Понятие о машине и механизме. (Классификация машин. Составные части машин).
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техническом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитывать любовь к технике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_sostavnye_chasti_mashiny.rar | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата : План- конспект урока технологии
6 класс
Тема: Понятие о машине и механизме. (Классификация машин. Составные части машин).
Преподаватель: Корниенко Марина Александровна.
Цель: ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техническом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитывать любовь к технике.
Инструмент и оборудование: макеты машин и механизмов.
Ход урока.
- Организационный момент.
Ввод учащихся в мастерскую. Проверка готовности к уроку.
- Повторение пройденного материала.
- Из каких основных частей состоит столярный верстак?
- Какие технологии вы знаете?
- Что относится к специальной одежде?
- Что необходимо делать по окончании работы?
III. Изложение нового программного материала.
Постановка цели урока.
- Давайте вспомним, что мы понимаем под термином машина
Человек использует много разных машин.
Машина является устройством, выполняющим механические движения для преобразования энергии, материалов или информации. Машины бывают рабочие и энергетические.
Среди рабочих машин различают технологические, транспортные, транспортирующие, вычислительные. Выполняемая ими работа изменяет форму, размеры или положение материалов (сведений).
Например, при обработке заготовок на сверлильном станке (технологической машине) изменяется их форма — появляются отверстия. При распиливании древесины лесопильными машинами (технологическими машинами) изменяются размеры материалов — из длинных хлыстов получают короткие отрезки.
Транспортные машины перевозят грузы и перемещаются сами (автомобили, теплоходы, самолеты, электровозы и т.п.).
Транспортирующие машины сами неподвижны (транспортеры, конвейеры, эскалаторы и т. п.), а грузы перемещаются с помощью Движущегося рабочего органа — ленты, цепи, каната.
Из большого набора цифр в вычислительных машинах быстро получают точные сведения.
Энергетические машины (машины-двигатели) выполняют работу по преобразованию одного вида энергии в другой. К ним относятся электродвигатели, паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели.
Учитель: Сегодня мы с вами расширим свои познания об устройстве машин, ознакомившись с их новыми составными частями.
В зависимости от сложности станка (машины) в нем могут быть и другие механизмы:
- подачи и передачи движения;
- управления;
- контроля;
- регулирования;
- сортировки;
- транспортировки;
- упаковки и др.
Механизмы передачи движения состоят из зубчатых колес, ременных передач со шкивами, зубчатых колес и реек, цепных передач.
Мы рассмотрели различные передаточные механизмы. Кто из вас может вспомнить, где вы встречали какие-либо из передач ( Велосипед, мопед, мотоцикл, двигатели автомобиля)
Звено передающее движение называется ведущим, а получающее движение –ведомым.
Все колеса, шкивы, шестерни, звездочки насаживаются на валы так, чтобы они не проворачивались, и соединяются с валом посредством шпонки и шлицов
Каждая машина состоит из трех основных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа.
В механизме различают ведущую и ведомую детали.
Ведущая деталь приводится в движение внешней силой (рука человека, электродвигатель и т. п.), а ведомая деталь приходит в движение от ведущей.
Механизмы, предназначенные для передачи движения, называются механизмами передачи движения. На небольшие расстояния движение передается с помощью винтового или зубчатого механизмов. Зубчатые механизмы бывают цилиндрические и конические (состоящие из цилиндрических и конических колес).
Для передачи вращательного движения на сравнительно большое расстояние используется ременная передача, состоящая из двух шкивов и надетого на них ремня. Чаще всего применяются плоские и клиновидные ремни.
Если шкивы (или зубчатые колеса) неодинаковы по диаметру, то разные и их частоты вращения. Отношение частот вращения ведущего и ведомого шкивов (или зубчатых колес) называется передаточным отношением.
Отношение диаметра D2 ведомого шкива к диаметру Di ведущего шкива называется передаточным числом
В механизмах и машинах движение не только передается, но и преобразуется (например, вращательное в поступательное и наоборот). Для этого применяется, например, реечный механизм, состоящий из зубчатого колеса и зубчатой рейки, совершающих вращательное и поступательное движения.
Шкивы и зубчатые колеса крепят на валах с помощью стандартных типовых деталей — шпонок 2 (рис.1). Шпонка плотно входит в прорези (пазы, канавки) двух соприкасающихся.
Рис.1. Виды передач.
Ременная передача. Реечная передача. Коническая передача.
Учитель демонстрирует примеры работы механизмов передачи движения на макетах и плакатах.
- Практическая часть.
Предложить учащимся осмотреть станок в мастерской и показать:
- Двигатель.
- Передаточный механизм.
- Механизм подачи.
- Механизм контроля и управления.
В тетради учащиеся записывают примеры машин и механизмов и классифицируют их по назначению и типу.
- Закрепление пройденного материала.
- Какие вы знаете механизмы передачи движения?
- Чем отличаются механизмы передачи от механизмов преобразования движения?
- В каких машинах имеются ременные механизмы?
- Какое устройство называется машиной?
- Приведите примеры энергетических и рабочих машин?
- Каково назначение рабочего органа? Двигателя? Передаточного механизма?
- Заключительная часть.
Уборка рабочих мест и помещения мастерских.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о машине и механизме
Презентация к уроку Составные части машин в 5 классе по программе В.Д. Симоменко....
Презентация урока технологии 5 класс "Понятие о машине и механизме"
Описание дидактического материалапрезентации к уроку технологии в 5 классе по теме «Понятие о машине и механизме». Слайд №2. Вопрос направлен на анализ, синтез новых знаний. Нажатием ...
Понятие о машине и механизме.Урок-презентация
Тема занятия: « Понятие о машине и механизме»Цель занятия:обучающая - способствовать запоминанию основной технической терминологии, запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания ко...
Урок технологии (ОНЗ) в 5 классе по теме "Понятие о машине и механизме"
Материал содержит конспект урока, тест, кроссворд. презентацию к уроку...
Урок технологии в 6-ом классе. Понятие о машине и механизме
Предлагаю урок технологии в 6-ом классе "Понятие о машине и механизме"...
Понятие о машинах и механизмах
Материал урока "Понятие о машинах и механизмах" с заданием по робототехнике....
Классификация машин. Составные части машин
Цель: познакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техническом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитать любовь к технике; продолжить формирование учебной культуры, развить навыки ...