну
luna
и Звезды.
Громовержец же мог теперь подниматься в Небо и спускаться на Землю
podn zemlya
по стволу и ветвям Дерева, соединяющего миры в образе Месяца:
vetvi dereva soedin miri mesyatc
Чтобы несчастье не повторилось, с четырех сторон света им были поставлены стражи
strazhi s 4 storon
призванные защищать Дерево от проникновения тварей из Бездны.

3. Значение вышитых узоров.

Считалось, что дом, в котором нет рушника, похож на семью, в которой нет детей. Самым важным предназначением этой святыни было обереговое.  Наши давние предки использовали вышитый рушник как оберег.

По количеству полотенец судили о благосостоянии семьи, по сложности вышивки – о мастерстве и трудолюбии рукодельниц.

На экскурсии в  музее я узнали: «Что рушник это единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению – защищать.

Волшебство и магическую силу ему давала вышивка. Вышивка-главное украшение рушника. Она отражала художественные вкусы и представления людей. Представление о жизни и окружающей природе.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, которые подчёркивали край изделия. Считалось, что такой орнамент (по краю) выполнял функцию оберега. Традиционный рушник вышит крестом, (как не изобрази крест, он всегда будет оберегом). И в вышивке тоже крестик наполнял изделие силой оберегающей. Вышитые символы хорошо впитывали молитву. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где бумагу заменяет - холст, а чернила - нить.

  Рушник изготавливается из льнаного полотна.Его традиционные размеры 30-40см. в ширину 3 и более метра в длину. Рушник был святой вещью, и к нему относились с большим уважением.  Преобладающий красный и черные  цвет в вышивке рушника тоже не случаен:

Красный - цвет солнца, тепла и красоты, крови (жизненная Сила).Чёрный – символ  богатства, чернозем, Земля.

Использовались определенные правила составления орнамента..

Боги
Женщина с поднятыми ладонями: Макошь что означает "мать хорошего урожая". С опущенными : Лада. Богиня любви, красоты, семейного счастья, покровительница брака, хранительница домашнего очага.
Чаще всего они изображены с оленями по бокам.  Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

Живые Существа 
Волк – знак Ярилы.
Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса.
Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
Оленина (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
Петух – знак Огня.

Символы:
Виноград
 - плодовитость, богатство, божий знак  

Калина - женская красота, здоровье, верность, надежда, возрождение, жизненная стойкость и сила

Роза - любовь, милосердие (Рис 6)

Мальва (рожа) - девичья красота, целомудрие, юность, символ девичества (Рис 7)

Мак - расцвет женской красоты, богатство (Рис8 )

Барвинок - красота, молодость, душевная привязанность, свидание, сватание (Рис 9)

Хмель - Листья хмеля можно отнести к молодежной символике. Хмель близок к символике воды и винограда, потому что несет в себе знак развития, молодого буйства и любви. Можно сказать, что узор хмеля – это свадебная символика. (Рис10 )

Дуб – священное дерево, которое воплощало Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни. Следовательно, парубки и молодые мужчины всегда имели при себе волшебный оберег животворящей силы своего рода. (Рис11 )

Лилии-В легендах цветок лилии – это символ девичьего очарования, чистоты и невинности. Если хорошо присмотреться к контуру геометрического узора, то вырисуется силуэт пары птиц – знак любви. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента был листок и бутон, которые составляют неразрывную композицию тройственности. В лилии заложено рождение, развитие и бесконечность жизни (Рис 12)

Дерево рода - очень сильный символ - его говорят супер на свадьбу вышивать, означает продолжение рода, детей, семейное счастье, благополучие родных, победа добра, тожество жизни, связь поколений, семейные традиции и т.д. (Рис13 )

А вот расшифровка дерева рода: (Рис 14)

Вазон обязательно должен быть изображен на вышивке, в нем – корни семьи, начало рода. Это дерево рода невесты, о чем свидетельствует петелька. Опушенные ветки справа – свидетельство того, что мать невесты потеряла родителей, и она теперь сирота. Левая сторона – сторона отца, и родители его живы. У родительского узла со стороны отца нет никаких изображений, значит отец один у родителей, и у него нет ни братьев, ни сестер. А вот у невесты есть еще тетя – сестра матери.
Вышивают слова "на счастье" "на долю"...но ПОД основным рисунком! 

4. Рушники.

На всем протяжении жизни от рождения и до самой смерти, рушник сопровождал человека .

При рождении ребёнка ранее использовали рушник РОДИЛЬНЫЙ – на него повитуха принимала дитя, а на крестины вышивали рушники КРЕСТИЛЬНЫЕ (КРИЖМО), на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета.

Длинный прямоугольный кусок ткани всегда у наших предков означал путь, путь, который ведет человека, помогает ему жить. После смерти человека рушники сопровождали его при погребении, на них несли гроб, их также вешали на поминальные кресты. ПОМИНАЛЬНЫЕ рушники на поминках расстилали на подоконниках так, чтобы край рушника свешивался за открытое окно – считалось, что на сороковой день душа умершего умывается росой около своего дома и утирается этим полотенцем. Такой рушник вышивали скромно, узкой полосой по краю. С приходом христианства появился обычай после сорокового дня передавать поминальный рушник в церковь. В этом обычае усматривают стремление защититься от духов умерших, чтобы они по поминальному рушнику не нашли обратную дорогу в дом, но, возвращаясь, пришли бы к храму. Рушниками украшали надмогильные кресты.

Многие эти традиции сохранились и в наше время.

Ежедневно смывая сон, человек «ласкал» лицо рушником-утиральником, которые практически не украшались. (Рис17 )

Садясь за стол, домочадцы творили молитву, их взгляд был обращён в красный угол, в котором Святой Образ находился в обрамлении рушников-свитков. (Рис18 )

 Вспоминая известную присказку “скатертью дорога!”, нельзя не вспомнить о ПОДОРОЖНЫХ рушниках. Такие рушники, небольшие, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давались с собой в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам. Подорожный рушник символизировал пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

ПАСХАЛЬНЫЕ рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес), вышиваются символы яйца. С приходом христианства появились также рушники РОЖДЕСТВЕНСКИЕ, ТРОИЦКИЕ.
СВАДЕБНЫХ рушников насчитывается несколько видов. В самой бедной семье в приданое собирали не менее дюжины (12) полотенец, а в семьях зажиточных - до сотни. В знак согласия родителей и невесты на брак семье жениха дарили богато вышитый РУКОБИТНЫЙ рушник. Когда невеста была готова к свадьбе, её отец передавал со специально выбранным посыльным в дом жениха нарочно вышитый для этой цели ПОСЫЛЬНЫЙ рушник – знак того, что можно ехать за невестой, начинать свадьбу. Вышивали такой рушник– красным, но никогда не вплетали в вышивку чёрный цвет. Традиционные мотивы для вышивки посыльного рушника – птицы, символизирующие вести.

 Сакрально такой рушник означал, что невеста уже “умерла” для отчего рода, и её пора ввести в род жениха.

 Отдельно ткали и вышивали рушник “РОДИТЕЛЬСКИЙ” или “БЛАГОСЛОВЕННЫЙ“, на который вставали коленями молодые, когда их благословляли на брак родители.

СОЮЗНЫЙ рушник уступает размерами остальным свадебным рушникам, он более узкий – им связывают руки жениха и невесты, символизируя общую будущую жизнь, любовь и духовные узы.

ДРУЖНЫЕ рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда, кстати, и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо). Самый главный свадебный рушник сейчас носит название “ВЕНЧАЛЬНЫЙ“, на нём стоят молодые в церкви. Как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их супружества.

На свадебном рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) они символизируют жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен жениха и невесты.

Рушниками перевязывали пары сватов.

С хлебом-солью, который был на рушнике, провожали и встречали молодых на пороге дома.

 Самую дорогую семейную святыню – икону – разрешалось выносить из дома  только покрыв рушником.

Рушник, максимально наполненный красными узорами орнаментов, использовали народные целители.

Известны рушники, которые вышивались к первому выгону скота на пастбище, к весеннему празднику Юрия. Такие рушники дарили пастухам, и назывались они "юрьевские", или скотоводческие.

Те коды, ключи, что наносились на рушники, благодаря линиям и цветам, помогали людям общаться с миром невидимым, который населен разнообразными духами. Эти духи, принадлежащие к четырем стихиям - Огня, Воздуха, Земли и Воды. Об этом знали наши предки, и они общались с духами, привлекая светлых или "хороших" для жизни и отпугивая "злых".

По сути, рушники выполняли роль тех же святых образов. С введением христианства они не исчезли, а вместе начали сосуществовать с иконами, служа для них украшением. Наверное, с тех пор стало умаляться значение рушника, сводиться лишь к его декоративной функции.

Узоры на рушниках сейчас вышиваются самые разные, и зачастую их смысл уже утерян. Но если говорить об исконных традициях такой вышивки – каждый орнамент, каждый мотив, его расположение отвечали строгим правилам. Грамотно вышитый венчальный рушник мог рассказать гостям свадьбы очень многое о вступающих в брак, их личной истории и их семьях.

5. Использование рушников в современном мире.

В наши дни рушники можно встретить не только в музеях, но и в быту.

Сейчас домотканые рушники с ручной вышивкой заменились рушниками с узорами распечатанными на принте, а так же вышитые на специальной машинке.

 В настоящее время возобновляется интерес к вышиванию, которое в наши дни предназначено в основном для украшения дома. Их можно встретить на торжественных мероприятиях и свадьбах.

6.  Узоры бабушкиного рушника.

Собрав информацию о рушниках, мне очень захочется самой вышить традиционный узор.

 Это наша история, и я считаю очень важно не забывать свои традиции.

IV. Заключение

   Наш гипотеза полностью подтвердила важность и актуальность данного исследования:

. русская вышивка имеет очень глубокие корни. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты;

 -  рушник - единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который используется в народном быту по своему прямому назначению - защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проемы, свадьбы, праздники;

-я разгадала  бабушкин рушник;

-мне хочется создать свой рушник.

Список  использованной литературы:

  1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян - М.: Наука 1981 г., с 126
  2. Федотова Л. Живые ремёсла - журнал «Народное творчество», 1996, №3, с. 24.
  3.  Цветкова Н. Давно ли на Руси вышивают? - журнал «Лена», 2002, № 4, с. 8-10.
  4. Сайт для рукодельниц Лиза-шоп: http://www.liza-shop.com/n33.html (Дата обращения: 28.09.2012)
  5. Тульский школьный портал: http://www.tulaschool.ru/default/museum/35/58/ (Дата обращения: 18.10.2012).
  6. Блинова Т. "Рушники Центральной России - наше языческое настоящее": http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Rushnik/Rushnik.htm (Дата обращения: 18.10.2012
  7. Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №7
  8. Газета для классных руководителей «Досуг в школе» №11, «И рушник вышивании…», В.М. Паршина
  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996
  10. Богуславская И..Я. Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании государственного русского музея. Ленинград «Искусство» 1981. 311 с. (О крестьянской вышивке с. 136-150)
  11. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество. Ростов-на-Дону. , 2007, 380 с.

Моисеенко Е.. Русская вышивка XVII-начала XX века


Приложение 1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Исследовательская работа.Прабабушкины сувениры

Исследование представляют фарфоровые статуэтки советского периода,которые хранятся как семейная реликвия.В ходе работы определяется дата выпуска,название завода и автор скульптуры. ...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Исследовательская работа по теме "Традиционный рушник как средство приобщения молодёжи к духовной культуре народа"

Актуальность исследования данной работы заключается в том, что в традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огро...