Проектная деятельность на уроке технологии в аспекте требований ФГОС
статья по технологии по теме
Метод проектов направлен на получение учащимися конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процессасоздания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интелллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся. Реслизация проектов проходит в несколько этапов. Опыту использования метода проектов посвящена эту статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilinyh_v.a._proektnaya_deyatelnost_na_uroke_tehnologii.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильиных В.А., учитель технологии
ГБОУ СОШ №589 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Проектная деятельность на уроке технологии
в аспекте требований ФГОС (из опыта работы)
Метод проектов направлен на получение учащимися конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Любой проект обязательно выполняется под моим руководством. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.
На первом занятии по теме “Проектная деятельность” объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.
В выборе темы проекта ученики пятых и шестых классов всегда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Темы проектов ограничены программой предмета «Технология». Учет материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей учителя технологии и наличие материальной базы. Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.
На урок технологии учащиеся не делятся на подгруппы по половому признаку. Поэтому для работы над проектом учащиеся объединяются в группы по 3-6 человек по своему выбору. Опыт работы показал, что в пятых и шестых классах нежелательно объединять мальчиков в одну группу для работы над проектом. В таких группах резко увеличивается количество конфликтов. В смешанных группах наблюдается бесконфликтная рабочая обстановка, быстро определяется лидер группы, учащимся удаётся четко распределить обязанности. В седьмых и восьмых классах объединение по половому признаку проходит успешно.
Ученики седьмых и восьмых классов работают преимущественно в больших группах и для выбора темы проектов используют метод «Мозгового штурма». Затем учащиеся определяют критерии выбора темы. При определении критериев должны быть учтены основные требования: подготовленность учащихся к данному виду деятельности; практическая направленность и значимость проекта; практическая осуществимость проекта. Согласно определённым учащимися критериям выбирается тема проекта. Этот способ выбора темы позволяет исключить конфликты между учащимися, работающими в группе более трёх человек.
Правильный выбор темы с учетом возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Окончательный выбор темы остается за учащимися. Это обеспечивает не декларативный, а индивидуальный подход к каждому ученику.
В результате диалога дети, сами не замечая, порождают множество интересных идей и мыслей. В моей практике был успешно реализован проект, в начале которого был только интерес учащихся к теме. Учащиеся обладали минимальными знаниями по. Я по предложенной теме знала очень мало. Учащиеся искали материалы по теме, технологию изготовления. На уроке, вместе со мной, учащиеся согласно найденной технологии изготовили изделие.
Выполнение учебного проекта на исследовательском этапе осуществляется на основе поиска необходимой информации для его выполнения. Поиск - механизм творческой продуктивной деятельности учащихся - является главной составляющей диалогического взаимодействия, так как именно в совместном поиске истины (информации, ответов на вопросы) происходит приобретение личностью новых знаний. В процессе поиска постепенно ставятся более сложные задачи, поиск углубляется, одновременно меняется и обогащается личность. На этом этапе учащиеся работают самостоятельно во внеурочное время.
Вся дальнейшая работа над проектом проходит на занятиях. Ученики анализируют собранную информацию, составляют план работы над проектом, прорабатывают эскиз или рисунок изделия, выбирают материалы. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости учащиеся вносят поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.
Далее вместе с учениками проверяется качество выполнения работ, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий, даются рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.
При использовании метода проектов реализуется основная идея современного образования - ученик учится самостоятельно добывать знания, которые потом использует для решения новых познавательных и практических задач. Учащиеся приобретают коммуникативные навыки и умения, работая в разнообразных группах, исполняют разные социальные роли (лидер, исполнитель, посредник и т.п.), знакомятся с разными точками зрения на одну проблему. При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально – ценностная (личностная), творческая сторона. Именно эмоционально – ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.
Основой проектной деятельности, прежде всего, является развитие самостоятельности учащихся, что требует от учителя гибкой организации процесса обучения. Учитель должен создать на уроке условия для развития умения и навыков школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного проекта; решения проблем, которые могут встречаться в жизнедеятельности.
Метод проектов можно применять не менее успешно на других предметах, но такой предмет, как «Технология» дает наибольшие возможности для развития творческих способностей с помощью творческого проекта. А цель воспитания - всестороннее воспитание личности.
Труд современного человека приобретает всё более творческий характер. Поэтому для меня метод проекта является актуальным на сегодняшний день.
Работая по методу проекта можно учебную деятельность сделать более интересной и насыщенной. Тогда знания будут более глубокими и прочными. А самым главным становится приобретение учащимися проектировочных и коммуникативных умений, что поможет учащимся в дальнейшем обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....
Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.
План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...
Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС
Презентация:"Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС"...
Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.
В статье учитель обобщает свой опыт по выполнению проектной деятельности учащимися на уроках технологии....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов тако...
Доклад «Проектная деятельность на уроках как обязательный компонент требований ФГОС».
Доклад «Проектная деятельность на уроках как обязательный компонент требований ФГОС»....
Методическая разработка по технологии на тему:"Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС".
В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой выполнени...