Фрески
учебно-методический материал по технологии (6 класс) на тему
Слово фреска — итальянского происхождения, фреска значит — свежий. Фреска— один из способов стенной живописи по сырой или просохшей штукатурке, основанный на применении гашеной извести в качестве связующего вещества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология фресковой живописи | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология фресковой живописи
Слово фреска — итальянского происхождения, фреска значит — свежий. Фреска— один из способов стенной живописи по сырой или просохшей штукатурке, основанный на применении гашеной извести в качестве связующего вещества. Различают два вида фрески «по сырому»настоящую фреску и «по сухому».
Способ росписи стен «по сырому» требует большого мастерства, он был еще в древности известен на Руси.
Состав грунта для фрески
Фреска выполняется на поверхности штукатурки, поэтому штукатурный слой должен обладать следующими качествами:
иметь ровную и правильную белую поверхность;
быть прочно и крепко связанным с поверхностью, на которую нанесен;
не изменяться в объеме и не растрескиваться;
не содержать водорастворимых солей, выступающих со временем на поверхность в виде белых кристаллических налетов.
Для фрески применяются растворы вяжущих веществ, твердеющих на воздухе.
Основным материалом для приготовления фрескового грунта служат гашеная известь, песок и вода.
Ход работы способом
росписи стен «по сырому».
Вначале на картоне или бумаге в натуральную величину выполняется эскиз в красках. Укрепив на штукатурке, его окончательно выверяют, затем, сняв рабочий шаблон путем калькирования, разрезают кальку на отдельные части с таким расчетом, чтобы успеть записать их до момента перехода извести в углекислый кальций, когда она утрачивает способность связывать и закреплять краски на поверхности штукатурки.
Рисунок на накладку переводится общепринятыми способами: продавливанием контуров иглой или хорошо отточенным жестким карандашом.
При переводе иглой рекомендуется вести ее, держа под острым углом к грунту, чтобы не повредить штукатурку и получить ровно вдавленную, не
искрошенную линию.
После нанесения рисунка сразу же приступают к письму, применяя краски, разведенные чистой водой.
Не следует наносить слишком густые слои красок, потому что часто они не закрепляются на поверхности штукатурки и впоследствии легко осыпаются. Сильно разбавленные краски наслаиваются постепенно.
Письмо выполняется мягкими кистями, легкими нажимами, желательно в одном направлении, чтобы не поднимать извести и не разбеливать красочный слой, так как фреска после высыхания может принять
белесоватый тон.
Контуры рисунка обводятся краской, затем начинают писать, накладывая вначале светлые тона, затем средние и, наконец, самые темные и, наоборот, начиная с темных, переходили к средним и заканчивали светлыми без добавления известковых белил и с добавлением, особенно в местах положенных корпусным слоем.
Пигменты для фресковой живописи.
Пигменты – это природные минералы, обладающие особой совокупностью красящих свойств, используемые в живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания с последующим разведением полученных цветных порошков в «эмульсии» — приготовленной по специальному рецепту жидкости из разведённого яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических
связующих веществ.
Испытание устойчивости пигментов можно произвести на специально приготовленных известковых участках, имитирующих стенную штукатурку, для этого можно пользоваться деревянными и металлическими противнями с высотой бортов в 1—2 см. Известковое тесто приготовляется из выдержанной извести, песка (просеянного и освобожденного от примесей) и воды и наносится в два слоя.
Пигменты предварительно растираются курантом с водой и водой же разбавляются при нанесении до желаемой консистенции.
Очень устойчивыми во фресковой живописи являются все кадмиевые пигменты: красный, оранжевый, желтый и лимонный.
Все свинцовые хромы сильно изменяются (так, светло-желтый хром в течение нескольких часов из желтого становится оранжево-красным), а в разбеле с известью совершенно обесцвечиваются, так как щелочь их разлагает.
Цинковый хром буреет, а в разбеле с известью почти полностью обесцвечивается.
Киноварь на сырой штукатурке очень сильно темнеет.
Изумрудная зеленая, окись хрома и кобальт зеленый являются прочными красками.
Ультрамарин сохраняется без изменений.
Живопись по сухому грунту.
Подготовка штукатурки по этому способу аналогична подготовке для живописи «по сырому» т. е. наносят два слоя штукатурки из выдержанных и качественных материалов на всю стену сразу и дают хорошо просохнуть.
После чего штукатурку протирают куском пемзы для удаления обраэовавшейся на поверхности грунта корочки углекислого кальция и придания поверхности пористости, впитываемости и лучшего закрепления пигментов.
Рисунок переводится на стену продавливанием или припорашиванием или же непосредственно углем выполняется на штукатурке. Затем, примерно за сутки до работы и в день работы, грунт смачивается известковой ли чистой водой.
В этом способе применяются те же материалы и краски, как и в фреске «по сырому».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мозаики и фрески Киевской Софии
Материалы для урока МХК в 11 классе...
"Фрески Софии Киевской" - 05.01.2014
Презентация к уроку музыки в 6 классе "Фрески Софии Киевской"...
Тест по фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"
Предлагается тестовое задание на проверку знания истории создания фрески леонардо да Винчи "Тайная вечеря"....
Секреты фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"
Леонардо да Винчи – самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дь...
"Фрески Софии Киевской" В. Кикта
разработка урока музыки...
Конспект урока 6 класс на тему "Фрески Софии Киевской".
Познакомить детей с Софьей Киевской....
Фрески Софии Киевской - урок музыки в 6 классе
"Фрески Софии Киевской" в урок входит : конспект, презентация ....