УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ учитель технологии ГБОУ гимназия № 45 - Алексюк О.Н. Тема урока: «Моделирование передника» Практическая работа: «Моделирование передника» Задачи Обучающие: формировать знания и умения моделировать, научить создавать новые фасоны передников) Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за свою работу, культуру труда, технологическую культуру. Развивающие: учить видеть в модели готовое изделие, развивать абстрактное мышление, побуждать к творчеству, развивать наглядно-образное мышление, развивать общеучебные умения, логическое мышление, память Образовательные технологии, используемые на уроке: -дифференцированное обучение, моторно-тренировочная система обучения, практические методы обучения, решение технических и технологических задач, обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами, метод проектов (поисковый, конструкторский этап) Средства обучения: Учебные : учебник Технология 5 класс под ред. О.А.Кожиной, изд. Дрофа, М., 2014г Наглядные: манекены, презентация (слайды) – таблицы по «Моделированию» и «Конструированию», образцы моделей фартука в М 1:1 и в М 1:4, швейные изделия– фартуки. Раздаточные: Пакеты трафаретами деталей основы выкройки передника М1: 4, клей, цветная бумага, альбомные листы, ножницы, линейки, ластики, коробочки для отходов, обложка “Журнал мод”, образец макета передника на листе А 4, инструкционные карты: «Моделирование» ТСО - видеопроектор, компьютер, слайды с 1 по 25. Литература к уроку: Белова Г.И., МДО МИОО Планирование занятий по технологии в 5-8 классах для учителей. Технология поурочные планы (вариант для девочек) .
Технологическая карта урока технологии в 5 классе «Моделирование передника». Цели деятельности педагога | Формировать знания о простейших способах моделирования и умения моделирования передника (отделка, изменение формы деталей фартука). Воспитывать творческий подход, развивать интерес к моделированию, расширить кругозор; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание; воспитывать аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы. | Тип урока | Открытия нового знания. (Вид урока: смешанного типа). | Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная. | Основные понятия и термины | Моделирование, конструирование, базовое лекало, основа выкройки передника, масштаб, изменение фасонных линий на базовом чертеже фартука (передника) | Образовательные ресурсы | festival.1september.ru/articles/594331/ | Наглядно-демонстрационный материал | Учебник, манекены, презентация (слайды) – таблицы по «Моделированию» и «Конструированию», образцы моделей фартука в М 1:1 и в М 1:4, швейные изделия– фартуки. | Материально-техническое обеспечение | Тетрадь, лист А4, шаблоны основы передника в М 1:4, ножницы, клей, цветная бумага. | Планируемые образовательные результаты | Личностные: будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни. Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; узнавать и называть технологические приемы изменения основы выкройки передника; понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах. Метапредметные: познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность, представленную в учебнике и в презентации; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Организационная структура урока Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль | 1. Организационный момент (1 мин) | Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | Устные ответы | 2. Постановка учебной задачи (4 мин) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | 2. Повторение (слайд №2). -Назовите основные конструктивные линии -Назовите основные конструктивные линии чертежа выкройки передника? (горизонтальные: линия груди, линия талии, линия низа; вертикальные: линия середины переда, линия бока). -Через какие точки проходит линия середины или сгиба? (ГКТН). Перечислите детали, из которых состоит передник (нагрудник, нижняя часть, карман, пояс, бретель). Подводит обучающихся к цели занятия:
| Слушают учителя Беседуют с учителем | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | 3. Освоение нового материала (15 мин) | Словесно-иллюстративный рассказ «Моделирование» Работа с учебником (с. 160). Просмотр презентации | Термин “Моделирование” происходит от слова “Модель”. Как вы думаете, что это слово обозначает? (слайд№3). Модель – это образец, создаваемый художниками. (Слайд № 4). Что такое “моделирование” прочитаем все вместе. (Моделирование – это процесс нанесения фасонных линий на основу выкройки в соответствии с выбранной моделью.)
| Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы передников. Делятся впечатлениями
Записывают в тетрадь определение | фронтальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относятся к чужому труду | Устные ответы, запись в тетради | 4. Инструктаж (4 минут)
5.Выполнение моделирования в группе (10 минут) |
| Сейчас все вы художники – модельеры. Будете создавать свои модели передников. (Слайд№5). Фасоны могут быть такими как на образцах и на экране. Обратите внимание на то, как изменена форма нижней части, нагрудника, карманов. Можно без нагрудника и с цельнокроеным нагрудником. (Слайд№6) передник – это рабочая одежда не только для девочек, но и для мальчиков. Форма деталей передника может быть различной: (слайд№7, №8, №9). Такой или другой может быть форма нижней части, нагрудника и карманов. Сейчас вы будете не просто придумывать модели, а делать их макеты. (Показ образца макета модели). |
| Фронтальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относятся к чужому труду | Устные ответы | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к выполнению практического задания самостоятельно. | Задание: измените конструкцию основы передника (базового лекала согласно модели фартука на доске). Контролирует правильность выполнения задания | Выходят к доске и согласно вывешенным на доске образцам моделей фартука изменяют базовое лекало. Дети в классе комментируют правильно ли сделали изменения или нет | групповая | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных моделей в процессе их рассмотрения, делать выводы Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу | Самоконтроль, устные ответы | 6.Физкультминутка
| Внедрять ЗОЖ | Перед тем как приступить к работе, проведём производственную гимнастику. (Проводит физкультминутку) Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревце. Ветер тише, тише, тише, Деревце всё выше, выше.
| Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
| 4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (7 мин + 20 мин + 4 мин) Практическая работа №1
Практическая работа №2
Практическая работа №3
Практическая работа № 4
| Организация рабочего места Практическая работа Рассмотрите трафареты в конвертах. На экономно сложенном листе цветной бумаги обвести, совмещая линию сгиба с серединой детали, нижнюю часть, нагрудник, карманы. Нанести фасонные линии. Вырезать детали по новым линиям. Наклеить модель на альбомный лист. Повторим правила безопасной работы с ножницами, бумагой и клеем. Девиз нашего урока пословица: “Голова подскажет – руки сделают”. Прочитаем все вместе. Работайте. Нанесите линии фасона (моделирования) фартука на детали базового лекала в соответствии с данной формой кармана.
Нарисуйте эскиз передника.
По эскизу передника нанесите линии моделирования на детали базового лекала. Инструкционная карта №1 - Разработайте фасон передника
- Вырежьте лекало изделия из цветной бумаги
- Внесите в них изменения в соответствии с выбранным фасоном
- Оформите передник декоративными элементами (если это нужно)
- Приклейте на альбомный лист.
Инструкционная карта № 2
Расчет количества ткани на изготовление передника При ширине ткани 80-100 см Ди +60 см При ширине ткани 140-150 см Ди (длина нижней части)
Задание: Рассчитайте количество ткани для изготовления передника. | Проверяет организацию рабочего места Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности
| Организуют рабочее место Выполняют задание Выполняют задание | Индивидуальная
Индивидуальная Индивидуальная | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке
Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке
| Самоконтроль, взаимоконтроль.
Проверка работы в тетради |
|
|
|
|
| | 5. Рефлексия деятельности (итог урока 10мин ) | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам: 1) Что такое «модель»? 2) Что такое «моделирование»? 3) Какие способы моделирования вы знаете (сегодня узнали)?
| Рассматривают итоги практической работы, оценивают их. | Фронтальная | Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных практических работах Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание работы одноклассниц на уроке.
Устные ответы. | Уборка рабочих мест (5 мин) | Прививать аккуратность | Помогает, контролирует уборку. | Убирают рабочие места | Индивидуальная | Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду уборщиц Коммуникативные: помогают одноклассницам
|
| Домашнее задание
| Развивать внимательность. | Объясняет задание §22 стр. 165 На следующий урок ученицы приносят ткань для передника и выкройку с нанесёнными изменениями (по желанию).
| Слушают учителя
| фронтальная |
|
| Творческое задание (на дом)
| Проектная деятельность | Создание новой модели фартука. С.165 |
| Выполняют по желанию |
|
|
|