"Бюджет семьи" урок №4
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему
Данный урок является уроком №4 из раздела "Домашняя экономика" 8 класс. Данная разработка включает в себя конспект урока с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no4_byudzhet_semi.rar | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Будова Лидия Викторовна
учитель технологии
МОУ «СОШ №56»
г. Новокузнецк
программа В.Д.Симоненко для 8 класса
Тема раздела: «Домашняя экономика». Урок № 4.
Тема урока: «Бюджет семьи».
Тип урока: Объяснение нового материала.
Задачи урока:
- образовательная: способствовать формированию представления о
структуре семейного бюджета;
- воспитательная: способствовать воспитанию и развитию таких качеств
как бережливость, экономность, предприимчивость;
- развивающая: способствовать формированию и развитию умения
коллективно обсуждать планируемые расходы,
отстаивать свое мнение.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал.
Методы проведения урока: словесный, наглядный, практическая работа.
Ход урока:
I. Мотивация:
- контроль готовности учащихся;
- психологическая подготовка.
II. Сообщение темы и цели урока:
- учебно-познавателтная цель - ознакомление обучающихся с видами бюджета семьи, его структуре;
- практическая цель - применение полученных знаний на практике.
III.Коррекция.
Вопросы.
1. На какие группы делятся потребности?
2. Как влияет уровень благосостояния на потребности членов семьи?
Задание.
Найти соответствие:
Уровень потребности | Характеристика группы |
1.Срочные и необходимые | А. Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена |
2.Обязательные | Б. Вещи, которые следует купить немедленно. Срочность определяется отсутствием необходимого для жизни или внезапностью нужды Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена |
3.Желательные, но не обязательные | В. Эксклюзивные вещи |
4.Престижные | Г. Вещи улучшенного качества, повышенной комфортности |
Ответы: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.
IV. Изложение нового материала.
( Слайд №2). Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год).
( Слайд № 3). Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую либо другую деятельность.
(Слайд № 4). Все полученные средства составляют совокупный доход.
(Слайд№5-8).Доходная часть семейного бюджета складывается из разных источников: заработная плата, пенсии, стипендии, льготы, доходы от личного подсобного хозяйства и другие.
Слайд № 9). Расходы – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.
( Слайд №10 – 14). Основными источниками расходов являются:
непродовольственные товары (одежда, мебель, бытовая техника, транспортные средства); питание, культурные потребности (театр, музей, кино, изобразительное искусство); обязательные платежи (налоги, взносы в общественные организации, погашение банковских ссуд и кредитов, оплата коммунальных услуг, транспортные расходы, плата за образование, оплата услуг детского сада и другие); накопления, сбережения.
Расходы семьи можно разделить на несколько групп:
( Слайд №15).Постоянные – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются (питание, кв. плата, подписка на газеты и журналы, предметы личной гигиены и другие)
( Слайд № 16). Переменные – это расходы, которые включают в себя: циклические (расходы, связанные с покупкой предметов различного срока пользования (мебель, бытовая техника и т.д.);
сезонные (расходы, связанные с определенными явлениями - заготовка ягод, овощей, закупка семян и удобрений).
( Слайд №17). Непредвиденные – это расходы, которые включают в себя покупки, связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники, ремонт автомобиля).
Единовременные – это приобретение произведений искусства, автомобиля, дорогостоящих украшений и т.д. Денежные расходы семьи принято делить на три основные группы:
- личное потребление;
- налоги и другие обязательные платежи;
- денежные накопления и сбережения.
Весь семейный бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем все доходы семьи, а на другую расходы.
( Слайд № 18). Если весы находятся в равновесии, т.е. доходы равны расходам, такой бюджет – сбалансированный.
( Слайд № 19). Когда доходы превышают расходы, бюджет называется избыточный.
( Слайд № 20). Если же складывается ситуация, при которой доходы меньше расходов, то бюджет называется дефицитный.
V. Практическая работа.
Деловая игра « Бюджет семьи». Класс делиться на три группы-семьи, в которой каждый участник выбирает для себя роль одного из членов семьи: муж, жена,
дети, бабушка, дедушка и т.д. Каждая группа-семья получает задание:
Отделить доходы от расходов, определить вид бюджета и заполнить таблицу:
Источник дохода | Сумма | Вид расхода | Сумма |
Вид бюджета: |
Задание №1.
З/плата папы – 20000руб., з/плата мамы – 10000руб., кв. плата – 2000руб., пенсия бабушки – 3000руб., детское пособие на сына – 1000руб., непродовольственные товары – 15000руб., подсобное хозяйство – 3000руб., питание – 10000руб., стипендия дочери – 1500руб., культурные потребности -3000руб., оплата услуг детского сада – 1000руб.
Доход – 38000руб., расходы – 31000руб., бюджет – избыточный.
Задание №2.
Пенсия дедушки – 7000руб., з/плата мамы – 14000руб., культурные потребности – 2000руб., льготы – 3000руб., плата за дополнительные услуги ( спортивная секция) – 1000руб., кв. плата – 4000руб., з/плата папы – 18000руб., питание – 10000руб., непродовольственные товары – 20000руб., кредит – 8000руб.
Доход – 42000руб., расходы – 45000руб., бюджет – дефицитный.
Задание №3.
Питание - 7000руб., доходы от предпринимательской деятельности – 10000руб., непродовольственные товары – 12000руб., з/плата мамы – 13000руб., пенсия бабушки – 4000руб., кв. плата – 3000руб., сбережения – 2000руб., оплата услуг детского сада – 1000руб., плата за дополнительные услуги (музыкальная школа) – 2000руб.
Доход – 27000руб., расходы - 27000руб., бюджет – сбалансированный.
Каждой семье предоставляется право обсудить баланс и высказать свое мнение о составленном семейном бюджете.
В игре побеждает та семья, у которой разница в подсчетах будет минимальной и правильно определен вид бюджета семьи.
VI. Заключительная часть урока.
1.Подведение итогов урока
2.Домашнее задание.
Список используемой литературы:
1.Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 208с.
2. Основы домашней экономики. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета.- Брянск,1996.
3. «Основы предпринимательства». «Домашняя экономика». Методические рекомендации к проведению практических занятий. – Саратов: «Лицей», 2002. -112с. – («Библиотека учителя»).
6.http://nmn.by/files/product_zdorovie.jpg
7.http://news.rin.ru/pictures/11/116927.jpg
8.http://news.vmariel.ru/uploads/posts/2008-11/1227136469_kassa.jpg
9.http://www.kamtv.ru/gallery/files/3/7/6/5/7_12_1.gif
10.http://www.gorod.lv/images/news_item/pic/53438/20060122-bg_taxi.jpg?1182931067
11.http://susanin.udm.ru/news/news/_m_/96197/_p_/pic_big
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"
В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.Цель игры: Ознакомить участников со структуро...
Урок-обобщение по теме "Бюджет и бюджетные отношения"
Урок посвящен закреплению и обобщению знаний учащихся по теме "Бюджет и бюджетные отношения". Урок проводится в форме соревновательного марафона. Можно использовать не только в качестве самостоятельно...
Исследовательская работа по математике на тему: «Пополнение семейного бюджета»
Во время мирового кризиса и экономического положения нашей страны очень актуальным является экономичное ведение подсобного хозяйства в сельской местности. Я хочу показать выгоду ис...
Налоги и бюджет
Презентация по теме "Налоги и бюджет" для уроков обществознания, экономики. Содержит дедактивный материал: можно испоьзовать и в электронном и бумажном варианте....
Урок по технологии на тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» для 9 класса
Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...
Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета
Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;- способность ставить цели и строить ...