Методическая разработка раздела "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов"
методическая разработка по технологии на тему

Barinova Irina Anatolyevna

Разработка содержит полное описание раздела "Валяние из шерсти"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ  Отдел образования

 администрации Шатковского муниципального района

Методическая разработка раздела

«Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»

Программа «Технология» 10 класс  

Авторы Ю.Л.  Хотунцев, В.Д. Симоненко

для городских школ 1998-2010 г.

                                            Работу выполнила:

                                                         учитель МОУ «Светлогорская СШ»

                                                       Баринова Ирина Анатольевна 

р.п.Шатки 2016г.

Оглавление

I.        Пояснительная записка        3

II.        Цели и задачи раздела «Валяние из шерсти».        5

III.        Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.        7

IV.        Ожидаемые результаты        9

V.        Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.        10

VI.        Результаты применения методик и технологий обучения.        ….22

VII.Тематическое планирование по разделу «Валяние из шерсти». 10 класс        23

VIII.Разработка урока………………………………………………………………25

IX.        Литература        31

X. Приложение……………………………………………………………………...32


  1. Пояснительная записка

Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Различают два вида валяния шерсти — сухое и мокрое.

При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий — игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Номер иглы определяет ее толщину. Чем больше номер, тем тоньше игла и меньше количество зазубрин. Чем толще игла, тем быстрее она фильцует и тем больше отверстия, которые она оставляет в пряже. В начале работы обычно используют более толстые иглы (№32-36), в конце - более тонкие (№38-40) для точной проработки деталей.

Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.

"Шерстяная акварель". Это процесс рисования цветной шерстью, валяние картин из шерсти. Служит основой картин флизелин, фланель. Эта техника представляет собой послойное выкладывание непряденой шерсти разных цветов на тканевою основу. Готовая картина закрывается рамкой со стеклом.

Современная художественная обработка шерсти широко используется дизайнерами в одежде, интерьере, декорировании изделий. Модные направления дизайнеров основаны на традиционно известных методиках обработки материала, подкрепленные современными технологиями, они получили новое направление в текстильной отрасли. Познакомить учащихся с широким спектром работы дизайнера работающего с шерстью, поможет данная программа. Программа «Валяние из шерсти» рассчитана на детей старшего школьного возраста, план занятий предполагает 10 часов. Составлена на основе программы под редакцией Ю. Л. Хотунцева и В.Д. Симоненко. Раздел программы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».

Содержание данной программы предполагает пошаговое знакомство учащихся с различными направлениями работы дизайнера художественной обработки шерсти, и объектами его труда. Знакомство с основными приемами художественной обработки шерсти (сухое и сырое валяние), спецификой профессии дизайнера. Учащиеся познакомятся с основами декорирования изделий, освоят приемы разработки собственных идей, расширят знания композиционных решений в художественном изделии, научатся принимать стилевое решение. Познакомиться с авторскими работами обучающиеся могут на сайтах интернета, на выставках декоративно – прикладного искусства.

Актуальность раздела программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделья, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье. Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует расслаблению и развитию творческих способностей. Валяние – техника, доступная для начинающих. С ее помощью можно изготовить как простые, так и сложные картины, игрушки и настенные панно, бижутерию, обувь, сумки.

Новизна раздела программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение основам рукоделья, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия. Возможно, станет для выпускниц сознательным выбором профессии дизайнера.

  1. Цели  раздела «Валяние из шерсти»

Цели раздела:

Образовательная

  • Познакомить с основными принципами обработки шерсти;
  • Научить пользоваться приемами обработки шерсти сухим и сырым способами.

Развивающая

  • Развивать творческие способности при создании авторских работ;
  • Развивать художественно умения учащихся;
  • Развивать  пространственное мышление;
  • Развивать умение логически мыслить, анализировать и обобщать полученную информацию;
  • Развивать   художественно- эстетический вкус;
  • Развивать мелкую моторику рук и координацию движений;
  • Развивать наблюдательность, внимательность;
  • Развивать навыки самоконтроля;
  • Развивать умения применять полученные знания на практике.

Воспитывающая

  • Формировать художественный вкус, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
  • Воспитывать интерес к предмету;
  • Воспитывать культуру труда, внимательность, наблюдательность,

воспитывать аккуратность и точность в работе;

  • Воспитывать культуру общения и  прививать коммуникативные навыки работы в паре, группе;
  • Воспитывать ответственность за выполняемую работу.

В основе программы «Валяние из шерсти» лежат два раздела:

  • валяние плоских изделий техниками сухого, мокрого и смешанного валяния, послойного выкладывания (картины, панно);
  • валяние объемных и полу объемных изделий техниками сухого, мокрого и смешанного валяния (украшения: броши, бусы, браслеты и т.д.);

 Основной формой работы раздела является учебное занятие, проводимое один раз в неделю продолжительностью 45 минут. Раздел рассчитан на 10 часов. Занятия предполагают рассмотрение теоретических вопросов, выполнение практических работ: эскизы, модели, мини-проекты. Перед практическими занятиями необходимо проводить инструктаж по технике безопасности.

Критериями оценки результативности изучения раздела является:

  • степень освоения художественной обработки шерсти;
  • качество выполнения практических работ;
  • самостоятельность при разработки технологий изготовления изделий;
  • практическая значимость проектных изделий из шерсти.

Раздел программы предусматривает практические работы, способствующие получению учащимися более полного представления о способах художественной обработки шерсти.

Контрольно – оценочная деятельность заключается в выполнении творческих заданий, которые затем предоставляются учащимися при защите творческих проектов.

  1. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Для того чтобы определить задачи, которые необходимо ставить перед учениками 8 класса на занятиях по валянию из шерсти, необходимо коротко раскрыть особенности психологии детей. Старший школьный возраст или возраст ранней юности период жизни человека от 14 до 17 лет, который приходится на 8 – 11 классы средней школы.

Учебная деятельность для учащихся 8-11 классов является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации.

Познавательная сфера у старшеклассников вполне сформирована. Развитие мышления характеризуется совершенным уровнем познавательных операций. Сформированностью способности к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.

В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.

Развитие познавательных процессов достигает достаточно высокого уровня и дети наравне со взрослыми выполняют умственную работу.

Основной задачей учителя в этот период — предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения. Важной задачей педагога на уроке технологии является обеспечение разнообразного содержания обучения путем наполнения его различными практическими заданиями и разнообразием теоретического материала.

У учащихся 8 класса интенсивно развивается само регуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным.

В задачах можно использовать эмоционально-образный стиль, изображения типичных отношений человека и общества.

Активно идет развитие мотивированной сферы. Главное место в обучении теперь занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни. Формируются интересы к теоретическим проблемам и исследований, научной деятельности, поискам, самостоятельной исследовательской деятельности. Учащиеся любят исследовать, экспериментировать, творить и создавать новое оригинальное. Старшеклассник должен непросто представить себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленной цели. В основном учащиеся этого класса имеют флегматический и сангвинический тип темперамента, что говорит о дисциплинированности, ответственности, умением доводить начатое дело до конца.

Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности — учебно-профессиональный. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях. Что подтверждается данными психологической диагностики.78% учащихся данного класса имеют ярко выраженный профессиональный тип «Человек – природа» и «Человек – художественный образ», что позволяет с интересом выполнить данный вид деятельности. Психологическая готовность трудиться имеет сложную структуру, она включает в себя: значимость труда, желание трудиться, способность трудиться. Для этого личность должна обладать следующими качествами: дисциплинированность, коллективизмом, творчески относиться к труду.

Все это учитывалось при разработке данного раздела и введения в него темы по валянию из шерсти. Планируется, что особый интерес у обучающихся этого возраста будут иметь темы творческого исследовательского характера связанные с валянием из шерсти, с последующей их реализацией и демонстрацией готового продукта при защите творческого проекта

  1. Ожидаемые результаты

Интегрированный характер содержания обучения технологии предполагает распространение образовательного процесса на основе использования меж предметных связей. Например, с химией при изучении характеристик свойств шерсти, физикой при изучении современных технологий, с историей и искусством при освоении технологии традиционных промыслов, экономикой при расчете себестоимости изделия. В результате прохождения программного материала в соответствии с усовершенствованием учебной программы у обучающихся формируются следующие знания и умения.

Обучающиеся сформируют представления об:

  • особенностях инструментов и материалов используемых в работе;
  • приемах сухого и сырого валяния;
  • технологии создания изделий из шерсти.

Обучающиеся научатся:

  • подбирать инструменты и материал в соответствии с выбранной работы;
  • изготавливать изделия из шерсти сухим и сырым способом;
  • создавать авторские изделия из шерсти.
  1. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Качество любого урока и достижение поставленных целей зависит от продуманности его структуры, содержания, подготовки оборудования, применяемых методик и технологий обучения.  Урок технологии во многом отличается от уроков  по другим,  особенно гуманитарным предметам. Основной формой организации учебного процесса по предмету является сдвоенный урок. Курс ориентирован на практику, поэтому основной применяемый тип урока -  комбинированный, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Комбинированный урок создает необходимые предпосылки для выполнения практических работ. В течение практической части урока (70% содержания урока) учащиеся должны освоить рабочие приемы выполнения технологических операций, овладеть умениями и навыками.  Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе.

 В педагогике существуют различные классификации методов обучения. 

В методике  трудового обучения различают четыре группы методов:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.                        

 2. Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, плакатов, таблиц, схем, слайдов компьютерных презентаций, кинофильмов, графиков и др.).                                                              

3. Практические методы обучения школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.

 4. Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий и квалификационных пробных работ (в профильных и профессиональных классах).

  1. Словесные методы обучения

Первые занятия по изготовлению изделий из шерсти  должны пробудить интерес школьниц к данной работе. На  этапе актуализации знаний, применяемый мной увлекательный рассказ о ярких картинах прошлого, настоящего и будущего человечества, это и исторические сведения, и виды шерсти, ее свойствах, инструментах и приспособлениях.

 Слово активизирует значении одежды в жизни человека, перемежающийся с показом изделий, выполненных учителем и другими детьми, призваны заинтересовать девочек, вызвать желание быстрее и лучше усвоить умения по изготовлению изделий из шерсти. На этом этапе обучения, методически оправдано не акцентировать внимание на неизбежных ошибках, а всемерно укреплять уверенность в ученицах, что они смогут отлично справиться с этой работой. Рассказ воздействует на воображение и чувства, стимулирует конкретно-образное мышление.  Эффективность применения рассказа зависит главным образом от того, насколько слова, используемые учителем, понятны для учащихся.

Гораздо чаще использую разновидность рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. В отличие от рассказа объяснение предполагает более широкое ознакомление школьников с изучаемыми вопросами. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей, при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения. Рассказ и объяснение  относятся к числу монологических методов обучения, при которых доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору). При этом отсутствует «обратная связь»- необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формировании умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа - метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся у учащихся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию и усвоению нового материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

Беседа не только требует от учащихся следования за мыслью учителя, но и провоцирует самостоятельные рассуждения, развивает внимание и речь.

На этапе изучения нового материала в качестве активных методов обучения применяю   методы  проблемного  обучения: проблемного рассказа,   эвристическая   или проблемно-поисковая беседа. Создавая  проблемную   ситуацию, организуя  коллективное  обсуждение  возможных подходов  к  разрешению  проблемной  ситуации, стараюсь навести школьников на самостоятельное формулирование нужного ответа. Этот метод способствует активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу школьников.

  1. Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при котором усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы использую во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно подразделяю на 2 большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций в данном разделе предполагает показ ученикам иллюстраций из журналов в технике валяние из шерсти. Метод демонстраций связан с демонстрацией образцов готовых изделий. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения. При использовании наглядных методов обучения, я соблюдаю ряд условий: применяемая наглядность соответствовать возрасту учащихся; наглядность использую в меру и показываю ее постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение организую таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; привлекаю самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии.

  1. Практические методы обучения

Практические методы обучения направлены, прежде всего, на непосредственное познание действительности. Этими  методами  формируют  практические  умения  и  навыки.   К практическим методам  относятся  упражнения,  практические работы.

Выполнение упражнений представляет собой деятельность учащихся, цель которой – получить определенные знания, умения, навыки.

Проблемно-поисковые методы обучения

Проблемно-поисковые методы обучения применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно поисковых методов обучения я создаю проблемную ситуацию, предлагаю изучить особенности обработки шерсти сухим и сырым способом, организую коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждаю правильность выводов. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.

Практическая работа на уроке технологии играет доминирующую роль. Практическая работа способствует запоминанию технологических процессов, правил работы с инструментами, оборудованием, формированию практических умений и навыков, развивает познавательный интерес и творческую активность обучаемых.

Самостоятельная работа и работа под руководством учителя выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя. Когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Когда методы применяются при активном управлении действиями учеников со стороны учителя, то они классифицируется как методы учебной работы под руководством учителя. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при посредственном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа. Самостоятельную работу мои ученики осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности: работа со справочной литературой, с журналами по рукоделию, во время практической работы, при использовании интернет ресурсов.

Кроме того, этот метод использую для дифференцированного и индивидуального обучения детей.

В структуре комбинированного урока технологии особое место занимает инструктаж. Инструктаж – это объяснение, при помощи которого указываются пути, средства и методы формирования навыков и умений, применения знаний для выполнения трудового задания.                                                                                                                                                                      

В методике трудовой подготовки школьников выделяются устный (вводный, текущий,  заключительный) и письменный инструктажи.

Перед выполнением учащимися упражнения или практической работы провожу обязательный вводный инструктаж, демонстрируя конкретные трудовые приемы для всей группы школьников. Лично показывая приемы работы, требую от учащихся строгого соблюдения правил техники безопасности, объясняю, как надо пользоваться инструментами, чертежами, технической документацией, приучаю связывать практическую работу с теоретическими знаниями, указываю на наиболее часто встречающиеся ошибки и предупреждаю их появление.

Проводя вводный инструктаж,  стремлюсь создавать проблемные ситуации, побуждающие учащихся к творческому мышлению и активным практическим действиям.

Наблюдая за работой школьников, во время обхода рабочих мест, провожу текущий инструктаж. При необходимости  даю дополнительные объяснения, показываю приемы работы, корректирую действия школьников, побуждая их к самостоятельным действиям, предупреждая или  исправляя допускаемые ими ошибки.

Проверив работу каждого школьника, приступаю к заключительному инструктажу. Материалом для заключительного инструктажа служат  наблюдения за выполнением школьниками различных трудовых заданий в течение всего урока (это самое главное). Если кто-нибудь из школьников нарушал правила техники безопасности, то об этом сообщается всей группе. Отмечаю, насколько школьники продвинулись вперед в приобретении навыков и умений.

Письменный инструктаж. При изучении новых приемов после вводного группового инструктажа некоторые школьники нуждаются сразу же в дополнительном индивидуальном инструктаже. Применение  письменных инструктажей позволяет всем школьникам сразу после вводного инструктажа включиться в работу.

Особенностью урока технологии является то, что учителю на протяжении всего урока   нужно оценивать:   

  1. Организацию рабочего места
  2. Применение теоретических знаний на практике
  3. Самостоятельность выполнения операции
  4. Умение использовать конструкторско-технологическую документацию
  5. Качество выполненной работы (операции)
  6. Соблюдение последовательности выполнения операций
  7. Время которое затратил школьник на выполнение задания
  8. Соблюдение техники безопасности при выполнении любой операции.

Чтобы оценить все вышеперечисленные требования к учащимся, в трудовом обучении, в отличие от других предметов, главным методом контроля является Наблюдение!

Так же как и  на уроках других предметов  используются следующие формы контроля: предварительный, фронтальный, индивидуальный.                                                                                                                Методы: устный, письменный, графический, тестовой, выполнение практических раб и др..

Контроль позволяет  судить и делать выводы о результате обучения и подготовленности учащихся.

В основе своей концепции использования современных образовательных технологий на уроках я использую принципы и методы личностно-ориентированного развивающего обучения.  Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, безопасных и бесконфликтных условий её развития, реализации её природных потенциалов. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для меня предстает как уникальное явление. Моя задача - помочь каждому ребенку реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения. Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Личностно ориентированный подход отвечает специфике предмета технология. На каждом своем уроке я использую поэлементно несколько современных образовательных технологий:

• технология дифференцированного обучения

• технология проектного обучения

информационно- компьютерные технологии

• здоровьесберегающие технологии

 Личностно-ориентированные технологии предполагают учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются  индивидуально - психологические особенности учащихся, отличающие одного человека от другого, подразумевающие способности, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.

Дифференцированное обучение - одно из главных условий развития творческой личности.

       Внедрение дифференциации в процесс обучения на уроках "Технологии" позволяет мне решить основные задачи образования: развивать интерес учащихся к учебе, выравнивать степень подготовки учащихся, повышать качество технологического образования.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

Планирование каждого урока начинается с обдумывания гуманных подходов, ориентированных на личность ребёнка, в зависимости от возраста детей, уровня их развития, способностей.

Очень важным  этапом каждого урока считаю постановку цели. Наряду с общей целью, стараюсь подтолкнуть каждого ребёнка поставить цель конкретно для себя. Это зависит не только от способностей ребёнка, но и от данной конкретной ситуации: например девочка пропустила несколько занятий, и разумеется базы для  изучения сегодняшнего материала у неё нет, поэтому цель на уроке для неё будет несколько отличаться, но тем не менее она должна быть и она должна быть достигнута.

Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.

 Домашнее задание даю дифференцированно: сильных детей учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами.

Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках "Технологии" позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.

Технология проектного обучения –это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов - технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую - что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д. Но, главное, он рассчитан, на умение работать с различными источниками информации. Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разно уровневое обучение). Уже на протяжении нескольких лет метод проектов я использую при изучении предмета, технология: учащиеся создают проекты (изделия, макеты и т.д.), защищают их. Особенно хорошо использовать данный метод в итоговой аттестации по технологии учащихся 9 классов. Немаловажное значение на уроке технологии играет метод проектов, который помогает реализовать львиную долю целей и задач и прослеживается во всех вышеперечисленных методах по данной классификации.

 Приведу пример использования в своей работе отдельных методов обучения. Одним из самых распространенных является метод проектов, в который включены элементы компьютерных технологий (при защите учениками используются мультимедийные презентации); проблемно - поисковый (при изучении компонента проекта «Исследование и анализ» при запуске проекта); интерактивные подходы (выбор сложности творческих заданий в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося).

Информационно- компьютерные технологии

Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет сэкономить мне массу времени, которое я раньше затрачивала на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаю файлы на носителях, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, презентации, вопросы. На уроках технологии часто использую разнообразный текстовый и графический материал:

  • информационно-иллюстративные презентации;
  • комбинированные презентации, представляющие учащимся учебный информационно-иллюстративный материал и контрольные упражнения (тесты).

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Цель применения сберегающих здоровье технологий – снятие перегрузки учащихся и создание психологической комфортности процесса обучения, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Уроки технологии играют особую роль в профилактике здоровья школьников. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращению стрессов, дает возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.

Для создания комфортности на уроках технологии выполняется ряд условий:

Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения: 

  1. Воздушно-тепловой и световой режим,
    режим и организация учебно-воспитательного процесса.
  2. В кабинете трудового обучения и технологии воздушно- тепловой и световой режим соблюдается полностью, кабинет регулярно проветривается.
  3. Для предотвращения появления утомляемости чередую виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.) и виды учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др.);
  4. Создаю психологические условия комфортности;
  5. Использую чередование интенсивности в обучении и релаксации -физкультминутки; Приложение 1 
  6. Уделяю внимание нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, особое внимание обращаю на объем и сложность материала, задаваемого на дом.
  7. Большое внимание уделяю соблюдению правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

Реализация элементов современных образовательных технологий, а также весь арсенал  методов  организации  и  осуществления учебной  деятельности позволяет мне более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия, более результативно  обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развивая его индивидуальность, гибкость мышления, навыки учебно-познавательной  творческой деятельности.

Интерактивные подходы

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Поэтому при изучении раздела «Валяние из шерсти» я использую следующие интерактивные подходы:

  • работа в малых группах (при объяснении нового материала, формировании умений и навыков, закреплении),
  • использование общественных ресурсов (экскурсии),
  • социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (проекты, выставки),
  • разрешение проблем («Мозговой штурм» при выборе критериев к авторской работе),
  • творческие задания (разноуровневые).

Эвристическое обучение

Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.

В эвристической деятельности организационные, методологические, психологические и иные процессы обеспечивают творческую и познавательную деятельность, Главной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация учащегося. Я осуществляю следующим образом. Ученицы получают информацию для изготовления изделия в технике валяние из шерсти, однако не даю полных сведений об этом изделии. Они создают продукт деятельности (картину, игрушку, украшение), а затем под моим руководством сопоставляет его с аналогами в этой области. В результате ученицы переосмысливает свой результат, в ходе чего и происходит их личностное преобразование (изменение в чувствах, знаниях, способностях и опыте).

  1. Результаты применения методик и технологий обучения

Результатом работы изучения раздела «Валяние из шерсти», является изготовление авторских работ, приобретение опыта и знаний. Участие моих учениц в школьной выставке, проводимой в рамках недели технологии. Мои ученицы ежегодно принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах.

По окончании школы многие выпускники продолжают заниматься декоративно – прикладным творчеством, участвуют в творческих выставках.

  1. Тематическое планирование по разделу «Валяние из шерсти». 10 класс

Темы

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Приемы и методы организации учебного процесса

Планируемый результат

Форма подведения итогов по теме

1.

Валяние. Первоначальные сведения. Виды шерсти. Инструменты и принадлежности.

1

Комбинированный

История валяния, виды шерсти, инструменты и приспособления. Краткая характеристика разновидностей применения.

П.Р. Определение вида шерсти из представленных образцов.

Словесный метод (беседа); наглядный метод; (коллекция образцов художественного войлока, презентация, практический

Знать: историю валяния, виды шерсти, инструменты и приспособления

Уметь: определить шерстяное волокно

(устный опрос)

2.

Свойства шерсти для сухого валяния. Приемы сухого валяния.

1

Беседа, иллюстрированный рассказ

Свойства шерсти, приемы сухого валяние, Фильцевание.

П.Р. Создание элементов деталей в технике сухого валяния.

Словесный метод (беседа); наглядный метод; (коллекция готовых образцов, иллюстрации журналов), элементы презентации, практический метод.

Знать: свойства шерсти, приемы сухого валяния;

Уметь: выполнять элементы деталей изделия в технике сухого валяния

Качество образца

3.

Особенности обработки шерсти приемами сырого валяния.

Шерстяная живопись.

1

комбинированный

Характерные особенности материала используемого в сыром валянии, технология сырого валяния, создание изделий приемами сырого валяния, шерстяная живопись.

П.Р. Изготовление образца картины в технике шерстяная живопись

Словесный метод ;

метод проблемного изучения;

метод самостоятельной работы, презентация

Знать: приемы сырого валяния (шерстяная живопись)

Уметь: изготовить образец

Качество образца

4

Творческие проекты «Валяние из шерсти». Выбор темы проекта.

1

практическая работа

Выбор темы, оценка необходимого материала и финансовых затрат, разработка идеи

Словесный метод; метод проектов; метод самостоятельной работы; (работа с литературой, практическая работа)

Знать: этапы выполнения проекта;

Уметь выбирать тему, сбор информации.

Устный контроль выполнения

Разработка технологии изготовления изделия

1

практическая работа

Выполнение эскиза, подбор шерсти

Знать: приемы выполнения работы;

Уметь: составлять технологическую последовательность

контроль выполнения

Изготовление проектного изделия.

3

практическая работа

Изготовление изделия, художественное оформление

Уметь: выполнять выбранное изделие

контроль выполнения

Анализ качества готового изделия

1

практическая работа

Оценка качества выполнения работы

Уметь: анализировать готовое изделие

контроль выполнения

5.

Защита авторской работы.

1

Урок обобщения

Словесный метод; метод проектов; презентация

Уметь: подготовить защиту творческого проекта, ответить на вопросы связанные с проектом

Обобщающее занятие. Творческий зачет в устной форме

  1. Разработка урока

Содержание урока

Продолжительность, мин

  1. Организационная часть:
    подготовка к занятию;
    контроль посещаемости;
    сообщение темы и целей урока

1

  1. Актуализация знаний:
    опрос по изученной ранее теме;
    подготовка вопросов и ответов учащимися по предыдущим темам

3

  1. Изложение нового учебного материала:
    объяснение теоретического материала;
    демонстрация образцов для выполнения работы;
    запись в тетради последовательности выполнения практической работы, конспектирование инструкционной карты графическим способом;
    закрепление материала, объяснение последовательного выполнения практической работы

13

  1. Первичное закрепление материала:
    текущий инструктаж по работе с инструментами;
    выполнение практической работы по инструкционной карте

25

  1. Подведение итогов:
    мини-выставка готовых изделий, выставление оценок;
    анализ характерных ошибок и их причин

2

  1. Уборка рабочих мест и запись домашнего задания о подготовке к следующему занятию

1

Итого

45

Тема урока: Особенности обработки шерсти приемами сырого валяния. Шерстяная живопись.

Цели:

  • Образовательная: Знакомство с видом рукоделия – шерстяная живопись, с техническими условиями и приемами выполнения шерстяной акварели, показать приемы выполнения техники; научить технике - шерстяная живопись, закрепить полученные знания на практической работе.
  • Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе, целеустремленность.
  • Развивающая: продолжать формирование и развитие познавательного интереса учащихся, развитие творческих способностей учащихся, эстетического вкуса практического умения.

Оборудование: Рамка для фотографий, салфетка хозяйственная, шерсть акриловая и натуральная разных цветов, пинцет, ножницы, презентация, коллекции иллюстраций изделий из шерстяной акварели, журналы, образцы готовых работ, компьютер, медиа проектор.

Ход занятия.

  1.  Организационный момент (1 минута).

 Проверка посещаемости и готовности к уроку, проверка оборудования на партах. Объявление темы, цели и плана урока.

  1. Актуализация знаний (2 Минуты):
  • Что известно об валянии из шерсти? - Дайте описание изделиям из шерсти.
  • Как называется процесс сухого валяния?

Формулировка темы и целей урока.

  • Какие способы обработки вы видите на этом слайде?  
  • Что вам уже известно?
  • Сформулируйте тему урока.
  • Особенности обработки шерсти приемами сырого валяния.
  1. Изложение нового учебного материала (13 минут).
  1. Сегодня мы познакомимся с особенностями обработки шерсти приемами сырого валяния.

Для мокрого (сырого) валяния(валяние руками) нужны: непряденая нестиранная шерсть , горячая вода, мыло(или мыльный раствор) и две руки. Мыльный раствор. Его можно приготовить, смешав 1 л горячей воды (чтобы рука выдерживала температуру) с 1 ст. л. жидкого или натертого хозяйственного или детского мыла. Он ускоряет процесс валяния шерсти. Его распределяют по шерсти, а затем трут до создания однородного полотна. Полиэтилен (с «пузырьками воздуха»). Упаковочный материал для хрупких предметов. На него выкладывают волокна шерсти при работе с мыльным раствором. Вспомогательные средства. Скалкой прокатывают готовую работу. Махровое полотенце используют для удаления лишней влаги с картины. С помощью пульверизатора равномерно наносят мыльный раствор. Форма на которую кладут шерсть(если вы решили сделать объемную фигуру) Мокрое валяние используется для создания плоских и объемных изделий: одежды, панно, некоторых аксессуаров.

Шерстяная живопись. Флизелин служит основой картин (если вы решили делать картину). Эта техника представляет собой послойное выкладывание непряденой шерсти разных цветов на тканевою основу. Готовая картина закрывается рамкой со стеклом. И может украсить любой интерьер.

 

  1. Демонстрация иллюстраций и готовых изделий.

Техника шерстяной живописи не только нова и интересна, но и очень красива. Изготовление картин из непряденой шерсти – это очень увлекательное и приятное занятия, не требующее больших временных и финансовых затрат. Но, как и любое ремесло требует терпения и практики. Главное, усидчивость и желание работать с этим чудесным материалом. Прелесть шерстяной живописи заключается еще и в том, что для её освоения совершенно не обязательно уметь рисовать. Все ошибки легко исправить, стоит только снять неудачный «мазок» и попытаться выложить шерсть заново. Изображения могут быть самыми разнообразными - от цветов и фруктов до портретов людей. Как правило, картины создаются по образцу – это может быть уже готовая картина из шерсти или любая другая картинка, и даже фотография. Представленные картины сделаны методом наложения шерсти различных цветов на тканевую подложку. Когда вы завершили работу, то на картину просто накладывается стекло и она вставляется в рамку. Вот и все, картина из шерсти готова.

Обобщение.

  • С каким способом обработки непряденой шерсти мы сегодня познакомились?
  • Какие особенности?

  1. План практической работы.

Вводный инструктаж

Техника шерстяной живописи включает в себя:

  • Подбор изображения: открытка, картинка, фотография. Для освоения техники рекомендован цветок лилии. - Рассказ о правилах выбора типа исходной картина и размера и о целях и возможностях создания картин из шерсти.
  • Выкладывание: тканевая ворсистая основа вырезается по формату рамки. В качестве основы можно взять салфетку хозяйственную (например, «Русалочка»), фетр, фланель и т.д. На неё выкладываются слои шерсти. Сначала выкладывается задний план. Шерсть отрываем небольшими ровными по толщине прядками, выкладывая слои так, чтобы не было видно дырочек и просветов. Сначала шерсть выкладывается вертикально. Далее выкладываем второй слой шерсти горизонтально. Третий слой выкладывается также как и первый слой - вертикально. Теперь можно приступить к выкладке рисунка. Использовать можно различные техники: скручивание шерсти (для выкладывания, например, стебля цветка), рубка(середина цветка).

Необходимые материалы:

  • цветная картинка или фотография,
  • рамки для картин,
  • цветная пряденая шерсть (ровница),
  • ножницы, кисточки, клей ПВА, листы бумаги,
  • фланель выбранного цвета,
  • выставка готовых работ.
  1. Первичное закрепление материала (25 минут).

Текущий инструктаж

Инструкционная карта.


п/п

Наименование работ

Необходимые материалы
и инструменты

1

Разрезать фланель по размерам рамки

Фланель, ножницы, карандаш.

2

Приклеить фланель клеем ПВА к картону

Клей ПВА, кисточка, задняя часть рамки.

3

Начать выкладывать цветную шерсть по след. принципу: сверху вниз; сначала крупные детали и лишь в конце работы – мелкие.

Цветная шерсть.

4

Для мелких деталей шерсть настригается мелкими пластами.

Измельченная пряжа. Ножницы, лист бумаги.

5

Отрезать излишки шерсти, выходящие за рамки работы.

Ножницы.

6

Закрыть сверху стеклом.

Стекло от рамки.

7

Вставить в рамку.

 

Учитель индивидуально консультирует и контролирует учащихся.

Заключительный инструктаж

  1. Подведение итогов занятия (2 минуты).

Готовые работы выставляются и организуется мини-выставка. Учащиеся обмениваются мнениями и впечатлениями.

  1. Домашнее задание (1 минута).

Подготовить эскиз и необходимый материал для изготовления творческой работы. Уборка рабочих мест.

  1. Литература
  1. Бушелева Б. Поговорим о воспитании. М.: Просвещение, 1989.
  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1985.
  3. Кнаке.Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое руководство- М. 2008
  4. Люцкевич.Л. Игрушки в технике фильц.-М.:Эксмо, 2008-(Азбука рукоделия) М.: «Ниола-Пресс»2008-(Новые идеи)
  5. Коллекция журналов «Бижу» Я создаю украшения- DeAGOSTINI
  6. Коллекция журналов «Рукоделие модно и просто». Издатель ЗАО «Издательство «Газетный мир»
  7. Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитье» М.:Астрея, 2007 .
  8. Программа Ю.Л. Хотунцева и В.Д. Симоненко 5-11 Москва « Просвещение» 2006

 9. Сайты

  • http://fotki.yandex.ru/users/katya100709/album/86534/
  • « Шерстяная акварель" - http://voilok-i-colour.ru/

  1. Приложение № 1.

Физкультминутка

Мы не будем торопиться.

Разминая поясницу,

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись.

(повороты туловища в стороны)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей,

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

( вращение головой в стороны)

Приседания у нас,

Приседает целый класс.

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам  размять.

(приседание)

От разминки польза есть?

Что ж, пора за парты сесть.

Приложение № 2.

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц»

Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц» в форме учебно технологической игры. Класс делится на две коман...

Тест по разделу "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов". 7 класс

Тест  по  разделу  «Создание   изделий  из  текстильных и  поделочных  материалов».7 классУчебник:  Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: уче...

Билеты для проверки знаний обучающихся 5-7 классов по теме «Обработка древесины» модуля «Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов»

Предлагаемые билеты для проверки знаний учащихся составлены в соответствии с требованиями программы  « Технология. Программы начального и основного общего образования.  Хохлова М.В., Самород...

Мастер-класс для педагогов «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Календари.

«Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Календари.Цель: Оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в рамках подготовки к районному конкурсу....

методическая разработка открытого занятия кружка Текстильное рукоделие - вышивка лентами (введение в технику)

методическая разработка открытого занятия кружка по теме "Вышивка лентами по ткани"...