Элективные курсы
элективный курс по технологии (9, 10 класс) на тему
Программы элективных курсов предназначены дляобучения учащихся старшей школы 9-10 классов. Целью данных курсов явлеется: подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве,формирования у них преобразующего мышления и творческих способностей. Создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 378 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественная обработка материалов
Пояснительная записка
Современный научно-технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих обстоятельствах особое значение приобретает формирование готовности учащихся к практической преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и средства технологического характера. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно-практической деятельности, в том числе занятия ручными ремеслами.
Реальный опыт практической работы учащихся привлекает возможностью разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, задает новый смысл их учебе и самообразованию.
Настоящая программа предназначена для обучения учащихся старшей школы, она позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. Программа рассчитана на 17 часов.
Цели курса:
- Подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей;
- Создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.
Достижение целей предполагает решение ряда задач:
- Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях;
- Формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
- Ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и профессиями, связанными с художественной обработкой материалов;
- Раскрытие роли и значения декоративно-прикладных видов ремесел в жизни общества;
- Привитие любви к традиционным народным видам искусства;
- Развитие художественных и творческих способностей у учащихся.
Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- Основные виды декоративно-прикладного искусства, относящиеся к художественной обработке материалов;
- Основные правила композиционного построения декоративных элементов вышивки;
- Основные правила подбора цветового решения в изделиях декоративно-прикладного характера и соотношения с формой изделия;
- Виды и простейшие приемы вышивки и лоскутной пластики;
- Материалы, инструменты и приспособления, используемые в художественной обработке материалов;
- Правила организации рабочего места и требования безопасности труда.
Учащиеся должны уметь:
- Определять вид переплетения ткани, ее качество и фактуру;
- Определять свойства материалов, подбирать и применять инструмент по назначению;
- Выполнять простейшие швы художественной вышивки;
- Обеспечивать качество выполняемых работ, создавать простейшие образцы в лоскутной технике.
В процессе обучения используются такие формы проведения занятий, как рассказ, объяснение, беседа с элементами визуализации, зачетные уроки. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы изделий.
Для определения степени достижения цели обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, периодический, итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, контрольно-проверочных работ.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | ||
Лекции | Практика | Всего | ||
I | Охрана труда | 1 | - | 1 |
1.1 | Виды инструктажей и инструкции по ТБ | 1 | - | 1 |
II | Основы художественного проектирования изделий | 2 | - | 2 |
2.1 | Виды композиции | 1 | - | 1 |
2.2 | Основные законы и свойства композиций | 1 | - | 1 |
III | Цветоведение | 1 | 1 | 2 |
3.1 | Природа цвета | 1 | - | 1 |
3.2 | Гармоничное сочетание цветов | - | 1 | 1 |
IV | Основы лоскутного шитья | 2 | 3 | 5 |
4.1 | Материаловедение | 1 | - | 1 |
4.2 | Проектирование узоров лоскутной пластики | - | 1 | 1 |
4.3 | Раскрой узоров по шаблонам | - | 1 | 1 |
4.4 | Методы шитья. Технология лоскутной пластики | 1 | 1 | 2 |
V | Основы художественной вышивки | 3 | 4 | 7 |
5.1 | Традиционные виды вышивки | 1 | - | 1 |
5.2 | Инструменты, подготовка к вышивке | 1 | - | 1 |
5.3 | Разметка размера рисунка и способы перевода его на ткань | - | 1 | 1 |
5.4 | Подготовка нитей и закрепление их на ткани | - | 1 | 1 |
5.5 | Технология выполнения простейших ручных швов | - | 1 | 1 |
5.6 | Технология выполнения прямых стежков | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 9 | 8 | 17 |
Содержание программы
- Охрана труда
- Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности.
Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкция по технике безопасности.
Учащиеся должны знать/понимать:
- Виды инструктажа;
- Инструкции по технике безопасности: работа с ножницами, с иголками и булавками, с электроутюгом и на швейной машине.
Учащиеся должны уметь:
- Владеть безопасными приемами работы с инструментами;
- Выполнять ручные, влажно-тепловые работы с соблюдением требований безопасности труда.
- Основы художественного проектирования изделий.
- Виды композиции.
Понятие композиции. Характер композиции. Ритм. Орнамент.
- Основные законы и свойства композиции.
Целостность композиции. Ограниченность. Связанность, компактность. Выразительность.
Учащиеся должны знать/понимать:
- Понятие композиции, определение ее ритма и орнамента, основных законов и правил.
Учащиеся должны уметь:
- Продумывать художественное решение будущего изделия.
III. Цветоведение
- Природа цвета.
Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и холодные тона. Цветовой круг.
- Гармоничное сочетание цветов.
Цветовое сочетание. Правила и законы цветового круга.
Учащиеся должны знать/понимать:
- Определение хроматических и ахроматических цветов;
- Определение теплых и холодных тонов, правила цветового круга.
Учащиеся должны уметь:
- Гармонично подбирать цветовые сочетания.
- Основы лоскутного шитья
- Материаловедение
Классификация волокон. Основные свойства тканей, ткацкие переплетения. Фактура ткани. Клеевые и прокладочные материалы. Расход ткани. Предварительная обработка и уход за лоскутными изделиями.
- Проектирование узоров лоскутной пластики.
Определение формы узора и ее зависимости от вида и свойств материала. Изготовление шаблонов узора.
- Раскрой узоров по шаблонам.
Инструменты для изготовления шаблонов. Предварительная обработка материала. Расположение шаблонов на ткани. Обмеловка. Раскрой элементов узора.
- Методы шитья. Технология лоскутной пластики.
Ручное и машинное шитье. Использование булавок при сметывании деталей узора. Последовательность сметывания. Технология сметывания и стачивания деталей узора.
Влажно-тепловая обработка сшиваемого изделия. Окончательная отделка лоскутного изделия.
Учащиеся должны знать/понимать:
- Классификацию волокон и основные свойства тканей;
- Виды ткацких переплетений и технологию лоскутного шитья.
Учащиеся должны уметь:
- Спроектировать узор и произвести раскрой изделия по шаблонам;
- Изготавливать изделия, соблюдая технологическую последовательность.
- Основы художественной вышивки.
- Традиционные виды вышивки.
Виды вышивки. Ручная и машинная вышивка. Образцы.
- Инструменты и подготовка к вышивке.
Инструменты, приспособления и материалы. Форма пялец. Подготовка пялец к работе. Раскрой и обработка ткани. Поиск мотива.
- Разметка размера рисунка и способы перевода его на ткань.
Увеличение рисунка. Уменьшение рисунка. Нанесение рисунка на ткань специальным карандашом. Горячий способ. Наметка по кальке. Перевод рисунка по копировальной бумаге. Шаблоны из кальки.
- Подготовка нитей и закрепление их на ткани.
Виды нитей. Размер нити. Заготовка нити. Начало и конец работы. Узелковый и безузелковый способы закрепления нити.
- Технология выполнения простейших швов.
Шов «вперед иголку». Шнурочек. Веревочный шов. Шов «назад иголку». Стебельчатый шов. Гладь.
- Технология выполнения прямых стежков.
Разметка рисунка. Технология выполнения прямых стежков. Окончательная отделка образца изделия.
Учащиеся должны знать/понимать:
- Виды вышивки; материалы и инструменты, используемые в вышивке;
- Способы увеличения и уменьшения рисунка, перевода рисунка на ткань;
- Технологию выполнения простейших ручных и машинных швов.
Учащиеся должны уметь:
- Запяливать ткань в пяльца, переводить рисунок на ткань;
- Уменьшать и увеличивать рисунок, закреплять нить на ткани;
- Выполнять простейшие швы («вперед иголку», шнурочек, веревочка, стебельчатый, гладь).
Литература
Для учителя
- Афонькин С.Ю. Орнаменты народов мира. – Спб: Кристалл, 1998.
- Волшебные узоры из лоскутов, стежка. – М., 1997.
- Еременко Т.И., Забалуев Е.С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись – М.: высшая школа, 1992.
- Максимова М., Кузьмина М. Вышивка, первые шаги. – М.: Эксмо, 1997.
- Техника лоскутного шитья. – М.: Ниола-Тресс, 1997.
- Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 1979.
Для учащихся
- Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. – М., 2000.
- Еременко Т.И., Забалуев Е.С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.
- Максимова М., Кузьмина М. Вышивка, первые шаги. – М.: Эксмо, 1997.
- Сокольникова Н.М. Основы живописи. – М., 1999.
- Сокольникова Н.М. Основы композиции. – М., 1999.
Кожа: вторая жизнь вещей
Пояснительная записка
При изучении этого курса у учащихся формируется художественная и духовная культура, развивается художественно- творческая активность. Художественная деятельность учащихся находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. При знакомстве с декоративно-прикладным искусством, народными традициями осуществляется творческое развитие учащихся.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или в коммерческих целях. Очень важно при этом подобрать высокохудожественные объекты труда.
При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественная обработка кожи требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментами. Чтобы добиться высокой культуры труда, необходимо соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает у учащихся интерес к работе и приносит удовлетворение от результатов труда. Побуждает к последующей деятельности.
Настоящая программа предназначена для обучения учащихся старшей школы. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия выбираются учителем в соответствии со своими возможностями, материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся.
Цели курса:
- Сформировать у учащихся эстетическое отношение к труду;
- Подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве;
- Научить пользоваться инструментами, приспособлениями, приучать к бережливости;
- Учить видеть и ценить красоту вокруг.
Основные задачи:
- Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях;
- Формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
- Привитие любви к традиционным народным видам ремесел;
- Развитие художественных и творческих способностей учащихся.
Учащиеся должны знать/уметь:
- Познакомиться с материалом – кожей , ее свойствами;
- Расширить представление об области применения кожи;
- Обучиться простым навыкам работы с кожей;
- Применять инструменты, приспособления и инвентарь по назначению;
- Правила организации рабочего места и требования безопасности труда.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | ||
Лекции | Практика | Всего | ||
I | Охрана труда | 1 | - | 1 |
1.1 | Виды инструктажей и инструкции по ТБ | 1 | - | 1 |
II | Основы художественного проектирования изделий | 1 | - | 1 |
2.1 | Введение в предмет. Краткие исторические сведения. | 1 | - | 1 |
2.2 | Инструменты, материалы. Декор. | 1 | - | 1 |
III | Технология обработки. | 1 | 1 | 2 |
3.1 | Раскрой кожи. | 1 | 1 | 2 |
3.2 | Соединение деталей | 1 | 3 | 4 |
3.3 | Способы декоративной отделки | 1 | 3 | 4 |
3.4 | Виды обработки кожи: термическая и влажная | 1 | 2 | 3 |
IV | Дизайн- проекты | 1 | 1 | 2 |
4.1 | Украшения из кожи | 1 | 2 | 3 |
4.2 | Кожаная мозаика в украшениях | 1 | 2 | 3 |
4.3 | Изготовление цветов | 1 | 2 | 3 |
4.4 | Аппликация | 1 | 2 | 3 |
Итого: | 15 | 19 | 34 |
Содержание программы
I. Охрана труда
- Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности.
Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструкция по технике безопасности.
Учащиеся должны знать/понимать:
- Виды инструктажа;
- Инструкции по технике безопасности: работа с ножницами, с иглами, наперстком, ножом, пробойником, молотком.
Учащиеся должны уметь:
- Владеть безопасными приемами работы с инструментами, приспособлениями и инвентарем;
- Выполнять ручные, машинные работы с соблюдением требований безопасности труда.
II. Основы художественного проектирования изделий
- Введение в предмет. Краткие исторические сведения.
Какая бывает кожа, получение, применение. История развития кожевенной промышленности. На что годятся старые кожаные вещи.
- Инструменты, материалы, декор.
Инструменты для работы с кожей, а именно: нож-косяк, портновские ножницы, ножницы «зигзаг», шило, ручные иглы, наперсток, пробойник, молоток.
Нитки: хлопчатобумажные, капроновые или шелковые.
Клеи: «Момент», ПВА, резиновый.
Предметы декора: различные виды шнуров, оплеток, пуговиц, бусин и т.д.
Учащиеся должны знать/понимать:
- Ассортимент инструментов, материалов, декора;
- Организацию рабочего места при работе с кожей.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться инструментами и приспособлениями;
- Продумывать художественное решение будущего изделия.
III. Технология обработки
- Раскрой кожи.
Применение шаблонов для раскроя. Использование полезной площади кожи. Обмеловка. Раскрой элементов.
- Соединение деталей.
Шов вразворот. Шов встык. Шов внахлест. Клеевое соединение деталей. Оплетка.
- Способы декоративной отделки.
Продержки из узких ремешков.
- Виды обработки кожи: термическая и влажная.
«Поджаривание» деталей кроя. Влажное формование. «Жмурка». Интарсия. Батик.
Учащиеся должны знать/понимать:
- Методы раскроя кожи;
- Ниточное, клеевое соединения, а также с помощью фурнитуры;
- Способы маскировки потертостей декоративной отделкой;
- Способы термической и влажной обработки.
Учащиеся должны уметь:
- Экономично раскраивать кожу;
- Стачивать на швейной машине детали кроя. Производить клеевые и ручные работы;
- Владеть простейшими методами термообработки и сожмуривания кожи.
IV. Дизайн-проекты
- Украшения из кожи.
Составление плана работы. Самостоятельная практическая работа. Оценка работ и их обсуждение.
- Кожаная мозаика в украшениях.
Метод интарсии, основанный на инкрустации.
- Изготовление цветов.
Изготовление хризантемы в двух техниках. Изготовление кувшинки или розы.
- Аппликация.
Изготовление панно методом аппликации.
Учащиеся должны знать/понимать:
- Области применения кожи;
- Приемы обработки кожи;
- Организацию работы.
Учащиеся должны уметь:
- Самостоятельно составить план работы над изделием;
- Выполнить практическую работу;
- Защитить творческий проект.
Литература
1. Гулова Ф. Татарская национальная обувь. Казань, 1983.
2. Жукова О.Г. Кожа в умелых руках. М.: Знание, 1996.
3. Журнал «Сделай сам». № 4, 1991.
4. Журналы «Крестьянка», 1999.
Традиции русской народной культуры
Пояснительная записка
Своеобразие и индивидуальное лицо
культуры создается не путем самоограничений
и сохранения замкнутости, а путем постоянного
и требовательного по знания всех богатств, на-
копленных другими народами и культурами
прошлого. В этом жизненно важном для любой
культуры процессе особое значение имеет по-
знание и осмысление собственной старины,
истоков собственной национальной культуры.
Д.С. Лихачев
Программа элективного курса «Традиции русской народной культуры» представляет собой предметный курс, предназначенный для учащихся 9 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства русского народа. Старинная мудрость напоминает нам: « Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос в Конвекции о правах ребенка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребенок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29).
Цель курса: приобщение учащихся к народной культуре.
Основные задачи курса:
- Способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
- Способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
- Расширить словарный запас учащихся;
- Помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.
Программа элективного курса «традиции русской народной культуры» основана на единых подходах и принципах:
- Интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
- Использование разнообразных форм организации занятий;
- Развивающий характер обучения;
- Обеспечение психологического комфорта ребенка;
- Формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности,
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Практическая часть включает в себя навыки изготовления поделок и композиций.
Необходимо подчеркнуть значение взаимообогащения устного и декоративно-прикладного творчества. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей средой.
Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приемов.
Предполагаемые результаты:
- учащиеся приобретут знания по русской к народной культуре;
- повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;
- выявится интерес к изучению истории, художественно-прикладной деятельности, фольклорному искусству. Который способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |||
лекция | практика | экскурс. | другое | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | ||||
2 | Места проживания наших предков, строительство жилища | 2 | 1 | 1 | |||
3 | Быт и основные занятия русских людей | 2 | 1 | 1 | |||
4 | История народного костюма. Мужская и женская народная одежда. Обувь и головные уборы | 3 | 2 | 1 | Тест, кроссворд | ||
5 | Календарь. История времяисчисления | 1 | 1 | ||||
6 | Народные приметы | 1 | 1 | ||||
7 | Русские народные праздники | 1 | 1 | ||||
8 | Русские народные художественные промыслы | 10 | 4 | 6 | |||
9 | Русская народная игрушка | 2 | 2 | Выставка работ | |||
10 | Русские колокола и колокольчики. Русская тройка | 2 | 2 | ||||
11 | Русские народные песни | 1 | 1 | ||||
12 | Русские народные игры | 1 | 1 | Практическая работа | |||
13 | Обычаи и традиции русской семьи | 2 | 1 | 1 | Карточки с заданиями | ||
14 | Русские народные сказки, былины, предания | 2 | 1 | 1 | |||
15 | Из истории русской кухни. русский самовар и чаепитие на Руси | 2 | 1 | 1 | Кроссворд | ||
16 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Тест | |||
Итого | 34 | 16 | 13 | 1 | 4 |
Литература
- Александрова, Л.А. Деревянное зодчество Руси, - М.: Белый город, 2003. – 48с.
- Балашов, М.Е. Костюм Киевской Руси, - Спб.: Детство-Пресс, 2002. – 39 с.
- Блинова, Г.П. Русские народные праздники. – М.: Вузовская книга, 2000. – 168 с.
- Былины/ сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Советская Россия. – 1988. – 570 с.
- Иванова, Л.В. Ваша свадьба. – Смоленск: Русич, 1998. – 576 с.
- Криектов, А.Е. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2004. – 48 с.
- Легенды. Предания. Бывальщины / сост. Н.А. Криничная. –М.: Современник, 1989. – 287 с.
- Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Спб.: Детство-Пресс, 1998. – 300 с.
- Мы строим дом: книга о молодой семье / сост. В Крупин. – М.: Молодая гвардия, 1981. – 316 с.
- Русские сказочники / сост. Э.В. Померанцева. – М.: Просвещение, 1976. – 187 с.
- усов, В.В. Русская кухня. – М.: Планета, 1992. – 207 с.
- Журналы «Народное творчество».
Основы ландшафтного проектирования
Пояснительная записка
Благоустройство городов – одна из актуальных проблем современности. Для этого необходимо решать задачи по созданию благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности человека. Все более острой становится проблема создания экологически чистых городов. В решении этой задачи все большее значение приобретает внешнее благоустройство. Функционально-пространственная структура, предметное оборудование открытых территорий и ландшафтный дизайн. настоящая программа ориентационного курса по выбору предназначена для ознакомления 9-классников с профессией ландшафтного дизайнера (группа профессий «человек-природа». В связи с этим предполагается изучение основ ландшафтной архитектуры с целью сохранения и оздоровления среды, формирования условий, благотворно влияющих на психофизическое состояние человека, что очень важно для будущего поколения.
Программа рассчитана на 17 часов.
Цель программы: познакомить учащихся с профессией ландшафтного дизайнера и с основными принципами создания здоровых, целесообразных и благоприятных условий жизни городского населения с помощью ландшафтного проектирования.
Основными задачами курса «Основы ландшафтного проектирования» являются:
- Познакомить с понятием ландшафтной архитектуры, ее назначением и особенностями;
- Сформировать навыки работы по сбору и анализу данных о существующих условиях;
- Познакомить с основными правилами озеленения территорий; с ассортиментом зеленых насаждений, рекомендуемых для озеленения определенной местности; с типами и нормами зеленых насаждений;
- Дать представление об инженерном благоустройстве озелененных территорий;
- Способствовать творческой и исследовательской активности учащихся в учебном процессе, осознанному выбору профессии ландшафтного дизайнера.
В результате прохождения курса учащиеся должны знать:
- Элементы ландшафтного проектирования;
- Понятие ландшафтной архитектуры, ее назначение и особенности;
- Роль и систему зеленых насаждений в городе;
- Приемы ландшафтного проектирования; этапы озеленения территорий;
- Ассортимент, типы и нормы городских насаждений;
- Особенности инженерного благоустройства озелененных территорий;
- Перечень работ по озеленению;
- Особенности оборудования озелененных территорий.
Учащиеся должны уметь:
- Анализировать особенности территории, предназначенной для озеленения;
- Приводить примеры типов посадки деревьев, кустарников, газонов и вариантов цветочного оформления;
- Подбирать ассортимент деревьев и кустарников для конкретного населенного пункта;
- Размещать площадки и проектировать озеленение территорий в проектах.
Для реализации содержания обучения все теоретические материалы дополняются и закрепляются выполнением практических и исследовательских работ. Навыки и знания, приобретенные на занятиях, помогут учащимся создавать проекты по озеленению территорий и участвовать в их воплощении в действительность.
Для реализации содержания по данной программе применяются следующие методы обучения:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Объяснительно - иллюстративные.
Результатом обучения по данному курсу является проект по озеленению территории.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Ландшафтная архитектура и жилая среда | 3 |
2. | Основы проектирования элементов системы озеленения | 7 |
3. | Благоустройство и оборудование озелененных территорий | 7 |
Итого: | 17 |
Содержание программы
I. Ландшафтная архитектура
Роль зеленых насаждений в формировании жилой среды. Основные условия наибольшей степени комфорта среды, окружающей человека. Влияние зеленых насаждений на температурно - влажностный режим. Роль зеленых насаждений в процессе газообмена.
Использование зеленых насаждений для очищения жилой среды от пыли и газа. Эстетическое воздействие зеленых насаждений. Шумозащитные свойства зеленых насаждений. Система зеленых насаждений в городе, Насаждения общего и ограниченного пользования. Насаждения специального назначения.
Учащиеся должны знать:
- Понятие «ландшафтная архитектура»;
- Способность зеленых массивов снижать температуру в жаркое время;
- Способность зеленых насаждений улучшать состав воздуха с помощью горизонтального и вертикального проветривания;
- Влияние зеленых насаждений на ионизацию воздуха, на его состав (содержание бактерий, микроорганизмов, пыли, газа);
- Эстетическое воздействие зеленых насаждений на психологическое состояние человека;
- Особенность использования зеленых насаждений в качестве шумозащитных экранов;
- Варианты использования зеленых насаждений в инженерном благоустройстве;
- Применение зеленых насаждений в качестве архитектурно-планировочного элемента застройки;
- Основные системы зеленых насаждений.
II. Основы проектирования элементов системы озеленения
История возникновения садово-паркового искусства. приемы планировки и озеленения территорий. Стадии выполнения проекта озеленения территорий, Состав проекта озеленения.
Основной ассортимент зеленых насаждений, рекомендуемых к использованию в городской застройке. Типы и нормы городских насаждений. Озеленение городских объектов, территории жилой застройки.
Учащиеся должны знать:
- Основные приемы и стадии проектирования озеленения территорий;
- Исторические этапы развития ландшафтной архитектуры;
- Принципы подбора ассортимента деревьев и кустарников для конкретной климатической зоны, конкретного объекта, композиции;
- Виды газонов и цветочного оформления;
- Требования и рекомендации к озеленению различных объектов микрорайона.
Учащиеся должны уметь:
- Приводить примеры типов посадок деревьев, кустарников, газонов и вариантов цветочного оформления;
- Подбирать ассортимент деревьев и кустарников для конкретного населенного пункта;
- Размещать площадки и проектировать озеленение прилежащих территорий в проектах.
III. Благоустройство и оборудование озелененных территорий
Инженерное благоустройство озелененных территорий с учетом особенности местности. Комплекс работ по озеленению городских территорий. виды оборудования озелененных территорий.
Учащиеся должны знать:
- Факторы, влияющие на удобство пользования озелененными территориями и на нормальный рост растений;
- Особенности создания и эксплуатации озелененных территорий в новом строительстве и реконструкции;
- Правила подготовки территории и посадочного материала для озеленения;
- Агротехнические способы посадки и пересадки деревьев и кустарников;
- Рекомендации по устройству цветников, газонов, уход за ними;
- Специфику борьбы с болезнями и вредителями зеленых насаждений;
- Виды оборудования озелененных территорий в зонах отдыха, микрорайонах и на других территориях.
Литература
- Ландшафтный дизайн (журнал). 2004-2005.
- Любимая дача (журнал). 2004-2005.
- Мак-Кой П. Ландшафтная архитектура вашего сада. М.: РОСМЭН, 2001.
- Николаевская И. Благоустройство территорий. М., 2002.
- Русский ландшафтный дизайн (журнал). 2004-2005.
Основы художественного конструирования
Пояснительная записка
В последние годы изобретательский гений человека сделал колоссальные успехи в различных сферах человеческой деятельности. Эти достижения все в большей степени совершенствуются и вторгаются в область художественного конструирования. Возможно, в ближайшее время удастся реализовать изобретения, облегчающие процесс поиска, разработки и исполнения проектной идеи. Однако никакие научные и технические достижения не смогут заменить глаз и руку человека.
Такая убежденность не мыслима без умения изображать инструментами художественного конструирования проектную идею. Глаз и рука представляют единый аппарат, данный природой человеку для художественной практики. Ведь рука, ведомая подсознательными импульсами творческой личности, правит, корректирует то, что увидел глаз и задумал человек.
Программа «Основы художественного конструирования» обеспечивает развитие интеллектуальных и конструкторских способностей, способствует формированию творческого мышления. Она рассчитана на 17 часов.
Предварительная подготовка – знание теоретических основ рисунка, цветоведения, черчения, лепки, декоративно-прикладного искусства.
Цель: познакомить учащихся с основными принципами и способами художественного проектирования предметов, сформировать умения и навыки в художественном конструировании на основе бумажной пластики.
Задачи курса:
- Познакомить с принципами организации художественной целостности;
- Сформировать навыки поэтапного выполнения художественного проекта;
- Познакомить с основами композиции, формообразования, макетирования, повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления, пространственных представлений и художественно- конструкторских способностей;
- Способствовать развитию творческой активности.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны иметь представление:
- О принципах, этапах и современных тенденциях в художественном проектировании, об основных способах формообразования и методах макетирования;
Знать:
- Основные методы художественного проектирования;
- Основы композиции и формообразования для выполнения художественного проекта;
- Современные средства разработки художественных проектов;
- Основные принципы формообразования и стилизации форм;
- Правила создания макетов объектов на основе бумажной пластики;
Уметь:
- Выполнять поэтапно художественные проекты с учетом творческого замысла;
- Применять основные художественные выразительные средства на каждом этапе выполнения художественного проекта;
- Пользоваться выразительными возможностями языка форм;
- Пользоваться основами макетирования, используя необходимые знания по бумажной пластике.
Для реализации содержание обучения все теоретические материалы дополняются и закрепляются выполнением практических и исследовательских работ. При этом практическая деятельность должна преобладать над теоретическим методом обучения. Результатом обучения по данному курсу является разработка по предварительным эскизам объемно-пространственных композиций различного назначения.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их интереса к художественному проектированию рекомендуется в процессе обучения использовать просмотр образцов профессиональных художественных проектов различного назначения.
Использование при изучении макетирования бумажной пластики будет способствовать развитию памяти (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления), активизировать мыслительные процессы.
Для реализации содержания данной программы применяются следующие методы обучения:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Объяснительно-иллюстративные.
Результатом обучения по данному курсу является индивидуальный творческий учебный проект.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Основы художественного конструирования | 2 |
2. | Основы формообразования | 7 |
3. | Макетирование | 8 |
Итого: | 17 |
Содержание программы
I. Основы художественного конструирования
Этапы художественного проектирования (художественно- конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструкторский проект). Эскизная графика. Шаблоны. Выразительные средства в художественном конструировании различных этапах.
Особенности проектирования отдельных вещей. Основные выразительные средства.
Учащиеся должны знать:
- Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта);
- Художественно-конструкторский проект;
- Основные выразительные средства на различных этапах проектирования;
- Значение и язык эскизной графики;
- Особенности различных видов эскизной графики;
- Приемы эскизирования;
- Материалы для выполнения эскизов;
- Разработку шаблонов, трафаретов.
Учащиеся должны уметь:
- Поэтапно планировать выполнение художественного проекта;
- Применять основные выразительные средства на различных этапах художественного проектирования;
- Выбирать материалы для создания эскизов в соответствии с художественным замыслом проекта.
II. Основы формообразования
Общие понятия и представления о форме. Соотношение формы их признаки. Формообразующие, функциональные и эргономические требования и их учет в процессе конструирования. Линейные, плоскостные и объемные формы. Величина формы, ее размеры, положение в пространстве. Геометрическая основа формы предметов. Ограниченность и целостность формы. Зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкций и технологии производства. Экспрессивные и субъективные формы. Композиция объемных форм.
Учащиеся должны знать:
- Общие понятия и представления о форме;
- Признаки форм и их соотношение;
- Основные требования к формообразованию в процессе конструирования;
- Способы выражения экспрессивности создаваемых форм;
- Особенности проявления субъективности форм;
- Зависимость формы и предмета от используемых материалов;
- Виды и принципы стилизации форм.
Учащиеся должны уметь:
- Характеризовать формы существующих объектов;
- Выявлять признаки форм и их соотношения;
- Учитывать в процессе конструирования формообразующие, функциональные и эргономические требования;
- Создавать линейные, плоскостные и объемные формы различного типа.
III. Макетирование
Назначение макетирования. Виды макетов. Основные выразительные средства в макетировании. Характеристика инструментов и материалов, используемых для создания макетов различного назначения. Способы и методы макетирования. Бумажная пластика. Виды и особенности трансформации бумаги и способы соединения отдельных составляющих макета из бумаги.
Учащиеся должны знать:
- Способы моделирования;
- Особенности расчетно-графического метода;
- Особенности конструктивного метода;
- Способы создания муляжей и макетов;
- Особенности бумажной пластики;
- Классификацию бумаги по физическим и механическим свойствам;
- Безопасные приемы работы с инструментами, предназначенными для создания макетов;
- Виды и особенности трансформации бумаги;
- Способы соединения элементов в бумажной пластике.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять поэтапно макеты различного назначения;
- Использовать для создания образа наиболее приемлемые способы обработки бумаги;
- Создавать плоскостные, складчатые конструкции по предварительно созданным эскизам;
- Создавать объемные макеты на основе созданных разработок;
- Разрабатывать простые макеты и усложненные композиции в едином стиле.
Литература
- Аксенов К. Н. Рисунок. М., 1987.
- Алехин А.Д. Когда начинается художник. М., 1993.
- Беда Т.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1989.
- Гагарин Б.К. Конструирование из бумаги. Ташкент, 1998.
- Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника-оформителя, М., 1981.
- Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М.. 1982.
- Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1996.
- Энциклопедический словарь юного художника. М., 1983.
- Юный художник (журнал). 2004-2005.
Основы фитодизайна
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для профильного обучения учащихся старших классов по курсу: «Основы фитодизайна».
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Общее количество часов составляет 68. Распределение часов по темам и порядок их изучения может изменяться в зависимости от подготовки учащихся.
Особенностью программы является то. Что в ней основное внимание уделяется изучению современных технологий изготовления цветочных аранжировок. Это позволяет старшеклассникам осуществить профессиональные пробы, оценить свои возможности и сделать обоснованный выбор профессии.
Целью обучения по данной программе является ускоренное приобретение учащимися специальных знаний, умений и навыков в области флористики.
В процессе обучения по программе «Основы фитодизайна» должны быть решены следующие задачи:
- Формирование политехнических и специальных технологических знаний;
- Развитие познавательно-трудовой активности, профессиональной мобильности учащихся;
- Осуществление профессионального самоопределения в условиях рынка труда и профессий;
- Формирование творческой личности, развитие эстетического чувства у учащихся;
- Овладение начальными профессиональными навыками в искусстве составления цветочных композиций.
Школьникам предлагается для изучения содержание следующих понятий и процессов:
- Выбор профессии, профессиональная карьера, трудоустройство;
- История искусства аранжировки цветов;
- Виды материалов и инструментов для работы с цветами;
- Композиционные средства выражения;
- Виды цветочных композиций;
- Особенности западной и восточной школ аранжировки цветов.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- Осуществлять сбор и заготовку материалов, необходимых для изготовления флористических композиций;
- Составлять различные виды цветочных аранжировок;
- Отличать икебану от композиции, выполненной по западной школе аранжировки цветов;
- Изготавливать цветы из ткани и применять их в аранжировках.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Введение в фитодизайн | 2 |
2. | История становления аранжировки цветов | 4 |
3. | Композиционные средства выражения | 4 |
4. | Западная школа аранжировки цветов | 8 |
5. | Сухоцветы | 12 |
6. | Новогодние композиции | 4 |
7. | Цветы из ткани | 18 |
8. | Восточная школа аранжировки цветов | 10 |
9. | Изготовление изделий по эскизам | 6 |
Итого: | 68 |
Содержание программы
- Введение в фитодизайн
Выбор профессии. Пути получения профессии. Образование. Материалы, инструментарий. Техника безопасности.
Учащиеся должны знать:
- Особенности курса «Основы фитодизайна»;
- Перечень материалов и инструментов, необходимых для работы;
- Безопасные приемы труда;
- Значение трудовой дисциплины.
Учащиеся должны уметь:
- Рационально организовывать свое рабочее место;
- Соблюдать правила безопасности труда.
II. История становления аранжировки цветов
Периоды становления аранжировки цветов. Характеристика каждого периода.
Учащиеся должны знать:
- Периоды становления аранжировки цветов;
- Характерные черты каждого этапа становления аранжировки цветов;
Учащиеся должны уметь:
- По характерным особенностям определять этап в истории становления аранжировки цветов.
III. Композиционные средства выражения
Композиция. Основные правила и приемы построения композиции. Линия. Точка. Масса. Форма. Контраст. Пропорции.
Учащиеся должны знать:
- Определение композиции;
- Правила и приемы построения композиций;
- Основные элементы композиционных средств выражения: линия, точка, масса, форма, цвет, контраст, пропорции.
Учащиеся должны уметь:
- Использовать элементы композиционных средств выражения в составлении цветочных аранжировок.
IV. Западная школа аранжировки цветов
Традиции западной школы. Способы обработки растительного материала. Способы крепления растений в контейнерах. Виды аранжировок: букет, бутоньерка, композиция в корзине.
Учащиеся должны знать:
- Отличительные черты западной школы аранжировки цветов;
- Требования к обработке растительного материала4
- Способы крепления растений;
- Технологию изготовления букета, бутоньерки, композиции в корзине.
Учащиеся должны уметь:
- Осуществлять обработку растительного материала согласно требованиям;
- Ориентироваться в выборе средств крепления растений в композиции;
- Изготавливать букет, бутоньерку, композицию в корзине.
V. Сухоцветы
Ассортимент растений. Сбор, Способы высушивания. Хранение сухоцветов. Виды аранжировок: композиции на рамке, европейское дерево, гирлянда, венок.
Учащиеся должны знать:
- Ассортимент растений, пригодных для высушивания;
- Способы высушивания растительного материала;
- Правила хранения сухоцветов;
- Технологию изготовления композиции на рамке, бонсая, гирлянды, венка.
Учащиеся должны уметь:
- Выбирать оптимальные способы высушивания растений;
- Сохранять высушенный растительный материал;
- Изготавливать согласно технологии композицию на рамке, бонсай, европейское дерево, гирлянду, венок.
VI. Новогодние композиции
Основные принципы установки новогодней композиции. Выбор средств аранжировки. Техника изготовления настольной новогодней композиции.
Учащиеся должны знать:
- Основные принципы установки новогодней композиции;
- Технику изготовления настольной новогодней композиции.
Учащиеся должны уметь:
- Выбирать оптимальные средства аранжировки;
- Изготовить настольную композицию.
VII. Цветы из ткани
Понятие «искусственные цветы». Назначение цветов из ткани. Инструменты и принадлежности. Основные приемы изготовления цветов. Технология изготовления мака, ромашки, василька, нарцисса.
Учащиеся должны знать:
- Понятие и назначение искусственных цветов;
- Перечень и применение инструментов;
- Виды тканей .пригодных для данного вида работы;
- Приемы изготовления деталей цветов;
- Технологию изготовления мака, ромашки, василька, нарцисса.
Учащиеся должны уметь:
- Выбирать виды тканей, необходимые для изготовления искусственных цветов;
- Подготавливать ткани к работе;
- Изготавливать мак, ромашку. Василек. Нарцисс из ткани.
VIII. Восточная школа аранжировки цветов
Понятие икебаны. История. Стили. Школы. Школа Согэцу.
Учащиеся должны знать:
- Понятие икебаны;
- Стили икебаны;
- Школы икебаны;
- Позиции кензана;
- Основные элементы икебаны.
Учащиеся должны уметь:
- Ставить кензан в определенную композицию;
- Ставить композицию на кензан по западной учебной форме.
IX. Изготовление изделия по эскизам
Выбор видов изделий. Подготовка эскизов. Поиск нужного материала. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Понятие эскиз;
- Виды, формы изделий;
- Композиционные средства выражения.
Учащиеся должны уметь:
- Нарисовать эскиз изделия;
- Подобрать необходимые растительные и декоративные материалы;
- Изготовить изделие.
Литература
Для учителя:
- Володина Н. К цветку цветок. Спб.: Лениздат, 1993.
- Козинкина Е. Цветы из ткани. М., 1994.
- Осипова Н. В. Искусство флориста- дизайнера. М., 1996.
- Осипова Н. В. Цветов таинственная сила. М.: Панорама, 1993.
- Шмидт И. Букеты, венки, гирлянды. СПб., 1913.
- энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1993.
Для учащихся:
- Золотницкий Н. Цветы в легендах и преданиях. Киев, 1994.
- Новикова Е. Вдохновение. Минск, 1994.
- Суханова Н. вторая жизнь цветов. М.: Колос, 1994.
- Сухорукова Д. Искусство делать цветы. М., 1994.
Графический дизайн
Пояснительная записка
Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры. Овладев базовым курсом, школьники должны научиться понимать язык дизайна и его средства – графику и объемную пластику, виды и этапы проектирования, порядок (алгоритм) дизайн-проекта, структуру процесса дизайна и его основные принципы.
Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.
Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.
В процессе изучения курса «Графический дизайн», учащиеся научатся аккуратно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты, владеть наиболее простыми приемами работы с красками.
Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных графических работ. Конкретный материал подбирает учитель, руководствуясь данным в программе примерным распределением часов. Очередность и сроки выполнения работ также определяет учитель.
В процессе обучения необходимо использовать учебные наглядные пособия: таблицы, модели, детали, различные изделия, чертежи, а также современные технические средства.
Все графические работы нужно выполнять с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартами.
При обучении графической грамоте учителю следует обратить особое внимание на гуманизацию учебного процесса, на создание обучающей деятельностно-творческой среды, где система «Знания, умения, навыки» рассматривается не как цель, а как средство развития личности обучаемого, его творческого потенциала.
Оптимальным условием обучения является гармония политехнической, эстетической и гуманитарной направленности обучения, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние способности учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Лекции | Практика | ||
1. | Введение | 1 | |
2. | Дизайн-техника графики | 2 | 5 |
3. | Шрифты и шрифтовые работы | 1 | 3 |
4. | Перспектива | 1 | 3 |
5. | Цветоведение | 2 | 2 |
6. | Композиция | 3 | 3 |
7. | Форма и формообразование | 1 | 2 |
8. | Дизайн как последовательно развивающийся творческий процесс проектирования | 2 | 1 |
9. | Обобщение знаний | 1 | 1 |
Итого: | 14 | 20 |
Содержание программы
1. Введение
Знакомство с графическим дизайном: что такое графический дизайн. Краткая история графического дизайна. Сферы применения графического дизайна в жизни и деятельности человека.
Учащиеся должны знать:
- Понятие «графический дизайн»;
- Краткую историю развития графического дизайна.
Учащиеся должны уметь:
- Показать на примерах сферу применения графического дизайна в жизни и деятельности человека.
2. Дизайн – техника графики
Краткий обзор простейших приемов дизайн-техники графики, общие понятия о дизайн-технике графики и ее определение. Основные инструменты, основные материалы, используемые графическими дизайнерами.
Виды графики. Черно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки. Тоновая графика – отмывка. Работа цветом: отмывка, ретушь, лессировка, имитация цвета и текстуры материала. Аппликация.
Учащиеся должны знать:
- Определение дизайн-техники графики;
- Виды графики;
- Основные инструменты и материалы.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться инструментами графика-дизайнера;
- Правильно выбирать вид графики;
- Работать с цветом.
3. Шрифты и шрифтовые работы
Краткая история шрифта. Основные виды шрифтов и их классификация.
Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по характеристикам. Требования. Предъявляемые к шрифту: удобочитаемость, красота, простота выполнения, единство стиля, соответствие содержанию (виды шрифтов: антиква, рубленые, брусковые, чертежные и др.)
Техника исполнения шрифтов – пером (редис, рондо, плакатное), кистью, с использованием трафаретов.
Шрифтовые надписи и композиции. Эстетические и функциональные требования к шрифтам и шрифтовым композициям. Шрифт и цвет;. Шрифт и оптические иллюзии. Исторические и национальные особенности шрифтовых надписей и композиций.
Учащиеся должны знать:
- Основные виды шрифтов и их классификацию;
- Требования, предъявляемые к шрифтам;
- Технику исполнения шрифтов;
- Шрифт и цвет, шрифт и оптические иллюзии.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять различные виды шрифтов: антиква, рубленые, брусковые, чертежные и др.;
- Выполнять шрифты в различных техниках: пером, кистью, с помощью трафаретов;
- Применять цвет и использовать оптические иллюзии.
4. Перспектива
Общие понятия о перспективе. Основные элементы аппарата перспективы. Основные способы построения перспективы: способ архитекторов; способ перспективной сетки, способ следа луча. Основные приемы построения перспективы: прием «боковой стенки» и перспективных делительных масштабов. Выбор наиболее рационального приема или способа построения перспективы в зависимости от объекта.
Выбор оптимальной точки зрения. Особенности зрительного восприятия изображения и перспективные искажения.
Классификация перспективных изображений в зависимости от высоты горизонта и ракурса.
Общее знакомство со стереоскопическими изображениями.
Учащиеся должны знать:
- Основные способы построения перспективы;
- Основные приемы построения перспективы;
- Выбор оптимальной точки зрения;
- Классификацию перспективных изображений в зависимости от высоты горизонта и ракурса.
Учащиеся должны уметь:
- Строить перспективу способом архитекторов, способом перспективной сетки, способом следа луча;
- Использовать приемы построения перспективы: прием «боковой стенки», прием перспективных длительных масштабов.
5. Цветоведение
Свет и цвет – основные понятия. Цвета ахроматические и хроматические. Основные цвета. Круг естественных цветов ( по Гете; по Оствальду). Цвета теплые и холодные. Контраст и нюанс цветов. Дополнительные цвета. Цветовая гармония – правила определения гармоничных цветов (двух, трех, четырех). Цветовой тон, насыщенность и светлота. смешение красок. Оптическое смешение цветов. Психофизиологическое воздействие цветов на человека. Основные правила оформления (цветового решения) интерьера жилища в городе, в сельской местности.
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия света и цвета;
- Цветовой круг, цветовую гармонию;
- Психофизическое воздействие цвета на человека.
Учащиеся должны уметь:
- Определять теплые и холодные тона;
- Определять гармоничные цвета;
- Производить смешение цветов.
6. Композиция
Основные понятия и определения. Главные законы композиции. Свойства и качества композиции. Средства композиции. Композиционные приемы. Виды и типы композиции. Гармонические прогрессии, ряд Фибоначчи, золотое сечение. Роль композиции в эстетическом восприятии объектов материального мира вещей. Роль законов композиции в качественной оценке дизайна промышленных и художественных изделий.
Учащиеся должны знать:
- Свойства и средства композиции;
- Главные законы композиции.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнить цветовую композицию по авторскому эскизу.
7. Форма и формообразование
Основные понятия и определения. Выразительность формы и внешний вид (стайлинг) изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм: масса, величина, геометрический вид, положение в пространстве. Графические приемы усиления визуально-эстетического воздействия формы. Графические приемы отображения формы на плоскости. Эмоциональное воздействие формы. Визуальная целостность формы. Тектоника формы и технологии изготовления изделий. Формы и стиль. Формы и мода.
Учащиеся должны знать:
- Понятие формы;
- Графические приемы отображения формы на плоскости;
- Основные свойства объемно-пространственных форм.
Учащиеся должны уметь:
- Изготовить объемно-пространственную композицию.
8. Дизайн как последовательно развивающийся творческий процесс проектирования
Язык дизайна и его средства – графика и объемная пластика. Виды и этапы дизайн-графики – набросок (кроки), эскиз, эскиз-рисунок, чистовой эскизный проект. Виды и этапы объемного проектирования (в том числе и плоскостного) – эскизное макетирование, имитирующее макетирование и моделирование, натурный макет. Изделие. Маркетинг, Порядок (алгоритм) дизайн-проекта, структура процесса дизайна и его основные принципы.
Учащиеся должны знать:
- Язык и средства дизайна;
- Виды и этапы дизайн-графики;
- Виды и этапы объемного проектирования.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнить дизайн-проект на примере художественных и технических изделий, изготовление которых посильно для учащихся.
9. Обобщение знаний
Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся ( в том числе и творческих).
Литература
Для учителя:
- Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 1996.
- Павлова А.А., Корзинова Е. И. Графика в средней школе: Пособие для учителей графики. – М.: Владос, 1999.
- Степакова В.В. методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 2001.
Для учащихся:
- Павлова А.А., Корзинова Е. И. Графика и черчение. – М.: Владос, 2000.
- Словарь – справочник по черчению/ В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Алхименок и др. – М.: просвещение, 1999.
- Технология профессионального успеха: Учебн./ под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001.
- Черчение: Учебник/ Под ред. В.В. Степаковой. – М.: Просвещение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/03/picture-1547.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/14/picture-175368-1431584351.jpg)
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-202228-1360676879.jpg)
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-600876-1426415991.jpg)
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...