«Преемственность в обучении, воспитании и развитии учащихся в допрофессиональной подготовке в условиях реализации СФГОС»
статья по технологии на тему
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы преемственности допрофессиональной подготовеки учащихся начального звена (1-4классы) и основного звена(5-9классы)по по трудовому обучению в школе-интернате для детей с ОВЗ для более эффективного овладения умениями и навыками профессионального труда, который необходим им для самостоятельной жизни.
Ключевые слова: прееемственность в обучении, допрофессиональная подготовка, ручной труд, коррекция недостатков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_karimova_a.i.docx | 53.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Альфия Каримова
Учитель технологии
ГБОУ «Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ»
г. Нурлат Республика Татарстан
«Преемственность в обучении, воспитании и развитии учащихся в допрофессиональной подготовке в условиях реализации СФГОС»
Профессионально – трудовая подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционное исправление недостатков развития личности школьников. Овладевая трудовыми навыками, ребята испытывают затруднения, поэтому задача формирования трудовых умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся.
Одним из главных направлений работы школы является трудовое обучение и допрофессиональная подготовка учащихся для успешной самореализации в обществе.
Если рассматривать преподавание трудового обучения как систему, то рассмотрим ее как 2 ступени:
I ступень - начальное общее образование, он идет как
(подготовительный, 1-4 классы).
задачи:
-обеспечить всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности обучающегося с интеллектуальным нарушением.
-выявить его возможности и индивидуальные особенности с целью выработки форм и методов организации УВП.
- привить интерес к получению знаний, формировать навыки учебной деятельности;
-проводить работу по общему и речевому развитию обучающихся, коррекции нарушения моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевых сферах
II ступень -основное общее образование(5-9 классы)
Продолжить работу по:
-коррекции недостатков умственного и физического развития;
-воспитанию связной речи;
-формированию общих трудовых навыков;
-осуществлению социально-трудовой адаптации учащихся;
-формированию навыков самоконтроля учебных действий, культуры речи и поведения
Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов.
Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.
В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической точки - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Основная цель темы нашего круглого стола –поиск наиболее эффективных методов организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся - выпускников начальной школы - при переходе их в среднее и старшее звено.
Поэтому нам, преподавателям профессионально-трудового обучения в среднем и старшем звене необходимо:
- продолжать изучать психологические возможности детей младшего подросткового возраста;
- скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 5-9 классах;
- разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся;
- снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.
Авторитетный психолог А. Н. Граборов утверждал, что в процессе ручного труда каждое движение ребенка дает ясный ощутимый, наглядно оцениваемый результат. Трудовой процесс постоянно ставит его в новое положение, из которого он должен найти выход. Так, постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньших физических усилий путь. Работая, выполняя задание, ребенок воспитывает уверенность в себе, раскрывает собственную личность.
Профессионально-трудовая подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционное исправление недостатков развития личности школьников. Овладевая трудовыми навыками, ребята испытывают затруднения, поэтому задача формирования трудовых умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся. Обучение труду в мастерской складывается из последовательных этапов.
Так как к нам приходят дети из начальной школы, то каждый этап решает определенные задачи обучения.
В младшем звене трудовое обучение направлено на всестороннее развитие и приобретение начальных трудовых умений, а в старшем звене трудовое обучение решает те же задачи, что и в начальной школе, но их решение происходит на более высоком уровне, ведь дети впервые приходят работать в мастерские, где знакомятся с серьезным оборудованием и рабочими станками, где важным является – воспитать у них организационные умения и навыки.
Труд в учебных мастерских, а затем и на производственной практике постепенно становится средством удовлетворения потребностей школьников с интеллектуальными проблемами. Однако эффективное личностное развитие возможно только в том случае, когда трудовой процесс специально организован для решения учебно-воспитательных и педагогических задач.
У многих учащихся с интеллектуальными проблемами постепенно формируется положительное отношение к трудовому обучению. Однако оно недостаточно осознанное, пассивное и малоустойчивое.
Известный психолог А.А. Корниенко выделяет четыре группы учащихся в зависимости от типа отношения к трудовому обучению.
В первую группу вошли ученики с индифферентным отношением к труду. Мотивы их отличаются неопределенностью. При безразличном отношении к трудовой деятельности они постоянно нуждаются в ее стимуляции и активизации.
Вторая группа — это учащиеся с непосредственным отношением к труду. Они не осознают социальной значимости трудовой деятельности. Мотивы этих детей связаны, прежде всего, с интересом к конкретным заданиям или отдельным процессам.
У третьей группы школьников отношение к труду характеризуется наличием элементов опосредованности. У них наблюдается постоянство в выборе предпочитаемых видов труда, частичное проявление социальной мотивации.
В четвертую группу вошли учащиеся, у которых социальные мотивы трудовой деятельности выражены достаточно четко. Они относятся к трудовому обучению осознанно, как к профессиональной подготовке.
По методике А. А. Корниенко мы провели диагностику отношения учащихся 5а, 5в классов к трудовому обучению.В итоге 1 первой группе относятся -6 уч-ся (СтрельниковА., Гайнанов А., Шайдуллов Р., Левина М., Давыдов Д., Захаров С.), ко 2 группе - 11 учащихся (Федюков В., Усик Н.. Тугулев Е., Иванов А.. Гирфанов И., Данилов С., Лукьянов Н., Евдокимов К., Мосевнин Н., Долганов В., Федюков Д.), к 3 группе – 5 учащихся (Сайфутдинова З., Ахметзянова А.. Фасхиева С., Иванов К., Вахонин С.). Учащихся, которых можно было бы отнести к 4 группе на данном этапе нет. Учащиеся 5-б класса отностяся к 1 группе.
Так выглядят эти показатели на диаграмме. Наша задача, как учителей профессионально-трудового обучения повысить уровень трудовой деятельности учащихся с ОВЗ, выработать осознанное отношение к трудовому обучению.
Мониторинг учащихся 5а, 5в классов по методике А. А. Корниенко
По этой же методике мы провели диагностику отношения к трудовому обучению и с учащимися 9-а класса
1 группа 2 ученика (Селиванов А., Садртдинов И.), 2 группа 8 учащихся (Гаврилов, Филлипов, Хафизов, Федюков, Егорова, Вырмаскина, Итрина, Михеева), 3 группа 4 ученика (Никитина, Васильева, Семенов, Васильев) 4 группа 1 ученица (Яруллина А.)
И сравнительная диаграмма учащихся 5-б и 9-б классов
Учащиеся 9-б класса 1 группа 4 учащихся (Самарина В, Долбилова К.. Майкова Л., Кашкаров А.) 2 группа 5 учащихся (Лодоркна М., Субботина Д., Андреев Н., Николаев Н., Самигуллов Р.) 3 группа 3 учащихся (Бойкова Т., Гизятуллина Р., Садртдинов И.)
Однако у некоторых учеников отрицательное отношение к труду не удается изменить вплоть до выпускных классов. Они не готовы к самостоятельной трудовой деятельности и плохо адаптируются в трудовых коллективах после окончания школы. В связи с этим перед педагогами стоит задача сформировать у школьников такое отношение к труду, которое не зависело бы ни от его характера, ни от личностных особенностей подростка. Ученик должен осознавать, что труд является неотъемлемой частью жизни.
Таким образом, трудовое обучение, как и другие учебные дисциплины в специальной (коррекционной) школе VIII вида, решает задачи всестороннего развития личности учащихся с нарушением интеллекта.
Исходя из всего вышесказанного, трудовое обучение в младших классах необходимо рассматривать как пропедевтический (предварительно обучающий) период подготовки умственно отсталых учащихся к овладению навыками профессионального труда. В целях достижения эффективности трудового обучения и воспитания в коррекционной школе необходимо обеспечивать преемственность в решении задач допрофессиональной подготовки учащихся на различных ее этапах
Учащихся с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который необходим им для дальнейшей социальной и трудовой адаптации.
Список литературы
1.Груздева И.В., Груздева И.В. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.
2.Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. // Дефектология. 1986. N6.
3.Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1969.
4.Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986. N1.
5.Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. -М.:Педагогика, 1985.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные задачи как средство обучения, воспитания и развития школьников
Материал из опыта работы по указанной теме. Систематизация задач школьного курса, их роль и назначение, некоторые приемы решения нестандартных задач...
Инновационные технологии обучения,воспитания и развития одаренных дететей
Статья о работе с одаренными детьми,интересующимися предметом.В статье говорится о том,что учителю необходимо так организовать деятельность учащихся , чтобы способный, одаренный ученик развивал не тол...
Научно-практический семинар: «Обучение, воспитание и коррекция детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования»
Инклюзивное образование – панацея или «замок на песке»?...
«Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу».
Эта статья - доклад подготовлен для учителей математики, работающих или собирающихся работать в 5-х классах, а также для учителей, выпускающих 4-ый класс....
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и РАЗВИТИЕ обучающихся на уроках ИЗО В УСЛОВИЯХ модернизации образования
Тема «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и РАЗВИТИЕ обучающихся на уроках ИЗО В УСЛОВИЯХ модернизации образования»является актуальной, т.к. эстетическое воспитание учащихся ...
«Обучение, воспитание и развитие учащихся на уроках математики»
Нашему обществу необходимы грамотные граждане, воспитанные на идеалах добра к своему государству, к своему народу, поэтому нельзя сводить духовный мир ребенка только к учению. Необходимо, обучая, форм...
Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы
Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный стандарт...