Обучение детей с разной степенью психического недоразвития на основе внутриклассной дифференциации швейному делу.
методическая разработка по технологии (9 класс) на тему

Топчий Наталья Ивановна

Технология внутриклассной уровневой дифференциации  учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения их швейному делу и подготовки к итоговой аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей с разной степенью психического недоразвития на основе внутриклассной  дифференциации швейному делу.

Современная специальная (коррекционная) школа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями несет ответственность  за реализацию прав детей с разной степенью интеллектуального недоразвития на образование и трудовую подготовку, организует образовательный процесс в соответствии с их познавательными возможностями и своеобразием развития, а так же осуществляет социальную адаптацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная программа коррекционной школы предусматривает:

- социальную адаптацию детей с разной степенью нарушений развития;

- доступное образование и воспитание;

- коррекцию и компенсацию нарушений развития;

- доступную трудовую подготовку;

- общее и физическое развитие в соответствии с их состоянием и возможностями.

Известно, что в настоящее время в образовательное учреждение для детей с интеллектуальными нарушениями   могут быть зачислены дети не только с легкой умственной отсталостью, но и умеренной и тяжелой.

Помимо основного нарушения развития (умственная отсталость) многие дети имеют различные нарушения соматического и психоневрологического характера (сложная структура дефекта).

 Поэтому возникает необходимость  в дифференциации учащихся внутри класса с учетом их типичных индивидуальных различий:

-по уровню умственного развития;

-по личностно-психологическим типам;

-по уровню здоровья.

Это позволяет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении  не столько для обеспечения необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько для обеспечения максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого  ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребенка (термин дифференциация (от лат.  differentia-различие) означает  разделение целого на различные формы и ступени).

Преимуществами дифференциации обучения являются:

-повышение уровня мотивации обучения у школьников  (как у сильных, так и у слабых учеников);

-создание щадящих условий для слабых (по уровню подготовленности, обучаемости и состоянию здоровья) учеников;

-появления возможности у педагога помогать слабому и уделять внимания сильному ученику на занятии.

Индивидуализация и дифференциация учебного процесса – фундамент педагогической деятельности  сотрудников нашей школы, в том числе и нас, учителей профессионально-трудового обучения.

Наши воспитанники  5-9 классов  получают профессионально-трудовую подготовку в школьных мастерских по специальностям столяр и швея. По окончании 9 класса учащиеся сдают экзамен.

В 5 классе особое внимание уделяется выявлению трудовых и интеллектуальных возможностей развития ребенка, а именно:

  1. Готовность к обучению, как предметную, то есть наличие определенных знаний и умений, так и психологическую.
  2. Обученность -определенный итог предыдущего обучения.  Обученность  включает «как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это  вместе взятое составляет то, чему ребенка обучили»
  3. Обучаемость-способность к обучению, то есть «восприимчивость  к усвоению знаний и новых способов их добывания, а также готовность  к переходу на новые уровни умственного развития. Понятие обучаемость близко к понятию зона ближайшего развития, предложенному Л.С. Выготским.

 Для высокого уровня обучаемости характерны: умение действовать в уме, осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обучения.

 Для низкой обучаемости характерны: слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большом ее количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности.

               Кроме основных критериев дифференциации – готовности к обучению, обученности и обучаемости, используются и другие, например: отношение к учению, познавательные интересы, мотивы учения, познавательные способности и д.

               Изучением трудовых возможностей учащихся занимается психолого-дефектологическая служба школы. Учитель в своей работе может использовать результаты диагностики, проводимой школьным психологом. Но, наряду с этим, учителя трудового обучения в своей практической деятельности имеют возможность делать свои выводы (наблюдая и анализируя работу учащихся на уроке). Так, для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера. Учитель также  анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, работу у доски, работу в тетрадях и т.д.  Для диагностики обучаемости детям дается для самостоятельного выполнения новое задание  или задание творческого характера. При этом предлагается помощь (чаще всего в виде карточек-помощниц), от самой минимальной до максимальной, если потребуется. Школьники с высокой обучаемостью обычно выполняют задания самостоятельно или с минимальной подсказкой. Дети с низкой обучаемостью справляются с заданием только с большой помощью или вообще не справляются. Для определения двигательных качеств используются методы испытаний, приведенных в работах А.А. Дмитриева, Б.В. Сермеева.

              По результаты наблюдения составляется характеристика на каждого учащегося (5 класс – в середине и конце учебного года; 6-8 классы – в конце учебного года) по следующим критериям:

  1. Отношение ребенка к теоретическому этапу занятия и практической работе.
  2. Работоспособность.
  3. Проявление волевых качеств в трудовой деятельности.
  4. Характерные эмоции.
  5. Особенности включения в практическую деятельность.
  6. Усвоение знаний.
  7. Усвоение цели урока (оперативного образца).
  8. Усвоение заданного плана работы.
  9. Овладение приемами труда и качество работы.
  10. Состояние самоконтроля и адекватность самооценки в труде.

         Кроме того по результатам наблюдений и диагностики учащиеся распределяются по группам (уровням). В основу уровневой дифференциации положены многолетние исследования обучения и воспитания детей вспомогательной школы сотрудниками лаборатории НИИ дефектологии под руководством В.В. Воронковой, позволившие выявить возможности учащихся усваивать учебный материал в объеме программы вспомогательной школы (русский язык, математика, труд), а также специфические затруднения, мешающие  процессу овладения знаниями, умениями, навыками ( В.В. Воронкова, П.Г. Тишин, В.В. Эк, Е.А. Ковалева,   С.Л. Мирский,  Н.П. Павлова).

           В соответствии с диагностическими данными учащиеся с нарушениями интеллекта распределяются на четыре группы.  Распределение школьников по группам для дифференцированной работы не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала ученики могут перемещаться с одного уровня на другой, если достигают более высоких результатов в овладении знаниями и умениями.

           Дифференциация дает возможность осуществлять индивидуальный подход к школьникам на занятиях. Учитель определяет, нужна ли на уроке дифференцированная работа или индивидуальные задания, учитывая тип урока, его цели и задачи. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется  на уроках (или этапах уроков) повторения и закрепления знаний. Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух –трех  вариантах, устные указания.

              Дифференциация осуществляется и в процессе организации, подготовки и проведения  итоговой аттестации в 9 классе. Работа по подготовке к экзаменам начинается в I полугодии: составляются и обсуждаются на методическом объединении списки педагогической дифференциации выпускников (по Воронковой)  с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника, подбирается экзаменационный материал по уровням обучаемости. Уровневая дифференциация теоретического материала отличается по содержанию, глубине и объему. Для успешного изучения теоретических вопросов  используется большое количество  разнообразного дидактического материала.

         На методическом объединении в марте уровневые списки уточняются и утверждаются.  Формируются экзаменационные билеты для каждой группы (в соответствии с нормативно-правовой документацией) по трудовому профилю в полном объеме: один вопрос по теории предмета, второй по технике безопасности и правовой направленности. Практическая часть также готовится для каждой группы вариативно по сложности и объему с конкретным освещением технических условий. Зная особенности работоспособности и эмоционально-волевой сферы каждого школьника, педагог должен предупредить их утомляемость, обеспечить щадящий и охранительный режим на экзамене, понять эмоциональное состояние ребенка,  предотвратить  неуверенность, страх перед выполнением  задания, вспышки возбуждения.

Литература:

  1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.,1994.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпритация: учебное пособие. – М.,2004.
  3. Кузма Л.П., КуприяшкинаИ.В. Уровневая дифференциация процесса обучения детей в современном образовании: учеб.-метод. пособие.      – Краснодар: Просвещение – Юг, 2012.
  4. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей, - М., 1990.
  5. Селевко Г.К. Технология воспитания и обучения детей с проблемами.    – М.,2005.

Приложение 1

           Теоритический экзаменационный материал.    

1 группа по уровню обучаемости  

 Расскажи об устройстве  и качестве машинных игл.

         Машинная игла прокалывает ткань и проводит через нее нитку. Машинная игла состоит из  колбы,  лезвия  и  острия. На колбе  есть лыска. На лезвии иглы расположены два желобка  - короткий и длинный. При проколе ткани лезвием иглы нитка прячется в длинный желобок.  Это предохраняет ее от обрыва.  На конце лезвия находится острие с ушком . Острие служит для прокалывания для прокалывания ткани. В ушко иглы  вдевают нитку.

         От качества машинной иглы зависит качество машинной строчки. Игла всегда должна быть гладкой и острой. Если игла затупилась, то при шитье на ткани образуются затяжки. При шитье кривой иглой в машинной строчке  происходит пропуск стежков.  Ржавую, кривую или затупившуюся иглу нужно немедленно заменить.

  Расскажи о  видах и подборе машинных игл.

         Качество работы на швейной машине во многом зависит от правильного подбора иглы и швейных ниток.                                                                                                                    Машинные иглы различают по номерам: № 75, 90, 100, 110, 120. Чем больше номер, тем толще игла. При пошиве изделий надо учитывать толщину и плотность ткани. Для толстых тканей применяют более толстые иглы и нитки. Для тонких тканей подбирают тонкие иглы и нитки.  При пошиве изделий из хлопчатобумажных тканей используют иглы  №75, 90, а нитки № 40, 50.

2 группа по уровню обучаемости                        

 Расскажи об устройстве  машинных игл.

         Машинная игла прокалывает ткань и проводит через нее нитку. Машинная игла состоит из  колбы,  лезвия  и  острия. На колбе  есть лыска. На лезвии иглы расположены два желобка  - короткий и длинный. При проколе ткани лезвием иглы нитка прячется в длинный желобок.  Это предохраняет ее от обрыва.  На конце лезвия находится острие с ушком . Острие служит для прокалывания для прокалывания ткани. В ушко иглы  вдевают нитку.

 Расскажи о качестве машинных игл.

         От качества машинной иглы зависит качество машинной строчки. Игла всегда должна быть гладкой и острой. Если игла затупилась, то при шитье на ткани образуются затяжки. При шитье кривой иглой в машинной строчке  происходит пропуск стежков.  Ржавую, кривую или затупившуюся иглу нужно немедленно заменить.

   Расскажи о  видах и подборе машинных игл.

         Качество работы на швейной машине во многом зависит от правильного подбора иглы и швейных ниток.                                                                                                                    Машинные иглы различают по номерам: № 75, 90, 100, 110, 120. Чем больше номер, тем толще игла. При пошиве изделий надо учитывать толщину и плотность ткани. Для толстых тканей применяют более толстые иглы и нитки. Для тонких тканей подбирают тонкие иглы и нитки.  При пошиве изделий из хлопчатобумажных тканей используют иглы  №75, 90, а нитки № 40, 50.  

3 группа по уровню обучаемости                        

 Расскажи об устройстве  машинных игл.

         Машинная игла прокалывает ткань и проводит через нее нитку. Машинная игла состоит из  колбы,  лезвия  и  острия. На колбе  есть лыска. На лезвии иглы расположены два желобка  - короткий и длинный. При проколе ткани лезвием иглы нитка прячется в длинный желобок.  Это предохраняет ее от обрыва.  На конце лезвия находится острие с ушком. Острие служит  для прокалывания ткани. В ушко иглы  вдевают нитку.

  Расскажи о качестве машинных игл.

         От качества машинной иглы зависит качество машинной строчки. Игла всегда должна быть гладкой и острой. Если игла затупилась, то при шитье на ткани образуются затяжки. При шитье кривой иглой в машинной строчке  происходит пропуск стежков.  Ржавую, кривую или затупившуюся иглу нужно немедленно заменить.

4 группа по уровню обучаемости                        

 Расскажи об устройстве  машинных игл.

         Машинная игла прокалывает ткань и проводит через нее нитку. Для этого на конце иглы находится острие с ушком. Острие служит для прокалывания для прокалывания ткани. В ушко иглы  вдевают нитку.

 Расскажи о качестве машинных игл.

         От качества машинной иглы зависит качество машинной строчки. Игла всегда должна быть гладкой и острой. Если игла затупилась, то при шитье на ткани образуются затяжки.  Ржавую, кривую или затупившуюся иглу нужно немедленно заменить.

Приложение 2.

Экзаменационная  практическая работа по швейному делу

 1 группа по уровню обучаемости  

 Тема: Фартук с нагрудником

          Материал: хлопчатобумажная ткань.

          Допустимый задел: готовый крой.

          Вид швейной машинки: бытовая электрическая.

          Дополнительные условия:

Фартук прямоугольной с нагрудником, бретелями,  поясом, гладким накладным карманом ,  со складочками  по верхнему срезу.

Условия и требования к обработке изделия:

Бретели обрабатываются накладным швом (ширина бретели в готовом виде 1см).

Нагрудник обрабатывается швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва в готовом виде 1см).

Боковые и нижний срезы фартука обрабатываются швом вподгибку с закрытым срезом(ширина шва  в готовом виде 2см) .

Нижняя часть фартука и нагрудника соединяются поясом (ширина пояса в готовом виде 2см).

         Учитывать: самоконтроль, выполнение правил техники безопасности, самообслуживания,  культуры труда,  использования вспомогательных средств  (инструкционных  карт, образца).

 2 группа по уровню обучаемости                        

  Тема: Фартук с закруглённым срезом

          Материал: хлопчатобумажная ткань.

          Допустимый задел: готовый крой.

          Вид швейной машинки: бытовая электрическая.

          Дополнительные условия:

Фартук на поясе, со складочками  по верхнему срезу, закруглённым нижним срезом, гладким накладным карманом закруглённой формы.

Условия и требовании к обработке изделия:

Закруглённый срез фартука обрабатывается двойной косой обтачкой (ширина обтачки в готовом виде 1,5см).

Верхний срез обрабатывается поясом (ширина пояса в готовом виде 2см).

         Учитывать:  самоконтроль,  выполнение правил техники безопасности, самообслуживания,  культуры труда,  использования вспомогательных средств (инструкционных  карт, образца)

3 группа по уровню освоения программы

Тема: Фартук прямоугольной формы с накладным карманом

       Материал: хлопчатобумажная ткань.

       Допустимый задел: готовый крой.

       Вид швейной машинки:  бытовая электрическая.

       Дополнительные условия:

 Фартук  прямоугольной формы, на поясе, со складочками  по верхнему срезу с гладким накладным карманом.

       Условия и требования к обработке изделия:

 Карман накладной прямоугольной формы. Верхний срез накладного кармана обработан швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва  в готовом виде 3см) .

 Нижний и боковые срезы фартука обрабатываются швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва  в готовом виде 2см).

 Верхний срез обрабатывается поясом (ширина пояса в готовом виде 2см).

        Дополнительная помощь: инструкционные  карты, образец.

Учитывать: самоконтроль, выполнение правил техники безопасности, самообслуживания, культуры труда, использование вспомогательных средств (инструкционных  карт, образца).

4 группа по уровню обучаемости

 Тема: Фартук прямоугольной формы.

          Материал: хлопчатобумажная ткань.

          Допустимый задел: готовый крой.

          Вид швейной машинки: ножная или ручная механическая.

          Дополнительные условия:

Фартук на поясе, со складочками  по верхнему срезу, прямоугольной формы.

Условия и требовании к обработке изделия:

Боковые и нижний срезы фартука обрабатываются швом вподгибку с закрытым срезом(ширина шва  в готовом виде 2см) .

Верхний срез обрабатывается поясом (ширина пояса в готовом виде 2см).

        Дополнительная помощь: инструкционные  карты, образец

         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение и воспитание детей с разной степенью умственной отсталости.

В статье даётся краткая характеристика умственной отсталости и её деление по степени выраженности интеллектуального дефекта на 3 группы. Трудности обучения детей с умственной отсталостью требуют осуще...

презентация на тему "Обучение детей с диагнозом "задержка психического развития"

Данный материал знакомит учителей , работающих в общеобразовательных школах , с организационными принципами,  методическим подходами,  особенностями работы с учащимися с особенностями развит...

Статья на тему: «Дифференцированный подход к детям с разной степенью физической подготовленности»

в статье раскрываются уровни физического развития детей и подход к работе с  детьми разного уровня физической подготовленности...

Рабочая программа по коррекционному обучению детей среднего возраста, с общим недоразвитием речи II уровня.

Реченька: рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня - Анжеро- Судженск     Коррекционная работа с дошкольниками, страдающи...

"Особенности обучения детей физике с задержкой психического развития"

В данной статье предлагаются альтернативные классичеким методам и приемам обучения физике обучающихся с задержкой психичсекого развития....