«Традиционные и инновационные средства обучения на уроках технологии »
статья по технологии на тему

Требования современности вносят изменения в характер образования и его направленность, все более ориентируют его на комплексное личностное развитие, творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность и мобильность будущих специалистов. Для достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Чувашское Урметьево муниципального района Челно-Вершинский  Самарской области

«Традиционные и инновационные средства обучения на уроках технологии »

Казанцев Вячеслав Александрович

учитель технологии  I категории

2017 г

Требования современности вносят изменения в характер образования и его направленность, все более ориентируют его на комплексное личностное развитие, творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность и мобильность будущих специалистов. Для достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.

Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения. Учебные задания часто носят творческий характер, например:

-        сделать конспект параграфа в виде схемы или другим графическим способом;

-        обобщить учебный материал в виде таблицы;

-        опережающие задания по самостоятельному поиску необходимой информации.

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися.  Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу. Интерактивные методы способствуют качественному усвоению учебного материала. К ним относятся:

-  упражнения, носящие творческий характер;

-  групповые задания;

-  образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

-  уроки-экскурсии;

-  уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

- занятия, направленные на творческое развитие – уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

-  работа с дополнительными источниками информации (журналами, справочниками, нормативными документами и пр.)

-  использование видеоматериалов, Интернет-ресурсов.

- решение сложных вопросов и проблем с помощью метода «мозговой штурм», творческих проектов.

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, ученики приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения и совместной работы в группе.

Особое значение имеет создание творческой атмосферы на уроках. Этого можно добиться через разнообразие форм занятий и заданий. Так, при самостоятельной работе на уроке учащийся имеет возможность выбрать в соответствии со своими склонностями, к примеру, одну из форм отчета за урок:

  • составление рассказа при использовании идеи и терминологии («Заготовка древесины», «Общие сведения о металлах», «Прикладное искусство народов Самарской области»);
  • конспект учебного материала – в рисунках, схемах или текстовый («Древесные материалы», «Организация рабочего места для ручной обработки металла», «Классификация профессий»);
  • разработка задач с использованием табличных данных («Определение расхода проволоки для сканого узора», «Определение силы тока и напряжения в электрической цепи»);
  • составление кроссворда по терминологии («Шиповые соединения», «Виды резьбы по дереву», «Виды сверлильных инструментов»);
  • разработка технологической карты («Изготовление шкатулки с резным узором»).

Учащимся на выбор можно предложить и разные формы контроля знаний после изучения отдельных учебных тем или разделов программы («Механическая обработка древесины», «Резьба по дереву», «Электротехнические работы в быту» и др.):

-        устно (по билетам);

-        тестовая контрольная работа;

-        написание реферата;

-        создание презентации.

Использование инновационных методов обучения, новых педагогических технологий предполагает организацию групповой работы учащихся. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах (3-5 человек). Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы («Технология обработки кожи», «Изготовление светильника», «Дизайн-анализ шкатулки из древесных материалов», и др).

Умение работать в команде – это условие успешной профессиональной деятельности. Мотивация деятельности учащихся, в основном, осуществляется через связь с профессией, с жизнью, с использованием фактического материала и конкретных производственных ситуаций (коллективные творческие проекты, деловые игры «Ремонт бытовых электроприборов», «Магазин строительных материалов»,   «Защита творческих проектов» и др).

Инновационные методы в современном преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Они имеют некоторые преимущества перед традиционными методами, так как способствуют развитию личностных качеств ученика, учат его самостоятельности в познании и принятии решений. Однако, не стоит забывать и о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись («Ручная обработка древесины», «Освоение приёмов работы на токарном станке по дереву» и др).

Инновационная технология предполагает организацию урока  различными способами:

ИНТЕРНЕТ – технологии. На уроках технологии (технический труд) использование компьютерной техники позволяет выйти на новые технологии в обучении детей разных уровней подготовки. Современное компьютеризированное рабочее место  позволяет  сделать уроки высоко эстетичными, наглядными, увлекательными.  Компьютер помогает учителю прослеживать все этапы урока: проверка знаний (тест, устный опрос, письменный и устный технический диктанты), объяснение новой темы с использованием электронных уроков, созданных по предмету «Технология» с применением презентации, анимации с возможностью преобразовывать объекты, делать объяснение динамичным, закрепление нового материала – выполнение учащимися разноуровневых заданий с применением мобильного класса-мастерской, повторение пройденного материала в виде лабораторно-практических и экспериментальных работ на исследование, наблюдение.

Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Преимущества метода проектов:  1) системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам; 2) развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных; 3) развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков; 4) развитие уверенности в своих силах.

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с учащимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

Одним из главных направлений моей  работы начиная с пятого класса, является проектная деятельность. Работа выполняется по группам с использованием компьютерных технологий.  Проектные работы проводятся не только с целью развития творческих способностей детей, но и с целью подготовки учащихся к изучению других предметов в старших классах. Технический потенциал нашей школы позволяет создать условия для реализации умений и навыков учащихся, полученных во время учебного процесса.

Результаты проектных работ отражены в учебно-методических пособиях для учителей на  электронных носителях. Проектные работы внесены в базу нашей школы, где могут посмотреть  и прочитать все желающие, а в основном все проекты , выполненные в нашей школе по технологии занимают призовые места в районе и в округе.

Проектный метод обучения уже на ранних стадиях  проявляется в изменении (в лучшую сторону) сферы интересов, расширении кругозора. Проектное обучение создаёт положительную мотивацию для самообразования. Это - самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих изделия требует систематической работы со справочной и электронной литературой. По наблюдениям, выполняя проект, каждый ученик обращается к учебникам, учебно-методической и дополнительной литературе – я считаю, что это важное педагогическое приобретение.

В процессе проектной деятельности у обучающихся развиваются следующие способности:

  • коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи.
  • личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции.
  • социальные: способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других.
  • литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс- листа, импровизация в процессе защиты.
  • математические: расчёт затрат, сочетание формы, объёма пространства и времени.
  • художественные: разработка дизайна изделий.
  • манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
  • технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление.

Авторские курсы дополнительного образования « Лозоплетение»  ведутся мною   в 4 - 9 классах. Здесь учащиеся предлагают, как «дать жизнь» уже отслужившим вещам, таким как пластиковая бутылка, жестяная банка и др.;  знакомятся с основными видами материалов и инструментов, изучают их свойства и применение на практике.   Проектные работы школьников размещаются ежегодно в Интернете, «Олимпиады» - районного и окружного уровней, на  творческих и исследовательских работ,  где мои ученики принимают активнейшее участие, занимают призовые места I,  II и  III степени, получают дипломы, грамоты . Хочется отметить самые запоминающиеся проектные работы: «Рамка для художественной галереи » - учащихся 8 кл., изготовление макета «Крейсера «Красный Кавказ» по теме «Символы Победы» - 7-8 кл., подставка для цветов «Высотка»  - 9 кл., «Школьный циркуль» - 6 кл., «Стол для шахмат» - 8 кл., «Универсальный Жукодав» - 9 кл., «Корзина из ивовых веток»  - 9 кл., «Вазы для цветов» - 5 кл. и многие другие интересные проекты.

Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам, а на первых порах при участии учителя анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, осознанной, продуктивной, а значит более результативной.

В заключение хочу сказать, что у проектного метода в системе технологии масса психолого-педагогических достоинств. Можно с уверенностью говорить, что проектное обучение, направленное на развитие творчески активной личности, поможет сформировать новых Менделеевых, Ломоносовых, Туполевых, Калашниковых, поколение творцов, умеющих превращать свои мечты в реальность, приумножая славу государства Российского. А самое главное поколение «умеющих» быть счастливыми, трудолюбивыми, практичными. И еще одно. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов и задач, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Так задача нашей школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В данной работе рассматривается проблема измерения и оценивания результатов обучения....

ОТКРЫТЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ»...

Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»

Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...

Методическая разработка "Использование инновационных средств обучения на уроках русского языка"

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...