Моделирование фартука
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Востроилова Светлана Владимировна

Цель урока: создание эскиза и  модели фартука по заданию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_fartuka.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.     Моделирование фартука

Цель урока: создание эскиза и  модели фартука по заданию

Задачи

1.Образовательные:

1) формирование понятий о моделировании, закономерностях художественного и технического моделирования;

2) формирование первоначальных навыков моделирования.

2. Развивающие:

1) развитие функций мышления (анализа, сравнения, обобщения, формирования выводов);

2) развитие навыков самостоятельной работы и творческих  способностей учащихся;

3) формирование приемов учебной работы (целеполагание, взаимоконтроля, самоконтроля, самооценки);

4) Развитие точности движений, аккуратности.

3. Воспитательные:

1) воспитание эстетического вкуса;

2) воспитание ответственного отношения к работе, внимания, точности, терпения;

3) воспитание умения общаться и работать в группах;

4) показать значимость темы в жизни.

Тип урока:  изучение нового материала

Вид урока (метод): репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Оснащение урока: модели фартуков, таблицы по изменению деталей фартука (карман, нагрудник, нижняя часть), манекен, фартук, стенд «Язык цвета», инструкционные карты «Я – художник-модельер», «Я – модельер-конструктор», лекала деталей фартука, выкройка в М 1:4, линейка, карандаши (фломастеры).

 

ХОД УРОКА

№ п/п

Содержание  и  структура урока

Время

Деятельность

учителя

учащихся

1

1.1

1.2

1.3

1.4

2

2.1

2.2

2.3

3

4

Теоретическая часть урока

Организационная часть урока

Актуализация опорных знаний

- Над какой большой темой мы с вами работаем уже несколько уроков подряд?

- А зачем в жизни человеку нужен фартук?

- Человек какой профессии носит фартук? (повар, парикмахер, продавец, официант, на фабрике, дома, в школе).

Целеполагание и мотивация

- Сравните фартуки и определите, что между ними общего?

-Чем они отличаются?

- Из каких деталей состоит фартук? (нагрудник, нижняя часть, карман)

- Назовите детали, которые изменили свою форму?

- А знаете ли вы, как получаются такие фартуки?

-Как вы думаете, каковы же цели нашего урока?

1.Узнать, что такое моделирование и его правило.

2. Применить свои знания на практике.

 

Работа по теме урока

- Из каких деталей состоит фартук?

Обратите внимание на основной фартук, на его детали и на другие фартуки и их детали. Если у нас все фартуки выполнены по одной выкройке, то подумайте и скажите, что такое моделирование?

-Какие детали фартука могут изменять свою форму? Покажите.

-Обратите внимание на три модели фартука. Посмотрите внимательно, подумайте и скажите они правильно  смоделированы? Докажите.

Физкультминутка

-Моделирование – художественное оформление. Как вы это понимаете?

- Как и чем можно украсить фартук? (тесьма, вышивка, аппликация, ткань другого цвета, оборка, волан, кружево).

- Что влияет на выбор фасона фартука? (для кого и чего).

-Из представленных моделей выберите фартуки и обоснуйте свой выбор:

1) для работы на кухне

2) для уборки помещения

3) для обслуживания праздничного обеда.

Практическая часть урока

Задание учащимся на инструкционной карте №1

 «Я – художник-модельер»

Задание учащимся на инструкционной карте №2

 «Я – модельер-конструктор»

Критерии оценки:

- соответствие модели и формы деталей;

- аккуратность;

- правильность изменения основы выкройки фартука;

-правильность расчетов количества ткани.

Физкультминутка

Работа по ликвидации пробелов

- защита выполненных работ (по желанию)

- демонстрация моделей.

Подведение итогов урока

-Какие цели стояли перед нами?

а) что такое моделирование?

б) какое правило надо строго соблюдать при моделировании?

- Чему научились на уроке?

- Какие встретились трудности в работе?

-Ребята, вам понравился  урок?

-Какую бы оценку вы поставили нашему занятию?

Уборка рабочих мест

2 мин.

   5

мин.

   7

мин.

  10

мин.

2

мин.

45

мин.

2

мин.

10

мин.

5

мин.

2

мин.

Проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.

Организует обсуждение изученного ранее материала, уточняет ответы учащихся, подводит итоги.

Организует совместное целеполагание и первичную мотивацию на основе демонстрации моделей фартуков, их обсуждение. Помогает сделать выводы о теме и целях урока. Изготавливают фартуки по одной выкройке и делают их с помощью  моделирования.

Организует беседу с учащимися с элементами введения познавательных задач, демонстрацией моделей фартуков. вводит понятие о моделировании и его правило.

Моделирование-изменение формы деталей и их художественное оформление.

Основное правило моделирования – детали изделия (фартука) должны сочетаться между собой по форме: если нагрудник имеет верхний срез в виде уголка, то нижняя часть фартука и карман должны быть срезаны углом.

Подводит итог.

Обращает внимание учащихся на таблицы «Изменение формы».

Предлагает учащимся решить познавательные задачи (частично-поисковые).

Решив, для чего, для кого и какого фасона шить фартук, сначала надо его нарисовать. А разрабатывают разные фасоны изделий художники-модельеры.

Объясняет порядок работы и организует работу в группах. Наблюдает за работой учащихся, организует беседу. Подводит итог работы по карточкам.

Организует изучение инструкционной карты. Объясняет правильность выполнения работы. Оговаривает время работы и критерии оценки. Оказывает помощь в ликвидации ошибок. Обращает внимание на правильность рабочей позы.

Подводит итоги работы, исправляет ошибки с помощью учащихся.

Организует обсуждение итогов урока, определяет степень достижения, оценивает работу учащихся.

Подводит итог урока.

Организует уборку рабочих мест.

Дежурный докладывает о готовности к уроку, об отсутствующих.

Вспоминают, отвечают на вопросы, делают выводы и обосновывают их, дополняют ответы друг друга, исправляют допущенные ошибки.

Изучают модели фартуков, находят сходство и различия , делают выводы о том, почему они по-разному выглядят. участвуют в определении целей урока (отвечают на вопросы, высказывают суждения, делают выводы, дополняют ответы друг друга). Записывают в тетради тему урока.

Слушают, сравнивают модели, отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы, дополняют ответы друг друга.

Анализируют информацию.

Записывают в тетради определение моделирования.

Слушают, изучают таблицы. Изучают модели, обсуждают в группах, отвечают на вопросы, обосновывая свои ответы, слушают, дополняют друг друга

Слушают учителя, осмысливают информацию, выполняют задания, обсуждая в группах, отвечают на вопросы учителя. Доказывают свой выбор, слушают, дополняют и исправляют друг друга.

Изучают инструкционную карту, слушают, осмысливают информацию. Выполняют работу, отвечают на вопросы, аргументируя свои действия.

Защищают свои работы, исправляют ошибки, оценивают друг друга.

Участвуют в подведении итогов урока, оценивают его результативность, участвуют в оценке работ по критериям.

Убирают рабочие места

Самоанализ урока

Тема урока.     Моделирование фартука

Цель урока: создание эскиза и  модели фартука по заданию

Задачи

1.Образовательные:

1) формирование понятий о моделировании, закономерностях художественного и технического моделирования;

2) формирование первоначальных навыков моделирования.

2. Развивающие:

1) развитие функций мышления (анализа, сравнения, обобщения, формирования выводов);

2) развитие навыков самостоятельной работы и творческих  способностей учащихся;

3) формирование приемов учебной работы (целеполагание, взаимоконтроля, самоконтроля, самооценки);

4) Развитие точности движений, аккуратности.

3. Воспитательные:

1) воспитание эстетического вкуса;

2) воспитание ответственного отношения к работе, внимания, точности, терпения;

3) воспитание умения общаться и работать в группах;

4) показать значимость темы в жизни.

Урок  проходил в 6 классе, в котором обучаются 5 девочек. По результатам  диагностики учащиеся  испытывают затруднения в обобщении материала, речь недостаточно развита, им не хватает усидчивости,  боятся делать свои выводы, однако, несмотря на это учащиеся  имеют хорошие ЗУНы по профессионально-трудовому обучению (основные оценки по предмету «4»-«5»)., отличаются старанием, желанием работать самостоятельно, творческим подходом к работе.

При разработке данного урока были учтены все эти особенности, поэтому я применила более эффективные методы усвоения учебного материала:

  • наглядный (таблицы по изменению деталей фартука (карман, нагрудник, нижняя часть), инструкционно-технологические карты « Я - художник-модельер», «Я – модельер-конструктор», модели фартуков, стенд «Язык цвета»,
  • обсуждение в группах;
  • практический, частично-поисковый ( самостоятельная работа с инструкционными картами);
  • создание проблемной ситуации при мотивации и целеполагании.

В соответствии с поставленными целями и задачами, а также психическими особенностями класса и способностями девочек был разработан урок «Моделирование фартука». Данное занятие является продолжением темы раздела «Конструирование и моделирование  фартука». Содержание занятия соответствует программе.

Структура данного урока соответствует требованиям, предъявленным к уроку профессионально-трудового обучения:

  • организационный момент;
  • мотивация и целеполагание (создание проблемной ситуации);
  • актуализация опорных знаний (познавательные задачи-вопросы);
  • расширение кругозора учащихся сведениями о моделировании;
  • практическая часть ( дифференцированная);
  • заключительная часть (рефлексия).

На уроке было выдержано соотношение  теории (30%) и практики (70%).

Задания были использованы от простого к сложному.

На протяжении всего урока девочки работали самостоятельно (вспоминали, сравнивали, обобщали, анализировали, делали выводы, обосновывали свои ответы, слушали и дополняли друг друга, учились самоанализу, взаимоконтролю).

Для достижения цели урока была проведена дифференцированная практическая работа, которая обеспечивала развитие: самостоятельности, чувства ответственности перед коллективом за порученное дело, коммуникативных способностей  и творческой активности.

На уроках применяла работу в группах, что развивает сферу общения и чувства товарищества.

На протяжении всего урока девочкам была оказана консультативная помощь учителя. Я старалась добиваться  осознанного усвоения материала через слух, зрение, тонкую моторику пальцев рук, речь.

На всех этапах урока просматривалась связь с жизнью и практикой, что позволяет девочкам более серьезно и ответственно относиться к своей работе, тем самым создает ситуацию  успеха на занятии, повышает интерес к занятиям профессионально-трудового обучения.

Я считаю, что работа на уроке велась в соответствии с поставленными целями и задачами. Результаты практической работы учащихся позволяют судить о том, что девочки усвоили данный материал и урок своей цели достиг. Но так как урок проходил с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью), то выявились следующие недостатки:

- слабо развита речь детей;

- неуверенность в себе и своих возможностях.

Поэтому моя задача на каждом уроке работать над развитием речи и повышением самооценки.

Учитель профессионально-трудового обучения                    С.В. Востроилова

                        ОГОУ ФУРМАНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА

Модель урока

«Моделирование фартука»

 (6 класс)

РАЗРАБОТАЛА И ПРОВЕЛА

УЧИТЕЛЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО

ОБУЧЕНИЯ

ВОСТРОИЛОВА

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

г. Фурманов 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование фартука

Данный урок познакомит учащихся с понятием моделирование и его видами , с приемами моделирования, со способами изменения выкройки, с различными отделочными материалами: лентами, тесьмой, сутажом...

Моделирование фартук. 5 класс

Цели:ознакомить учащихся с понятием о моделировании, с приемами моделирования;сформировать навыки по моделированию фартука...

Моделирование фартука 5 класс

Урок- презентация по теме "Моделирование фартука"  5 класс...

Тема урока: «Моделирование фартука»

Цель: Ознакомить учащихся с элементами моделирования            швейных изделий.  Научить выполнять простейшее  ...

Моделирование фартука

Презентация к уроку в 5 классе...

Построение чертежа конструкции фартука с нагрудником. Моделирование фартука.

Презентация предназначенадля учащихся 5 класса.С целью:v Научиться правильно зарисовывать эскизыvСнимать меркиvПравильно подбирать материалы и инструментыvСтроить чертеж швейного изделияvВыполнять мод...