Рабочая программа "Технология сельскохозяйственных процессов" (5-8 кл.)
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Для сельской школы характерна непосредственная близость к сельскохозяйственному производству и живой природе, что создает благоприятные условия для формирования системы глубоких, осознанных и конкретных знаний о научных основах отраслей народного хозяйства; систематического привлечения школьников к непосредственному участию в посильном сельскохозяйственном труде; воспитании любви к родному краю, эстетических чувств, уважения и творческого отношения к сельскохозяйственному труду с использованием современной технологии и техники.
Данная программа ориентирована на четыре года обучения: 5, 6, 7 и 8 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
selhoztrudy_5-8.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Технология сельскохозяйственных процессов» (5,6,7,8 классы)
Пояснительная записка.
Для сельской школы характерна непосредственная близость к сельскохозяйственному производству и живой природе, что создает благоприятные условия для формирования системы глубоких, осознанных и конкретных знаний о научных основах отраслей народного хозяйства; систематического привлечения школьников к непосредственному участию в посильном сельскохозяйственном труде; воспитании любви к родному краю, эстетических чувств, уважения и творческого отношения к сельскохозяйственному труду с использованием современной технологии и техники.
С раннего возраста сельский ребенок вовлекается в трудовую деятельность в семье и школе. Поскольку в условиях современного села, многие работы выполняются как мужчинами, так и женщинами, поэтому материалы курса изучаются одновременно всеми учащимися. В программу включен раздел «Технология сельскохозяйственного труда» для углубленного изучения материала отводится по 35 часа в 5-8 классах. Часы распределены в 1 и 4 учебных четвертях.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана в соответствии с экспериментальной программой интегративного предмета «Технология» авторы А.С. Тихонов, Ю.Ф. Хотунцев; научный редактор проф. В.Ф. Симоненко. Типовой перечень культурных растений характерен для центрального региона. С целью эксперимента допускается выращивание не типичных для данной местности растений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Разделы | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Технология сельскохозяйственного труда | 35 час | 35 час | 35 час | 35 час |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:
– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Сельскохозяйственный труд», являются:
- В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
- В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
- В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
- В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование технического изделия;
- моделирование художественного оформления объекта труда;
- разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- опрятное содержание рабочей одежды.
5. В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
- публичная презентация и защита проекта технического изделия;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
- В психофизической сфере
- развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
- Содержание учебного предмета
Раздел 1. Технология сельскохозяйственного труда. (Элементы растениеводства)
5 класс.
Осенний период.
Типовой перечень объектов. Однолетние и многолетние овощные культуры.
Теоретические сведения. Корнеплоды моркови и свеклы, правила уборки и хранения корнеплодов. Понятие об урожае и урожайности. Агротехнический прием осенней обработки почвы: ручной и с помощью техники. Безопасность труда при обработке почвы и уборке урожая. Сбор семян цветочных культур. профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.
Весенний период.
Типовой перечень объектов. Овощные, цветочно-декоративные, клубнеплодные растения.
Теоретические сведения: климатические особенности нашей местности. Трудности выращивания культур. выбор культур для весенних посадок. Планирование и размещение на УОУ. Определение качества семян. Подготовка семян к посеву. Взаимосвязь культурного растения и природной среды. Знакомство с биологическими особенностями бобовых культур. размножение растений семенами. Правила ухода: мульчирование, полив, рыхление. Проведение наблюдений за развитием растений.
Агротехнический прием весенней обработки почвы: ручной и с помощью техники.
Практическая работа. Уборка и учет урожая выращенных культур. Определение экономической эффективности различных способов посевов семян. Отбор семенников двулетних овощных культур, подготовка и закладка их на хранение. Ручная обработка почвы. Внесение органических удобрений. Подготовка семян к посеву и клубней к посадке. Подготовка парников и посев в них семян цветочных культур. Уход за рассадой. Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.
Посадка корнеклубней георгин, черенкование флокса, размножение растений делением куста, луковицами.
Варианты тем творческих проектов: Влияние, способов выращивания фасоли, на урожай. Самый ранний редис.
Модуль «Растениеводство» 6 класс.
Осенний период.
Типовой перечень объектов. Однолетние и многолетние овощные корнеплоды, цветочно-декоративные культуры.
Теоретические сведения. Правила уборки и учета урожая, отбора и хранения семенников. Технология подготовки хранилищ к закладке урожая и поддержания в них микроклимата, причины потерь сельхозпродукции при хранении и способы их устранения. Характеристика местных почв. Понятие о севообороте и плодородии почвы. Особенности обработки почвы на полях севооборота. Понятие о мелиорации сельскохозяйственных угодий. Способы повышения почвенного плодородия и защиты почв от эрозии. Виды удобрений. Профессии, связанные с выращиванием растений и охраной почв.
Безопасность труда при обработке почвы и уборке урожая.
Весенний период.
Типовой перечень объектов. Овощные, цветочно-декоративные, клубнеплодные растения.
Теоретические сведения. Понятие о сорте, его продуктивности. Основные агротехнические приемы выращивания растений с учетом их биологических особенностей. Взаимосвязь культурного растения и природной среды. Понятие о фенологических фазах развития сельскохозяйственных растений. Понятие о рассаде, экономические выгоды от рассадного способа выращивания овощных и цветочно-декоративных культур. Луковичные культуры: разновидности лука, чеснок. Виды защищенного грунта. Знакомство с обустройством теплицы. Агротехника растений с учетом их биологических особенностей и почвенно-климатических условий. Защита растений от сорняков и вредителей.
Практическая работа. Уборка и учет урожая выращенных культур. Определение экономической эффективности различных способов посевов семян. Отбор семенников двулетних овощных культур, подготовка и закладка их на хранение. Ручная обработка почвы. Внесение органических удобрений. Подготовка семян к посеву и клубней к посадке. Подготовка парников и посев в них семян цветочных культур. Уход за рассадой. Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.
Посадка корнеклубней георгин, черенкование флокса, размножение растений делением куста, луковицами.
Творческая, проектная деятельность. Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. Выбор и утверждение тем проектов: консультационная информация по этапам проектирования, поиск недостающей информации, составление плана выполнения проекта.
Варианты тем творческих проектов: Влияние совместных посадок лука и моркови на поражение их вредителями. Создание коллекционных отделов учебно-опытного участка (луковичные культуры, лекарственные растения), изготовление средств наглядности
Модуль «Основы агротехники в теплице» 7 класс
Введение (1 ч.)
Предмет, содержание и задачи элективного курса. Техника безопасности и пожарной безопасности при проведении исследовательских работ и практической деятельности в школьной теплице. Особенности планирования и организации труда в школьной теплице
Характеристика школьного тепличного хозяйства (1ч.)
Понятие защищенного грунта. Типы сооружений теплицы. Элементы конструкции теплицы. Характеристика территории тепличного школьного хозяйства. Внутреннее оборудование теплицы. Параметры искусственного микроклимата. Световой режим. Воздушный режим. Тепловой режим. Техническое отопление. Водный режим. Состав воздуха.
Практические работы.
Определение размера площади теплицы и количества семян, необходимых для обеспечения рассадой овощных культур пришкольного учебно-опытного участка.
Методология научного творчества (2 часа)
Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений. Критерий истины. Доказательства.
Почвосмеси защищенного грунта (4 ч.)
Почвосмеси, их состав. Технология гидропоники. Питательные элементы и удобрения. Подкормка растений. Сравнительная характеристика органических и минеральных удобрений. Комплексные удобрения.
Практические работы.
Составление растворов для замачивания семян.
Составление питательной почвосмеси для выращивания рассады.
Изучение состава раствора для подкормки рассады.
Комнатное цветоводство: содержание и методы работы (2 ч.)
Многообразие комнатных растений. Определение комнатных растений. Представление о комнатных растениях и их роли в жизни человека. История комнатного цветоводства. Основные группы комнатных растений. Принципы размещения комнатных растений. Приемы систематического ухода за комнатными растениями. Вредители комнатных растений.
Практические работы.
Паспортизация школьных комнатных растений и систематизация школьной коллекции комнатных растений.
Борьба с вредителями и инфекционными заболеваниями растений. (4ч.)
Способы борьбы с вредителями и инфекциями в условиях теплицы. Насекомые – вредители. Инфекционные заболевания. Полезные насекомые. Экологически чистые средства, используемые для защиты овощных культур от вредителей и заболеваний в теплице. Средства для защиты культур, полученные на основе растений и древесной золы. Защита научно-исследовательского проекта.
Практические работы.
Изготовления средства для защиты растений на основе древесной золы.
Севооборот школьной теплицы. (2 ч.)
Понятие о системах земледелия и севооборотах. Севеообороты. Научные основы чередования культур в севообороте. Классификация севооборотов. Севообороты для зимней теплицы и для весенней пленочной теплицы.
Практические работы.
Составление севооборота школьной теплицы.
Агротехника посевных и выгоночных растений. (6 ч.)
Последовательность операций в технологиях, используемых в овощеводстве. Приготовление дерновой земли и почвенного субстрата. Агротехника посевных культур в защищенном грунте. Агротехника огурца и томата в теплицах. Технологические карты по возделыванию сельскохозяйственных культур. Растения, используемые для выгонки в теплице. Агротехника выращивания выгоночных растений в защищенном грунте.
Практические работы.
Характеристика гибридов культуры огурца и томата.
Организация производства продукции растениеводства в теплице (6 ч.)
Организация и планирование производства сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве. Справочная литература по нормам потребления продуктов питания, урожайности ведущих сельскохозяйственных культур региона. Понятие себестоимости сельскохозяйственной продукции. Рентабельность производства сельскохозяйственной продукции в теплице. Бизнес-план.
Практические работы.
Составление плана размещения культур в теплице.
Определение примерного объема производства продукции и расчет площади под культуры с учетом потребностей школьной столовой, определение планируемого дохода, прибыли
Составление бизнес-плана для теплицы.
Модуль «Элементы садоводства. Школьный сад.»
8 класс
Типовой перечень объектов. Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство.
Теоретические сведения. Направления садоводства в регионе (яблони), на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в плодоводстве. Ведущие плодовые культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технология выращивания саженцев плодовых деревьев. Что такое привой и подвой. Понятие о системах земледелия.
Лесозащитные полосы. Плодовые деревья в школьном саду. Основные правила ухода за плодовыми деревьями. Выращивание винограда, абрикоса в нашем регионе. Растения-барометры; способы определения характеристик почвы с помощью растений. Принцип построения, ведение и освоение севооборота. Подбор культур и чередование их в севообороте. Понятие о биологической и хозяйственной спелости сельскохозяйственных культур. Фазы спелости и признаки созревания. Время, сроки и способы уборки полевых культур. Хранение плодовой и другой сельскохозяйственной продукции плодоводства. Требования к условиям хранения.
Профессии, связанные с выращиванием растений, сортоиспытанием.
Практическая работа. Определение фаз спелости полевых культур. Уборка урожая полевых культур, закладка на хранение. Ознакомление с условиями хранения зерна в зернохранилище. Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Весенняя и осенняя обработка почвы. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.
Экскурсия в тепличное хозяйство (п. Головтеево)
Творческая, проектная деятельность. Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. Выбор и утверждение тем проектов: консультационная информация по этапам проектирования, поиск недостающей информации, составление плана выполнения проекта.
Творческий проект: Способы вегетативного размножения плодовых культур. Перспективные сорта плодовых культур в нашем регионе.
Ботанический сад.
Учащиеся должны знать:
1. задачи весенней и осенней обработки почвы;
2. условия выращивания наиболее распространенных овощных, цветочно-декоративных, плодово-ягодных культур;
3. постановку опытов с растениями;
4. сроки уборки урожая наиболее известных овощных культур и сбор семян цветочно-декоративных растений;
5. назначение севооборотов;
6. биологические особенности и агротехнику овощных рассадных и корнеплодных, цветочно-декоративных и плодово-ягодных, полевых культур;
7. меры защиты растений от вредителей безопасными для здоровья людей способами.
8. уметь распознавать три-четыре вида полезных насекомых и насекомых—вредителей.
9. узнавать почвообрабатывающие машины и орудия.
Учащиеся должны уметь:
1. убирать и учитывать урожай;
2. собирать и сортировать семена цветочно-декоративных культур;
3. обирать и закладывать на хранение семенники овощных культур растений, высаживать их в грунт;
4. подготавливать почву в защищенном грунте и проводить в нем посев семян овощных и цветочно-декоративных культур;
5. пикировать рассаду;
6. размножать вегетативным путем растения;
7. сажать и обрезать деревья и кустарники, ухаживать за полевыми и плодово-ягодными культурами;
8. применять доступные приемы механической борьбы с вредителями;
9. работать с ручным инвентарем (лопата, грабли, рыхлитель);
10. выращивать овощные культуры, получившие наибольшее распространение в данной местности.
11. ставить простейшие опыты на учебно-опытном участке;
12. размечать делянки для посева семян и посадки луковиц, клубней растений и плодово-ягодных культур;
13. вести наблюдения за ростом и развитием растений;
14. экономно расходовать семенной и посадочный материал;
15. закладывать компост;
16. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
17. определять расход посевного и посадочного материала, органических и минеральных удобрений на единицу площади.
Творческий проект
Учащиеся должны знать:
1. последовательность выполнения проекта;
2. технику выполнения проекта;
3. особенности выполнения индивидуального и коллективного проекта;
4. этапы выполнения проекта: выделение задачи, исследование, отбор наиболее удачных идей, развитие идей, планирование, решение задачи, оценка успешности применения данного решения, защита проекта.
Учащиеся должны уметь:
1. разрабатывать проекты с применением современных информационных технологий.
2. публично защищать творческие проекты.
Типовой перечень объектов. Основные направления растениеводства: теплицы, овощеводство, цветоводство.
Теоретические сведения. Направления растениеводства в регионе (картофель, озимые зерновые) на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений, капусты, томатов, перца, картофеля. Что такое пикировка растений. Понятие о системах земледелия.
Растения-барометры; способы определения характеристик почвы с помощью растений. Фазы спелости и признаки созревания. Время, сроки и способы уборки урожая. Профессии, связанные с выращиванием растений, сортоиспытанием.
Практическая работа. Уборка урожая полевых культур, закладка на хранение. Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Весенняя и осенняя обработка почвы. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.
Экскурсия в тепличное хозяйство (п. Головтеево)
Творческая, проектная деятельность. Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. Выбор и утверждение тем проектов: консультационная информация по этапам проектирования, поиск недостающей информации, составление плана выполнения проекта.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Комплект инструментов и оборудования для работы на школьном учебно-опытном участке
2. Комплект малогабаритной сельскохозяйственной техники ( мотоблок с комплектом навесных орудий, газонокосилка)
3. ящики для хранения сельхозпродукции
4. Учебник Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 2012 г.
5.. Коллекции: вредители овощных культур, вредители сада и огорода.
6. Гербарии: сорных растений, лекарственных растений.
Литература для учителя.
- Александров Н.А. Сад и огород.М.: Калита, 1998
- Ковалева Е.А. Учебник Технология. Сельскохозяйственный труд. .Просвещение. 2012 г.
- Тарасов В.М. Практикум по плодоводству. Учебное пособие. М. : Просвещение, 1978.
- Титчмарш А. Технология садоводства. М.: Мир, 1988.
Календарно-тематический план реализации рабочей программы
Модуль «Основы растениеводства» 5 класс
Календарно-тематический план рассчитан на 1 час в неделю (35 час в год), определяет количество уроков на изучение основных вопросов курса, обобщения и закрепления, контроля знаний, а также на реализацию регионального компонента.
№ п\п урока | Дата | Тема занятия | Кол-во часов теме | ФГОС | Характеристика основных видов деятельности | Практическая работа | Национально- региональный компонент | Инструментарий оценивания | ЦОР | ||
Раздел 1.1. Растениеводство. Осенний период – 16 часов. | |||||||||||
1- 2 | ПТБ на уроках с/х обучения и в кабинете. Однолетние и многолетние овощные культуры. | 2 | Направления растениеводства. Технологии производства продукции растениеводства. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Способы размножения растений. | Планировать осенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве, выбирать культуры, планировать их размещение на участке с учетом севооборота, выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды. Анализировать результаты опытов. Оценивать урожайность основных сортов и культур. Понятие корнеплод. Правила уборки и хранения корнеплодов. Овощехранилище. Понятие об урожае и урожайности. . Характеристика местных почв. Понятие о севообороте и плодородии почвы. Сбор семян цветочных растений и условия их хранения. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов. | Экскурсия знакомство с УОУ, опыты на УОУ | Особенности выращивания культурных растений в условиях Нечерноземья. | Самоконт роль | ||||
3 - 4 | Т Б. Правила уборки и учета урожая. Инструмент и инвентарь для обработки почвы, правила его хранения. | 2 | |||||||||
5 - 6 | Характеристика местных почв. Уборка урожая зелени петрушки и укропа. Способы сохранения урожая | 2 | Уборка урожая зелени петрушки и укропа | Выполнение практической работы | |||||||
7 - 8 | Уборка урожая фасоли и бобов. Способы сохранения урожая. Сбор семян цветочных растений. Условия хранения семян. | 2 | Сбор и сортировка семян фасоли и бобов. Сбор семян цветов. | Выполнение практической работы | |||||||
9 - 10 | Знакомство с корнеплодами моркови и свёклы. Условия их хранения в подвале | 2 | Уборка свеклы | Выполнение практической работы | |||||||
11 - 12 | Сезонные работы на огороде. Уборка растительных остатков с делянок и его компостирование | 2 | Компостирование растительных остатков | Выполнение практической работы | |||||||
13 - 14 | Уборка корнеклубнёй георгинов. Условия их хранения. Ручная обработка почвы. Основныё правила при выполнёнии этого агротехнического приёма. | 2 | Уборка корнеклубнёй георгинов. | Особенности обработки почвы с учётом структуры почвы конкретной местности | Выполнение практической работы | ||||||
15 - 16 | Сезонные работы на огороде. Понятие о севооборотах и плодородии почв. Минеральные и органические удобрения . Внесение органических удобрений на клумбу, закрепленную за классом Применение полученных знаний, о ручной обработке почвы на практике. | 2 | Ручная обработка почвы. | Особенности обработки почвы с учётом структуры почвы конкретной местности | Выполнение практической работы |
Раздел 1.2. Растениеводство. Весенний период – 19 часов
17 - 18 | ПТБ на уроках с/х обучения и в кабинете. Знакомство с климатическими особенностями нашей местности. Трудности выращивания с/х культур. Понятие о сорте, его продуктивности. Взаимосвязь культурного растения и природной среды. | 2 | Направления растениеводства. Технологии производства продукции растениеводства. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Способы размножения растений. Приемы выращивания растений, агротехника, этапы проведения опыта на участке. Значение весенней обработки почвы. Правила техники безопасности при обработке почвы. Способы подготовки семян к посеву, калибровка. Определение всхожести семян. Техника безопасности при перекопке почвы. Планирование и разбивка цветника, с учётом светового режима, состава почвы и т.д. | Планировать весенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве, выбирать культуры, планировать их размещение на участке с учетом севооборота, выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения. Сроки посева культур, характеристика высаживаемых растений, приемы ухаживания за растениями, порядок выполнения. Правила ухода за цветочно-декоративными растениями, их биологические особенности Особенности ухода за растениями Особенности ухода за овощными культурами | Приемы выращивания культурных растений для нашей климатической зоны. | Устный опрос | |||
19 – 20 | Основные агротехнические приёмы выращивания с/х культур с учетом их биологических особенностейФенологические фазы развития культурных растений | 2 | Перекопка, боронование почвы с соблюдением правил безопасной работы. | Выполнение практической работы. | |||||
21 – 22 | Виды защищенного грунта, понятие о рассаде. Подготовка семян к посеву, клубней к посадке. Калибровка семян фасоли, гороха, огурцов | 2 | Сортировка семян, проращивание, наблюдение за всхожестью семян. | Сроки посева и посадки культур в нашем регионе. | Самоконт роль | ||||
23 - 24 | Планирование опытного участка. Обработка почвы, с внесением органики, подготовка делянок для посева семян. Техника безопасности при обработке почвы. | 2 | Перекопка почвы, удаление сорняков, внесение удобрений. | Особенности обработки почвы с учётом структуры почвы конкретной местности | Выполнение практической работы. | ||||
25 – 26 | Весенние посевы и посадки. Посев семян гороха, редиса, салата, посадка лука-севка | 2 | Выполнение практической работы. Устный опрос | ||||||
27 – 28 | Подготовка грядок. Посев семян овощных культур: фасоли, кукурузы. | 2 | Посев семян овощных культур | Особенности посева растений с учетом климата Центрального региона | Выполнение практической работы | ||||
29 – 30 | Подготовка клумбы, закрепленной за классом, для посева семян цветочных культур. Посев цветочно-декоративных растений | 2 | Посев семян цветочно-декоративных растений | Выполнение практической работы | |||||
31 – 32 | Регулирование температуры, влажности, освещенности при выращивании овощных культур. Осуществление полива растений в теплице и на УОУ. | 2 | Применение приемов ухода за растениями: полив, рыхление, Подкормка Применение приемов ухода за растениями: полив, рыхление, подкормка | Выполнение практической работы | |||||
33 – 35 | Уход за посадками многолетних растений: лук-порей, шнитт-лук, петрушка, щавель | 2 | Практичес кий самоконт роль |
Модуль «Основы растениеводства» 6 класс
Календарно-тематический план рассчитан на 1 час в неделю (35 час в год), определяет количество уроков на изучение основных вопросов курса, обобщения и закрепления, контроля знаний, а также на реализацию регионального компонента.
№ п\п урока | Дата | Тема занятия | Кол-во часов теме | ФГОС | Характеристика основных видов деятельности | Практическая работа | Национально- региональный компонент | Инструментарий оценивания | ЦОР |
Раздел 1.1. Растениеводство. Осенний период – 16 часов. | |||||||||
1 -2 | ПТБ на уроках с/х обучения и в кабинете. Однолетние и многолетние овощные культуры, цветочно-декоративные, выращиваемые на участке. | 2 | Направления растениеводства. Технологии производства продукции растениеводства. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Особенности выращивания культурных растений в условиях Нечерноземья. | Планировать осенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве, выбирать культуры, планировать их размещение на участке с учетом севооборота, выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды. Анализировать результаты опытов. Оценивать урожайность основных сортов и культур. Понятие корнеплод. Правила уборки и хранения корнеплодов. Овощехранилище. Понятие об урожае и урожайности. Агротехнический прием осенней обработки почвы: ручной и с помощью техники (мотоблок). Безопасность труда при обработке почвы. Сбор семян цветочных растений и условия их хранения. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов . Характеристика местных почв. Понятие о севообороте и плодородии почвы. Способы улучшения плодородия почв. | Особенности выращивания культурных растений в условиях Нечерноземья. | Тест Размножение растений | |||
3 - 4 | Технология подготовки хранилищ к закладке урожая и поддержания в них микроклимата, причины потерь сельхозпродукции при хранении и способы их устранения. | 2 | |||||||
5 - 6 | Правила уборки и учета урожая, отбора и хранения семенников. Уборка корнеплодов свеклы. Закладка на хранение корнеплодов моркови. | 2 | Уборка свеклы. Закладка на хранение. | ||||||
7 - 8 | Характеристика местных почв. Понятие о севообороте и плодородии почвы | 2 | Уборка сорняков с делянок | Особенности обработки почвы. | |||||
9 - 10 | Виды удобрений. Внесение органических удобрений под осеннюю перекопку почвы. | Внесение органических удобрений | самоконтроль | ||||||
11 - 12 | Осенняя обработка почвы (уборка растительных остатков, перекопка почвы) | Правила перекопки почвы под зиму. Значение лесонасаждений для защиты почв от эрозии Сбор семян цветов, сортировка и очистка. Условия хранения семян | компостирование | ||||||
13 - 14 | Понятие о мелиорации сельскохозяйственных угодий. Способы повышения почвенного плодородия и презентация | презентация | |||||||
15 - 16 | Знакомство с семенами однолетних цветочных растений. Очистка клумбы от растительных остатков. Подготовка инвентаря к зимнему хранению | Определение растений по семенам | |||||||
Раздел 1.2. Растениеводство. Весенний период – 19 часов
№ п\п урока | Дата | Тема занятия | Кол-во часов теме | ФГОС | Характеристика основных видов деятельности | Практическая работа | Национально- региональный компонент | Инструментарий оценивания | ЦОР |
17 - 18 | ПТБ на уроках с/х обучения и в кабинете. Взаимосвязь культурного растения и природной среды. | 2 | Направления растениеводства. Технологии производства продукции растениеводства. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Способы размножения растений. Приемы выращивания растений, агротехника, этапы проведения опыта на участке. Значение весенней обработки почвы. Правила техники безопасности при обработке почвы. Способы подготовки семян к посеву, калибровка. Определение всхожести семян. Техника безопасности при перекопке почвы. Планирование и разбивка цветника, с учётом светового режима, состава почвы и т.д. | Планировать весенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве, выбирать культуры, планировать их размещение на участке с учетом севооборота, выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды. Проводить опыты и фенологические наблюдения. Сроки посева культур, характеристика высаживаемых растений, приемы ухаживания за растениями, порядок выполнения. Правила ухода за цветочно-декоративными растениями, Знать их биологические особенности. Понятия мульчирование, яровизация. Особенности ухода за овощными культурами в весенне-летний период. | Сроки посева и посадки культур в нашем регионе. | ||||
19 - 20 | Понятие о сорте, его продуктивности. Выбор тем опытов, культур и сортов. | Сорта овощных культур для нашего региона | Оформление дневника наблюдений | ||||||
21 - 22 | Основные агротехнические приемы выращивания растений с учетом их биологических особенностей. | 2 | |||||||
23 - 24 | Посев семян укропа, петрушки, лука-чернушки. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов. | 2 | |||||||
25 - 26 | Ручная обработка почвы. Внесение органических удобрений. Подготовка семян к посеву и клубней картофеля к посадке (яровизация). | 2 | |||||||
27 - 28 | Способы размножения многолетних цветов: георгин, флокса, ириса, лилий. | 2 | Посадка корнеклубней георгин, черенкование флокса, размножение ирисов делением куста, посадка луковиц лилий | ||||||
29 –30 | Способы вегетативного размножения картофеля | 2 | Посадка картофеля: клубнем, частью клубня, глазками. | ||||||
31 - 32 | Агротехнические приемы ухода за культурными растениями. Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, | 2 | Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений. | ||||||
33 - 35 | Выполнение дизайн проекта на клумбе закрепленной за классом | 2 | Подготовка клумбы, высадка рассады цветочных культур. |
Модуль « Основы агротехники в теплице») 7 класс 35 часов
1 четверть
№ п\п урока | Дата | Тема занятия | Кол-во часов теме | ФГОС | Характеристика основных видов деятельности | Практическая работа | Национально- региональный компонент | Инструментарий оценивания | ЦОР |
Раздел 1.1. Растениеводство. Осенний период – 16 часов. | |||||||||
1 -2 | ПТБ на уроках с/х обучения и в кабинете. Характеристика тепличного комплекса. | 2 | Направления овощеводства. Технологии производства продукции овощеводства. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Особенности выращивания культурных растений в теплице | Планировать осенние работы в теплице и в личном подсобном хозяйстве, выбирать культуры, планировать их размещение на участке с учетом севооборота, выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды. Анализировать результаты опытов. Оценивать урожайность основных сортов и культур. Понятие корнеплод. Правила уборки и хранения корнеплодов. Овощехранилище. Понятие об урожае и урожайности. Агротехнический прием осенней обработки почвы: ручной и с помощью техники (мотоблок). Безопасность труда при обработке почвы. Сбор семян цветочных растений и условия их хранения. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов . Характеристика местных почв. Понятие о севообороте и плодородии почвы. Способы улучшения плодородия почв. | Особенности выращивания культурных растений в теплице | Тест Размножение растений | |||
3 - 4 | Технология подготовки хранилищ к закладке урожая и поддержания в них микроклимата, причины потерь сельхозпродукции при хранении и способы их устранения. | 2 | видеофрагмент | ||||||
5 - 6 | Правила уборки и учета урожая, отбора и хранения семенников. Уборка томатов, перца и ихучет | 2 | Уборка овощей Закладка на хранение. | ||||||
7 - 8 | Характеристика местных почв. Понятие о севообороте и плодородии почвы | 2 | Уборка сорняков в теплице | Особенности обработки почвы. | |||||
9 - 10 | Виды удобрений. Внесение органических удобрений под осеннюю перекопку почвы. | Внесение органических удобрений | самоконтроль | ||||||
11 - 12 | Осенняя обработка почвы (уборка растительных остатков, перекопка почвы) | Правила перекопки почвы под зиму. Значение лесонасаждений для защиты почв от эрозии Работа с определителями и коллекциями | компостирование | ||||||
13 - 14 | Понятие о мелиорации сельскохозяйственных угодий. Способы повышения почвенного плодородия | презентация | |||||||
15 - 16 | Способы борьбы с вредителями и инфекциями в условиях теплицы. Насекомые – вредители. Инфекционные заболевания. Полезные насекомые. Экологически чистые средства, используемые для защиты овощных культур от вредителей и заболеваний в теплице. | Определение насекомых вредителей | |||||||
17-18 | Последовательность операций в технологиях, используемых в овощеводстве. Приготовление дерновой земли и почвенного субстрата. | Правила подготовки и составления почвосмесей | самоконтроль |
4 четверть.
№ п\п урока | Дата | Тема занятия | Кол-во часов теме | ФГОС | Характеристика основных видов деятельности | Практическая работа |
19 - 20 | ПТБ на уроках с/х обучения и теплице. Агротехника овощных культур в защищенном грунте. Агротехника огурца и томата в теплицах. Технологические карты по возделыванию сельскохозяйственных культур. Растения, используемые для выгонки в теплице. | 2 | Направления овощеводства. Технологии производства продукции овощеводства. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Способы размножения растений. Приемы выращивания растений, агротехника, этапы проведения опыта на участке. Значение весенней обработки почвы. Правила техники безопасности при обработке почвы. Способы подготовки семян к посеву, калибровка. Определение всхожести семян. Техника безопасности при перекопке почвы. Планирование и разбивка цветника, с учётом светового режима, состава почвы и т.д. Влияние способов посадки на урожай | Планировать весенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве, выбирать культуры, планировать их размещение на участке с учетом севооборота, выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды. Проводить опыты и фенологические наблюдения. Сроки посева культур, характеристика высаживаемых растений, приемы ухаживания за растениями, порядок выполнения. Правила ухода за цветочно-декоративными растениями, Знать их биологические особенности. Понятия мульчирование, яровизация. Особенности ухода за овощными культурами в весенне-летний период. | ||
21-22 | Агротехника выращивания выгоночных растений в защищенном грунте. | |||||
23-24 | Основные агротехнические приемы выращивания растений с учетом их биологических особенностей. . Справочная литература по нормам потребления продуктов питания, урожайности ведущих сельскохозяйственных культур региона. | 2 | ||||
25-26 | Понятие себестоимости сельскохозяйственной продукции. Рентабельность производства сельскохозяйственной продукции в теплице. Бизнес-план. . | 2 | ||||
27-28 | Составление плана размещения культур в теплице. Определение примерного объема производства продукции и расчет площади под культуры с учетом потребностей школьной столовой, определение планируемого дохода, прибыли Составление бизнес-плана для теплицы | |||||
29-30 | Высадка рассады томатов и перца в теплицы. | Высадка рассады | ||||
31-32 | Способы выращивания огурца в теплице огурца в теплице | 2 | Посев семян и высадка рассады | |||
33-34 | Агротехнические приемы ухода за культурными растениями. Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, | 2 | Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений. |
Модуль «Элементы садоводства. Школьный сад»
8 класс – 35 час
1 четверть
№ п/п | дата | Тема занятия | Вид деятельности |
1 – 2 | ПТБ на уроках с/х обучения и в кабинете. Направления растениеводства в регионе: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство | ||
3 – 4 | Понятие об урожае и урожайности. Уборка яблок в школьном саду. | Практ. Раб. | |
5 – 6 | Время, сроки и способы уборки полевых культур. Хранение зерна, картофеля и другой сельскохозяйственной продукции растениеводства. Закладка картофеля на хранение. | Практич. Раб. | |
7 – 8 | Понятие о биологической и хозяйственной спелости сельскохозяйственных культур. Фазы спелости и признаки созревания. Уборка капусты. | Практ. Раб. | |
9 - 10 | Понятие о системах земледелия. Принцип построения, ведение и освоение севооборота. Подбор культур и чередование их в севообороте | ||
11 - 12 | Растения-барометры; способы определения характеристик почвы с помощью растений. Уборка растительных остатков, закладывание их на компостирование. | Практ. Раб. | |
13 - 14 | Осенняя обрезка плодовых деревьев. | Практ. Раб. | |
15 - 16 | Плодовые деревья в школьном саду. Основные правила ухода за плодовыми деревьями. Уход за штамбами: очистка от мха, побелка. | Практ. Раб. | |
17 – 18 | Очистка клумбы от растительных остатков. Подготовка инвентаря к зимнему хранению | Практ. Раб. |
4 четверть
№ п/п | дата | Тема занятия | Вид деятельности |
19 – 20 | ПТБ на уроках с/х обучения и в кабинете. С/х машины для посадки, обработки и уборки с/х культур. | ||
21 – 22 | Основные агротехнические приемы. Особенности полевого севооборота. Лесозащитные полосы их значение в получении хорошего урожая. | ||
23 – 24 | Санитарная обрезка плодовых деревьев и кустарников. | Практ. Раб. | |
25 – 26 | Побелка плодовых деревьев. | Практ. Раб. | |
27 – 28 | Ботанический сад . сезонные работы. Обрезка, побелка, оформление. | Практ. Раб. | |
29 - 30 | Пикировка рассады капусты и высадка на делянку. | Практ. Раб. | |
31 – 32 | Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений на делянках. | Практ. Раб. | |
33 - 34 | Подготовка клумбы, закрепленной за классом, высадка рассады цветочных культур, | Практ. Раб. | |
35 | Экскурсия в тепличное хозяйство (п. Головтеево) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по предмету «Сельскохозяйственные машины»
Рабочая тетрадь применяется при изучении предмета "С/м"...
рабочие программы и тематическое планирование "Технология. Сельскохозяйственный труд 5-8 кл"
рабочая программа и развернутое тематическое планирование 5-8 классы...
Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» технического профиля на базе основного общего образования с получением сред
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Английский язык» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего о...
Деятельность донского дворянства в сельскохозяйственных обществах в период модернизационных процессов нач. ХХ в.
В статье проанализирована деятельность экономически прогрессивного донского дворянства в сельскохозяйственных обществах в начале ХХ в. Выявлен их вклад в создание сельскохозяйственных обществ на Дону....
Рабочая программа "Сельскохозяйственный труд" для учащихся с ОВЗ
Учебная программа по технологии «Сельскохозяйственный труд» (индивидуальное обучение) в 6- ом классе разработана в соответствии с программами специального коррекционного образования 8 вида...
Открытый урок по технологии в 5 классе "Сельскохозяйственные животные. Сельскохозяйственные животные Республики Башкортостан"
Тема урока: Сельскохозяйственные животные. Сельскохозяйственные животные Республики Башкортостан. Цели урока: углубить и расширить знания учащихся о сельскохозяйственных животных Р...
Социальная адаптация обучающихся с ОВЗ (ИН) в процессе обучения сельскохозяйственному труду
Обобщение педагогического опыта...