"Классификация профессий"
методическая разработка по технологии (9 класс) на тему
Методическая разработка урока, состоящая из конспекта урока и презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_professiy.rar | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Будова Лидия Викторовна
учитель технологии
МБОУ «СОШ №56»
г. Новокузнецк
программа В.Д.Симоненко для 9 класса
Тема раздела: « Профессиональное самоопределение» Урок № 2
Тема урока: «Классификация профессий»
Структура урока: Объяснение нового материала
Задачи урока:
образовательная - ознакомление с отраслями производства и типами
профессий;
воспитательная - способствовать формированию нравственных качеств,
необходимых для успешной трудовой деятельности;
развивающая - способствовать развитию познавательной активности.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал.
Методы проведения урока: словесный, наглядный, практическая работа.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- приветствие учителя;
- контроль готовности учащихся.
II. Мотивация учебной деятельности.
- ознакомление с темой и целями урока;
- психологическая подготовка.
II. Объяснение нового материала.
( Слайд №2). Процесс профессионального самоопределения начинается еще в раннем детстве, когда девочки играют в доктора, продавца, учительницу, а мальчики мечтают стать космонавтами, летчиками. Становясь, взрослей, ваши планы могут меняться несколько раз. Принять правильное решение, не ошибиться – важный и ответственный шаг.
В первобытном обществе не существовало проблемы выбора профессии, так как человек в то время сам умел делать все для жизнеобеспечения: добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, строить жилище, защищаться от опасностей. С развитием человеческого общества происходило постепенное разделение труда, первым шагом которого явилось образование двух сфер занятости: скотоводства и земледелия. Затем появилось ремесленное дело и торговля. Развитие и усложнение материальной и духовной культуры расширяло разнообразие вариантов выбора рода занятий.
Необходимо различать понятия «профессия» и « специальность».
( Слайд №3). Профессия - это род трудовой деятельности человека, ограниченный вследствие разделения труда, требующий специальных знаний и опыта (фотограф, учитель, ветврач, секретарь, оператор и другие).
( Слайд №4). Специальность – это более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия врач включает специальности: хирург, педиатр, косметолог, офтальмолог, отоларинголог, кардиолог, эндокринолог и другие. Должность – единица, предусмотренная штатным расписанием (мастер, бригадир, директор и другие).
Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет систематизация, классификация профессий и специальностей. Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики.
( Слайд №5-6). Производственная сфера: (промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт)
( Слайд №7-8). Непроизводственная сфера: (искусство и культура, образование и наука, здравоохранение, торговля и общественное питание, финансы и кредиты, органы правопорядка, соцобеспечение).
Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учебных заведений, но не в полной мере учитывает требования профессии к личности. Наиболее удачную классификацию предложил академик Е. А. Климов. Основными признаками этой классификации являются цели труда (классы профессий) (Слайд №9-10).
1. Гностические – это профессии, связанные с познавательным трудом
( лаборант, контролер, приемщик);
2. Преобразующие – это профессии, связанные с активным изменением свойств, состояний предметов труда (портной, столяр, строитель);
3. Изыскательские – это профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи (модельер, закройщик, программист).
( Слайд №11). Предмет труда (типы профессий) – то, на что направлена деятельность человека. Предметов труда пять: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественый образ.
( Слайд №12-13-14). Человек - природа (лесничий, агроном, ветврач).
( Слайд №15-16-17). Человек - техника (токарь, водитель, портной).
( Слайд №18-19-20). Человек - человек (учитель, врач, продавец, парикмахер).
( Слайд №21-22-23). Человек - художественный образ (художник, актер, флорист, визажист).
( Слайд №24-25-26). Человек - знак (секретарь, строитель, программист).
( Слайд №27). Орудия труда (отделы профессий): ручные, механизированные, автоматизированные, функциональные.
( Слайд №28) профессии ручного труда (часовой мастер, каменщик, плотник); механизированного труда (токарь, швея, водитель).
( Слайд №29) профессии автоматизированного труда (оператор, печатник); функциональные орудия труда (актер, учитель, певец).
( Слайд №30). Условия труда (группы профессий): открытый воздух, бытовой микроклимат, необычные условия труда, повышенная моральная ответственность.
( Слайд №31). Открытый воздух (геолог, лесничий, садовник); бытовой микроклимат (преподаватель, бухгалтер, секретарь, экономист).
( Слайд №32). Необычные условия труда (летчик, водолаз, шахтер, пожарный); повышенная моральная ответственность (учитель, юрист, врач).
( Слайд №33). Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека, от правильности решения которого зависит вся последующая трудовая деятельность, его удовлетворение работой, жизнью, но помните – какую бы профессию вы не выбрали, главное – это любить свою профессию и совершенствовать свое профессиональное мастерство.
IV.Практическая работа.
Найти и исправить ошибки в следующей таблице:
Профессии | Специальности |
Летчик | Хирург |
Инженер - конструктор | Водитель |
Юрист | Судья |
Пианист | Учитель математики |
Ветврач | Швея |
Продавец | Врач |
Парикмахер | Музыкант |
Летчик - испытатель | Машинист |
V. Заключительная часть урока.
1. Подведение итогов урока.
2. Выставление оценок обучающимся.
3. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные принципы классификации профессий. Особенности профориентации в центрах образования.
В данной работе приводится анализ материалапо классификации профессий с соотвествующими методиками исследования у обучающихся предрасположенность к той или иной профессиональной деятельности. Пр...
Буклет Пять проектов на будущее! (Классификация профессий)
Буклет в помощь социальному педагогу по профориентационной работе...
Классификация профессий Климов
Презентация расскрывающая классификацию профессий по Климову Е.А....
Урок по теме : "Классификация профессий"
Урок по теме " Классификация профессий"...
Классификация профессий.
Знакомство с миром профессий. Различие понятий "специальность" и "профессия"....
презентация "Классификация профессий"
поможет в выборе профессии, дана классификация....
Профессиональное самоопределение. Классификация профессий (по Е.А. Климову)
Профессия - это определенный вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. В 9 классе каждый учащийся должен ...