Урок технологии (ОНЗ) в 5 классе по теме "Понятие о машине и механизме"
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Материал содержит конспект урока, тест, кроссворд. презентацию к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал содержит конспект урока и презентацию к нему по теме "Понятие о машине и механизме" | 1.24 МБ |
урок технологии 5 класс | 99.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АМИШАН ЗМЕМХАНИ
ПОНЯТИЕ О МАШИНЕ и МЕХАНИЗМЕ
ПЛАН Разъемные и неразъемные соединения. Что такое машина, механизм? Типовые детали машин и типовые соединения. Классификация машин. Кинематическая схема.
ПЛАН Что такое машина, механизм? Классификация машин. Типовые детали машин и типовые соединения. Кинематическая схема. Разъемные и неразъемные соединения.
Задания Тест Кроссворд
Проверка теста 1-б 2-в 3-б 4-б 5-в 6-в 7-б.
Проверка кроссворда По горизонтали: 2. Информационные. 6. Приспособление. 9. Крепежные. 10. Трансмиссия 12. Аппарат. 13. Рабочие. 14. Разъёмные. По вертикали: 1. Сварное. 3. Механизм. 4. Инструмент. 5. Энергетические. 7. Деталь. 8. Двигатель. 11. Прибор.
Работа в парах 1. Как вы думаете, в обозримом будущем машины могут заменить труд человека? Приведите примеры и дайте объяснение. 2. Зачем созданы и создаются механизмы? Можно ли роликовые коньки и скейтборд отнести к механизмам? 3. В каких механизмах вращательное движение винта преобразуется в поступательное? 4. Каковы главные функции машин? 5. Перечислите профессии, представители которых управляют и обслуживают машины.
Оцените свою работу
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал... Мне было интересно... Самым трудным было… У меня получилось... Этот урок помог мне…
Домашнее задание В графическом редакторе Paint изобразите кинематическую схему цилиндрической зубчатой передачи. Перенесите его в текстовый редактор Microsoft Wjud и подпишите его. Составьте кроссворд, дайте к ним комментарии(по данной теме) Найдите информацию по истории развития машин и механизмов.
Практическая работа (2 урок) Ознакомьтесь с набором конструктора и его деталями. Выполните из деталей набора макеты машин и простых механизмов. Продемонстрировать собранный механизм.
Источники: кроссворд - https://infourok.ru/ тест - https://infourok.ru/ Понятия - https://yandex.ru/ Картинки машин – http://yandex.ru/ Конспект урока - https://infourok.ru
Предварительный просмотр:
Технология, 5 класс тема: «Понятие о машине и механизме»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: Ознакомление с ролью машины в техническом прогрессе; формирование знаний о типах машин и механизмах, их устройстве.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с классами машин, устройством механизмов; с понятиями машина, механизм, деталь, соединение; познакомить с принципом преобразования вращательного и поступательного движения: научиться работать с информацией, находить нужную информацию по теме урока; формирование технологических умений.
Развивающая: способствовать развитию внимания, пространственного воображения, творческого мышления, любознательности
Воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, сплоченности, ответственности, прививать интерес к предмету: «Технология»;
Профориентационная: воспитывать уважение к профессиям, связанным с машинами и механизмами.
Используемые технологии: проблемно-диалогическое обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, технология критического мышления
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: проблемного изложения, эвристическая беседа, иллюстративно-объяснительный, самоконтроля;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Формы: фронтальная и индивидуальная, групповая, парная
Наглядно-демонстрационный материал: презентация "Машины и механизмы", модели передач и механизмов машин; плакат «Типовые соединения деталей»; кинематическая схема.
Основные понятия и термины: машина, деталь, соединение, механизм, схема
Планируемые образовательные результаты
Предметные: познакомиться с классами машин, с устройством механизмов, с понятиями машина, деталь, соединение, с принципом преобразования вращательного и поступательного движения.
Метапредметные:
Регулятивные
Планировать собственную деятельность, выполнять действия по алгоритму, оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.
Познавательные
Извлекать необходимую информацию из источников.
Коммуникативные
Работать в учебном сотрудничестве, формулировать свою позицию, способны понимать других.
Личностные: Ориентироваться в системе ценностей, выбирать правильные направления.
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Организационная структура урока
Ресурсный материал к уроку
- Определения
Машина -
а) это техническое приспособление, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации. В более расширенном современном определении, появившемся с развитием электроники...
б) устройство предназначенное для облегчения физического и умственного труда человека.
Механизм-
а) (греч. μηχανή — приспособление, устройство) — внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие. Механизмы служат для передачи движения и преобразования энергии.
б) устройство для преобразования или передачи движения.
Деталь- часть механизма, машины, которая не может быть разобрана на другие, более простые и мелкие.
Схема: графический документ; изложение, изображение, представление чего-либо в самых общих чертах; электронное устройство, содержащее множество компонентов (интегральная схема).
Кинематическая схема — это такая схема, на которой показана последовательность передачи движения от двигателя через передаточный механизм к рабочим органам машины (например, шпинделю станка, режущему инструменту и т.д) и их взаимовсязь.
2. Слайды презентации " Машины и механизмы"
3. Материал для работы в группах: узнать о типовых деталях машин и видах соединения из информации, предоставленной учителем в раздаточном материале. Подготовить рассказ.
По функциональному назначению узлы и детали делятся на:
1. Корпусные детали, предназначенные для размещения и фиксации подвижных деталей механизма, для их защиты от действия неблагоприятных факторов внешней среды, а также для крепления механизмов в составе машин и агрегатов. Часто, кроме того, корпусные детали используются для хранения эксплуатационного запаса смазочных материалов.
2. Соединительные для разъемного и неразъемного соединения (например, муфты – устройства для соединения вращающихся валов; болты винты шпильки гайки – детали для разъемных соединений; заклепки – детали для неразъемного соединения).
3. Передаточные механизмы и детали, предназначенные для передачи энергии и движения от источника (двигателя) к потребителю (исполнительному механизму), выполняющему необходимую полезную работу.
В курсе деталей машин рассматриваются в основном передачи вращательного движения: фрикционные, зубчатые, ременные, цепные и т.п. Эти передачи содержат большое число деталей вращения: валы, шкивы, зубчатые колеса и т.п.
Иногда возникает крайне важность передавать энергию и движение с преобразованием последнего. В этом случае используются кулачковые и рычажные механизмы.
4. Упругие элементы предназначены для ослабления ударов и вибрации или для накопления энергии с целью последующего совершения механической работы (рессоры колесных машин, противооткатные устройства пушек, боевая пружина стрелкового оружия).
5. Инерционные детали и элементы предназначены для предотвращения или ослабления колебаний (в линейном или вращательном движениях) за счёт накопления и последующей отдачи кинетической энергии (маховики, противовесы, маятники, бабы, шаботы).
6. Защитные детали и уплотнения предназначены для защиты внутренних полостей узлов и агрегатов от действия неблагоприятных факторов внешней среды и от вытекания смазочных материалов из этих полостей (пылевики, сальники, крышки, рубашки и т.п.).
7. Детали и узлы регулирования и управления предназначены для воздействия на агрегаты и механизмы с целью изменения их режима работы или его поддержания на оптимальном уровне (тяги, рычаги, тросы и т.п.).
Основными требованиями, предъявляемыми к деталям машин, являются требования работоспособности и надежности.
Соединение - совокупность сборочных операций по соединению деталей различными способами (свинчиванием, сочленением, клепкой, сваркой, пайкой, опресовкой, развальцовкой, склеиванием, сшивкой, укладкой и т.п.).
Классификация видов соединения деталей |
По конструкции и условиям эксплуатации соединения деталей могут быть разделены на подвижные и неподвижные.
Соединение неподвижное - соединение деталей, обеспечивающее неизменность их взаимного положения при работе. Например, сварные, соединения с помощью крепежных изделий и др.
Соединение подвижное - соединение, при котором детали имеют возможность относительного перемещения в рабочем состоянии. Например, зубчатое соединение.
В зависимости от возможности демонтажа соединения подразделяются на разъемные и неразъемные.
Соединение разъемное - соединение, которое можно многократно разъединять и соединять, не деформируя при этом ни соединяемые, ни крепежные детали. Например, резьбовое, соединение болтом, винтом, клиновое, шпоночное, зубчатое, и др.
Соединение неразъемное - соединение, которое нельзя разъединить без нарушения формы деталей или их соединяющего элемента. Например, соединение сварное, паяное, заклепочное и др.
Резьбовые соединения |
Резьбовое соединение - соединение деталей при помощи резьбы.
Резьба - чередующиеся выступы и впадины на поверхности тела вращения, расположенные по винтовой линии; применяется как средство соединения, уплотнения или обеспечения заданных перемещений деталей машин, механизмов, приборов, аппаратов, сооружений
4. Кроссворд для тематического контроля по разделу «Машины и механизмы»
5 класс
Фамилия, имя__________________________________
Класс ________________________________________
По горизонтали:
2. Машины, предназначенные для преобразования информации.
6. Техническое устройство, которое облегчает выполнение работы.
9. Как называют болты, шайбы, гайки, винты, шурупы, гвозди – по своему назначению?
10. Часть машины, которая передает движение от двигателя на рабочий орган
12. Техническое устройство, в относительно подвижных частях которого, происходят физические или химические процессы.
13. Машины, которые выполняют определенную работу, а соответственно и преобразуют окружающий нас мир.
14. Соединения, которые допускают удобную разборку без разрушения соединяемых деталей.
По вертикали:
1. Вид неразъёмного соединения.
3. Техническое устройство для передачи и преобразования движения.
4. Техническое устройство, при помощи которого выполняется работа.
5. Машины, предназначенные для преобразовании энергии.
7. Изделие, изготовленное из материала одной марки без применения сборочных операций.
8. Источник энергии в машине.
11. Техническое устройство, предназначенное для восполнения несовершенства, отсутствия или замены органов чувств человека.
Ответы:
По горизонтали:
2. Информационные.
6. Приспособление.
9. Крепежные.
10. Трансмиссия
12. Аппарат.
13. Рабочие.
14. Разъёмные.
По вертикали:
1. Сварное.
3. Механизм.
4. Инструмент.
5. Энергетические.
7. Деталь.
8. Двигатель.
11. Прибор.
5. Тест по теме "Понятия о машинах и механизмах"
1. Как называется устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов или информации?
□ а) механизм;
□ б) машина;
□ в) деталь;
□ г) орудие труда.
Как называется устройство для передачи или преобразования движения?
□ а) рабочий орган;
□ б) машина;
□ в) механизм;
□ г) орудие труда.
К каким видам машин относится эскалатор?
□ а) транспортные;
□ б) транспортирующие;
□ в) технологические;
□ г) энергетические.
Какой вид машин не входит в группу рабочих машин?
□ а) транспортный;
□ б) энергетический;
□ в) транспортирующий;
□ г) технологический.
Что не относится к типовым деталям?
□ а) валы и оси;
□ б) крепёжные изделия;
□ в) кузов машины;
□ г) шайбы.
Какая типовая деталь не относится к группе передающих движение?
□ а) зубчатое колесо;
□ б) ходовой винт;
□ в) ось;
□ г) шкив.
К транспортным машинам относится:
□ а) токарный станок;
□ б) мотоцикл;
□ в) швейная машина;
□ г) генератор.
6. Индивидуальные таблицы:
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план - конспект урока ТЕХНОЛОГИИ в 5 кл. по теме "Швейная машина"
В методической разработке представлен план - конспект урока технологии в 5 классе раздела: элементы машиноведения, по программе В.Д. Симоненко. Тема урока: "Виды швейных машин. Организация рабоче...
Разработка урока технологии в 5 классе по теме: "Швейная машина"
Материал содержит конспект урока технологии для 5 класса по теме: "Швейная машина" на котором учащиеся знакомятся с историей возникновения швейной машины, с устройством и видами приводов швейной...
Урок технологии в 5 классе по теме:Бытовая швейная машина
Урок технологии в 5-м классе по теме "Бытовая швейная машина". Раздел "Элементы машиноведения" Цель урока: формировать первоначальные навыки учащихся к подготовки швейной машины к работе...
Терминология ручных, машинных и утюжильных работ для использования на уроках технологии 5-6 класс
Основные термины ручных, машинных и утюжильных работ предлагаемые на уроках технологии в 5-6 классе...
Технологическая карта урока технологии в 6 классе Тема «Уход за швейной машиной. Образцы швов»
Актуализация знаний по теме«Уход за швейной машиной. Образцы швов»...
Разработка урока технологии в 5 классе на тему "Швейная машина" ФГОС
технологическая карта урока, приложения. ТБ при работе на швейной машине...
Презентация к уроку технологии в 8 классе "Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики"
Презентация к уроку технологии в 8 классе на тему "Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики" УМК по редакцией В.М. Казакевича и др....