Занятие по профориентации по теме: «В мире профессий»
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме

 Профориентационное занятие в рамках элективного курса с элементами тренинга.

Цель занятия:

расширить кругозор учащихся в мире профессий.

Задачи занятия:

-создать позитивную эмоциональную установку на доверительное общение;

-сформировать представление о некоторых профессиях;

-поверить знания учащихся при решении ситуации;

-познакомить с информацией о востребованных новых профессиях в нашем регионе;

-повысить уровень ориентации в мире профессионального труда;

-снять эмоциональное напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_zanyatiya.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 2

  Занятие по профориентации

тема: «В мире профессий»

                                       

Выполнил:

педагог- психолог Жидкова В.К.

С.Усть-Большерецк

2009

Что нужно, чтобы жить с умом?

Найти свою планиду,

Открыть себя в себе самом

И не терять из виду.

(А. Твардовский)

Форма:

профориентационное занятие в рамках элективного курса с элементами тренинга.

Цель занятия:

расширить кругозор учащихся в мире профессий.

Задачи занятия:

-создать позитивную эмоциональную установку на доверительное общение;

-сформировать представление о некоторых профессиях;

-поверить знания учащихся при решении ситуации;

-познакомить с информацией о востребованных новых профессиях в нашем регионе;

-повысить уровень ориентации в мире профессионального труда;

-снять эмоциональное напряжение.

                


«В мире профессий»

45 МИНУТ

Поэтапный расчет времени занятия

               Этап

Продолжи-

тельность

(мин.)

       Оборудование

1

 Ритуал приветствия.

Упражнение «Кинофильмы».

 10 минут

Работа в большом круге, сидя на стульях. Игрушка.

2

Мини-лекция: дать представление о многообразии мира профес сий и его классификации; определить степень информированности уча щихся о мире профессий.

 3 минуты

 

3

Заполнение учащимися опросника «ДДО» (Методика Е.А. Климова; модификация А.А. Азбель).

 10 минут

 Бланки, ручки.

4

 Обработка результатов и обсуждение результатов.

 10 минут

 

5

Игра «Угадай профессию».

 10 минт

6

 Ритуал прощания.

 2 минуты

 

Используемая литература:

1.Г. В. Резапкина    «Я и моя профессия». Москва, Генезис, 2004;

2.Г. В. Резапкина    «Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника». Москва, Генезис, 2005;

3.Первое сентября. Школьный психолог №2 2007г;

4.Первое сентября. Школьный психолог №4 2007г.

 

Ход занятия

 1. Приветствие:

– Я рада вас видеть, вы выглядите великолепно, я хочу вам сказать, что мне очень нравится профессия психолога. Тип данной профессии человек – человек; квалификационные требования – высшее психологическое образование. Специалист этой профессии должен быть эмоционально устойчивым, внимательным, тактичным, ответственным, с хорошо развитыми коммуникативными способностями, словесно-логической и образной памятью. Основными видами деятельности являются оказание помощи по адаптации человека в окружающих его условиях, разрешению личностных проблем, улучшению психологического климата в коллективе.

Незнание мира профессий – одно из самых частых препятствий на пути профессионального выбора. И мы, незнающие особенностей интересующих нас профессий, как насекомые попадаем в паутину жизни, мечемся, пытаясь вырваться, и если находим выход, то ощущаем радость в труде и в счастье человеческого общения, а если запутываемся еще больше, смиряемся с убийственным однообразием и выматывающей неразберихой.

Одна из главных ролей человека в современном мире – это роль труженика, занятого трудовой деятельностью, требующих специальных знаний и опыта. Французский философ Клод Гельвеций утверждал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Ваше становление идет. Вы себя создаете, делаете выбор в профсамоопределении.

Упражнение «Кинофильмы».

Цель: Актуализация знания о мире профессий.

Вариант 1.

         Ведущий называет любую профессию. Участники должны по крыгу называть фильмы, герои которых являются представителями этих профессий. В том случае, если участник затрудняется назвать фильм, он может задать другую профессию.

Вариант 2.

Один участник называет имя любого другого (бросает ему игрушку) и называет известный кинофильм. Тот должен перечислить профессии, представителями которых являются герои фильма.

2.Мини-лекция:

У  библиотекарей есть такая заповедь: поставить книгу не на свое место — это значит ее потерять. В библиотеке многие тысячи томов. Но любой из них можно найти за считанные минуты, если все в порядке с классификацией и описанием книжного фонда.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

С классификацией вы сталкиваетесь начиная с 1-го класса- разно видности частей речи, геометрических фигур, животных, растений...

Во многих тысячах профессий нельзя разобраться без классифи кации. Можно, конечно, распределить профессии по такому признаку, как первая буква алфавита. Это тоже одна из возможных классифика ций. Однако пользоваться ею не совсем удобно. Чтобы выбрать про фессию по алфавиту, надо прежде каким-то образом узнать ее название. Но ведь в том-то и дело, что выбирающему оно неизвестно. Например, кто-то любит рисовать и хотел бы этим заниматься. Откуда же ему знать, что в производстве тканей есть профессия «копировщик рисунков», а в полиграфии — колорист, ретушер?

Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет — и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художни ки, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бух галтеры.

Как можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (по книге Е. А. Климова «Как выбирать про фессию»)

Каждый вид труда человека включает в себя: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности, и именно они обусловли вают эти требования. В соответствии с этими признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самооп ределения. В профориентации широко используется классификация профессора Е. А. Климова.

Что может быть предметом труда?

Типы профессии. По первому признаку — предмету труда — все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов: «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «че ловек-знак» и «человек-искусство»

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успеш но трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, от вечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти тре бования.

3.Дифференциальный диагностический опросник (ДДО)

При изучении личности в целях профессиональной ориентации большое внимание уделяется  изучению профессиональной направленности. Направленность личности проявляется в его интересах, склонностях, убеждениях, идеалах. Профессию следует выбирать в соответствии с устойчивыми интересами и склонностями.

Интересы - это форма познавательной потребности, направленность на тот или иной объект. Применительно к выбору профессии – это положительное  отношение к определенной области труда, сфере деятельности. Устойчивые интересы  часто перерастают в склонность – стремление заниматься  определенной деятельностью, накапливать знания, совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

Одной из самых известных методик для определения интересов и склонностей учащихся является дифференциально диагностический опросник (ДДО)

Данная методика была разработана Климовым Е.А.. Он предложил все многообразие профессий разделить на 5 типов в зависимости от предмета труда: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

ДДО дает важные сведения для предварительной ориентировки в интересах и склонностях молодых людей в рамках изложенной классификации профессий.

Методика сводится  к следующему:

Учащимся сообщают, что им в целях оказания помощи в профессиональном самоопределении необходимо письменно ответить на 20 вопросов. Для  этого каждый ученик должен начертить по приведенной форме  (или получить готовым) «лист ответов».

Учащимся нужно объяснить, что номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Поэтому ответить на вопрос – значит поставит плюс (Да) или минус (Нет) в той или иной клетке листа ответов. Отвечать нужно на каждый вопрос без пропусков, и каждый раз из двух предлагаемых возможностей «а» или «б» одну  (предпочитаемую) отмечать плюсом, другую (отвергаемую) – минусом.

Оптант или профконсультант подсчитывает  количество плюсов в каждом из 5 вертикальных столбцов и проставляет соответствующие суммы в нижних клетках листа.

Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом: в первом столбце они относятся к профессиям типа «человек – природа» (П), во втором – «человек – техника» (Т), в третьем – «человек – человек» (Ч), в четвертом – «человек – художественный образ» (Х).  После того как испытуемые ответили на вопросы, можно для удобства проставить в верхних клетках столбцов их условные обозначения:

П

Т

Ч

З

Х

Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно и склонностей к тем или иным областям деятельности.

ЛИСТ ОТВЕТОВ ДДО

Ф.И.О. ученика___________________________________________

            _________________________________________________________

Класс____________ Школа№______________Дата______________

//////////

/////////////

//////////

////////////

//////////

////////////

////////////

10а

///////////

////////////

10б

////////////

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

////////////

16б

////////////

17а

//////////

17б

18а

////////////

18б

/////////

19а

////////////

19б

///////////

20а

/////////////

////////////

20б

////////////

ЛИСТ ОТВЕТОВ ДДО

Ф.И.О. ученика___________________________________________

            _________________________________________________________

Класс____________ Школа№______________Дата______________

//////////

/////////////

//////////

////////////

//////////

////////////

////////////

10а

///////////

////////////

10б

////////////

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

////////////

16б

////////////

17а

//////////

17б

18а

////////////

18б

/////////

19а

////////////

19б

///////////

20а

/////////////

////////////

20б

////////////


Вопросы (ДДО)

Предположим, что после  соответствующего обучения Вы сможете  выполнить любую работу. Однако если Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?

 Ухаживать за больными животными

или

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

 Помогать больным людям, лечить их

или

 Составлять таблицы, схемы, программы, вычислительных машин

Следить за качеством  книжных иллюстраций

или

Следить за состоянием, развитием растений

 Обрабатывать материалы или (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)

или

 Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

  Обсуждать научно – популярные книги, статьи

или

 Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

 Выращивать молодняк (животных кокой – либо породы)

или

 Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких- либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

 Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные  инструменты)

или

 Управлять каким-  либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором и т.д.

  Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на  экскурсии и т. д.)

или

 Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

 Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

или

 Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а  Лечить животных

или

10б Выполнять вычисления расчеты

11а Выводить новые сорта растений

или

11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.)

12а Разбирать споры или ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.

или

12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

или

13б  Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а Обслуживать,  налаживать медицинские  приборы аппараты

или

14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а Составлять точные описания- отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях измеряемых объектах и др.

или

15б Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые )

16а Делать лабораторные анализы в больнице

или

16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними назначать лечение

17а Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

или

17б Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов

18а Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т.п.)

или

18б Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду),  строить здания

или

19б Заниматься черчением, копировать чертежи, картоны

20а Вести борьбу с болезнями растений с вредителями леса, сада

или

20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

 

 

 

4.Обработка результатов и обсуждение результатов.

Профессии типа «человек-техника». Мышление

Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий.

Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому большое значение при обретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять техничес кие объекты и их части — важные условия успеха в данной области

Какие требования к мышлению предъявляют профессии этой группы?

Профессии типа «человек-знак». Внимание

Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры, коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы, формулы. В любом случае человек воспри нимает знак как символ реального объекта или явления Поэтому спе циалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать харак теристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать по какой-нибудь профессии данного типа, необхо димо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обознач ний и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Осо бые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.

Какие виды внимания вы знаете? Какие существуют упраж нения для развития внимания? Кто из вас выполняет эти упражне ния? Есть ли успехи?

Профессии типа «человек-природа»

Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе Но любовь не созерцательная, которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благопри ятной средой для отдыха, а деятельная, связанная с познанием ее за конов и применением их.

Одно дело — любить животных и растения, играть с ними и радо ваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами Специалист должен не просто все знать о живых организ мах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в реше нии конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность.

Какой тип мышления предпочтителен для этих профессий? Какие профессионально важные качества необходимы?

Вы, наверное, замечали, что животные тонко чувствуют состояние человека: боится он или сам представляет угрозу; нервничает или уве рен в себе. К одним людям животные относятся с доверием, а других ненавидят или боятся. Исследования показывают, что так же реагиру ют на людей растения, только эти проявления не столь очевидны.

Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным. Иначе он передаст свое состояние «кли ентам». Впрочем, работа, связанная с природой, сама служит средством нормализации состояния человека. Она успокаивает, вносит в душу гар монию, служит источником вдохновения для людей творческих.

Может ли природа как объект труда влиять на темперамент человека?

Профессии типа «человек-искусство»

Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, свя занные с изобразительной, музыкальной, литературно-художествен ной, актерско-сценической деятельностью человека, — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. И конечно, талант и трудолюбие. Ваши друзья и близкие могут быть в восторге от ваших литературных, музыкальных или сценических талантов, но объективную оценку может дать только профессионал. Только профессиональный художник может оценить, есть ли у вас та лант живописца или графика. Настоящий музыкант или композитор оп ределит, стоит ли вам петь либо писать музыку или лучше направить свои усилия в другое русло. Ужас редакторов газет и журналов — гра-фоман, человек, испытывающий маниакальную страсть к писательству при полном отсутствии таланта.

Но и в искусстве бывают исключения. Не всегда современники спо собны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или ком позитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому очень часто слава и признание приходят к творцам только пос ле их смерти. Моцарт, как известно, умер в нищете и был похоронен в общей могиле. Ван Гог, который нигде не учился живописи, начал пи сать картины на закате своей недолгой жизни. Занятия живописью не спасли его от бедности. Сейчас его картины «уходят» на аукционах за миллионы долларов.

Почему среди поэтов, музыкантов и художников так много мелан холиков? «Составляющие» этого темперамента — склонность к одино честву (кстати, как она называется?) и чувствительность нервной системы. Холерик с его высокой потребностью в общении поспешит поделиться своими переживаниями с друзьями. У меланхолика, если у него есть талант, эти чувства найдут выражение в произведениях ис кусства.

Профессии типа «человек-человек»

Даже выбирая профессию, не связанную непосредственно с об щением, вы поступите правильно, если обратите внимание на общи тельность и контактность. В психологии есть понятие: продуктивное общение. Если вы звоните и просите к телефону Ивана Ивановича, а в ответ слышите «Нет такого» и потом короткие гудки, то такое обще ние продуктивным не назовешь, потому что вам придется звонить еще раз. В зависимости от темперамента — раздраженно, обиженно или стесняясь своей бестолковости — вы будете выяснять, что значит этот загадочный ответ: то ли вы ошиблись номером, то ли у Ивана Иванови ча обед, то ли он в отпуске... Впрочем, может, это вы успели отбить у собеседника на другом конце провода охоту к общению, когда робко сопели в трубку, забыв, что хотели сказать. Поэтому поставим вопрос шире: куда вы обращены — к людям или к себе ? С кем бы вы предпочли общаться — с собой или с другими? (По книге Е. С. Жарикова и Е. Л. Крушельницкого «Для тебя и о тебе».)

Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаи модействие, значит, не ладится и работа.

Какие качества, по вашему мнению, необходимы для работы с людьми?

Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека; быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хоро шая память (держать в уме имена и особенности многих людей); уме ние находить общий язык с раз-личными людьми; терпение.


5.Игра «Угадай профессию».

Я сейчас буду зачитывать информацию о профессии, по знакомой вам схеме. Ваша задача отгадать профессию, которую я вам предлагаю.

Логистик

человек – знаковая система, человек – человек;

высшее экономическое и юридическое образование;

в общении – обаятельность, требовательность и смелость. В деятельности – дальновидность и настойчивость; в поведении – находчивость, жизнерадостность и последовательность;

специалист высокой квалификации способен одинаково хорошо сформировать общую стратегию поставок товара, обеспечить наиболее выгодную доставку его до склада, удачно выбрать транспорт, быстро систематизировать и разместить товары.

  Эколог

человек – человек, человек – природа;

образование высшее химико-биологическое, технологическое;

этот специалист должен обладать аналитическим складом ума, креативностью, гибкостью, дипломатичностью, стресоустойчивостью;

анализирует работу природоохранных объектов и состояние окружающей среды, проводит исследовательские работы по очистке промышленных сточных вод, контролирует выполнение законов, инструкций, правил и норм по охране окружающей среды, предотвращает загрязнение окружающей среды и выбросов вредных веществ в атмосферу.

 

Программист

тип профессии человек – знаковая система;  

образование высшее, обязательно хорошие знания по физике, математике, иностранным языкам;

специалист должен обладать достаточным уровнем самообладания, высоким уровнем концентрации, переключаемости и распределения внимания, иметь оперативную память, точность и скорость движений, высокую работоспособность;

разрабатывает программы на основе математических моделей и алгоритмов по реализации решения экономических задач, выбирает язык программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов, определяет возможность использования готовых программных средств.

Бухгалтер

тип профессии человек – человек, человек – знаковая система;

образование высшее экономическое;

специалист должен обладать аналитическими способностями, логическим мышлением, отличаться аккуратностью;

работа с цифрами, числами; умение составлять балансовые отчеты,

Тренер по фитнесу

тип профессии человек – человек;

образование высшее физкультурное, медицинское или педагогическое, необходимы знания физиологии, анатомии, биомеханики, физиологии;

специалист должен уметь слушать и слышать слова клиента, обладать хорошей физической подготовкой, требовательностью;

работа с людьми в спортивных залах, с тренажерами и спортивными инструментариями.

Молодцы! Вы хорошо справляетесь  с ситуациями.

Дизайнер

человек – художественный образ;

образование высшее архитектурное, институты искусств или художественно-промышленные училища;

художественное изображение, пространственно-образное мышление, коммуникабельность, глазомер;

упорядочение предметного окружения человека, разработка проектно-компановочных схем, эскизов, сбор необходимых сведений об изделиях, их конструкции, технологии изготовления.

 

6.Ритуал прощания.

Итак, наше занятие подошло к концу мы сегодня изучали богатый мир профессий, используя при этом разные виды информации. Мы познакомились с вами с профессиями, которые можно разделить по типам на пять групп:

человек-человек        

человек-техника        

человек-худ. образ        

человек-знак. система        

человек-природа

         

На следующих занятиях мы продолжим эту работу и познакомим друг друга с вашими выбранными профессиями. Ритуал прощания предлагаю провести в виде пожелания.

Я благодарю вас за участие в занятии, хочу пожелать вам успеха в вашем профессиональном самоопределении, используя полученную информацию. Как  правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией (Б. Дизраэли, британский политик).


  

   

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме "В мире профессий"

Урок для учащихся 10 класса....

Занятие по профориентации учащихся "Я и мир профессий".

1.      Знакомство с особенностями  профессий;2.      Актуализация имеющихся знаний о профессиях;3.      Развитие навыко...

классный час на тему "В мире профессий" для 5 класса

Классный час предназначен для 5-6 класса .Он проводится в интересной форме (использованы загадки,сценка ,картинки)Классный час даёт детям представление о профессии ,о том ,как правильно её выбрать...

План-конспект открытого урока по теме "В мире профессий"- 5 класс

Данный материал представляет собой разработку моего открытого урока в 5-ом классе по теме "Вмире профессий" в соответствии с требованиями ФГОС....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ»

Обобщить уже  полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий...

Конспект мероприятия по профориентации на тему: «Много хороших профессий на свете, а я выбираю свою».

Конспект мероприятия по профориентации на тему: «Много хороших профессий на свете, а я выбираю свою»....