"Бюджет семьи" урок №4
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему

Будова Лидия Викторовна

Данный урок является уроком №4 из раздела "Домашняя экономика" 8 класс. Данная разработка включает в себя конспект урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no4_byudzhet_semi.rar2.32 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Будова Лидия Викторовна

учитель технологии

МОУ «СОШ №56»

г. Новокузнецк

программа В.Д.Симоненко для 8 класса

                                                                       

Тема раздела:        «Домашняя экономика».       Урок № 4.

Тема урока:           «Бюджет семьи».

Тип урока:              Объяснение нового материала.

Задачи урока:  

- образовательная:  способствовать формированию представления о

                                  структуре семейного бюджета;

- воспитательная:    способствовать воспитанию и развитию таких качеств

                                  как бережливость, экономность, предприимчивость;

- развивающая:        способствовать формированию и развитию умения

                                  коллективно обсуждать планируемые расходы,

                                  отстаивать свое мнение.

Оборудование:      проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал.

Методы проведения урока:   словесный, наглядный, практическая работа.                                                                                 

                                                       Ход урока:

I. Мотивация:  

- контроль готовности учащихся;

- психологическая подготовка.

II. Сообщение темы и цели урока:

-  учебно-познавателтная  цель - ознакомление обучающихся с видами бюджета семьи, его структуре;

-  практическая цель - применение полученных знаний на практике.

III.Коррекция.

Вопросы.

1.  На какие группы делятся потребности?

2.  Как влияет уровень благосостояния на потребности членов семьи?

Задание.

Найти соответствие:

Уровень потребности

                        Характеристика группы

1.Срочные и необходимые

А. Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена

2.Обязательные

Б. Вещи, которые следует купить немедленно. Срочность определяется отсутствием необходимого для жизни или внезапностью нужды Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена

3.Желательные, но не обязательные

В. Эксклюзивные вещи

4.Престижные

Г. Вещи улучшенного качества, повышенной комфортности

Ответы: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.

IV. Изложение нового материала. 

( Слайд №2). Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год).

 ( Слайд № 3). Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую либо другую деятельность.

(Слайд № 4). Все полученные средства составляют совокупный доход.

(Слайд№5-8).Доходная часть семейного бюджета складывается из разных источников: заработная плата, пенсии, стипендии, льготы, доходы от личного подсобного хозяйства и другие.

Слайд № 9). Расходы – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.

( Слайд №10 – 14).    Основными      источниками     расходов    являются:

непродовольственные товары (одежда, мебель, бытовая техника, транспортные средства); питание, культурные потребности (театр, музей, кино, изобразительное искусство); обязательные платежи (налоги,  взносы в общественные организации, погашение банковских ссуд и кредитов, оплата коммунальных услуг, транспортные расходы, плата за образование, оплата услуг детского сада и другие); накопления, сбережения.                      

Расходы семьи можно разделить на несколько групп:

( Слайд №15).Постоянные – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются (питание, кв. плата, подписка на газеты и журналы, предметы личной гигиены и другие)

( Слайд № 16). Переменные – это расходы, которые включают в себя:    циклические (расходы, связанные с покупкой предметов различного срока пользования (мебель, бытовая техника и т.д.);

сезонные (расходы, связанные с определенными явлениями - заготовка ягод, овощей, закупка семян и удобрений).

( Слайд №17). Непредвиденные – это расходы, которые включают в себя покупки, связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники, ремонт автомобиля).

 Единовременные – это приобретение произведений искусства, автомобиля, дорогостоящих украшений и т.д. Денежные расходы семьи принято делить на три основные группы:

- личное потребление;

- налоги и другие обязательные платежи;

- денежные накопления и сбережения.

Весь семейный бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем все доходы семьи, а на другую расходы.

( Слайд № 18). Если весы находятся в равновесии, т.е. доходы равны расходам, такой бюджет – сбалансированный.  

( Слайд № 19). Когда доходы превышают расходы, бюджет называется избыточный.

( Слайд № 20). Если же складывается ситуация, при которой доходы меньше расходов, то бюджет  называется дефицитный.

 V. Практическая работа.

Деловая игра « Бюджет семьи». Класс делиться на три группы-семьи, в которой каждый участник выбирает для себя роль одного из членов семьи: муж, жена,

дети, бабушка, дедушка и т.д. Каждая группа-семья получает задание:

Отделить доходы от расходов, определить вид бюджета и заполнить таблицу:

       Источник дохода

Сумма

            Вид расхода

Сумма

Вид бюджета:

Задание №1.

З/плата папы – 20000руб., з/плата мамы – 10000руб., кв. плата – 2000руб., пенсия бабушки – 3000руб., детское пособие на сына – 1000руб., непродовольственные товары – 15000руб., подсобное хозяйство – 3000руб., питание – 10000руб., стипендия дочери – 1500руб., культурные потребности -3000руб., оплата услуг детского сада – 1000руб.

Доход – 38000руб., расходы – 31000руб., бюджет – избыточный.

Задание №2.

Пенсия дедушки – 7000руб., з/плата мамы – 14000руб., культурные потребности – 2000руб., льготы – 3000руб., плата за дополнительные услуги ( спортивная секция) – 1000руб., кв. плата – 4000руб., з/плата папы – 18000руб., питание – 10000руб., непродовольственные товары – 20000руб., кредит – 8000руб.

Доход – 42000руб., расходы – 45000руб., бюджет – дефицитный.

Задание №3.

Питание - 7000руб., доходы от предпринимательской деятельности – 10000руб., непродовольственные товары – 12000руб., з/плата мамы – 13000руб., пенсия бабушки – 4000руб., кв. плата – 3000руб., сбережения – 2000руб., оплата услуг детского сада – 1000руб., плата за дополнительные услуги (музыкальная школа) – 2000руб.

Доход – 27000руб., расходы -  27000руб., бюджет – сбалансированный.

Каждой семье предоставляется право обсудить баланс и высказать свое мнение о составленном семейном бюджете.

В игре побеждает та семья, у которой разница в подсчетах будет минимальной и правильно определен вид бюджета семьи.

VI. Заключительная часть урока.

1.Подведение итогов урока

2.Домашнее задание.

                      Список используемой литературы:

1.Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 208с.

2. Основы домашней экономики. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета.- Брянск,1996.

3. «Основы предпринимательства». «Домашняя экономика». Методические рекомендации к проведению практических занятий. – Саратов: «Лицей», 2002. -112с. – («Библиотека учителя»).

4.http://go.mail.ru/search_images?lfilter=y&as_q=&old_q=%F1%E5%EC%FC%FF+%EE%F2%E4%FB%F5%E0%E5%F2&q=%EB%FC%E3%EE%F2%FB

5.http://go.mail.ru/search_images?lfilter=y&as_q=&old_q=%F0%E5%EA%EB%E0%EC%E0&q=%E1%FB%F2%EE%E2%FB%E5+%EF%F0%E8%E1%EE%F0%FB

6.http://nmn.by/files/product_zdorovie.jpg   

7.http://news.rin.ru/pictures/11/116927.jpg

8.http://news.vmariel.ru/uploads/posts/2008-11/1227136469_kassa.jpg

9.http://www.kamtv.ru/gallery/files/3/7/6/5/7_12_1.gif

10.http://www.gorod.lv/images/news_item/pic/53438/20060122-bg_taxi.jpg?1182931067

11.http://susanin.udm.ru/news/news/_m_/96197/_p_/pic_big

12.http://nmn.by/files/product_zdorovie.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"

В игре моделируются процессы распределения доходов семьи по основным статьям бюджета, сведения баланса доходной и расходной части семейного бюджета.Цель игры:   Ознакомить участников со структуро...

Урок-обобщение по теме "Бюджет и бюджетные отношения"

Урок посвящен закреплению и обобщению знаний учащихся по теме "Бюджет и бюджетные отношения". Урок проводится в форме соревновательного марафона. Можно использовать не только в качестве самостоятельно...

Исследовательская работа по математике на тему: «Пополнение семейного бюджета»

  Во время мирового кризиса и экономического положения нашей страны очень актуальным является экономичное ведение подсобного хозяйства в сельской местности. Я хочу показать выгоду ис...

Налоги и бюджет

Презентация по теме "Налоги и бюджет"  для уроков обществознания, экономики. Содержит дедактивный материал: можно испоьзовать и в электронном и бумажном варианте....

Урок по технологии на тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» для 9 класса

Урок по теме сопровождается слайдовой презентацией, раскрывает понятия "бюджет семьи", "расходная и доходная части бюджета", привлекает учеников к активному участию в формировании семейного бюджета....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» для специальности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Эк...

Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета

Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;-  способность ставить цели и строить ...