Программа курса "Русские умельцы"
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Предназначена для учащихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkim_umeltsam_5_klass.doc | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Утверждаю «___ » _______ З.А. Чуева _______________ | Согласовано «__ » _________ Зам. директора по УВР___________ | Рассмотрено на заседании МО «____» __________ Протокол № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
регионального компонента содержания образования
курса «Русские умельцы»
(Технология в 5 классе)
на 2011 - 2012 учебный год
35 часов (1 час в неделю)
Учитель: Гунина Е.А.
Стаж: 3 категория: ____
Год аттестации: _________
г. Калининград 2011
Пояснительная записка
Рабочая программа регионального компонента «Русские умельцы» курс «Технология» составлена на основании:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по Технологии. Труд технический (базовый уровень);
- Программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» под ред. В.Д.Симоненко (базовый уровень);
- Методического письма о преподавании регионального компонента «Русские умельцы»;
- Требований к оснащению учебного процесса по «Русским умельцам»;
- Федерального перечня учебных пособий, рекомендованных к использованию в учебном процессе;
- Локального акта МОУ СОШ №5, регламентирующего единообразие оформления и структуры рабочей программы;
- Концепции регионального компонента стандарта общего образования Калининградской области.
- Методических рекомендаций к программе «Русские умельцы» курс «Технология» (Региональный компонент) 5 класс. Выпуск 2. Т.А.Калюжная, М.Б Филькова, Г.В.Трошина. КОИПКиПРО: Калининград, 2006.
Региональный компонент стандарта основного, среднего общего образования Калининградской области создает систему условий, позволяющих обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью». Кроме того, региональный компонент государственного образовательного стандарта расширяет, углубляет и конкретизирует знания, предусмотренные федеральным компонентом содержания образования.
В Калининградской области, в силу ее геополитического положения, задачи формирования российского самосознания у подрастающего поколения требуют специального внимания, поэтому учебный курс «Русские умельцы» особенно актуален именно в нашем регионе.
Естественное приобщение калининградских школьников к традициям национальной культуры затруднено в силу территориальной удаленности нашей области от коренной России. А такое приобщение - необходимый элемент патриотического воспитания, важнейший фактор формирования национального менталитета и, как следствие, - гармоничного развития личности ребенка. Одним из средств компенсации недостаточной связи с национальной средой, по нашему мнению, является углубленное изучение детьми отечественного искусства, поскольку именно оно является материальным носителем духовных ценностей народа.
Курс «Русские умельцы» обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность школьника, знакомя его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями.
Введение учебной дисциплины «Русские умельцы», как регионального компонента по технологии, обусловлено тем, что данное построение программы расширяет и усиливает реализацию задач духовно-нравственного воспитания школьников, приобщая их к формировавшемуся веками мировоззрению русского народа, основой которого являлась и является православная система ценностей.
Приступая к реализации данной программы, нужно помнить, что соединение учебного предмета «Технология» с материалом по традиционной русской культуре - главная особенность регионального компонента программы по технологии в 5-6 классах. Обучение на основе народных праздников - одна из особенностей методики обучения данной программе.
Содержание программы «Русские умельцы» необходимо органично включать в содержание основных учебных программ по технологии.
Программа рассчитана на обучения учащихся 5-6 классов. Центральное место в программе занимает обращенность к корням национальной трудовой и бытовой культуры русского народа.
В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по региональному компоненту курса технологии «Русские умельцы», мы опираемся на Методические рекомендации к программе «Русские умельцы» курс «Технология» (Региональный компонент) 5 класс. Выпуск 2. Т.А.Калюжная, М.Б Филькова, Г.В.Трошина. КОИПКиПРО: Калининград, 2006 и Программу основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» под ред. В.Д.Симоненко.
В результате прохождения программного материала обучающийся знает:
- значение дерева в жизни русского крестьянина. Архитектуру русской деревни и русского города;
- виды и способы выполнения народной деревянной игрушки;
- виды декоративно-прикладного творчества русского народа;
- резной декор крестьянского жилища и крестьянской утвари;
- традиционную роспись по дереву;
- домашний быт, семейный уклад наших предков;
- интерьер жилых помещений, обычаи, традиции и правила поведения русских людей;
- православие как основа русской национальной культуры;
- роль монастырей в развитии народных промыслов;
- календарный год на Руси - церковные и народные праздники;
- православные традиции устроения семьи.
Умеет:
- выполнять эскизы декоративного элемента убранства русской избы;
- изготавливать деревянную движущуюся игрушку (по мотивам игрушек народных мастеров подмосковного села Богородское);
- выполнение плоско выемчатой резьбы по древесине;
- расписывать разделочную доску или другие сувенирные изделия;
- праздновать народные и православные праздники с учетом традиций и обычаев.
В соответствии с этим, целью прохождения регионального компонента по технологии «Русские умельцы» является содействие формированию гармонично развитой, нравственно устойчивой, патриотически настроенной личности учащегося на базе традиционных отечественных духовных и культурных ценностей... Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей
- приобщение школьников к русской народной культуре, основам православия, пониманию идеалов и ценностей русского народа
- изучение традиций, обычаев русского народа, истории русского быта, народного костюма, русской кухни
- ознакомление с наиболее распространенными видами народных ремесел и промыслов, формирования эстетического чувства, понимания эстетики крестьянского и городского быта русского народа;
- формирование общетрудовых знаний и умений по технологии создания продукта или услуги с учетом требований дизайна и особенностей народного декоративно-прикладного искусства
- формирование национального достоинства, патриотических чувств, уважительного отношения к другим народам
- воспитание трудолюбия, уважения к человеческому труду
- воспитание милосердия, ответственности и порядочности, человечности.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы: «Технология в жизни человека и общества», «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Технология ведения домашнего хозяйства», «Русь Православная». Общими, для мальчиков и девочек являются разделы: «Домашний быт, семейный уклад наших предков», «Обычаи, традиции, правила поведения русских людей», «Русь Православная». Именно эти разделы содержат основную духовно-нравственную составляющую всего содержания программы «Русские умельцы».
Включение в содержание программы раздела «Русь православная» обусловлено специфической особенностью русской культуры: культура России исторически формировалась под воздействием Православия, поэтому ее изучение невозможно без знания основ православной культуры для народа представления, обычаи и обряды. Таким образом, сложился нынешний облик церковно-народного календаря, богатого своим содержанием.
Интегрирующей, объединяющей основой программного курса являются народные и православные праздники. Обучение на основе народных праздников - одна из особенностей методики обучения данной программе. Народный праздник настолько многогранен, что способен выполнять ряд разнообразных задач, как учебно-творческих, так и воспитательных.
Программа содержит теоретическую и практическую части. Основной формой обучения на уроках технологии является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами ее организации служат упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические, творческие или проектные работы, на которые отводится 70% учебного времени. Программа предусматривает подготовку к народным праздникам: изготовление подарков, разучивание стихов и народных песен, изучение правил поведения, традиций и обычаев, а также празднование главных Православных праздников - Рождества и Пасхи, которые проводятся как совместные занятия девочек и мальчиков. Такая система обучения не только дает детям знания и представления о том, как жили и трудились наши предки, но и предоставляет им возможность сопереживать, эмоционально закреплять знания, полнее осознавать духовно-нравственную красоту русского народа.
Особое место в овладении данным курсом отводится практическим занятия, учащиеся обучаются основам народных ремесел (резьбе и росписи по дереву), технологиям изготовления народной игрушки и т.д. В ролевых играх и коллективных проектах осваиваются правила русского гостеприимства, обычаи и традиции празднования православных и народных праздников. На теоретических занятиях учащиеся получают знания по основным темам, затем эти знания закрепляются в практической деятельности.
Для активизации деятельности учащихся в процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью которых передаются готовые знания, в пользу проектных, исследовательских, эвристических. Особое значение имеет метод проектов, который позволяет гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества. В современной школе все большее место отводится такому комплексному средству обучения, как компьютер. Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности. В системе технологической подготовки интегративные связи позволяют ярче представить характеристику предмета технологии, показать взаимосвязь между содержанием отдельных его разделов и модулей, между информационной и технологической подготовкой. Причем использование компьютера на занятиях по технологии имеет свои особенности, связанные с продуктивным характером деятельности учащихся: прежде всего это доступ к большому объему информации, часто представленному в занимательном виде, универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями, автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени, возможность моделирования объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности и т.д. Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения окажут существенную поддержку учителю, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.
Своеобразие программы обуславливает и своеобразие деятельности учителя и учеников: это и проведение ролевых и ситуационных игр, подготовка и защита коллективных и индивидуальных проектов, совместные занятия мальчиков и девочек, проведение во время практических работ разнообразных бесед (о православных традициях устроения семьи, основных чертах русского национального характера, о народных мастерах-хранителях культурных традиций и т.д.), сопровождение занятий народной музыкой, обрядовыми и народными песнями, т.е. - раздолье для творческой фантазии учителя.
Участвуя в играх, обрядах, слушая народные песни, знакомясь с пословицами и поговорками, дети овладевают кругом художественных образов, системой языка народной культуры, и вместе с тем каждый ребенок поэтапно, незаметно для себя проходит процесс социализации. Решаются сложные проблемы общения, самоутверждения, творческого самовыражения ребенка в подростковой среде. Использование в обучении модели народного праздника, основанного на принципах соучастия, содействия, сотворчества всех возрастных групп (детей, преподавателей, родителей), восстанавливает преемственность поколений, объединяет усилия школы и семьи в процессе воспитания детей.
Программа «Русские умельцы» общим объемом 70 часов изучается в течение 2 лет (5-6 класс).
Тематический план
регионального компонента по технологии
«Русские умельцы»
№ | Тема | Количество часов | |||||
Формы организации учебных занятий | Всего часов | ||||||
Экскурсия | Практ. работа | Урок-презентация | Проекты | Совместное занятие с девочками | |||
1. | Технология в жизни человека и общества | 1 | |||||
2. | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | 2 | 19 | 8 | 6 | 19 | |
3. | Технология ведения домашнего хозяйства | 1 | 6 | 1 | 6 | ||
4. | Русь православная | 3 | 9 | 2 | 9 |
№ п/п | Разделы программы, темы | Количество часов | |||||
5 класс | 6 класс | ||||||
1. | Технология в жизни человека и общества | 1 | 1 | ||||
2. | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | 19 | 19 | ||||
2.1. | Технология обработки древесины с элементами машиноведения | 7 | 7 | ||||
2.1.1. | Значение дерева в жизни русского крестьянина. Архитектура русской деревни и русского города | 2 | 2 | ||||
2.1.2. | Народная деревянная игрушка | 5 | 5 | ||||
2.2. | Художественная обработка материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества | 12 | 12 | ||||
2.2.1. | Декоративно-прикладное творчество русского народа | 1 | - | ||||
2.2.2. | Резной декор крестьянского жилища и крестьянской утвари | 5 | 12 | ||||
2.2.3. | Традиционная роспись по дереву | 5 | - | ||||
3. | Технология ведения домашнего хозяйства | 6 | 6 | ||||
3.1. | Домашний быт, семейный уклад наших предков | 4 | 4 | ||||
3.2. | Интерьер жилых помещений | 1 | 1 | ||||
3.3. | Обычаи, традиции и правила поведения | 1 | 1 | ||||
4. | Русь православная | 9 | 9 | ||||
4.1. | Православие как основа русской национальной культуры | 2 | 2 | ||||
4.2. | Роль монастырей в развитии народных промыслов | - | 1 | ||||
4.3. | Календарный год на Руси - церковные и народные праздники | 6 | 4 | ||||
4.4. | Православные традиции устроения семьи | 1 | 2 | ||||
ИТОГО: | 35 | 35 |
Содержание программы
Включение в содержание программы раздела «Русь православная» обусловлено специфической особенностью русской культуры: культура России исторически формировалась под воздействием Православия, поэтому ее изучение невозможно без знания основ православной культуры. Раздел «Русь Православная» начинается с ознакомления учащихся с истоками русской культуры. Отражается роль Православия в процессе ее формирования, неотъемлемость христианских традиций от образа народной жизни. Христианскими традициями пронизана, на них основана вся жизнь русского народа. Яркой иллюстрацией тому являются народные праздники, знакомству с которыми в программе отводится большое место. С момента принятия христианства, русский народ строил свою жизнь в соответствии с циклом праздников Православной церкви. Образование древнерусского церковно-народного месяцеслова шло путем народного творчества, преследуя главную цель - применить к церковному месяцеслову близкие для народа представления, обычаи и обряды. Таким образом, сложился нынешний облик церковно-народного календаря, богатого своим содержанием.
Интегрирующей, объединяющей основой программного курса являются народные и православные праздники. Обучение на основе народных праздников - одна из особенностей методики обучения данной программе. Народный праздник настолько многогранен, что способен выполнять ряд разнообразных задач, как учебно-творческих, так и воспитательных.
Так как носителем народной культуры, прежде всего, является семья, то и акцент в программе делается на жизнь в русской семье. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. Уклад жизни в русской семье основан на православных традициях. Традиции гостеприимства, почитания старших, послушания родительской воле, заботы о ближних основаны на заповедях Божьих. Духовная жизнь русской семьи глубока и многообразна. Дети приобщались к ней с самого рождения. В разделе «Семейные праздники» мы знакомим учащихся с событиями, которые праздновались в жизни каждого русского человека. Например, духовное рождение в таинстве Крещения, которое происходило в раннем младенчестве. Раскрывается смысл наречения детей христианскими именами, учащиеся узнают о значении своих имен, о своих небесных покровителях, о традициях празднования именин на Руси. В практической части урока проводится празднование «Дня именинников». В живой эмоциональной атмосфере дети закрепляют полученные знания, приобщаются к культурным традициям родного народа.
В национальном семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Учителю следует обратить свое внимание и раскрыть перед учащимися понятия рода, Родной земли, Отечества, ставя перед собой задачу воспитания в детях чувства патриотизма, любви к своей Родине. Знакомим детей с основными чертами русского национального характера, каковыми являются терпение, доброта, милосердие, сострадание, умение прощать, трудолюбие.
Особенностью народной жизни на Руси является жизнь общиной. В нынешнее время, характеризующееся разобщенностью, отчужденностью, отсутствием у детей навыков совместной деятельности, нам представляется необходимым знакомить их с традиционным образом жизни русского народа - жизнью в общине, где главными были принципы взаимопомощи, совместного труда, соучастия. «Всем миром» строили храмы, дома для односельчан, «всем миром» воспитывали сирот, «всем миром» помогали погорельцам, трудились, молились. Поэтому, совместные занятия мальчиков и девочек, на которых они незаметно для себя, в игровой форме будут закреплять навыки общения, взаимопомощи, культуры поведения, имеют, на наш взгляд, огромное воспитательное значение.
Исстари русский человек свой дом называл «родной», «родимый», как называют дорогого человека. Дом - кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Об этом подробнее узнают мальчики, знакомясь с архитектурой русских деревень и городов. Всякое строительство на Руси также начиналось с молитвы. И первым всей общинной, «всем миром» строили храм. Архитектура - это народная душа, воплощенная в камне. Образом души русского народа, несомненно, является православный храм. Знакомство учащихся с архитектурными особенностями православных храмов, их символикой, способствует развитию у детей эстетического чувства, стремлению к прекрасному, пониманию смысла христианских символов.
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание урока и содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды контроля ЗУН и ОУУН учащихся | Виды самостоят., исследоватдеятельности учащихся (практ. раб.) | Оборудование урока | Домашнее задание | Дата проведения | ||
5 А | 5 Б | 5 В | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1 | Технология в жизни человека и общества | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда | 1 | Введение новых знаний | Содержание курса «Русские умельцы» 5 класс. Правила безопасного поведения в мастерской | Знать: цели и задачи курса; правила безопасного поведения в мастерской | Ответы на вопросы | Плакат «Правила безопасного поведения в мастерской» | Конспект | ||||
2 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | 2.1.Технология обработки древесины с элементами машиноведения Значение дерева в жизни русского крестьянина | 1 | Введение новых знаний. Презентация | Значение дерева в жизни русского крестьянина. Народное зодчество. | Ответы на вопросы | Мультимедийный компьютер (ММК) | Конспект | |||||
3 | Русь православная | Календарный год на Руси – церковные и народные праздники | 1 | Введение новых знаний | Календарный год на Руси. Церковный и народный месяцеслов. | ММК | Конспект | ||||||
4 | Рождество Пресвятой Богородицы. Воздвижение Честного Креста Господня | 1 | Экскурсия в Храм Покрова Пресвятой Богородицы | Церковные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие. История основных праздников. | Конспект | ||||||||
5 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | Архитектура русской деревни и русского города | 1 | Комбинированный урок. Презентация. | Крестьянские избы: северные (брус, глаголь, кошель), избы Поволжья. Основные элементы декора крестьянской избы. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Выполнить эскиз декоративного элемента убранства русской избы | ММК, карандаши | Выполнить эскиз декоративного элемента убранства русской избы | ||||
6 | Народная деревянная игрушка | 1 | Введение новых знаний | Виды народных деревянных игрушек. Богородская и Федосеевская игрушка. | Изготовление деревянной движущейся игрушки (Богородская игрушка) | ММК, фанера, инструменты | Конспект | ||||||
7 | Русь православная | Покров Пресвятой Богородицы. Введение Пресвятой Богородицы во храм | 1 | Введение новых знаний | Традиции, обряды (участие в богослужении), праздничная трапеза, народные гулянья, хождения в гости. Православный праздник – выходной день | Конспект | |||||||
8 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | Богородская резная игрушка | 1 | Комбинированный урок | Богородская резная игрушка. История появления. Технология изготовления игрушки | Изготовление деревянной движущейся игрушки | ММК, фанера, инструменты | Конспект | |||||
9 | Богородская резная игрушка | 1 | Комбинированный урок | Богородская резная игрушка. История появления. Технология изготовления игрушки | Изготовление деревянной движущейся игрушки | ММК, фанера, инструменты | Конспект | ||||||
10 | Федосеевская деревянная игрушка | 1 | Комбинированный урок | Федосеевская деревянная игрушка. История появления. Технология изготовления игрушки. | Изготовление деревянной движущейся игрушки | ММК, фанера, инструменты | Конспект | ||||||
11 | Федосеевская деревянная игрушка | 1 | Комбинированный урок | Федосеевская деревянная игрушка. История появления. Технология изготовления игрушки. | Изготовление деревянной движущейся игрушки | ММК, фанера, инструменты | Конспект | ||||||
12 | Русь православная | Православие как основа русской национальной культуры | 1 | Экскурсия в Храм Покрова Пресвятой Богородицы | Православие - традиционная и культурообразующая религия на Русской земле. Религиозное сознание людей. Формирование национального характера | Иконы | Конспект | ||||||
13 | Русская народная художественная культура | 1 | Введение новых знаний | Традиции художественного творчества в русской семье. Художественные промыслы русских селений. Иконопись. Технология иконописи | Выполнить эскиз палехской иконописи | Палехские иконы | Конспект | ||||||
14 | Православные традиции устроения семьи | 1 | Введение новых знаний | Почитание святых. Народный устный календарь | ММК | ||||||||
15 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | 2.2. Художественная обработка материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества Декоративно-прикладное творчество русского народа | 1 | Экскурсия в Художественную галерею на выставку «Народная глиняная игрушка», «Глиняная история» | Декоративно-прикладное искусство. Формы предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания | Выставка-экспозиция изделий | Конспект | ||||||
16 | Резной декор крестьянского жилища и крестьянской утвари | 1 | Введение новых знаний. Презентация | История возникновения резьбы. Знатные мастера и знаменитые промыслы. | Изучение технологии выполнения резьбы | Изделия с резьбой. Инструменты для резьбы. ММК | Конспект | ||||||
17 | Русь православная | Рождество. Крещение Господне. Сретение Господа нашего Иисуса Христа | 1 | Совместное занятие с девочками | Традиции, обряды (участие в богослужении), праздничная трапеза, народные гулянья, хождения в гости. Православный праздник – выходной день | Имитация интерьера русской избы, домашняя утварь, праздничный стол | Конспект | ||||||
18 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов | Народные промыслы Калужской губернии | 1 | Комбинированный урок. Презентация | Народные промыслы Калужской губернии | Освоение плоско-выемчатой резьбы | Изделия с резьбой. Инструменты для резьбы. ММК | Конспект | |||||
19 | Народные промыслы Костромской губернии | 1 | Комбинированный урок. Презентация | Народные промыслы Костромской губернии | Освоение плоско-выемчатой резьбы | Изделия с резьбой. Инструменты для резьбы. ММК | Конспект | ||||||
20 | Народные промыслы Ярославской губернии | 1 | Комбинированный урок. Презентация | Народные промыслы Ярославской губернии | Освоение плоско-выемчатой резьбы | Изделия с резьбой. Инструменты для резьбы. ММК | Конспект | ||||||
21 | Нижегородская домовая резьба | 1 | Комбинированный урок. Презентация | Нижегородская домовая резьба. Технология изготовления изделий с резьбой | Выполнение контурной резьбы | Изделия с резьбой. Инструменты для резьбы. ММК | Конспект | ||||||
22 | Нижегородская домовая резьба | 1 | Комбинированный урок. Презентация | Нижегородская домовая резьба. Технология изготовления изделий с резьбой | Резьба орнаментальных композиций | Изделия с резьбой. Инструменты для резьбы. ММК | Конспект | ||||||
23 | Традиционная роспись по дереву | 1 | Экскурсия в Художественную галерею на выставку «Золота яхохлома» | Роспись по дереву. Хохломская и Городецкая роспись | Подготовка изделия под роспись | Изделия с хохломской и городецкой росписью | Конспект | ||||||
24 | Хохломская роспись | 1 | Комбинированный урок | Хохломская роспись. Технология изготовления хохломских изделий. Верховое и фоновое письмо | Роспись разделочной доски или других сувенирных изделий | Изделия с хохломской росписью. Кисти, гуашь, бумага, фанера, инструменты | Конспект | ||||||
25 | Хохломская роспись | 1 | Комбинированный урок | Основные элементы хохломской росписи: «травка», «криуль», «кудрина». | Роспись разделочной доски или других сувенирных изделий | Изделия с хохломской росписью. Кисти, гуашь, бумага, фанера, инструменты | Конспект | ||||||
26 | Городецкая роспись | 1 | Комбинированный урок | Городецкая роспись. История возникновения. Техника росписи. | Роспись разделочной доски или других сувенирных изделий | Изделия с городецкой росписью. Кисти, гуашь, бумага, фанера, инструменты | Конспект | ||||||
27 | Городецкая роспись | 1 | Комбинированный урок | Городецкая роспись. Основные элементы росписи: розаны, купавки. Замалевок и оживка | Роспись разделочной доски или других сувенирных изделий | Изделия с городецкой росписью. Кисти, гуашь, бумага, фанера, инструменты | Конспект | ||||||
28 | Русь православная | Благовещение Пресвятой Богородицы. Вход Господень в Иерусалим | 1 | Экскурсия в Храм Покрова Пресвятой Богородицы | Традиции, обряды (участие в богослужении), праздничная трапеза, народные гулянья, хождения в гости. Православный праздник – выходной день | Конспект | |||||||
29 | Технологии ведения домашнего хозяйства | Домашний быт крестьян | 1 | Экскурсия в Художественную галерею на выставку «Архитектура» | Особенности архитектуры русских деревень. Изба | «Изображаем дом необычным способом» | Экспозиция архитектуры русских деревень | Конспект | |||||
30 | Русь православная | Пасха – праздников праздник, торжество из торжеств | 1 | Совместное занятие с девочками | День Воскресения Христова. Очищающие душу приготовления. Традиция праздника(хритосование, целование, дарение крашеных яиц, благословение артоса, освящение явств), участие в богослужении, праздничная трапеза, народные гулянья, хождение в гости. | Имитация интерьера русской избы, домашняя утварь, праздничный пасхальный стол | Конспект | ||||||
31 | Технологии ведения домашнего хозяйства | Домашняя обстановка и утварь | 1 | Введение новых знаний. Презентация | Строение избы. Постройки. Домашняя обстановка. Печь | Выполнить эскиз обстановки избы с домашней утварью | ММК | Конспект | |||||
32 | Уклад жизни крестьянской семьи | 1 | Введение новых знаний | Глава семьи. Разделение крестьянского труда. Нравственное основание русской семьи. | ММК | Конспект | |||||||
33 | Уклад жизни крестьянской семьи | 1 | Введение новых знаний | Религиозный смысл почтения к родителям. Семья – основа нравственности | ММК | Конспект | |||||||
34 | Интерьер жилых помещений | 1 | Введение новых знаний | Интерьер жилого помещения. Домашняя обстановка | ММК. Предметы быта | Конспект | |||||||
35 | Обычаи, традиции и правила поведения | 1 | Введение новых знаний | Гостеприимство. Традиции соседской взаимопомощи. Подача милостыни. Отношение к сиротам, убогим. Благотворительность на Руси. | ММК | Конспект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национально-региональный компонент в преподавании предмета «Технология». Занятие по технологии в 6 классе «Изделия народных умельцев Урала. Каслинское литье» (2ч)
Представленная работа состоит из разработки учебного занятия, презентации к уроку, печатных материалов и электронных фотоальбомов....
Конкурс "Мастерицы и умельцы".
Международный женский день 8 Марта традиционно отмечается в нашей школе соревнованием команд учащихся 5-8 классах. Цель мероприятия- в игровой форме актуализировать знания и умения, полученные на урок...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные умельцы» 7-10 лет
Изучение декоративно-прикладного искусства является необходимым средством воспитания, которое могло бы способствовать как общему расширению интересов и способностей учеников, так и развитию их мышлени...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные умельцы» 11-15 лет
Изучение декоративно-прикладного искусства является необходимым средством воспитания, которое могло бы способствовать как общему расширению интересов и способностей учеников, так и развитию их мышлени...
Программа Мастерская умельца
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:· быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые ор...
Рабочая программа кружка "Народные умельцы"
Рабочая программа расчитана для обучающихся 5,6,8 классов...
Образовательная программа «Художники - умельцы»
Образовательная программа «Художники - умельцы» (изобразительное и декоративно-прикладное искусство) имеет художественную направленность. Дополнительное образование детей - неотъемле...