Моделирование передника 5 класс.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Конспект урока в 5 классе "Моделирование передника" с учетом требований ФГОС и технологической картой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ учитель технологии  ГБОУ гимназия № 45 - Алексюк О.Н.

Тема урока: «Моделирование передника»

 Практическая работа: «Моделирование  передника»

 Задачи

Обучающие:                                                                                                       

формировать знания и умения моделировать, научить создавать новые

фасоны передников)

 Воспитывающие:  

воспитывать чувство ответственности за свою работу, культуру труда, технологическую культуру.

Развивающие:                                                                                                          

 учить видеть в модели готовое изделие,

развивать абстрактное мышление,

побуждать к творчеству,

развивать наглядно-образное мышление,

развивать общеучебные умения, логическое мышление, память

Образовательные технологии, используемые на уроке:

-дифференцированное обучение, моторно-тренировочная система обучения, практические методы обучения, решение технических и технологических задач, обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами, метод проектов (поисковый, конструкторский этап)

Средства обучения:

Учебные :                                                                                                           

  учебник Технология 5 класс под ред. О.А.Кожиной, изд. Дрофа, М., 2014г

  Наглядные:                                                                                                       

манекены,  презентация (слайды) – таблицы по  «Моделированию» и «Конструированию», образцы моделей фартука в М 1:1 и в М 1:4, швейные изделия–  фартуки.                                                      

 Раздаточные:                                                                                                  

Пакеты трафаретами деталей основы выкройки передника М1: 4, клей, цветная бумага, альбомные листы, ножницы, линейки, ластики, коробочки  для отходов, обложка “Журнал мод”, образец макета передника на листе А 4, инструкционные карты: «Моделирование»

ТСО - видеопроектор, компьютер, слайды с 1 по 25.

Литература к уроку:

Белова Г.И., МДО МИОО Планирование занятий по технологии в 5-8 классах для учителей.

Технология поурочные планы (вариант для девочек) .  

Технологическая карта урока технологии в 5 классе «Моделирование передника».

Цели деятельности педагога

Формировать  знания о простейших способах моделирования и умения моделирования передника (отделка, изменение формы деталей фартука). Воспитывать творческий подход, развивать интерес к моделированию, расширить кругозор;  развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание; воспитывать аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы.

Тип урока

Открытия нового знания.  (Вид урока: смешанного типа).

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

Моделирование, конструирование, базовое лекало, основа выкройки передника, масштаб, изменение фасонных линий на базовом чертеже фартука (передника)

Образовательные ресурсы

festival.1september.ru/articles/594331/

Наглядно-демонстрационный материал

Учебник, манекены,  презентация (слайды) – таблицы по  «Моделированию» и «Конструированию», образцы моделей фартука в М 1:1 и в М 1:4, швейные изделия–  фартуки.                                    

Материально-техническое обеспечение

Тетрадь, лист А4, шаблоны основы передника в М 1:4,  ножницы, клей, цветная бумага.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.

Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; узнавать и называть технологические приемы изменения основы выкройки передника; понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах.

Метапредметные:

познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность, представленную в учебнике и в презентации; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Организационная структура урока

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на уроке

 

Универсальные учебные действия

 

Промежуточный контроль

1. Организационный момент

(1 мин)

Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Фронтальная

Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

 способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Устные ответы

2.

Постановка учебной задачи

(4 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

2. Повторение (слайд №2).

-Назовите основные конструктивные линии

-Назовите основные конструктивные линии чертежа выкройки передника? (горизонтальные: линия груди, линия талии, линия низа; вертикальные: линия середины переда, линия бока).

-Через какие точки проходит линия середины или сгиба? (ГКТН).

Перечислите детали,  из которых состоит передник  

(нагрудник, нижняя часть, карман, пояс, бретель).

Подводит обучающихся к цели занятия:

Слушают учителя

Беседуют с учителем

Фронтальная

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3.

Освоение нового материала

(15 мин)

Словесно-иллюстративный рассказ «Моделирование»

Работа с учебником (с. 160). Просмотр презентации

Термин “Моделирование” происходит от слова “Модель”. Как вы думаете, что это слово обозначает? (слайд№3). Модель – это образец, создаваемый художниками.

(Слайд № 4). Что такое “моделирование” прочитаем все вместе.

 (Моделирование – это процесс нанесения фасонных линий на основу выкройки в соответствии с выбранной моделью.)

Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы передников. Делятся впечатлениями

Записывают в тетрадь определение

фронтальная

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Регулятивные:

умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике

Личностные:

 проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относятся к чужому труду

Устные ответы, запись в тетради

4. Инструктаж

(4 минут)

5.Выполнение моделирования в группе

(10 минут)

Сейчас все вы художники – модельеры. Будете создавать свои модели передников. (Слайд№5).

Фасоны могут быть такими как на образцах и на экране. Обратите внимание на то, как изменена форма нижней части, нагрудника, карманов. Можно без нагрудника и с цельнокроеным нагрудником.

(Слайд№6) передник – это рабочая одежда не только для девочек, но и для мальчиков.

Форма деталей передника может быть различной: (слайд№7, №8, №9).

Такой или другой может быть форма нижней части, нагрудника и карманов. Сейчас вы будете не просто придумывать модели, а делать их макеты. (Показ образца макета модели).

Фронтальная

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике

Личностные:

 проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относятся к чужому труду

Устные ответы

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к выполнению практического задания самостоятельно.

Задание: измените конструкцию основы передника (базового лекала согласно модели фартука на доске).

Контролирует правильность выполнения задания

Выходят к доске и согласно вывешенным на доске образцам моделей фартука изменяют базовое лекало. Дети в классе комментируют правильно ли сделали изменения или нет

 групповая

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя

Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных моделей в процессе их рассмотрения, делать выводы

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу

 Самоконтроль, устные ответы

 6.Физкультминутка

Внедрять ЗОЖ

Перед тем как приступить к работе, проведём производственную гимнастику. (Проводит физкультминутку)

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревце.
Ветер тише, тише, тише,
Деревце всё выше, выше.

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные:

 положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

4.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(7 мин + 20 мин + 4 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Практическая работа №1

 

 Практическая работа №2

 

Практическая работа №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Практическая работа № 4

Организация рабочего места

 

Практическая работа

Рассмотрите трафареты в конвертах. На экономно сложенном листе цветной бумаги обвести, совмещая линию сгиба с серединой детали, нижнюю часть, нагрудник, карманы. Нанести фасонные линии. Вырезать детали по новым линиям. Наклеить модель на альбомный лист.

Повторим правила безопасной работы с ножницами, бумагой и клеем.

Девиз нашего урока пословица:  “Голова подскажет – руки сделают”. Прочитаем все вместе. Работайте.

Нанесите линии фасона (моделирования) фартука на детали базового лекала в соответствии с данной формой кармана.

Нарисуйте эскиз передника.

По эскизу передника нанесите линии моделирования на детали базового лекала.

Инструкционная карта №1

  1. Разработайте фасон передника
  2. Вырежьте лекало изделия из цветной бумаги
  3. Внесите в них изменения в соответствии с выбранным фасоном
  4. Оформите передник декоративными элементами (если это нужно)
  5. Приклейте на альбомный лист.

Инструкционная карта № 2

Расчет количества ткани на изготовление передника

 При ширине ткани 80-100 см Ди +60 см

При ширине ткани 140-150 см Ди (длина нижней части)

Задание:

Рассчитайте количество ткани для изготовления передника. 

Проверяет организацию рабочего места

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

Организуют рабочее место

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

Индивидуальная 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные:

ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные:

сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке

 

 

 

 Познавательные:

умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные:

ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные:

сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль, взаимоконтроль. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка работы в тетради 

 

5.

Рефлексия деятельности

(итог урока 10мин )

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:

 1) Что такое «модель»?

2) Что такое «моделирование»?

3) Какие способы моделирования вы знаете (сегодня узнали)?

Рассматривают итоги практической работы, оценивают их.

Фронтальная

Личностные: 

сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников

Регулятивные:

оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных практических работах

Коммуникативные:

умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

 

Оценивание работы одноклассниц на уроке.

 Устные ответы.

Уборка рабочих мест (5 мин)

Прививать аккуратность

Помогает, контролирует уборку.

 

Убирают рабочие места

Индивидуальная

Личностные: 

сориентированы на уважительное отношение к труду уборщиц

Коммуникативные: помогают одноклассницам

 

Домашнее задание

Развивать внимательность.

Объясняет задание

§22 стр. 165

 На следующий урок ученицы приносят ткань для передника и выкройку с нанесёнными изменениями (по желанию).

Слушают учителя

фронтальная

Творческое задание (на дом)

Проектная деятельность

Создание новой модели фартука. С.165

Выполняют по желанию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструирование и моделирование. передника 5 класс

Слайд 2

Конструирование построение чертежа выкройки изделия Описание модели Фартук Хлопчатобумажный Прямой формы Отрезной по линии талии С мягкими складками по талии С накладными карманами По линии талии завязывается на пояс Нагрудник с бретелями

Слайд 3

Конструктивные линии фигуры человека Линия середины спины Линия шеи Линия груди Линия талии Линия бедер Линия низа Линия бока Линия середины переда

Слайд 4

Б3 Б Чертеж передника М1:4 бретель Б1 Б2 П П1 П3 П2 пояс карман Н1 Н T 2 T T 1 Г Г1 К2 К4 К3 К1 нижняя часть передника нагрудник Линия груди Линия талии Линия низа Линия бока Линия середины переда

Слайд 5

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРЕДНИКА нанесение линий фасона на детали базового лекала. (-процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью)

Слайд 6

СПОСОБЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ 1. Изменение конструкции базового лекала (изменение чертежа базовой выкройки). 2.Художественная отделка (оборки, аппликации, кружева, вышивка и т.п.). ДЕТАЛИ ИЗДЕЛИЯ ДОЛЖНЫ СОЧЕТАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ПО ФОРМЕ (ЦВЕТУ).

Слайд 7

Техническое моделирование. Модель 1

Слайд 9

Техническое моделирование. Модель 2

Слайд 11

Техническое моделирование. Модель 3

Слайд 13

Техническое моделирование. Модель 4

Слайд 15

Модели фартуков

Слайд 16

Моделирование фартука модель1 отрезать отрезать

Слайд 17

Моделирование фартука модель2 отрезать отрезать

Слайд 18

Моделирование фартука модель 3 отрезать отрезать

Слайд 19

Моделирование фартука модель4 отрезать отрезать

Слайд 20

Моделирование фартука модель5 отрезать отрезать

Слайд 21

Моделирование фартука модель 6 отрезать отрезать отрезать

Слайд 22

Моделирование фартука придумайте свою модель

Слайд 23

Моделирование фартука процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью Инструкционная карта Обвести карандашом шаблон фартука Нанести изменения выкройки на шаблоне, в тетради Изменить выкройку в соответствии с моделью Приклеить измененную выкройку в тетрадь, долевая строго вертикальная Выполнить эскиз полученной модели

Слайд 24

Моделирование фартука Вопросы для повторения Назовите срезы фартука Линия низа Линия талии Боковой срез Линия середины 1 2 3 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическеое моделирование 7 класс

Курс математического моделирования рассчитан на 35 часов. Дополнительное образование к основному курсу математика....

Раздаточный материал Конструирование, моделирование 7 класс

Материал можно использовать на уроке при закреплении, проверке качества знаний по теме конструирование, моделирование...

Самостоятельная работа "Формализация и моделирование" 9 класс

Самостоятельная работа "Формализация и моделирование" 9 класс...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Моделирование передника

На окрытыом уроке в 5 классе был представлен опыт работы по системно-деятельностному подходу в обучении.Действия учителя на уроке: главное-дети.Обсуждала цели урока вместе с детьми: что главное? Как б...

Презентация по теме "Моделирование" 9 класс

Презентация для первого урока по теме "Моделирование" в 9 классе (УМК Н.Д. Угриновича)...