Спец курс "Введение в инженерную графику"
рабочая программа по технологии (10 класс) на тему
Поянительная записка к программе спецкурса "Введение в инженерную графику",разделы,обоснование,результативность,метапредметные связи,практические работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_vvedenie_v_inzhenernuyu_grafiku.zip | 46.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Введение в инженерную графику»
Введение.
Данный курс (обучение в течении двух лет), предназначен для определенной группы учащихся 10 и 11 классов, которые с удовольствием занимаются в школе черчением и ориентированы на дальнейшее обучение в средних специальных и высших учебных заведениях по специальностям, связанным с инженерной графикой.
Курс «Введение в инженерную графику»
Он соответствует программам по черчению для средних общеобразовательных школ и программам средних и высших учебных заведений по инженерной графике.
Цель курса:
приобщить старшеклассников к графической культуре, углубить общеобразовательные знания, расширить возможности учащихся, обеспечить преемственность между общим и профильным образованием, подготовить выпускников к освоению программ профессионального среднего и высшего образования.
Задачи курса:
Способствовать самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности. Создавать положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, совершенствовать и развивать графические умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего изучения последующих общеинженерных и технических дисциплин, расширение общетехнического кругозора.
Научить учащихся самостоятельной работе со справочной и специальной литературой, учебными материалами; Развивать пространственное, образное, логическое и креативное мышление. Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических положений по выполнении упражнений, обязательный минимум графических и практических работ. Для работы с учащимися используются учебники по черчению, начертательной геометрии, инженерной графике, карточки-задания из сборников по этим дисциплинам, справочные материалы, деревянные модели технических деталей, сборочные узлы механизмов машин (из металла), презентации к урокам по разделам и темам.
Концепция модернизации российского образования, одобренного Правительством РФ нацеливает образовательные учреждения страны на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, способной к активной социальной адаптации в обществе, создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования.
Каждая техническая идея, прежде чем воплотить в реальный объект, проходит графический этап. Для этого необходимо обладать техническими знаниями, графическими умениями и навыками, владеть графическими средствами информации. Знание условностей черчения, умение читать чертежи, работать над ними являются обязательным условием высокой производственно технической культуры человека. Поэтому черчению в школе отводится роль общеобразовательного предмета. Развитие экономики нашей страны предусматривает постоянное ускорение темпов развития промышленности, требующее широкой механизации и автоматизации производственных процессов, внедрение новой техники и технологии, расширение производственной базы. Это связано с разработкой многих проектно-конструкторских, производственных вопросов и вопросов управления, требующих широких знаний графических дисциплин, например, «Черчение». Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей задача государственного масштаба. Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень графической подготовки её выпускников. Особенность курса черчения в средней общеобразовательной школе на данный момент по новой программе–его чрезмерная сжатость, всего один час в неделю. Очень часто многим учащимся не хватает полученных начальных знаний в той мере, в какой они могут быть использованы в дальнейшем, особенно при продолжении обучения в технических вузах или профессиональной деятельности.
Специальные занятия как одна из форм учебно-воспитательного процесса в школе ставит своей целью развитие разносторонних интересов и возможностей учащихся, а также углубление и расширение общеобразовательных знаний, так как обязательный курс черчения дает учащимся лишь минимум знаний и умений. Многие вопросы теории и чтения графических изображений просто не предусматриваются основной программой, а практические и графические задания повышенного уровня невозможно выполнить на уроках из-за недостатка учебного времени.
Данный курс «Введение в инженерную графику» позволит учащимся получить нужные знания, умения и навыки по черчению повышенного уровня, которые будут использованы в дальнейшем при изучении специальных графических курсов (компьютерной графики, строительного, горного, машиностроительного, топографического и других) в средних специальных и высших учебных заведениях.
В соответствии с основными положениями новой индустриализации в нашей стране сформированы требования к инженерным квалификациям «новых» инженеров. Современные инженеры должны владеть не только современными технологиями, знаниями современного технологического оборудования, владеть иностранными языками и т.д., но и иметь такое качество, как способность предвидения, прогнозирования тенденций развития техники и технологии в своих и смежных направлениях деятельности. Такое новое качество инженера можно определить, как его способность к опережающему развитию –опережающей креативности.
Данный курс ориентирован на развитие и этого качества у обучающихся. Познавательная активность учащихся в процессе приобретения знаний носит избирательный характер к учебным предметам. Жизненный и трудовой опыт в определенной степени влияет на глубину усвоения, их отношения к учебе. Современная молодежь склонна относится практически к тем сведениям, которые излагает учитель. Ей свойствен прагматический подход к знаниям:
насколько они могут пригодиться в будущей трудовой деятельности. Современные педагоги, психологи также утверждают, что потребность в значимых для жизненного успеха знаний одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Хотелось бы отметить, что в отношении значимости курс «Введение в инженерную графику» находится в выгодных условиях: сообщаемые в нем сведения имеют непосредственное отношение к будущим трудовым профессиям и не только техническим. Ведь известно, что определенные сведения о предмете можно передать различными способами: описанием, рисунком, фотографией, чертежом, схемой. Из всех перечисленных способов чертеж дает наиболее исчерпывающие сведения о предмете; только он с необходимой полнотой и точностью может отразить форму, конструкцию и размеры предмета. Вот поэтому чертежом пользуются в различных областях народного хозяйства. По чертежам изготавливают станки и самолеты, строят мосты и шахты, возводят жилые здания, прокладывают шоссейные и железные дороги. По чертежам изготавливают обувь, шью одежду, делают мебель, озеленяют города и сельские поселки. По чертежам прокладывают путь лётчики и мореплаватели, врачи пользуются чертежом при изучении сложной медицинской аппаратуры. Чертёж необходим при изучении трактора, автомобиля и другой техники, даёт возможность человеку разобраться в устройствах сложного механизма, машины. Поэтому на занятия приглашаются учащиеся старших классов планирующие своё обучение в различных вузах нашей страны, имеющие склонность и интерес к изучению черчения.
По подсчётам учёных экономистов доля графической информации в мире выпускаемой продукции уже сегодня составляет 80%. Они также утверждают, что если мощь государства в недалёком прошлом оценивалась сначала запасами недр, затем энерговооружённостью, то сейчас зависит от объёма информации, которая становится важным национальным ресурсом, особым видом продукта, товаром. Устанавливаемое на земле информационное пространство, не знающее государственных границ, требует от каждого гражданина владение информационными технологиями, т.е. умения создавать, хранить, обрабатывать, преобразовывать и использовать информацию, в том числе и графическую. Будущее развитие нашего производства, во многом зависит от уровня графической культуры подрастающего поколения. В связи с этим главной целью курса «Введение в инженерную графику» является приобщение старшеклассников к графической культуре, а также углубление общеобразовательных знаний и трудовой политехнической подготовки, обеспечение преемственности между общим и профильным образованием, подготовка выпускников к освоению программ профессионального среднего и высшего образования. Наша задача максимально раскрыть индивидуальность, способности личности, подготовить учащихся к продолжению образования, а также участвовать в их профессиональной ориентации.
Социальный заказ, поступающий от учащихся и родителей, предъявляет повышенные требования к школе. Введение в школьную программу изучения элективного курса «Введение в инженерную графику» позволит старшеклассникам повторить и расширить представления о роли и значении графических изображений в реальной жизни; закрепит и значительно шире поможет использовать комплекс полученных начальных знаний и навыков; позволит получить дополнительный объём технических знаний, а также совершенствовать и развить графические умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего изучения последующих общеинженерных и технических дисциплин; расширит общетехнический кругозор. Данный курс поможет сформировать у старшеклассников весьма важные свойства всесторонне развитой личности: самоуважение; стремление к знаниям; ответственность; дисциплинированность, а также повысит интеллектуальный рост старшеклассников; будет способствовать умению самостоятельно приобретать и применять полученные знания, умению работать в группе, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.
Методы и формы обучения
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по
практическому использованию полученных знаний программой
предусматривается лекционная форма обучения (при изучении
теоретического материала) и практические занятия (графические работы).
На изучение курса «Введение в инженерную графику» отводится
(количество часов)?
Форма занятий групповая.
Наполняемость группы (количество учащихся)?
При планировании
курса «Введение в инженерную графику», учитывались установленные дидактикой принципы:
политехническая направленность курса;
научность;
системность и последовательность;
сознательность и активность учащихся;
наглядность;
прочность усвоения знаний;
доступность.
В процессе обучения курса «Введение в инженерную графику» старшеклассник должен выполнить все графические работы для получения зачета или оценки по данному курсу. Данная программа направлена на то, чтобы раскрыть творческие способности школьника, активизировать его потенциальные, продуктивные силы и дать возможность выбора пути самореализации в обществе как личности.
Предлагаемый в программе курс основан на изучении разделов:
1.Геометрическое черчение.
2.Проекционное черчение (основы начертательной геометрии).
3.Элементы технического рисования.
4.Машиностроительное черчение
5.Строительное черчение.
6. Перспективное освоение программы КОМПАС 3D.
Полученные навыки и умения помогут лицеистам в профессиональном выборе. Программой предусмотрено выполнение упражнений, графических и практических работ по изображению плоских и пространственных фигур, а также моделирование пространственных фигур с заданными условиями.
Данная программа сориентирована на развитие таких личностных качеств как аккуратность, усидчивость, логическое мышление, пространственное воображение, техническую эстетику.
Учащимися осваивается поисковый творческий тип деятельности. Его усвоение обеспечивается разно-уровневыми заданиями по всем темам, а также заданиями, для решения которых требуются нетрадиционные подходы, приемы и методы.
Задачи, стоящие перед учителем можно сформулировать как:
Обучающие:
изучение графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных методов, способов отображения её
на плоскости и правил считывания;
формировать основные знания о правилах оформления чертежей и требования ГОСТов;
продолжать учить учащихся аккуратно и рационально работать, правильно применять чертежные инструменты и принадлежности;
продолжать обучать основным правилам и приемам выполнения более сложных графических построений и чертежей различного назначения;
формировать знания об основах прямоугольного проецирования, способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также построения
прямоугольной изометрической и диметрической проекциях;
развивать способность изображать технический рисунок используя различные способы оттенения;
сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;
научить уч-ся самостоятельной работе со справочной и специальной литературой, учебными материалами;
научить разрабатывать проекционные чертежи.
Развивающие:
развивать творческие способности и способствовать формированию элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве;
развивать статические и динамические, пространственные представления и воображения;
развивать пространственное, образное, логическое и креативное мышление;
развивать политехнический кругозор путем ознакомления уч-ся с основами технологии изготовления деталей, элементами деталей, изучения роли чертежа в современном производстве, процесса проектирования;
Воспитывающие:
формировать эстетический вкус, аккуратность;
формировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству;
формировать умения применять графические знания в новых ситуациях;
привить уч-ся культуру графического труда.
Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный
минимум графических и практических работ.
Прогнозируемые результаты
Полученные знания, умения и навыки при изучении данного курса позволяют повысить мотивацию учащихся, приобрести практический опыт в построении изображении плоских и пространственных фигур на чертежах, чтению чертежей различного содержания, а также применения полученных знаний при написании исследовательских и различных проектных и курсовых работ.
Личностные результаты
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности;
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Независимость и критичность мышления.
Воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является: использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как чертеж плоской детали, изометрические проекции предметов, развертки, деталирование, элементы строительного и машиностроительного чертежа.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий.
Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Регулятивные:
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план). В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Предметные результаты
Использование приобретённых технических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (эскиз, технический рисунок, чертеж).
Приобретение начального опыта применения технических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Уметь выполнять устно и графически решать текстовые задачи по черчению, выполнять и строить, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в чертеж, наглядное изображение в проекцию, и т.д.)
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные, программно-аппаратные средства и сервисы.
Содержание программы курса « Введение в инженерную графику»
Данный курс состоит из 6 тематических разделов.
1.Геометрическое черчение.
2.Проекционное черчение (основы начертательной геометрии).
3.Элементы технического рисования.
4.Машиностроительное черчение
5.Строительное черчение.
6. Перспективное освоение программы КОМПАС 3D.
1.Геометрическое черчение
Раздел «Геометрическое черчение» основа основ. Сколь широка и многогранна деятельность человека, столь и различны требования, предъявляемые к форме и содержанию изображений. Одни из них должны производить на глаз человека такое же впечатление, какое производит и сам изображаемый предмет, иначе говоря, изображение должно обладать достаточной наглядностью. В другом случае изображение должно быть, в первую очередь, геометрически равноценно оригиналу, оно должно давать полную геометрическую и размерную характеристику изображаемого предмета. Этому требованию должен отвечать, например, всякий машиностроительный чертёж.
Наконец, к изображению могут быть предъявлены оба указанных условия одновременно - наглядность изображения должна сочетаться с геометрической равноценностью оригиналу.
Изображения различных предметов и объектов не являются самоцелью, они дают возможность решать инженеру по ним различные технические задачи.
Однако не всякое изображение может быть использовано для решения технических задач. Для этого оно, в первую очередь, должно быть геометрически равноценно изображаемому объекту, то есть, построено по определённому геометрическому закону. И читаемо абсолютно для всех обладающих знаниями.
2.Проекционное черчение (основы начертательной геометрии)
Раздел «Проекционное черчение» один из главных, трудно указать такой вид человеческой деятельности, где, решая ту или иную техническую или нетехническую задачу, не приходилось бы прибегать к помощи изображений машин и механизмов, планов строений и т.п.
Лучшие умы человечества указывают, что всякий процесс труда человека заканчивается результатом, который уже в начале этого процесса имелся в его представлении: "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей - архитекторов. Но самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове".
. Вопросами исследования геометрических основ построения изображений предметов на плоскости, вопросами решения пространственных геометрических задач при помощи изображений занимается одна из ветвей геометрии – начертательная геометрия.
Начертательная геометрия относится к числу математических наук. Для неё характерна та общность методов, которая свойственна каждой математической науке. Методы начертательной геометрии находят самое широкое применение в объектах изучения самой различной природы: в механике, архитектуре и строительстве, химии, геодезии, геологии, кристаллографии и т.д.
Но наибольшее значение и применение методы начертательной геометрии нашли в различных областях техники при составлении различного вида технических чертежей: машиностроительных, строительных, различного рода карт и т. д. Начертательная геометрия, таким образом, является звеном, соединяющим математические науки с техническими.
Начертательная геометрия входит в группу общетехнических дисциплин, составляющих основу всякого инженерного образования. Она учит грамотно владеть выразительным техническим языком - языком чертежа, умению составлять и свободно читать чертежи, решать при помощи чертежей различные инженерно-технические задачи.
Кроме того, изучение начертательной геометрии способствует развитию у учащихся пространственных представлений и пространственного воображения - качеств, характеризующих высокий уровень инженерного мышления и необходимых для решения прикладных задач.
В процессе изучения начертательной геометрии достигаются и другие цели, расширяется общенаучный кругозор учащихся, развиваются навыки логического мышления, внимательность, наблюдательность, аккуратность и другие качества, развитие которых является одной из задач обучения и воспитания в технической школе.
Предметом начертательной геометрии (в узком смысле) является изучение теории построения плоских моделей пространств и теории и практики решения пространственных задач на таких плоских моделях.
3.Элементы технического рисования
Одним из элементов технической эстетики можно считать раздел «Техническое рисование».
В производственных условиях часто возникает необходимость в наглядном изображении предмета, сложные конструктивные формы которого иногда трудно представить себе при чтении чертежа. Кроме того, надо уметь пояснить, в случае необходимости, различные детали объекта подробными наглядными изображениями (чертежами и рисунками) для того, чтобы объект представлялся во всех деталях. Умение — это необходимо для инженера и техника, так как словами не всегда возможно выразить и объяснить некоторые сложные конструкции, технологические процессы обработки, сборки и монтажа объекта.
Часто бывает необходимо пояснить рисунком техническую мысль или конструкцию детали непосредственно на рабочем месте, в цехе. Это значит, что мастер, технолог, конструктор должны уметь выразить свою мысль техническим рисунком — карандашом и пером на бумаге или мелом на фанере, доске и листовом металле. Умение выполнять технические рисунки необходимо не только в заводской обстановке, но и при работе в конструкторском или технологическом бюро. Решение -задач по проектированию и конструированию значительно облегчается и упрощается при предварительном выполнении эскизов, технических или перспективных' рисунков.
Несколько таких предварительно выполненных изображений позволяют выбрать лучший вариант будущей формы или конструкции предмета. В таких случаях эскизы и рисунки являются первичной формой изображения предмета, а чертеж — вторичной и окончательной. Рисунки уступают чертежу в точности, но превосходят его в наглядности.
Как каждый человек должен уметь читать, писать и считать, так всякий техник и инженер должны знать инженерно-техническую грамоту, которая учит не только выполнять чертежи с помощью чертежных инструментов, но и изображать от руки на глаз эскизом и рисунком различные технические предметы.
4.Машиностроительное черчение
Раздел «Машиностроительное черчение» подразумевает под собой, что любая машина, прибор состоят из деталей, соединенных между собой. Детали могут отличаться друг от друга формой, размерами и технологическим процессом их изготовления. Одни детали изготовляют из листового материала, другие – из сортаментного и фасонного проката, третьи получают литьем, горячей штамповкой и т. д.
Применяют самые различные способы соединения деталей: разъемные – соединения на резьбе (болтовые, винтовые, шпилечные, свинчиванием), шпоночные и неразъемные – соединения на заклепках, а также полученные методами пайки, сварки, запрессовки, опрессовки, склеивания, сшивания и др.
Собирая или разбирая какую-нибудь машину, легко заметить, что одни детали можно просто отвернуть, другие – разъединить при снятии крепежных изделий, например, болтов или винтов, третьи – снять в виде целой группы деталей (соединенных между собой сборочными операциями), представляющей сборочную единицу. Если соединение деталей разъемное, то сборочную единицу, в свою очередь, можно разобрать на отдельные детали.
Изготовление всех деталей, как простых, так и сложных, а также сборочных единиц и изделий в целом выполняется по технологическим и операционным картам, составленным на основе чертежей.
Без чертежей невозможно современное производство. Для изготовления даже самой простой детали потребовалось бы подробное словесное описание ее формы и размеров, шероховатости поверхностей и т. д. Такое описание значительно сократится и станет яснее, если мы добавим наглядное изображение этой детали.
Прочитать современный рабочий чертеж изделия (детали, узла) – значит получить полное представление о форме, размерах и технических требованиях к готовому изделию, а также определить по чертежу все данные для его изготовления и контроля.
По чертежу детали выясняют форму и размеры всех ее элементов, назначенный конструктором материал, форму и расположение поверхностей, ограничивающих деталь, и другие данные.
При чтении сборочного чертежа изделия выясняют взаимное расположение составных частей, способы их соединения и другие данные для выполнения сборочных операций.
5.Основы строительного черчения.
Раздел «Основы строительного черчения» поддерживает и расширяет изучение основного курса черчения и способствует лучшему усвоению базового курса. Раздел сможет привлечь внимание учащихся, проявляющих интерес к архитектурно строительному черчению, и которым захочется глубже познакомиться с его идеями. Данный раздел освещает намеченные, но не проработанные в общем курсе школьного черчения вопросы, в связи с недостаточным, на мой взгляд, количеством часов, отведённый на учебный курс черчения. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, атак же познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей обучения черчению обеспечением
прочного и сознательного овладения учащимися системой чертёжных знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие чертёжной грамоты, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с черчением, выбору профиля дальнейшего обучения.
6. Перспективное освоение программы КОМПАС 3D
Раздел освоения программы КОМПАС, даст в перспективе понимание, что важнейшим условием информатизации общества, подготовки человека к полноценной жизни в условиях современного общества является информатизация образования. Без прочного фундамента, заложенного в сфере образования, никакие, даже самые выдающиеся научные открытия, не сделают наше обществ действительно информационным.
Знакомство с новыми информационными технологиями поражает диапазоном своих возможностей, которые открываются для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъему на качественно новый уровень.
Мировой и отечественный опыт показывает, что использование компьютера в изучении других предметов дает большой положительный эффект. В настоящее время стираются границы между отдельными дисциплинами, все шире внедряется в обучение школьников междисциплинарный подход. Современное состояние дел в этом направлении – активный поиск и разработка методов и технических средств обучения, позволяющих в кратчайшие сроки решить поставленные перед школой задачи.
Использование компьютеров, в том числе персональных, привело к появлению специальных пакетов прикладных программ для автоматизации проектно-конструкторских работ. В настоящее время трудно представить себе предприятие, на которых не были бы установлены компьютеры и САПР (системы автоматического проектирования). Как показывает практика, переход к массовому применению компьютерных технологий приводит к резкому уменьшению временных, материальных и человеческих ресурсов.
Навыки и умения использования компьютерной графики необходимо закладывать в школе на уроках черчения.
Для выполнения чертежных работ применяется специальная программа Компас 3D. Система автоматизированного проектирования Компас 3D это не просто графический редактор, а средство автоматизации конструкторских работ в машиностроении и различных графических работ в архитектуре, строительстве и т.д. Результатом работы системы является создание, редактирование и выдача на принтер или плоттер чертежей, графиков, различных схем и подобных изображений. В последнее время Компас 3D получил широкое распространение, что само по себе говорит о его удобстве, массе возможностей и перспективах дальнейшего развития.
Работа на компьютерах в системе Компас 3D на уроках черчения чередуется с работой на бумаге: когда учитель дает основные базовые сведения, тонкости учебного материала (лекции). После усвоения теории ученики переходят к машинам. Интенсивное использование ЭВМ и безбумажной технологии как инструмента учебной работы учащихся дает возможность более эффективно усваивать новый материал, разнообразить урок, сделать его более занимательным и содержательным. В результате этого компьютер из технического средства, используемого на немногих уроках информатики превратился в рабочий инструмент, позволяющий во многом избавить ученика и учителя от рутинной работы и высвободить время для более творческой.
Такие уроки дают требуемую общеобразовательную подготовку и уровень информационной культуры выпускников лицея достаточные для творческой деятельности в дальнейшем, так как умение наглядно представлять информацию в виде таблиц, графиков и т. д., использование готовых программных средств на традиционных рабочих местах, оснащенных, персональными ЭВМ становится обязательной частью современного общества. Опыт за рубежом и у нас показывает, что наиболее активно применяют компьютеры рядовые служащие, инженерно-технические работники, для которых компьютер, оснащенный всеми необходимыми программами, стал наряду с телефоном неотъемлемой частью оборудования рабочего места.
Учебно- методическое сопровождения курса (карточки задания, презентации, терминология и т.д) В папке.
Обязательные виды практических и графических работ.
№ работы | Содержание работы | Примечание |
1 | Линии чертежа | Формат А4, с выполнением основной надписи |
2 | Чертеж «плоской детали» | Формат А4, выполнение чертежа в различных масштабах |
3 | Моделирование по чертежу | Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов |
4 | Чертежи и аксонометрические проекции предметов | С построением проекций точек, отрезков, граней и пр. |
5 | Построение третьего вида по двум данным | Формат А4, перечертить два вида детали и построить третий, проставить размеры |
6 | Чертеж детали | С использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) |
7 | Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач. | |
8 | Выполнение чертежей предмета в трех видах | С преобразованием формы путем удаления части предмета |
9 | Эскиз и технический рисунок детали | |
10 | Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования | |
11 | Выполнение чертежа предмета (контрольная работа) | По аксонометрической проекции или с натуры |
№ работы | Содержание работы | Примечания |
12 | Эскизы деталей с выполнением сечений | С натуры или по аксонометрической проекции |
13 | Эскиз детали с выполнением необходимого разреза | |
14 | Чертеж детали с применением разреза | По одному или двум видам детали |
15 | Устное чтение чертежей | |
16 | Эскиз с натуры | С применением необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений |
17 | Чтение резьбового соединения | |
18 | Чтение сборочных чертежей | С выполнением технических рисунков 1 - 2 деталей |
19 | Деталирование | Выполняются чертежи 1 - 2 несложных деталей (по учебнику) |
20 | Решение творческих задач с элементами конструирования | |
21 | Чтение строительных чертежей | С использованием справочных материалов |
22 | Выполнение чертежа детали (контрольная работа). По сборочному чертежу |
Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения — в рабочих тетрадях.
- пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при выполнении конструктивных преобразований несложных объектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые задания по Инженерной графике
Паспорт программы учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / направле...
урок по инженерной графике
Урок Инженерной графике по теме "Сечение геометрических тел плоскостью...
Учебно-методический материал. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Введение в инженерную графику"
Особенность курса «Черчение» в средней общеобразовательной школе на данный момент по новой программе для 9 классов – его чрезмерная сжатость, всего один час ...
Инженерная графика. Тесты «Основы инженерной графики».
Учебная дисциплина: «Основы инженерной графики» 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...
Инженерная графика. Критерии оценки заданий и графических операций по дисциплине «Основы инженерной графики».
Приложение2 Критерии оценки заданий и графических операций расчетно-графических работ по дисциплине «Основы инженерной графики» Пособие. Методические рекомендации для обучающ...
Инженерная графика. Программа самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы инженерной графики».
Программа самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы инженерной графики» Пособие. Методические рекомендации для обучающихся по организации самост...
Рабочая программа Инженерная графика графика ТО-218
Рабочая программа учебной дисциплины «Инженерная графика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального о...