Доклад на тему: "Развитие творческой личности через декоративно-прикладное искусство"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Доклад
Развитие творческой личности через декоративно-прикладное искусство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskoy_lichnosti_cherez_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Симон Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
Доклад
Развитие творческой личности через декоративно-прикладное искусство
««Вещь», сделанная самим ребенком соединена с
ним живым нервом, и все, что передается его
психике по этому пути, будет неизменно живее,
интенсивнее, глубже и прочнее».
Н. Д. Бартрам
Современные дети совершенно отличаются от своих сверстников несколько лет назад, они растут в совершенно другом мире – мире новых информационных технологий. Изменился не только уклад жизни, но и ее ритм: больше возможностей, больше информации предоставляется детям из СМИ, современные гаджеты с ежегодным обновлением компьютерных новинок, новейшие интернет-возможности для каждого дошкольника, школьника и тем более подростка позволяют познавать окружающий мир, социум по-иному. Этот новый мир предлагает готовые модели (шаблоны), не развивая творчество, фантазию ребенка. Но нынешнее время требует именно творческого подхода для успешного обучения, развития – развития современной творческой личности.
Мой педагогический опыт работы позволяет заметить, что развитие творческой личности ребенка следует начитать с раннего дошкольного возраста на занятиях декоративно-прикладным искусством. Именно это раннее вовлечение ребенка в творчество в развитие собственной фантазии воображения позволяет раздвинуть рамки обычного, стандартного, шаблонного выполнения работы, творчески меняя взгляд на предмет.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно - прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, оно идет от души.
Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, приобщает к миру прекрасного.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество— уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе
творчества автор вкладывает в материал свои идеи, мысли, настроения – характер собственной личности «здесь и сейчас». А поменяй условия – и настроение меняется, и материал в руку ложится другой – уже и сами условия работы готовы измениться, и результат получится новый, творческий. Так и народное декоративное искусство способствует развитию множества взглядов, подходов к выполнению задачи, поддерживает в развивающейся личности огонек свободы, желание искать новое, нестандартное, имеющее собственный стиль.
Творчество — это:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;
процесс создания субъективных ценностей.
«Личность характеризуется активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений…» (краткий психологический словарь). Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщаться к опыту художественной деятельности, которые накапливаются человечеством, ему нужен помощник, тот, кто проведет ребенка в этот мир, покажет, научит, заинтересует.
Мне очень нравится высказывание К.Д. Ушинского: «Воспитание, если не хочет быть бессильным, должно быть народным», ведь именно декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир и именно педагогу, работающему творчески, по силам эта работа.
Творческий педагог – это, прежде всего, зрелый мастер своего дела, подготовленный и компетентный, образованный и развитый как личность, ибо воспитать личность может только личность.
Творческая активность учителя должна идти от умения нестандартно распорядиться добытыми наукой и им самим педагогическими знаниями.
Восхождение к творчеству - нелегкая работа. Нет важнее собственной активной творческой позиции педагога в союзе с его профессионализмом. Творческая активность учителя - ценнейшее качество. Если педагог постоянно стремится к совершенствованию, не удовлетворен достигнутым, он может стать мастером педагогического труда. А тот учитель, который довольствуется однообразной службой, проводит уроки сегодня как вчера, а завтра как сегодня, превращается в ремесленника.
Сложность работы педагога состоит в том, что ему часто приходится принимать комплексные решения учебного и воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Здесь учитель решает вопросы сам, полагаясь на свое педагогическое мастерство, интуицию, знания.
Необходимо постоянно помнить, что педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения.
Это позволило поставить целью работы на занятиях с группами детей: развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство народным декоративно-прикладным искусством.
Поставленная цель решалась через следующие задачи:
• образовательные: познакомить детей с видами декоративно-прикладного искусства, художественными росписями различных областей; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;
• развивающие: совершенствовать технические навыки в изготовлении творческих работ; развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение);
• воспитательные: способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей; способствовать формированию эстетического вкуса и эстетического идеала; способствовать развитию у детей чувства прекрасного; воспитания в детях любови к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту; способствовать формированию художественного вкуса детей.
Вся воспитательно-образовательная работа в этом направлении осуществляется мной в организованной образовательной деятельности: в НОД, в играх, труде, на праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей.
Для достижения поставленных целей и задач по данной теме, мной определены направления работы:
1. Составлена дополнительная общеразвивающая программа, перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.
2. Разработана серия сценариев, конспектов мероприятий, праздников, серия мастер-классов, разработаны обучающие презентации с пошаговым обучением выполнению работы в той или иной технике.
Разработанная мной программа «Радуга красок»» построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. При разработке программы я учитывала принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость. Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Всю свою работу строю так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным.
На занятиях решаю познавательные, обучающие и творческие задачи:
- вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
- приобщение к эстетической культуре;
- формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- развитие художественно-творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
- пробуждение фантазии детей, настройка их на создание новых необычных композиций росписи;
- обогащение словарного запаса детей.
Направления в работе:
Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
В работе с детьми использую различные методы и приемы: одномоментности, метод обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный, жест руки.
Первое с чего началась моя работа по декоративно-прикладному искусству - это создание предметно-развивающей среды, которая в себя включает:
• центр практической деятельности (столы, предметы, приборы)
• мини-музей «Полка-красоты» (уголок старины и предметов искусства)
(место для хранения в четкой последовательности и порядке – материалы для работы)
• выставочный уголок (выставка работ, образцы творчества).
С целью приобщения к народному декоративно-прикладному искусству мной используются разнообразные виды образовательной деятельности:
• импровизации, помогающие создать условие творческого участия дошкольников в учебном процессе;
• праздники, игры, викторины как форма коллективной работы;
• экспериментирование, подбор новых решений задач;
• экскурсия.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративным – прикладным искусством. С этой целью мной используются приемы работы:
1. расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;
2. знакомство с элементами росписи;
3. самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка; прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать у них художественный вкус, благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту».
На занятиях у детей пробуждается вера в свои творческие способности, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогает мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делает занятия живыми и интересными.
Моя деятельность не ограничивается работой с детьми, параллельно веду работа с педагогами. На проводимых мной мастер-классах по изготовлению предметов творчества традиционно много педагогов, не только из нашего учебного учреждения, но и приглашенных их других школ, садов (по просьбе). На этих занятиях я знакомлю педагогический коллектив с историей развития народных промыслов, работами по данной теме. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по декоративно-прикладному искусству, изготовление самодельных инструментов.
Большое внимание уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. На родительском собрании «Развитие творческих способностей детей» я познакомила родителей с тем, чему собираюсь учить детей, объяснила, с какой целью это делаю. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск вкладыша «Сделай сам», семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Тот, кто ставит перед собой цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества преследует высокую цель. Велико значение опыта для
духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.
Симон Наталья Владимировна, педагог дополнительного обрования. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта» Статья раскрывает и показывает какое большое значение имеют занятия декоративно-прикладным искусством (творчеством) на развитие творческой личности. Предназначена для родительской общественности, педагогов дополнительного образования. Педагог делится опытом своей работы по формированию и развитию основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство. Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства; о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. В процессе занятий у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Большое творчество - маленькими руками» Развитие творческих способностей, через декоративно-прикладное и театральное искусство.
Методический материал из опыта работы В настоящее время проблема творческой самореализации и духовное развитие личности ребёнка имеет приоритетное направление. Творческая деятельность являе...
Описание опыта по теме "Развитие нравственной позиции личности через организацию социально – преобразующей добровольческой деятельности".
Реализация воспитательной работы в классе через социальный проект "От сердца - к сердцу"....
Формирование творческих навыков у школьников во внеурочной деятельности через декоративно-прикладное искусство в условиях инклюзивного образовательного процесса
Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека....
Доклад на тему : Развитие творческих способностей средствами декоративно – прикладного творчества.
Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования « Дома детского творчества»....
Доклад на тему " Развитие творческих способностей средствами декоративно – прикладного творчества".
Доклад на тему Развитие творческих способносте...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В основе любого созидания лежит труд, чтобы творить надо трудиться.. Развитие и воспитание творческих способностей воспитанников решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к ...
Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках ИЗО"
В связи с внедрением ФГОС и нового закона РФ «Об образовании» возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства. Известно, что в младших классах авт...