Обучение детей с разной степенью психического недоразвития на основе внутриклассной дифференциации швейному делу.
методическая разработка по технологии (9 класс) на тему
Технология внутриклассной уровневой дифференциации учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения их швейному делу и подготовки к итоговой аттестации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение детей с разной степенью психического недоразвития на основе внутриклассной дифференциации швейному делу.
Современная специальная (коррекционная) школа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями несет ответственность за реализацию прав детей с разной степенью интеллектуального недоразвития на образование и трудовую подготовку, организует образовательный процесс в соответствии с их познавательными возможностями и своеобразием развития, а так же осуществляет социальную адаптацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная программа коррекционной школы предусматривает:
- социальную адаптацию детей с разной степенью нарушений развития;
- доступное образование и воспитание;
- коррекцию и компенсацию нарушений развития;
- доступную трудовую подготовку;
- общее и физическое развитие в соответствии с их состоянием и возможностями.
Известно, что в настоящее время в образовательное учреждение для детей с интеллектуальными нарушениями могут быть зачислены дети не только с легкой умственной отсталостью, но и умеренной и тяжелой.
Помимо основного нарушения развития (умственная отсталость) многие дети имеют различные нарушения соматического и психоневрологического характера (сложная структура дефекта).
Поэтому возникает необходимость в дифференциации учащихся внутри класса с учетом их типичных индивидуальных различий:
-по уровню умственного развития;
-по личностно-психологическим типам;
-по уровню здоровья.
Это позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении не столько для обеспечения необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько для обеспечения максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребенка (термин дифференциация (от лат. differentia-различие) означает разделение целого на различные формы и ступени).
Преимуществами дифференциации обучения являются:
-повышение уровня мотивации обучения у школьников (как у сильных, так и у слабых учеников);
-создание щадящих условий для слабых (по уровню подготовленности, обучаемости и состоянию здоровья) учеников;
-появления возможности у педагога помогать слабому и уделять внимания сильному ученику на занятии.
Индивидуализация и дифференциация учебного процесса – фундамент педагогической деятельности сотрудников нашей школы, в том числе и нас, учителей профессионально-трудового обучения.
Наши воспитанники 5-9 классов получают профессионально-трудовую подготовку в школьных мастерских по специальностям столяр и швея. По окончании 9 класса учащиеся сдают экзамен.
В 5 классе особое внимание уделяется выявлению трудовых и интеллектуальных возможностей развития ребенка, а именно:
- Готовность к обучению, как предметную, то есть наличие определенных знаний и умений, так и психологическую.
- Обученность -определенный итог предыдущего обучения. Обученность включает «как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучили»
- Обучаемость-способность к обучению, то есть «восприимчивость к усвоению знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Понятие обучаемость близко к понятию зона ближайшего развития, предложенному Л.С. Выготским.
Для высокого уровня обучаемости характерны: умение действовать в уме, осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обучения.
Для низкой обучаемости характерны: слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большом ее количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности.
Кроме основных критериев дифференциации – готовности к обучению, обученности и обучаемости, используются и другие, например: отношение к учению, познавательные интересы, мотивы учения, познавательные способности и д.
Изучением трудовых возможностей учащихся занимается психолого-дефектологическая служба школы. Учитель в своей работе может использовать результаты диагностики, проводимой школьным психологом. Но, наряду с этим, учителя трудового обучения в своей практической деятельности имеют возможность делать свои выводы (наблюдая и анализируя работу учащихся на уроке). Так, для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера. Учитель также анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, работу у доски, работу в тетрадях и т.д. Для диагностики обучаемости детям дается для самостоятельного выполнения новое задание или задание творческого характера. При этом предлагается помощь (чаще всего в виде карточек-помощниц), от самой минимальной до максимальной, если потребуется. Школьники с высокой обучаемостью обычно выполняют задания самостоятельно или с минимальной подсказкой. Дети с низкой обучаемостью справляются с заданием только с большой помощью или вообще не справляются. Для определения двигательных качеств используются методы испытаний, приведенных в работах А.А. Дмитриева, Б.В. Сермеева.
По результаты наблюдения составляется характеристика на каждого учащегося (5 класс – в середине и конце учебного года; 6-8 классы – в конце учебного года) по следующим критериям:
- Отношение ребенка к теоретическому этапу занятия и практической работе.
- Работоспособность.
- Проявление волевых качеств в трудовой деятельности.
- Характерные эмоции.
- Особенности включения в практическую деятельность.
- Усвоение знаний.
- Усвоение цели урока (оперативного образца).
- Усвоение заданного плана работы.
- Овладение приемами труда и качество работы.
- Состояние самоконтроля и адекватность самооценки в труде.
Кроме того по результатам наблюдений и диагностики учащиеся распределяются по группам (уровням). В основу уровневой дифференциации положены многолетние исследования обучения и воспитания детей вспомогательной школы сотрудниками лаборатории НИИ дефектологии под руководством В.В. Воронковой, позволившие выявить возможности учащихся усваивать учебный материал в объеме программы вспомогательной школы (русский язык, математика, труд), а также специфические затруднения, мешающие процессу овладения знаниями, умениями, навыками ( В.В. Воронкова, П.Г. Тишин, В.В. Эк, Е.А. Ковалева, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова).
В соответствии с диагностическими данными учащиеся с нарушениями интеллекта распределяются на четыре группы. Распределение школьников по группам для дифференцированной работы не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала ученики могут перемещаться с одного уровня на другой, если достигают более высоких результатов в овладении знаниями и умениями.
Дифференциация дает возможность осуществлять индивидуальный подход к школьникам на занятиях. Учитель определяет, нужна ли на уроке дифференцированная работа или индивидуальные задания, учитывая тип урока, его цели и задачи. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на уроках (или этапах уроков) повторения и закрепления знаний. Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух –трех вариантах, устные указания.
Дифференциация осуществляется и в процессе организации, подготовки и проведения итоговой аттестации в 9 классе. Работа по подготовке к экзаменам начинается в I полугодии: составляются и обсуждаются на методическом объединении списки педагогической дифференциации выпускников (по Воронковой) с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника, подбирается экзаменационный материал по уровням обучаемости. Уровневая дифференциация теоретического материала отличается по содержанию, глубине и объему. Для успешного изучения теоретических вопросов используется большое количество разнообразного дидактического материала.
На методическом объединении в марте уровневые списки уточняются и утверждаются. Формируются экзаменационные билеты для каждой группы (в соответствии с нормативно-правовой документацией) по трудовому профилю в полном объеме: один вопрос по теории предмета, второй по технике безопасности и правовой направленности. Практическая часть также готовится для каждой группы вариативно по сложности и объему с конкретным освещением технических условий. Зная особенности работоспособности и эмоционально-волевой сферы каждого школьника, педагог должен предупредить их утомляемость, обеспечить щадящий и охранительный режим на экзамене, понять эмоциональное состояние ребенка, предотвратить неуверенность, страх перед выполнением задания, вспышки возбуждения.
Литература:
- Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.,1994.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпритация: учебное пособие. – М.,2004.
- Кузма Л.П., КуприяшкинаИ.В. Уровневая дифференциация процесса обучения детей в современном образовании: учеб.-метод. пособие. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2012.
- Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей, - М., 1990.
- Селевко Г.К. Технология воспитания и обучения детей с проблемами. – М.,2005.
Приложение 1
Теоритический экзаменационный материал.
1 группа по уровню обучаемости
Расскажи об устройстве и качестве машинных игл.
Машинная игла прокалывает ткань и проводит через нее нитку. Машинная игла состоит из колбы, лезвия и острия. На колбе есть лыска. На лезвии иглы расположены два желобка - короткий и длинный. При проколе ткани лезвием иглы нитка прячется в длинный желобок. Это предохраняет ее от обрыва. На конце лезвия находится острие с ушком . Острие служит для прокалывания для прокалывания ткани. В ушко иглы вдевают нитку.
От качества машинной иглы зависит качество машинной строчки. Игла всегда должна быть гладкой и острой. Если игла затупилась, то при шитье на ткани образуются затяжки. При шитье кривой иглой в машинной строчке происходит пропуск стежков. Ржавую, кривую или затупившуюся иглу нужно немедленно заменить.
Расскажи о видах и подборе машинных игл.
Качество работы на швейной машине во многом зависит от правильного подбора иглы и швейных ниток. Машинные иглы различают по номерам: № 75, 90, 100, 110, 120. Чем больше номер, тем толще игла. При пошиве изделий надо учитывать толщину и плотность ткани. Для толстых тканей применяют более толстые иглы и нитки. Для тонких тканей подбирают тонкие иглы и нитки. При пошиве изделий из хлопчатобумажных тканей используют иглы №75, 90, а нитки № 40, 50.
2 группа по уровню обучаемости
Расскажи об устройстве машинных игл.
Машинная игла прокалывает ткань и проводит через нее нитку. Машинная игла состоит из колбы, лезвия и острия. На колбе есть лыска. На лезвии иглы расположены два желобка - короткий и длинный. При проколе ткани лезвием иглы нитка прячется в длинный желобок. Это предохраняет ее от обрыва. На конце лезвия находится острие с ушком . Острие служит для прокалывания для прокалывания ткани. В ушко иглы вдевают нитку.
Расскажи о качестве машинных игл.
От качества машинной иглы зависит качество машинной строчки. Игла всегда должна быть гладкой и острой. Если игла затупилась, то при шитье на ткани образуются затяжки. При шитье кривой иглой в машинной строчке происходит пропуск стежков. Ржавую, кривую или затупившуюся иглу нужно немедленно заменить.
Расскажи о видах и подборе машинных игл.
Качество работы на швейной машине во многом зависит от правильного подбора иглы и швейных ниток. Машинные иглы различают по номерам: № 75, 90, 100, 110, 120. Чем больше номер, тем толще игла. При пошиве изделий надо учитывать толщину и плотность ткани. Для толстых тканей применяют более толстые иглы и нитки. Для тонких тканей подбирают тонкие иглы и нитки. При пошиве изделий из хлопчатобумажных тканей используют иглы №75, 90, а нитки № 40, 50.
3 группа по уровню обучаемости
Расскажи об устройстве машинных игл.
Машинная игла прокалывает ткань и проводит через нее нитку. Машинная игла состоит из колбы, лезвия и острия. На колбе есть лыска. На лезвии иглы расположены два желобка - короткий и длинный. При проколе ткани лезвием иглы нитка прячется в длинный желобок. Это предохраняет ее от обрыва. На конце лезвия находится острие с ушком. Острие служит для прокалывания ткани. В ушко иглы вдевают нитку.
Расскажи о качестве машинных игл.
От качества машинной иглы зависит качество машинной строчки. Игла всегда должна быть гладкой и острой. Если игла затупилась, то при шитье на ткани образуются затяжки. При шитье кривой иглой в машинной строчке происходит пропуск стежков. Ржавую, кривую или затупившуюся иглу нужно немедленно заменить.
4 группа по уровню обучаемости
Расскажи об устройстве машинных игл.
Машинная игла прокалывает ткань и проводит через нее нитку. Для этого на конце иглы находится острие с ушком. Острие служит для прокалывания для прокалывания ткани. В ушко иглы вдевают нитку.
Расскажи о качестве машинных игл.
От качества машинной иглы зависит качество машинной строчки. Игла всегда должна быть гладкой и острой. Если игла затупилась, то при шитье на ткани образуются затяжки. Ржавую, кривую или затупившуюся иглу нужно немедленно заменить.
Приложение 2.
Экзаменационная практическая работа по швейному делу
1 группа по уровню обучаемости
Тема: Фартук с нагрудником
Материал: хлопчатобумажная ткань.
Допустимый задел: готовый крой.
Вид швейной машинки: бытовая электрическая.
Дополнительные условия:
Фартук прямоугольной с нагрудником, бретелями, поясом, гладким накладным карманом , со складочками по верхнему срезу.
Условия и требования к обработке изделия:
Бретели обрабатываются накладным швом (ширина бретели в готовом виде 1см).
Нагрудник обрабатывается швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва в готовом виде 1см).
Боковые и нижний срезы фартука обрабатываются швом вподгибку с закрытым срезом(ширина шва в готовом виде 2см) .
Нижняя часть фартука и нагрудника соединяются поясом (ширина пояса в готовом виде 2см).
Учитывать: самоконтроль, выполнение правил техники безопасности, самообслуживания, культуры труда, использования вспомогательных средств (инструкционных карт, образца).
2 группа по уровню обучаемости
Тема: Фартук с закруглённым срезом
Материал: хлопчатобумажная ткань.
Допустимый задел: готовый крой.
Вид швейной машинки: бытовая электрическая.
Дополнительные условия:
Фартук на поясе, со складочками по верхнему срезу, закруглённым нижним срезом, гладким накладным карманом закруглённой формы.
Условия и требовании к обработке изделия:
Закруглённый срез фартука обрабатывается двойной косой обтачкой (ширина обтачки в готовом виде 1,5см).
Верхний срез обрабатывается поясом (ширина пояса в готовом виде 2см).
Учитывать: самоконтроль, выполнение правил техники безопасности, самообслуживания, культуры труда, использования вспомогательных средств (инструкционных карт, образца)
3 группа по уровню освоения программы
Тема: Фартук прямоугольной формы с накладным карманом
Материал: хлопчатобумажная ткань.
Допустимый задел: готовый крой.
Вид швейной машинки: бытовая электрическая.
Дополнительные условия:
Фартук прямоугольной формы, на поясе, со складочками по верхнему срезу с гладким накладным карманом.
Условия и требования к обработке изделия:
Карман накладной прямоугольной формы. Верхний срез накладного кармана обработан швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва в готовом виде 3см) .
Нижний и боковые срезы фартука обрабатываются швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва в готовом виде 2см).
Верхний срез обрабатывается поясом (ширина пояса в готовом виде 2см).
Дополнительная помощь: инструкционные карты, образец.
Учитывать: самоконтроль, выполнение правил техники безопасности, самообслуживания, культуры труда, использование вспомогательных средств (инструкционных карт, образца).
4 группа по уровню обучаемости
Тема: Фартук прямоугольной формы.
Материал: хлопчатобумажная ткань.
Допустимый задел: готовый крой.
Вид швейной машинки: ножная или ручная механическая.
Дополнительные условия:
Фартук на поясе, со складочками по верхнему срезу, прямоугольной формы.
Условия и требовании к обработке изделия:
Боковые и нижний срезы фартука обрабатываются швом вподгибку с закрытым срезом(ширина шва в готовом виде 2см) .
Верхний срез обрабатывается поясом (ширина пояса в готовом виде 2см).
Дополнительная помощь: инструкционные карты, образец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение и воспитание детей с разной степенью умственной отсталости.
В статье даётся краткая характеристика умственной отсталости и её деление по степени выраженности интеллектуального дефекта на 3 группы. Трудности обучения детей с умственной отсталостью требуют осуще...
По профессионально-трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 7 класс швейное дело.
Открытый урок " Прямая блузка"...
презентация на тему "Обучение детей с диагнозом "задержка психического развития"
Данный материал знакомит учителей , работающих в общеобразовательных школах , с организационными принципами, методическим подходами, особенностями работы с учащимися с особенностями развит...
Статья на тему: «Дифференцированный подход к детям с разной степенью физической подготовленности»
в статье раскрываются уровни физического развития детей и подход к работе с детьми разного уровня физической подготовленности...
Организация и обучение детей шестилетнего возраста фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Выступление на методическом объединение...
Рабочая программа по коррекционному обучению детей среднего возраста, с общим недоразвитием речи II уровня.
Реченька: рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня - Анжеро- Судженск Коррекционная работа с дошкольниками, страдающи...
"Особенности обучения детей физике с задержкой психического развития"
В данной статье предлагаются альтернативные классичеким методам и приемам обучения физике обучающихся с задержкой психичсекого развития....