Разработка рабочих программ внеурочной деятельности
методическая разработка по теме
Материал содержит информацию о требованиях к рабочей программе ВУД ФГОС и правилах ее составления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка рабочих программ внеурочной деятельности
Слайд 1. ФГОС 2 поколения. Разработка программ внеурочной деятельности.
Слайд 2 Цель Федерального государственного образовательного стандарта воспитать идеал личности– высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Новшества, которые будут замечены большинством учащихся и их родителями, это, прежде всего, появление в учебном плане школы внеурочной деятельности.
Слайд 3. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное спортивно-оздоровительное)
Согласно требованиям начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям (слайд 4)
Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности (слайд 4).
Содержание внеурочной деятельности учащихся начальных классов складывается из совокупности направлений и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.
Деятельность младшего школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность образования.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
|
Все направления внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты и являются основанием для построения соответствующих программ.
Каждый учитель вправе составить рабочую программу внеурочной деятельности по любому направлению на основе примерной (авторской программы.
Слайд 5. Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Необходимо заметить, что законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Но, исходя из рекомендаций ведущих методических центров РФ, выработаны и определены структурные элементы образовательной (учебной) программы.
Текст образовательной (учебной) программы включает основные структурные элементы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Структура курса
- Учебно-тематический план
- Содержание курса
- Планируемые результаты обучения
- Предполагаемая результативность курса
- Информационно-методическое обеспечение
Каждый раздел программы строго обязателен, все структурные элементы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям.
Слайд 6. Титульный лист - структурный элемент программы, он должен содержать информацию:
Название ОУ
Грифы утверждения и /или согласования.
Название программы
Направление развития личности школьника
Класс
Составитель и его квалификационная категория
Учебный год
Слайд 7 Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий
нормативно-правовую базу
назначение программы
актуальность и перспективность курса
возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия
объем часов, отпущенных на занятия
продолжительность одного занятия
цели и задачи реализации программы
изменения, внесенные в программу
формы и методы работы
СЛАЙД 8 Структура курса должна содержать:
перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы
СЛАЙД 9 Учебно-тематический план - структурный элемент программы, содержащий:
наименование раздела
темы занятий,
общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия).
Учебно-тематический план составляется в виде таблицы
Содержание курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.
Любая деятельность должна получить результат не исключение и внеурочная деятельность.
Требования к уровню подготовки обучающихся- структурный элемент программы, дающий представление о том, какими именно универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.
СЛАЙД 10 Деятельностный подход к обучению, реализован в программе универсальных учебных действий.
Что же такое универсальные учебные действия? В широком значении этот термин означает умение учиться, способность человека к саморазвитию.
Ребенку необходимо уметь учиться.
В школе ученикам дают определенные знания, но не учат пользоваться ими в повседневной жизни.
Как показала действительность, ученики окончившие школу с золотой медалью зачастую не достигали в дальнейшем карьерных высот, так как не смогли на практике успешно применить свои знания.
Педагог должен организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно. Это дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться
Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные (см. схему):
Регулятивные УУД
Уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированны регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями.
Личностные УУД
Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Он учиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.
Познавательные УУД
Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат.
Так из ученика, который лишь механически запоминает школьный материал и выполняет действия по образцу учителя, зачастую не понимая смысла, школьник постепенно превращается в активного человека, саморазвивающуюся личность.
Коммуникативные УУД
Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.
СЛАЙД 11 Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Предполагаемая результативность курса - характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (3 уровня)
СЛАЙД 12 Перечень информационно-методического обеспечения - структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, дидактический материал, в том числе и перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.
СЛАЙД 13 Соблюдая все требования стандарта необходимо получить портрет выпускника начальной школы именно таким:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий
мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Возможно, новые стандарты позволят изменить в этой сфере школьной жизни многое. Но никакой стандарт ничего не поменяет, если нет душевного огня в сердцах тех, кто будет его реализовывать.
Мои личные пожелания коллегам : современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное образование. Но начинать надо с себя, и не надо бояться трудностей. Работать будет интересней. Просто надо принять это душой и сердцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч".
Методическая разработка:РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч". Сегодня спорту принадлежит значительная роль в воспи...

Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Петербургский квест"". Автор: Шилова Елена Юрьевна, учитель ГБОУ СОШ № 264 Кировского района СПб
Программа внеурочной деятельности для учащихся6-ых классов "Петербугский квест" - это творческое, личностное изучение городских краеведческих объектов на маршруте, разгадка тайн истории и городской ку...

Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов. 34 часа....
Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика""
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения. Данная рабочая пр...