Занятие по профориентации 9 классников
план-конспект занятия по технологии (9 класс) на тему

Афанасьева Светлана Венидиктовна

Данное занятие проводится с обучающимися 9-х классов в рамках курса «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_i_professiya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Обоянская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект открытого занятия

по курсу «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования»

в 9 классе.

Подготовила и провела:

             учитель технологии

                             Афанасьева С. В

Цели и задачи:

1. Образовательная: сформировать у обучающихся навыки взаимодействия с рынком труда в современных социально-экономических условиях;                                    способствовать формированию  практических умений по систематизации информирования о профессиях;

закрепить знания о характерных ошибках при выборе профессии;

2. Развивающая: развивать осознание обучающимися своих профессиональных предпочтений;

расширение знаний о мире профессий; - активизация процесса рефлексии.

3. Воспитательная: воспитывать умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая ее.

Оборудование: ноутбук, экран, мультимедиа проектор, диск с презентацией, стенд с профессиограммами обучающихся, тесты, музыкальные заставки.

Вид занятия: комбинированный с элементами игровых ситуаций.

На доске – высказывание:

“Истинное сокровище для людей – найти себя в труде”.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

(Объявить тему занятия, проверить готовность учащихся к занятию, отметить явку).

            2.    Психологический тренинг

Ученица читает стихотворение:

Пока в пространстве крутиться планета,

На ней, пропахшей солнцем,

Никогда – не будет дня, чтоб не было рассвета,

Не будет дня – чтоб не было труда!

Ученик:

“Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность. Например, бытует легенда, что в голландских семьях (будь то самая богатая или самая бедная семья), когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква “М” по-голландски означает – “человек”. А если перевернуть – латинская “W”, что означает “work” - “работа”. Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание.

Учитель: Сегодня на нашем занятии мы с вами закрепим знания, полученные в ходе изучения курса «Выбор профессии», попробуем разобраться, что же необходимо учитывать для успешного выбора профессии, правила выбора профессии, немного внимательнее прислушаемся к своим чувствам.

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к молодым людям. Вы должны быть готовы к тому, что в течение жизни возможно придется несколько раз менять свою профессию, осваивать новые виды деятельности, уметь искать работу, трудоустраиваться и продвигаться по служебной лестнице. Когда вы в начале наших занятий по курсу  заполнили анкету , то обработав ее, мною замечено, что 67% ребят нашего класса еще не определились с выбором профессии и не знают куда пойти учиться после школы. И только 33% ребят знают, какую профессию хотят получить. В течении этого года,  вы получали  советы и рекомендации по выбору профессии, учились определять свои интересы, склонности, темперамент, состояние здоровья для более точного самоопределения. Окончательный выбор сделаете вы сами. Вам следует помнить, что в условиях рыночной экономике на рынке труда существует большая конкуренция и поэтому сейчас от вас требуется хорошо учиться, вооружаться знаниями – это поможет добиться профессионального успеха и найти свое призвание.

- Как вы понимаете значение слова “призвание”?

 (Степень наивысшего взаимосоответствия человека и его профессии).

В. А. Сухомлинский писал: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти свое призвание, утвердиться в нем – это источник счастья».

- Как вы думаете, любая трудовая деятельность считается профессией?

(Нет. Дворник, грузчик, техработник – это не профессии. Потому что профессии надо обучаться, нужно образование)

 Игра: "САМАЯ-САМАЯ ".

А теперь в шуточной форме вспомним  профессии.

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

Самая смешная (клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

В мире насчитывается около 40 тыс. разных профессий. Ежедневно 25 мл. человек меняют свое место работы.

12 % из них возвращаются обратно.…  Означает ли это, что к выбору профессий можно идти методом проб и ошибок? А может надо сознательно подготовить себя к выбору профессий? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала? Чтобы она приносила пользу людям, обществу?

Выполним упражнение «Рука судьбы».

У вас на столах лежат 2 карточки. Напишите на них название профессии, которой вы хотите посвятить свою жизнь.

Мы перемешаем карточки и каждый вытянет одну.

Поднимите руки, кто вытащил свою карточку.

- Какие чувства вы испытали, когда произошла не состыковка желания с результатом?

- Как найти выход из сложившейся ситуации?

- Какой вывод можно сделать?

(На судьбу надейся, а сам не плошай).

Учитель: Я попросила Олю провести соцопрос на одной из перемен. Что же она выяснила?

Спецкор:

 Здравствуйте. Я получила задание провести опрос среди учащихся на тему «Мир профессий». В коридорах нашей школы было многолюдно и немного шумно, но мне все-таки удалось провести опрос. На вопрос «Кем хочешь быть?»- получены следующие ответы:

Кем хотят быть.

Бухгалтерское дело -3 чел                    

Полицейский – 3чел                

Программист-2 чел          

Психолог - 2 чел          

Врач -1 чел          

Шофер- 2 чел          

Парикмахер- 2 чел

                       

Профессиями 21 века ученики считают:

УЧИТЕЛЬ - 3 чел          

ВРАЧ - 2 чел          

ДИЗАЙНЕР - 2 чел          

ТЕХНОЛОГ -2 чел          

КОСМОНАВТ - 2 чел          

ВИЗАЖИСТ - 1 чел          

ИНЖЕНЕР, ХИМИК -1 чел          

МЕНЕДЖЕР - 1 чел

Но любая ли профессия подходит каждому из нас?

Предлагаю вам для обсуждения ситуацию.

 Ученица пришла к профконсультанту и сказала, что хочет стать парикмахером.            Давайте представим их разговор.

(Примерный сценарий. Девочка сидит перед профконсультантом.)

Профконсультант: “При обработке твоих анкет я вижу, что ты предпочитаешь профессии типа “человек-человек” и тебе нравится делать прически своим подругам”.

Ученица: “Да, очень нравится”.

Профконсультант: “Конечно, помогать людям быть красивыми замечательно, это поднимает людям настроение. Но знаешь ли ты, что парикмахер долгое время, т.е. всю рабочую смену стоит на ногах и бывает, что ему некогда даже присесть”.

Ученица: “Ну и что. Я молодая и не устаю”.

Профконсультант: “Из беседы с твоим лечащим врачом я выяснила, что у тебя плоскостопие средней тяжести, поэтому не желательно выбирать профессию, которая предполагает большую нагрузку на ноги. Давай подумаем о запасном варианте при выборе профессии”.

Ученица: “Нет, я буду только парикмахером!”

Вопросы для обсуждения:

-  Какую ошибку при выборе профессии совершает девушка?

-  Как вы думаете, почему людям с плоскостопием не рекомендуется целый день   находиться стоя?

-  Что еще необходимо учитывать при выборе профессии?

(Чтобы совпадали интересы, желания, возможности и способности)

-  Что бы вы предложили девочке в качестве запасного варианта при выборе профессии?

Подведение итогов обсуждения и примерные выводы. Типичная ошибка при выборе не учитываются отклонения в здоровье. Людям с такой болезнью как плоскостопие рекомендуется рабочая поза “сидя”. Можно изготавливать шиньоны, парики или быть модельером причесок.

А теперь выполним небольшой тест.

Вопросы теста у вас на столах и будут высвечиваться на экране, я буду зачитывать а вы,

если согласны с утверждением, то ставите «+», если не согласны, то ставите «-». В конце теста подсчитайте количество «+» и «-»

       Итак, начали.

1.Профессия выбирается раз и навсегда.

2.Выбор профессии зависит от толщины кошелька.

3.Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

4.Профессия предназначена человеку от рождения.

5.Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами».

6.По названию вуза можно судить о том, кого он готовит.

7.Профессию можно выбирать, опираясь на знания родителей и друзей.

8.Профессию можно выбрать, уже став взрослым.

9.Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

10.Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.

А теперь подсчитайте, со сколькими утверждениями вы согласны.

На самом деле, все 10 утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку при выборе профессий. Русская пословица гласит «Всяк кузнец своего счастья».

Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Но самый главный фактор - ваше желание и стремление взять ответственность на себя.

 

Итак, результаты. Если вы набрали.

0-2- вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информационности о мире профессий и о том, как ее выбрать, почти равен компетентности специалистов.

3-5- вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми. Тогда вы можете обратиться в службу занятости, или к психологу.

6 и более- вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить на вопрос «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?». Возможно ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.

Теперь давайте подумаем, чего вы ждете от будущей работы?

(Каждому учащемуся вручается анкета с инструкцией: выбрать 3 наиболее важных для себя, определяя предпочтения)

“В 1984 году в Америке было проведено исследование о ценностях молодых людей всех слоев общества. На вопрос о том, чего ждет человек от работы, молодые люди отметили следующие 15позиций.

Видеть результаты своего труда.

Возможность в дальнейшем зарабатывать больше денег.

Возможность не слишком утруждать себя.

Возможность проявить умственные способности.

Интересная работа.

От меня не ждут, что я буду делать то, за что мне не платят.

Участие в перспективном деле.

Хорошая оплата.

Не требует тяжелой физической работы.

Возможность обучаться ремеслу, развивать свои способности.

Признание хорошо исполненного дела.

Общественно-полезная работа.

Участие в решениях, касающихся производства.

Хорошее пенсионное обеспечение.

Не стать винтиком в огромном безличном механизме.

Когда все учащиеся выполнят задание, проводится обсуждение, приводящее к соглашению относительно того, как надо ранжировать позиции.

Обобщение: мы увидели собственное отношение к труду, определили свои ценности, сравнили их с мнением американской молодежи.

Итак, мы уточнили ошибки при выборе профессии, выяснили, на сколько вы готовы к выбору и что для вас наиболее ценно будущей работе. А что же надо для достижения своей цели? (образование)

Ситуация  

Выпускник школы не определился, куда ему лучше поступать, в вуз или в колледж, где он сможет освоить рабочую профессию. Его успехи в школе средние, но при этом он хочет неплохо устроиться в жизни, т.е. прежде всего, хорошо зарабатывать. Он слышал, что сейчас в России специалисты с высшим образованием мало  востребованы или работают не по специальности. Кроме того, ему хочется поскорее самому начать зарабатывать. Но его родители (достаточно обеспеченные люди) готовы содержать еще несколько лет, лишь бы он получил хорошее высшее образование.

Сейчас вы будете работать в группах.

Напишите аргументы в пользу высшего образования и аргументы против. А ученики  ещё должны подумать как бы они поступили в этой ситуации. Время на обсуждение 2 минуты.

Аргументы «за» (в пользу высшего образования): 1) говорят, что с высшим образованием везде можно устроиться, в том числе и на рабочую профессию, а вот после окончания колледжа инженером не станешь; 2) важно даже не образование, а счастливая и беззаботная студенческая жизнь, тем более родители готовы  финансировать обучение в вузе и прочие расходы; 3) большинство приятелей поступают в вузы; 4) если не понравится, то всегда можно отчислиться из вуза; 5) вуз может уберечь от армии.

Аргументы «против»: 1) сейчас в стране с высшим образованием никого не удивишь; 2) само высшее образование стало некачественным; 3) радости молодости можно получить, обучаясь в колледже и начав самостоятельно работать; 4) когда реально работаешь, больше шансов не спиться, не стать наркоманом, не деградировать от безделья; 5) когда реально работаешь, быстрее взрослеешь, даже девушки больше уважают и любят.

Выбирая профессию, надо помнить, что востребованность тех или иных специалистов в российских условиях – вещь, меняющаяся приблизительно каждые пять лет. Когда-то остро не хватало юристов и бухгалтеров,  все стремились получить эту профессию, и как результат наступило их перепроизводство. Сейчас нужны инженеры, а значит, через какое-то время их станет больше, чем нужно. Следует учитывать и то, что в положение дел на рынке труда активно вмешиваются политика с экономикой.

А через несколько лет, об этом расскажет специалист.

Специалист:

По мнению экспертов, через 10 лет десятка востребованных профессий будет выглядеть так:

Инженеры. 

Уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования.
IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения. Это неудивительно, компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас наименьший разрыв между потребностями рынка и выпуском молодых специалистов оказался в IT-отрасли, но сложно прогнозировать потребность в специалистах на пять лет вперед.
Специалисты в области нанотехнологий. 

Как ожидается, нанотехнологии охватят машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.
Специалисты по электронике и биотехнологии.

 Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Целью научных разработок может являться, к примеру, создание новых источников питания или электронных схем, основанных на живых микроорганизмах.
Маркетологи. 

Прогнозируется, что лет через 10 на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. И потому потребуются маркетологи - стратеги компании, руководящие системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей
Специалисты, связанные с сервисом.

 Доходы населения растут, растет численность среднего класса, а значит, увеличится потребность в качественном сервисе. Причем спрос на профессии сферы обслуживания, как показывает опыт западноевропейских стран и США, будет ежегодно возрастать.
Логисты. 

Интеграция России в мировой рынок потребует притока профессиональных логистов.
Экологи.

 Предполагается, что в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире.
Медики. 

В частности, рост спроса в этой области связывают с поиском средств продления жизни.
Химики.

 Специалисты в области химии, в первую очередь, будут востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии.

Ведущий специалист:

В числе тех, кому в обозримом будущем будет трудно найти престижную и высокооплачиваемую работу, эксперты назвали специалистов, занятых в социальной сфере, науке и системе государственного здравоохранения. Также упадет спрос на модельеров, концертных директоров, инструкторов по дайвингу, флористов, веб-дизайнеров, брокеров, дистрибьюторов и пластических хирургов.

 

Лидерами у женщин оказались следующие специальности

Обслуживающий персонал, секретариат, АХО - Секретариат 536

Продажи - Розничные продажи 542

Бухгалтерия, аудит - Бухгалтерия 838

Маркетинг, реклама, PR - Маркетинг 265

Банки, инвестиции, лизинг - Кредитование 260

И в заключении хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы».

       

        Заключение.

Учитель: ребята, как вы думаете, что необходимо для успешного овладения профессией?

Заслушиваются ответы учащихся.


Давайте составим памятку с правилами выбора профессии.

1.Рассмотреть как можно больше профессий.

2. Изучить рынок труда и его перспективы.

3. Изучить свои интересы, склонности, способности.

4. Подробно познакомиться с выбранной профессией, оценить возможности ее приобретения.

5. Посоветоваться с родителями, учителями, специалистами.

6. Наметить пути получения профессии.

7. Выбрав профессию, быть настойчивым в овладении ею в совершенстве.

Получить глубокие прочные знания, необходимые для выбранной вами профессии. Хорошо подготовиться к экзаменам и успешно сдать ЕГЭ,  по тем предметам, которые вам необходимы при поступлении в учебные заведения, где вы в дальнейшем будете обучаться, получая ту или иную профессию. Поэтому  основная ваша задача – определиться с выбором профессии. Это только первый, но очень важный шаг на пути вашей жизни. Я желаю, чтобы ваша будущая работа была успешной и приносила вам чувство удовлетворения.

Благодарю всех  за участие. Хотелось бы закончить классный час словами великого писателя Льва Толстого:

 «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

На земле очень много профессий.

О профессии каждый мечтал.

Есть профессии – нежная песня.

Есть профессии – литый металл.

Но всегда – и как было когда-то,

И сейчас в двадцать первый наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята…

Чтобы вырос из вас Человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профориентации "Мир профессий"

Цели и задачи занятияЦели:        -   развивать умение работать самостоятельно и в группе-   развивать умение планировать и оценивать свою деятельностьЗад...

Занятия по профориентации

Данный матриал способствует коррекция сферы профессионального самоопределения обучающихся...

Занятие по профориентации по теме: «В мире профессий»

Профориентационное занятие в рамках элективного курса с элементами тренинга. Цель занятия: расширить кругозор учащихся в мире профессий. Задачи занятия: -создать позитивную эмоциональную уст...

Программа тренинговых занятий по профориентации в рамках внедрения ФГОС нового поколения

Данная программа представляет собой сборник тренинговых занятий по профориентации, направленных на развитие личностной, социальной и профессиональной компетенции учащихся в рамках внедрения ФГОС новог...

открытое занятие по профориентации

открытое занятие по профориентации 9 класс коррекционной школы VIII вида...

Интегрированное занятие с 1-классниками «Прогулка по Звукограду»

Интегрированное занятие с 1-классниками «Прогулка по Звукограду»...

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)

Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...