Программа Мастерская умельца
рабочая программа по теме

Светлана Петровна Белова

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

·  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

·  быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

      Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_masterskaya_umeltsa.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:                     РАССМОТРЕНО:                           УТВЕРЖДАЮ:

Зам.дир по ВР                            на заседании ШМС                         директор школы-

Шарапова Ю.С.                         протокол № ____                             И.В.Резвина

_____________                          председатель ШМС                         приказ №____ от________2017

                                             ______________                      ___________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Мастерская умельца»

(название программы)

направление: художественное

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Год обучения:      1 год обучения

Белова Светлана Петровна,

 Учебный год: 2017-2018 уч.год.

Пояснительная записка

     Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

      Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности детей.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

       Издавна замечательные рукотворные изделия: кружева и вышивки, деревянные игрушки, гобелены и лоскутные одеяла, вязаные скатерти и салфетки создавались не для выставок и музеев. Также традиционным рукоделием занимались женщины Севера, они украшали быт, придавали дому уют и особую, радостную атмосферу. Стремительный ритм нашей жизни изменил быт человека, но не изменил желания заниматься прикладным искусством, а так же не изменил отношения к рукоделию как к одному из видов творчества, и как к приятному досугу. Во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, глиной, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития подрастающего поколения, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
 

Велико значение опыта народных мастеров для духовного развития детей, их эстетического воспитания. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность подрастающего поколения, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Данная программа кружка художественного творчества «Мастерская умельца» рассчитана  детей в возрасте 11-15 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Программа кружка художественного творчества:

  • представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (швея, лекальщик, раскройщик, резчик, конструктор-модельер и др.) и традиционными народными промыслами.
  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
  • позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

  • Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
  • Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
  • Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
  • Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

 Объем программы:

     На  освоение данной программы в  5-7 классах  отводится  105 ч. в год (3 часа  в  неделю по 40 минут).

      Занятия предусмотрены для школьников в возрасте от 11 до 15 лет. На занятиях дети овладевают умением работать со швейной иглой, нитками и ножницами, выполняют простые украшающие швы, шьют мягкие игрушки, знакомятся с гончарным искусством и поэтому все эти умения помогут освоить более сложную программу кружка.

Формы занятий: Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, и встреч с приглашенными мастерами и специалистами, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности программой предусмотрено:

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

      Разделы программы:

  1. Поделки из природного материала
  2. Поделки из бумаги и картона
  3. Работа с пластическими материалами  
  4. Работа с бросовым материалом
  5. Лоскутная техника
  6. Работа с бисером

     Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт в творческой и художественной деятельности.

     Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

    Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

    Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где  стимулируется самостоятельное творчество.

       В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, творческие задания, когда педагог вместе с обучающимися выполняет декоративную, творческую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

Прогнозируемые результаты

Должны знать и уметь:

  • Историю возникновения традиционной народной игрушки, гончарного ремесла.
  • Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
  • Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
  • Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, глины и других материалов.
  • Иметь представление о традициях разных стран.
  • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить подготовленное изделие.
  • Правила общения.
  • Правила безопасности труда.
  •  Правильно организовать свое рабочее место.
  • Правила личной гигиены.

Формы контроля:

  • Рейтинг готового изделия.
  • Наблюдение
  • Беседа, объяснения учащихся.
  • Практический контроль.
  • Выставка поделок.

Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

 Основные формы и приемы работы с учащимися:

  • Беседа
  • Познавательная игра
  • Задание по образцу (с использованием инструкции)
  • Творческое моделирование рисунка
  • Викторина
  • Проект

Обеспечение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного обучающегося.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения, обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Дидактический материал:

      Схемы с образцами основных приемов выполнения швов, выкройки изделий, лекала,  образцы узоров деталей к изделиям, таблицы для упражнений, готовые изделия, методические рекомендации для выполнения определённых изделий, инструкционные карты, виды швов и отделок.

Структура программы

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

1.

  Вводное занятие

1.1.

  Введение в учебный курс «Путешествие по народным промыслам»

3

3

-

2.

Поделки из природного материала

2.1

Украшения для девочек Беседа об  особенностях рукотворного мира коренных жителей  Ямала. Культура. Быт.

3

1

2

2.2

Мозаика из бус (дерево, семена)

3

1

2

2,3

Объёмные поделки: фигурки зверей, сказочных персонажей.

3

1

2

2.4

Работа с природными материалами.(олений, песцовый, лисий мех, мех норки, сукно, кожа)

6

3

3

3.

Поделки из бумаги и картона

3,1

Многослойная аппликация.

6

3

3

3.2

Квилинг

6

2

4

3,3

Папье-маше.

6

3

3

3.4

Рельеф из бумаги. Конструирование

4

2

2

3.5

Объёмные и плоскостные аппликации

6

2

4

4.

Работа с пластическими материалами  

4,1

Гончарное искусство

6

3

3

4.2

Лепка из солёного теста, гипса

6

3

3

4.3

Народные художественные промыслы Севера. Изготовление сувенирных изделий.

6

3

3

5.

Работа с бросовым материалом

5.1

Оформление объемных поделок

6

3

3

5.2

Аппликация из различных по фактуре материалов.

6

3

3

6.

Ткачество

6.1

Художественное моделирование из различных материалов.

3

1

3

6.2

Орнамент как основа декоративного украшения.

3

1

2

6.3

Ткачество на бёрдышке

3

1

3

6.4

Узоры для ткачества браслетов

3

1

3

7.

Работа с бисером

7.1

История бисера и его использование

3

1

2

7.2

Виды подвесок. Изготовление украшений из бисера

6

       2

      4

7.3

Комплекты из бисера

6

3

3

8.

Выставки

     2

-

      2

Итого

105

Тематическое планирование дополнительной программы.

№ п/п

Дата

Темы занятий

Требования к уровню подготовленности обучающихся

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Корект плана

  1. Раздел

Введение в учебный курс 3ч.

1.

Введение в учебный курс «Путешествие по народным промыслам»

Знакомство с программой курса на учебный год

Закрепление знаний по технике безопасности.

Повышение интереса у детей к занятиям по данной программе.

 

Таблицы по технике безопасности, пожарной безопасности

Инструкции по правилам поведения в кабинете, на переменах

2. Раздел

«Поделки из природного материала» 15 ч.

2.

Украшения для девочек Беседа об  особенностях рукотворного мира коренных жителей  Ямала. Культура. Быт.

Знать, что национальная одежда является одним из важнейших источников истории и культуры того или иного народа.

Презентация таблицы, справочные материалы

3.

Мозаика из бус (дерево, семена)

Дать знания учащимся о художественном оформлении,    традиционные    орнаментальные   композиции.  

Соблюдение техники безопасности.

инструменты и оборудование

 

4.

Объёмные поделки: фигурки зверей, сказочных персонажей..

 Изготовление деталей композиции. фигурки зверей

инструменты и оборудование, таблицы, справочные материалы

5.

Работа с природными материалами.(олений, песцовый, лисий мех, мех норки, сукно, кожа)

Демонстрационный показ.. Развитие навыков шитья и кроя.

инструменты и оборудование, таблицы, справочные материалы

3. Раздел

Поделки из бумаги и картона 28 ч.

6.

Многослойная аппликация.

Изделие из сукна с использованием ненецкого орнамента.

инструменты и оборудование, таблицы

7.

Квилинг

Демонстрационный показ. Упражнения на выполнение способов соединения деталей. Составление композиций

инструменты и оборудование.

 

8.

Папье-маше.

Беседа – знакомство. Выполнение простых и сложных композиций под руководством педагога.

оборудование, таблицы, справочные материалы

 

9.

Рельеф из бумаги. Конструирование

Беседа, наглядные пособия, работа с литературой

оборудование, таблицы, справочные материалы

4. Раздел

Работа с пластическими материалами  18 ч.

10.

Гончарное искусство

Выполнение простых композиций на основе образцов, репродукций, фотографий

оборудование, таблицы, справочные материалы

11.

Лепка из солёного теста, гипса

 Беседа.  Различные изделия важнейший источник в истории и культуре любого народа.

Презентация, таблицы, справочные материалы

12.

Народные художественные промыслы Севера. Изготовление сувенирных изделий.

Знакомство с народными художественными промыслами

Презентация, таблицы, справочные материалы

5. Раздел

Работа с бросовым материалом 12ч.

13.

Оформление объемных поделок

Беседа, наглядные пособия, работа с литературой, встреча с мастерами, выполнение эскиза, изготовление, оформление.

Презентация, оборудование, таблицы, справочные материалы

14.

Аппликация из различных по фактуре материалов.

Упражнения на закрепление способов соединения деталей Практические опыты по изучению свойств используемых материалов.  Создание эскизов.

Презентация, оборудование, таблицы, справочные материалы

6. Раздел

Ткачество 12 ч.

15.

Художественное моделирование из различных материалов.

 

 Беседа-знакомство с историей возникновения бисера, сукна и др. материалов. Знать способы соединения деталей. Уметь составлять композиции с применением геометрических фигур. Уметь подбирать цветовую гамму изделий

Презентация, оборудование, таблицы, справочные материалы

16.

Орнамент как основа декоративного украшения.

Беседа-знакомство с законом цветоведения, работа с элементами комбинаторики. Выполнение орнамента, декорирование

Презентация, оборудование, таблицы, справочные материалы

17.

Ткачество на бёрдышке

Умение выполнять простые технологические приемы в работе с нитью

Презентация, оборудование, таблицы,

18.

Узоры для ткачества браслетов.

Беседа. Основы принципов построения композиции. Знание видов национальных северных орнаментов, понимание их значения.

Презентация, оборудование, таблицы, справочные материалы

7. Раздел

Работа с бисером 15ч.

19.

История бисера и его использование

Беседа – знакомство с древнейшим видом творчества.

оборудование, таблицы, справочные материалы

20.

Виды подвесок. Изготовление украшений из бисера

Создание новых изделий из бисера, развитие критического мышления.

Презентация, оборудование, таблицы, справочные материалы

21.

Комплекты из бисера

Знать приемы работы с бисером

оборудование, таблицы, схемы

8. Раздел

Выставки

Содержание занятий:

Введение в учебный курс. Вводное занятие (3 часа)

Цель и задачи. История возникновения народной игрушки. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Знакомство с бумагой (цвет, плотность), самоклеющейся пленкой, бросовым и природным материалом.

Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о бумаге.

    Практическая работа: Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов. Определение бумаги (цветная, белая, чертежная, картон), подбор природного материала.

      Поделки из природного материала (15 часов)

Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала.

Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника, черноплодки.

Практическая работа: Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод , семян на иголку с ниткой.

Поделки из бумаги и картона. Квилинг.     (28 часов)

Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно – рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.

Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

Работа с пластическими материалами (18 часов)

Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала.

Применение глины, теста, пластилина, для изготовления художественных предметов, поделок. Необходимые инструменты и приспособления для лепки.

Подготовка пластического материала. Пластический способ лепки.

Организация рабочего места для лепки.

Игрушки из бросового материала (12 часов)

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.
Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.

Практическая работа: изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек из-под ваты, компьютерных дисков, кусочков поролона, проволоки. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки.

Ткачество. (12 часов) 

    Элементарные навыки плетения мы приобретаем в детстве. Нехитрые техники плетения доступны и понятны всем, плести можно из веток, стеблей, листьев, из разнообразных нитей. Но чтобы изготовить красивый, необычный, узорный пояс, нужно научиться этому нехитрому плетению. Работа с разноцветными нитями означает работу с цветом. Создавая ткацкие изделия надо думать о том, что без цвета наша жизнь была бы серой и мрачной. Благодаря огромному выбору материалов, красок, форм и новых технологий, в этом виде искусства можно без труда реализовать свои творческие фантазии.

     Практическая работа: выбор рисунков в ткацкой технике; изготовление бёрдышек для ткачества,  шаблонов; раскрой лоскутков; соединение лоскутков между собой и с основной тканью; изготовление поясов, подвязок, игрушек, поделок, настенных панно.

      Работа с бисером (15 часов) 

     Приобретение знаний, умений, навыков в технике бисероплетения. Изготовление изделий в технике бисероплетения, основой которой являются «простейшие» базовые формы. Обучение последовательности изготовления поделок из бисера

Выполнение изделия по схеме с последующим обсуждением. Изготовление украшений из бисера и других материалов. Плетение подвесок. Изготовление браслета.

Выставки. (2 часа) Подготовка помещения и работ к выставке, приглашение гостей и другая подготовительная работа. Открытие и проведение выставки. Награждение. Обмен впечатлениями.

Материалы, инструменты, приспособления:

  • Природный материал: палочки, ракушки, семена тыквы, сухие ягоды рябины, шиповника и др.
  • Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.
  • Ткань, иголка, крючок для вязания, дырокол.
  • Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
  • Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки, надувные игрушки, круги для плавания; самоклеющаяся пленка разных цветов.
  • Нитки для вязания ярких цветов; нитки капроновые.
  • Вата, синтепон, капрон для набивки игрушек.
  • Бросовый материал: коробка картонная, пластиковые стаканчики, пластмассовые бутылки, компьютерные диски; кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички.
  • Клей ПВА и «Момент».
  • Станок: гончарный, ткацкий, для плетения поясов.
  • Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.
  • Пластический материал: глина, пластилин, соленое тесто, гипс.
  • Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.
  • При работе бывают, нужны пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.
  • Для разглаживания ткани необходим электрический утюг.

Литература для педагога

  • А.Божко. Бисер. М.2005.
  • А.М. Сязи. Декоративно – прикладное искусство народов ханты Нижней Оби. Т.1998.
  • А.М. Сязи. Узоры северного сияния. Арт.2005.
  • В.А.Рондин. Орнаменты. 1995.
  •  В.З.Пушкина. «Кожа» Практическое руководство. М.-: Издательство «Эксмо», 2004 г. -248 стр. серия «Академия мастерства».
  • Г.Г.Харючи «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
  • Л.В.Хомич. Ненцы. 1995.
  • Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006г.
  • Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.
  • Е. Румянцева. «Украшения для девочек». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2006г.
  • Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего». Издательство «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
  • Л. Маврина «Забавные игрушки». Издательство «Стрекоза - Пресс» г. Москва, 2007 г.
  • Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г.
  • С. Кабаченко «Поделки из спичек» Издательство «Эксмо» г Москва, 2008г.
  • С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  • Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  • Энциклопедия рукоделий. АСТ пресс, 2004.
  • Ю.Попов, Н.Цимбалистенко. Мифология, фольклор Ямала. Просвещение.2005.

        Литература для детей

  • Аппликационные работы в начальных классах. Просвещение.1989.
  • Бисероплетение  для девочек. Внешсигма. 1999.
  • М.Приходько «Хомани».  Изд. Светлячок.2005.
  • М.Я.Бармич, В.Н.Няруй. Ненеця вада. Просвещение ,2005.
  • Т.И.Борго, В.Т.Галкин. Культура народов Ямала. Просвещение, 2004.
  • Ю.И.Попов, Н.В.Цимбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала. Просвещение 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Мастерская чудес"

Программа  творческой мастерской по декоративно-прикладному творчеству  "Мастерская чудес"...

Образовательная программа "Мастерская творческих дел"

Образовательная программа дополнительного образования  "Мастерская творческих дел" направлена на формирование у активных молодых людей 14-17 лет лидерских качеств, умение проявлять свои личн...

Программа мастерской по декоративно-прикладному творчеству "Умелые ручки".

Программа разработана для детей с особыми образовательными потребностями для 8 класса. Программа работы кружка включает различные направления. План работы расчитан для детей 15-16 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные умельцы» 7-10 лет

Изучение декоративно-прикладного искусства является необходимым средством воспитания, которое могло бы способствовать как общему расширению интересов и способностей учеников, так и развитию их мышлени...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные умельцы» 11-15 лет

Изучение декоративно-прикладного искусства является необходимым средством воспитания, которое могло бы способствовать как общему расширению интересов и способностей учеников, так и развитию их мышлени...

Образовательная программа «Художники - умельцы»

Образовательная программа «Художники - умельцы» (изобразительное и декоративно-прикладное искусство) имеет художественную направленность. Дополнительное образование детей - неотъемле...