Развитие мотивации к обучению учащихся младших классов средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ. Формирование художественного вкуса
методическая разработка
Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина - Добро - Красота, Вера - Надежда – Любовь, и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики - воспитанию «человека будущего». Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей, эстетическое воспитание детей. Одним из таких средств является декоративно-прикладное искусство.
Важнейшим отличием дополнительного образования – от общего школьного – заключается в том, что благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся (телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных). Целью работы ДШИ, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.
За годы работы в Афипсипской детской школе искусств убедилась, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка младшего школьного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство-составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методический доклад
«Развитие мотивации к обучению учащихся младших классов
средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ.
Формирование художественного вкуса»
Выполнила: преподаватель отделения
декоративно-прикладного творчества
МБУ ДО «Афипсипской ДШИ»
Тес Ф.Ш.
Введение
Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина - Добро - Красота, Вера - Надежда – Любовь, и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики - воспитанию «человека будущего». Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей, эстетическое воспитание детей. Одним из таких средств является декоративно-прикладное искусство.
Важнейшим отличием дополнительного образования – от общего школьного – заключается в том, что благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся (телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных). Целью работы ДШИ, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.
За годы работы в Афипсипской детской школе искусств убедилась, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка младшего школьного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство-составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.
Особенности проявления художественно-творческих способностей
у учащихся младших классов.
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение учащихся младших классов к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. Этот возраст считается особенно эмоционально насыщенным. Эмоции ребенка,
развиваясь, изменяются качественно, становятся более сложными и глубокими. Ребенок постепенно учится подчинять свое поведение не только непосредственным эмоциональным побуждениям, но и сознательно поставленным перед ним задачам.
Разрешая этически сложные ситуации, ребенок накапливает необходимый практический опыт морального поведения в коллективе, испытывает чувство морального удовлетворения от выполнения этических норм.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.
Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
Огромный эмоциональный опыт ребенок приобретает в процессе общения с искусством, постигая смысл и усваивая общечеловеческие ценности, которые воплощены в художественных произведениях.
Исследователями установлено, что примерно до 10 лет у детей активизируется преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся к художественному типу. Это доказывает, что занятия декоративно-прикладным искусством следует отнести к наиболее благоприятным средствам развития художественно - творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Особое значение в деятельности детей этого возраста имеет воображение. Оно тесно связано с мышлением, потому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Особенностью воображения детей младшего школьного возраста является его опора на восприятие. Воображение позволяет прочувствовать произведения искусства, эмоционально «достроить» его, по отдельному фрагменту или штриху. Степень эмоциональности ребенка определяет интенсивность его воображения.
Поэтому важно, чтобы уроки по декоративно-прикладному искусству эмоционально заряжали, вызывали у ребенка удивление, восхищение, несли радость. Постоянные упражнения, тренирующие воображение, рождают веру в свои силы, создают ситуацию успеха на уроке, психологическую комфортность, желание творить.
По словам Ж. Пиаже, ребенок хочет увидеть сразу все. Важнейшей задачей для педагога – сохранять и поддерживать в ребенке интерес к занятиям, к учению, к постижению нового, к искусству и художественному творчеству. Уровень развития психомоторной сферы обусловливает качество художественно - творческих результатов деятельности личности. Компоненты художественно - творческих способностей в этом возрасте сформированы в разной степени и их проявление весьма индивидуально. Педагогу необходимо считаться с индивидуальным своеобразием деятельности учащихся, которые выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей.
Путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании
определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4.Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6.Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей учащихся младших классов:
1. Введение в программу воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
2. На занятиях по декоративно-прикладному искусству давать учащимся задания творческого характера.
3. Работа с родителями.
Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства в ДШИ.
Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества. Процесс приобщения учащихся младших классов к декоративно – прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.
В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам. Урок должен стать средством общения с искусством, средством взращивания культурного человека.
Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче освоить другие виды пластических искусств.
Приобщение учащихся младших классов к декоративно-прикладному искусству осуществляется в разных формах: это уроки, факультативные, кружковые занятия, посещение музеев, выставочных залов, поисковая деятельность школьников.
Поисковая деятельность включает чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций, открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства.
Педагог помогает систематизировать материал, подсказывает учащимся, как можно его оформить, привлекая для этой работы родителей. Собранный материал дети используют на текущих и итоговых уроках.
Уроки декоративно-прикладного искусства - это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом
плане мудрое высказывание М. М. Пришвина - «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» - представляется нам бесценной формулой.
педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.
Общение должно осуществляться на каждом уроке. Каждый ученик должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными.
В процессе приобщения детей младшего школьного возраста к декоративно-прикладному искусству важное значение имеет включение в процесс занятия активных средств эмоционально-образного воздействия - слова, музыки, зрительных образов. На занятиях, посвященных народному искусству необходимо комплексное использование разных видов фольклора - устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), а также музыкального и изобразительного, что помогает осознать учащимся целостность народной культуры. Важным компонентом на завершающей стадии занятия является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:
- декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);
- содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;
- оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.
Важное значение в художественном и эстетическом развитии учащихся имеют итоговые, обобщающие уроки четвертей, года, которые можно драматургически выстраивать как праздники. Важной задачей итоговых уроков является организация живого общения между учащимися и приглашенными гостями. Уроки-обобщения могут включать в себя импровизированные диалоги, игры (в форме викторин, состязания команд), участие фольклорных коллективов, воссоздающих аромат народной культуры, интеллектуальные задания по систематизации зрительного материала на основе стилевых признаков и т. д.
Занятия декоративно-прикладного искусства - это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности они создают благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка.
Разная организация занятий, использование различных материалов, художественного слова, музыки – все это позволяет учащимся младших классов попасть в необычный мир искусства, приобщить их к художественной культуре. Очень важно, чтобы маленький человек, взявший в руку кисточку, почувствовал себя творцом, настоящим волшебником, способным сотворить чудо. В процессе работы по данной теме мы пришли к выводу, что нельзя вести работу одними и теми же материалами, необходимо менять их, развивая у детей умения работать всеми, используя разнообразные техники исполнения изображения.
Список литературы
1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод.пособие: Для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006
2. Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. – М., 1966
3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. /Под ред.
Т.Я.Шпикаловой и Г.А.Поровской. – М.: Гум.-изд.центр «ВЛАДОС»., 2000
4. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М., 1990
6. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество, Издательство:
Просвещение, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки»
Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...
Специфика восприятия и усвоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида
В статье дана классификация и краткая характеристика групп учащихся по уровням восприятия и освоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида....
Логопедическое занятие по развитию связной речи для учащихся младших классов Тема: Сочинение "Новогодняя сказка"
Тема: Сочинение «Новогодняя сказка».Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. И к...
Логопедическое занятие по развитию связной речи для учащихся младших классов Тема: Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Данное занятие предназначено для учащихся 2 классов с НВОНР....
Педсовет. Выступление на тему: « Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки».
Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...
Семинар-практикум "Формирование мотивации учащихся младших классов к музыкальным видам искусства в системе дополнительного образования"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13123648","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 90px; float: left; height: 68px;"}}]]В настоящее время, с внедрением ФГТ...
Методическая разработка по развитию предикативного словаря у учащихся младших классов с ЗПР
В статье приведена система логопедической работы по уточнению и обогащению предикативного словаря у учащихся с ЗПР за счет антонимов и синонимов....