Мастер-класс для педагогов «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Календари.
методическая разработка на тему

«Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Календари.

Цель: Оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в рамках подготовки к районному конкурсу.

       Задачи:

  1. Ознакомить с техникой «Синель» при выполнении лоскутных календарей.
  2. Выработать самостоятельность в решении поставленной задачи.
  3. Обмен опытом между педагогами в лоскутной пластике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravka_kalendari.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа город Выкса

МБОУ ДОД Центр детского технического творчества

Мастер-класс для педагогов

«Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»

Календари

                                                                                              Сапегина Елена Васильевна

                                                                                          Педагог дополнительного

                                                                                                 образования первой категории

                                                                                           МБОУ ДОД Центр детского

                                                                                        технического творчества

2014г.

Мастер-класс для педагогов

«Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»

Календари

Цель: Оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в рамках подготовки к районному конкурсу.

       Задачи:

  1. Ознакомить с техникой «Синель» при выполнении лоскутных календарей.
  2. Выработать самостоятельность в решении поставленной задачи.
  3. Обмен опытом между педагогами в лоскутной пластике.

Методическое оснащение:

*Образцы календарей из текстиля.

*Инструкционные карты.

* Мультимедийная презентация.

Оборудование и инструменты: нитки, иглы, ткань, ножницы, шаблоны, калька, экран, проектор.

Методы обучения: рассказ, демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ приёмов, самостоятельная работа.

Форма организации мастер-класса: урок творчества.

Ход мастер-класса

  1. Организационная часть:

Приветствие.

Регистрация участников.

Сообщение темы.

В положении конкурса «Новогодний серпантин», который проводится ежегодно, появилась новая номинация «Календари».

Сегодня мы решили остановиться на этой теме. Календари могут быть разными: настенными, настольными, электронными, карманными, выполненными из различного материала. Определённых  требований  к этому виду творчества нет. Я предлагаю выполнить календарь, который знакомит младших детей с временами года, из ткани. Среди лоскутниц существуют некоторые обязательные правила – это не использовать клей, бумагу, картон при изготовлении текстильных изделий. Это обязательно надо учитывать при изготовлении лоскутного изделия. При выполнении календаря будем использовать лоскутную технику «Синель». Мастера лоскутного шитья и почитатели их творчества по-разному произносят название этой удивительной техники, доставшейся нам от наших трудолюбивых предков и получившей стремительное распространение в наши дни.  Несколько веков назад этот прием работы с тканью служил только целям подновления и утепления одежды. Конечно, в те далекие времена он не имел не только самостоятельного названия, но и четкой технологии. Ткани просто скреплялись друг с другом в несколько слоев и распушались с целью получения новой, более теплой ткани.

     Современное название сениль (или синель), очевидно, появилось уже в 20 веке, когда вид этой новой ткани ассоциировался с уже знакомыми материалами. Однако ни в одном из  источников не удалось получить вразумительного  объяснения происхождения названия этой техники. Одни журналы по рукоделию называют  её «сениль», ссылаясь на распространенную  ранее толстую ворсовую ткань «шенил». Другие упорно пишут «синель» уже без всякого объяснения.

      Текстильная энциклопедия гласит: «Синель» (от франц. сhenille – гусеница) – пушистый с бархатистым ворсом шнурок для вышивания, плетения отделок, изготовления бахромы. Особое распространение получил  в 30-е годы 19 века. В 20 веке использовался,  в основном, при изготовлении детских игрушек». Возможно от этого названия (бархатистого шнурка) и произошло название лоскутной техники «Синель».

     Техника «Синель» скорее относится к лоскутным подделкам, так как представляет собой имитацию мелкого лоскутного набора из полосок ткани. И действительно, лицевая сторона готовой  синели имеет вид аккуратно пришитых на какую-либо основу разноцветных  полосок.

Но достигается этот эффект не прямым лоскутным шитьём, когда из мелких деталей создаётся более крупная, а очень оригинальным обратным приемом: взятые изначально большие куски ткани в результате особых приемов работы превращаются в ровные полоски  и воспринимаются как ворсовая ткань.

  1. Изучение нового материала.

Давайте посмотрим работы лоскутниц с техникой выполнения «Синель».

(Показ презентации с одновременным  рассказом).

Вы видели, какие изделия можно выполнить, используя технику «Синель», я предлагаю выполнить текстильный календарь.

Для работы нам потребуется:

  • Ткань плотная для основы – 17*22см
  • Образцы различных тканей
  • Ножницы
  • Нитки
  • Иглы, булавки
  • Утюг
  • Гладильная доска
  • Бумага для выкроек
  • Мел портновский
  • Калька

  1.  Изготовление выкроек.

Я предлагаю вам выполнить календарь «Времена года» по одному эскизу.  Будем использовать различные ткани, работы получатся разными. Договоритесь, какое время года вы изобразите в своем изделии и приступайте к работе.

  1. Практическая работа

Теперь переходим к работе с тканью. Инструктаж по технике безопасности.

Самостоятельная работа.

  1. Приготовьте  ткань  для основы: размер 17*22см. Основа должна быть немного больше, чем остальные слои, примерно на 2-3см со всех сторон. Это необходимо для удобства  последующего разрезания слоев синели.  

Выложите слой-основу лицевой стороной вверх на поверхность стола. Собирать заготовку синели будем в определенном порядке. Первый слой готов.

  1. Теперь подбирайте  ткани для выполнения предметов по эскизу (лес, дерево, земля и т. д.) и раскраивайте.  

Помните: раскраиваем строго по долевой.

В технике «Синель» используется 4-7 слоев ткани, нижний слой будет практически не виден, вверху используем основной цвет.

Выкладываем наполнители слой за слоем на подготовленную ткань-основу, соблюдая задуманное чередование цвета или оттенка цвета, сверху красочный слой и закрепляем булавками.

Помните: долевые нити во всех слоях должны располагаться в одном направлении.

Вы можете на разных предметах располагать долевую нить в разных направлениях, но на каждом долевая нить на всех 4-7 слоях должна быть расположена в одном направлении. От этого зависит в дальнейшем отстрочка  и разрезание по диагонали.

  1. Разлинуйте кальку под углом 45 градусов на расстоянии 1см и закрепите её на работе.  

Прошиваем строго по диагонали от середины изделия к краю точно посередине между проведенных линий. Строка  прямая, стежок должен быть небольшим, в зависимости от толщины и сыпучести  ткани (т.е. чем ткань тоньше, тем мельче стежок).

Если вы расположили долевую нить на разных предметах в разных направлениях, то не забывайте менять направление отстрочки.

4.Разрезаем между строчками строго посередине, сразу все слои, не захватывая основу.

5. Распушить изделие жесткой щеткой или в стиральной машине – эффект получается лучше.

6. Переходим к обработке края изделия. Раскраиваем 2 полоски по долевой нити шириной 5 см, длина равна верхней, нижней части изделия. Раскраиваем 2 полоски  шириной 5 см, длина равна ширине боковой стороны плюс 4см на загиб.

Обрабатываем вначале верхнюю и нижнюю части. Затем боковые части. Подшиваем кулиску или декоративные петли для демонстрации работы на выставке и изделие готово.

  1. Подведение итогов.

Выставка работ.

Фотографирование.

Заключительное слово педагога.  

Сегодня мы с вами проделали большую работу.

*Получилась ли задуманная работа?

* Что было самым сложным?

* Что бы вы хотели увидеть, узнать на других мастер-классах?

* Ваши замечания и предложения.

Думаю, что цели и задачи, поставленные вначале, были достигнуты. Надеюсь, что творческая работа увлекла вас и вы продолжите её в работе с детьми. Спасибо.

Управление образования администрации городского округа город Выкса

МБОУ ДОД Центр детского технического творчества

Моя семья в годы Великой Отечественной войны

                                                                                              Сапегина Елена Васильевна

                                                                                          Педагог дополнительного

                                                                                                 образования первой категории

                                                                                           МБОУ ДОД Центр детского

                                                                                        технического творчества

2014г.

Моя семья в годы Великой Отечественной войны

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте люди, никогда

Об этом не забудем!

             Отступает с годами горе. Но в памяти народной живы и будут жить события Великой Отечественной войны.

Перед моими глазами встают картины, которых я не видела. Но о которых читала, слышала от учителей, родителей.

 Но непосредственные участники тех страшных дней не любили вспоминать, рассказывать своим детям о людском горе, страданиях – ранах войны. Родители оберегали своих детей от тех жутких событий…

           Мне хочется рассказать о том, что я узнала о жизни моих родных в годы Великой Отечественной войны.

 Мои дедушки не были призваны на фронт по состоянию здоровья. Они оба были участниками  Первой Мировой войны.

Захар Семенович Карнишин, отец моего папы, был отравлен на фронте газом, вследствие  чего получил инвалидность.

 Иван Павлович Здобнов, мамин папа, жил с пулей в легком, «подарком» (как он говорил) от той войны.

 И они все годы Великой Отечественной войны трудились с женщинами и детьми, выполняя заказы для фронта: «Все для фронта, все для Победы».

      Сын Ивана Павловича, мой дядя, Николай Иванович, с 1938 г. Служил в г. Москва в охране Кремля. Был ранен на посту. Награжден орденами Боевого Красного знамени, Отечественной войны, медалью «За Отвагу» и другими медалями

       Два других дяди, сыновья моего деда Захара, - Иван Захарович и Николай Захарович, с первого дня войны были на фронте. Иван Захарович прошел весь путь от Москвы и до Берлина, награжден орденами и медалями. Николай Захарович был ранен и Победу встретил, находясь в госпитале №3137. Боевые заслуги отмечены 10 медалями и орденом Славы 3 степени.

 Это старшие сыновья моего деда. А младший сын, мой папа, ушел мальчишкой на строительство автозавода в г. Горький и войну встретил там. На фронт его не призвали, оставили для работы в тылу на рабочем месте. На заводе шла напряженная работа. Часто работали по несколько суток, не выходя из цеха. Перебоев не должно было быть.  Из воспоминаний мамы: «Возвращался с почерневшим от усталости лицом, с ввалившимися глазами. Но самое страшное было то, что постоянно бомбили район автозавода. Много гибло людей прямо на рабочем месте. Те, кто остался в живых, заменял своих товарищей». Папа вспоминал: «Никогда ещё на заводе не было такого огромного подъема. Все чувствовали себя воинами фронта, только трудового, защищавшими свою Родину». Труженики тыла твердо стояли на своем посту, в полную силу работая на оборону Отечества.

        После снятия блокады Ленинграда, на заводе встал вопрос об оказании помощи городу-победителю. И группу комсомольцев, среди них был и мой папа, переводят в г. Ленинград на восстановление завода.

     Из воспоминаний папы: «Заводских стен не было, но на станках, установленных под открытым небом, уже работали. Работали по 12-18 часов. И чтобы удлинить время сна и отдыха, экономили на дороге, спали здесь же, у станка, на ящиках. Спать и есть хотелось постоянно, сказывалось недоедание и недосыпание. От усталости и слабости многие теряли сознание. Старались их сразу подменить, чтобы не было простоя. Лето как-то пережили, но приближалась осень. Наступали заморозки, руки прилипали к металлу, спать было холодно. Стали чаще болеть, но работу не бросали. Когда строители возвели стены, стало полегче – они защищали нас от ветра. К снегопаду и крышу сделали. Работали на подъеме, все жили ожиданием вестей с фронта, сообщений по радио. Сколько было радости даже от небольших побед наших войск, сознавая, что и мы, тыловики, причастны к этой победе».  Мама моя, Екатерина Ивановна, работала там же швеей, шила одежду для фронта. Мама вспоминала: «Было очень тяжело, холодно и голодно. Нормы огромные, мы ослабленные и в постоянном страхе за детей (их было двое). Возвращаясь домой, боялась увидеть их искусанными, еще хуже, погибшими от крыс, которые чувствовали себя вольготно. Дети гасли на глазах, я стала пухнуть и сильно кашлять, папа ослабел совсем – семья погибала. И папе с семьей разрешили выехать из Ленинграда». Они приехали к родителям мамы в Выксунский район, посёлок Озерный. Папа стал работать водителем, заочно учился в Муромском пединституте. После окончания института был назначен директором школы и учителем истории. Для мамы все военные и послевоенные годы (физический надрыв, голодание, беспокойство и страх за детей) не прошли бесследно,  она много болела и в 40 лет умерла.

          Моя тетя Анна, сестра мамы, и моя мама (до замужества) с самого начала войны работали на лесозаготовках, торфяниках, рыли окопы в районе Шиморского, г. Горького.

        Работа была очень тяжелой, на торфяниках стояли по колено, а то и по пояс в воде. Вечно были простужены, болели бронхитом, воспалением легких, малярией. Больных отправляли домой, подлечивались и опять возвращались на работу. Тетя была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.»

               Обе бабушки – Екатерина Прохоровна, мамина мама, и Пелагея Алексеевна,                                                папина мама, с младшей дочкой Женей, работали в колхозе. Только одна в Выксунском районе, другая – в Пензенском районе. А тяготы были одни. Работа в поле: посев, уборка урожая, сенокосы. Потом и слезой омывали поля и сенокосы, но на трудности не жаловались, не стонали, не плакали – лишь бы обошли похоронки, лишь бы мы победили, и наступила Победа. Труженики тыла были далеки от линии фронта. Но они своим трудом приближали День Победы. Немногие из них  имеют награды. Но, возможно, продовольствие, теплые носки и варежки, связанные их руками, снаряды, танки, самолеты…. спасли жизни многих солдат. И это самая главная их награда. От чистого сердца, от желания помочь Родине, Армии трудились люди в тылу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц»

Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц» в форме учебно технологической игры. Класс делится на две коман...

Тест по разделу "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов". 7 класс

Тест  по  разделу  «Создание   изделий  из  текстильных и  поделочных  материалов».7 классУчебник:  Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: уче...

Реализация предметного содержания и формирование ИКТ-компетентности обучающихся при изучении раздела «Создание изделий из текстильных материалов»

Планы конспекты уроков по технологии для 5,6,7 классов с использованием учебных электронных модулей....

Методическая разработка раздела "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов"

Разработка содержит полное описание раздела "Валяние из шерсти"...

технология – 6 класс (девочки) Модуль: Создание изделий из текстильных материалов Раздел: Технология изготовления швейных изделий Тема урока: „Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом“

Планируемые результаты урока: 1.Предметные:1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по конструированию  плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;1.2.Способствовать заполн...

Мастер-класс "Создание изделий из текстильных материалов с программой "LEKO"

В материале представлена   технология использования компьютерных программ  "LEKO".для пошива одежды разного стиля....