"Фрески Софии Киевской" В. Кикта
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Филатова Ольга Федоровна

разработка урока музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx2.89 МБ
Файл razrabotka_uroka_kikta.docx30.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Фрески Софии Киевской»

Слайд 2

Духовная музыка (дух, душа) – это музыка, звучащая в храме, музыка о Боге и для Бога.

Слайд 3

музыка духовная светская

Слайд 4

Духовная музыка: Темы: о Боге, о святых, сюжеты из Священного Писания Тексты: молитвы Эмоции: строгие, сдержанные Звучит: в храме, монастыре Светская музыка: Темы: мир чувств человека, мир природы, мир сказок и др. Тексты: поэтические тексты, литературные сюжеты Эмоции: яркие, свободные Звучит: в быту, на праздниках, в концертных залах, театрах и т.д.

Слайд 5

Цель: выяснить, имеют ли место быть связи между искусством духовным и светским.

Слайд 6

« Фрески Софии Киевской» – концертная симфония для арфы с оркестром

Слайд 7

Фреска – роспись красками по сырой штукатурке В. Васнецов А.Рублев

Слайд 8

Собор Святой Софии в Киеве Основан Ярославом Мудрым ок.1037г.

Слайд 9

Макет- реконструкция первоначального облика собора открытый фрагмент древней кладки

Слайд 10

Мозаика Благовещение Оранта Евхаристия Архангел

Слайд 11

Фрески Дочери Ярослава Сошествие во ад Сретение Св. София

Слайд 12

Видео о Софии Киевской

Слайд 13

Валерий Григорьевич Кикта́ Род.22окт.1941г. на Украине Советский и российский Композитор Профессор Московской консерватории

Слайд 14

ВКЛЮЧАЕТ 9 ЧАСТЕЙ: 1 Орнамент 1 2 Зверь нападает на всадника 3 Орнамент 2 4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого 5 Михайловский придел 6 Борьба ряженых 7 Музыкант 8 Скоморохи 9 Орнамент 3

Слайд 15

1 Орнамент 1

Слайд 16

Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов

Слайд 17

1 Орнамент 1 Солирующая арфа гусли

Слайд 18

СПОКОЙНАЯ СДЕРЖАННАЯ СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ СВЕТЛАЯ УМИРОТВОРЕННАЯ МУДРАЯ ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ ЧУЖДАЯ СУЕТЫ

Слайд 19

1 Орнамент 1 ПРОСЛУШАЙ МЕЛОДИЧЕСКУЮ ЛИНИЮ

Слайд 20

1 Орнамент 1 ПРОСЛУШАЙ МЕЛОДИЧЕСКУЮ ЛИНИЮ

Слайд 21

Мелодическая линия «Орнамент1»

Слайд 22

«Орнамент, - говорит композитор, - самый значительный образ. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль - сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте.»

Слайд 23

2 Зверь нападает на всадника

Слайд 24

2 Зверь нападает на всадника

Слайд 25

БЕСПОКОЙНАЯ ТРЕВОЖНАЯ ПОРЫВИСТАЯ НАПРЯЖЕННАЯ УГРОЖАЮЩАЯ ПУГАЮЩАЯ НАСТОРОЖЕННАЯ АГРЕССИВНАЯ

Слайд 26

3 Орнамент 2 Что нового в музыке?

Слайд 27

3 Орнамент 2 Соло флейты - монолог

Слайд 28

4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

Слайд 29

1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2. Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11. после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. 13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. (Св. Евангелие от Матфея 25:1-13)

Слайд 30

4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

Слайд 31

8 Скоморохи Бродячие Музыканты «беспечное племя бродяг» «Вечное движение» (лат. Perpetuum Mobile )

Слайд 32

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних (праведников) от других (грешников)…» 9 Орнамент 3 В. Васнецов «Страшный суд» Евангелие от Матфея (25:31)

Слайд 33

Цель: выяснить, имеют ли место быть связи между искусством духовным и светским.

Слайд 34

«Фрески Софии Киевской» – концертная симфония для арфы с оркестром

Слайд 35

Концерт ( ит. кончерто – состязание) – жанр светской музыки , предназначенный для исполнения солирующим инструментом и оркестром . Симфония (греч. созвучие) – жанр светской музыки , предназначенный для исполнения симфоническим оркестром и имеющий циклическую 4-хчастную форму .

Слайд 36

Синтез искусства духовного и светского: светская музыка на религиозную (духовную) тематику

Слайд 37

лейтмотив ария синтез музыки и ИЗО лирика речитатив программность фольклорность камерность звукоизобразительность

Слайд 38

Что мы узнали нового.

Слайд 39

д / з м/ ф «Василиса Микулишна » определение характера главной героини какую сторону ее натуры отражает музыка лейтмотива

Слайд 40

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Орг.момент.   Звучит муз. Фрагмет. На доске тема урока.

Актуализация знаний и постановка проблемы.

Ребята, мы уже очень много говорили о дух. Музыке и послушали замечательные образцы православных духовных сочинений. Наш сегодняшний урок  - это урок обобщения накопленного нами материала, мы вспомним многие уже известные нам понятия, а также встретимся с новым для нас явлением в музыкальном искусстве и попытаемся его проанализировать.

Для начала я хотела бы услышать от вас, что есть духовная музыка, где она звучит, о чем в ней говорится и к кому она обращена.

ответы

( а дома может звучать духовная музыка?-  при исполнении христианских обрядов, в праздники особо верующие могут также петь духовные песнопения или во время обычной ежедневной молитвы )

Хорошо. А как мы называем музыку, противоположную духовной, музыку о человеке и для человека?

Ответы

Светская – от слова свет, мир, мирская. Где же она может звучать?

Вспомните, когда мы с вами сравнивали дух. И свет .музыку, мы рисовали такую сравнительную табличку ( на доске)

Обсуждение

Т.е.  муз. дух.  и св. абсолютно противоположные по всем пунктам сферы музыкального искусства, и ничего общего между ними нет и быть не может. Но действительно ли это так. Действительно ли между духовным и светским нет никаких общих точек соприкосновения. Сегодня нам и предстоит в этом разобраться. В этом и заключается цель нашего урока.

Новый материал.

В самом начале урока вы слышали фрагмент муз. произведения. Скажите, какое впечатление произвела на вас эта музыка?

Ответы

Возможно, она показалась вам непривычной. Действительно, подобной мы еще не слышали. «Фрески Софии Киевской» - концертная симфония для арфы с оркестром замечательного советского и российского композитора Валерия Кикты. Это и есть тема нашего урока. Запишем в тетрадь.

Запись

Смотрите, у меня на слайде есть подчеркнутое слово, а значит, мы должны выяснить  его значение. Фреска – что это? Это уже известное нам понятие.

Ответы

Храмовая настенная роспись, отражающая сюжеты и персонажей священной истории. Мы уже имели возможность рассматривать фрески выполненные замечательным русским живописцем В.Васнецовым (Владим.собор в Киеве) и самым знаменитым из русских иконописцев А. Рублевым, жившим еще в 15 в. (Успенский собор во Владимире)

О сюжете фресок

Сегодня мы говорим о фресках собора святой Софии Премудрости Божией в Киеве.

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. Первоначально храм имел совершенно иной, отличный от современного облик. Вот, посмотрите на этот макет. Таким был храм вплоть до 18 века. Похож на крепость. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Появились дополнительные надстройки и причудлиывые главы. Храм приобрел праздничный вид. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой 11века, выполненных византийскими мастерами (греками, как их называли на Руси). Представляете, какая это уже древность!!!! 1000 лет храму и его внутреннему убранству. Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конце (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом. Но предметом нашего внимания сегодня будут фрески. Именно они  вызывали у композитора чувство необыкновенного подъема, идущее из глубины души, целый рой мыслей и чувств. И это нашло воплощение в соответствующих музыкальных образах.

Мы посмотрим небольшой фильм о Софии Киевской.

видео

Итак, познакомимся с новым для нас композитором. Кикта Валерий Григорьевич – советский и российский композитор, родился на Украине в 1941году. Сейчас - профессор Московской консерватории. Консерватория – что это?

Ответы

В своем творчестве композитор обращается к образам  и интонациям христианской славянской культуры. Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков дух древности, создавая свой неповторимый, но исконно славянский музыкальный язык.

(запись имени композитора в тетерадь)

ФСК – необычная симфония. Это своего рода большая  былина, рассказывающая нам о трудном пути человеческой жизни. Симфония состоит из 9 частей. Каждая часть – это образ новой фрески, возникающей перед взором композитора. Автор  идет вдоль многовековых стен храма, он рассматривает возникающие передним  живописные образы, и в его творческом воображении, они превращаются в образы музыкальные. Фрески живописные становятся фресками музыкальными. Скажите ребята, вам это ничего не напоминает?

Картинки с выставки Мусоргского

Верно. И также как и у Мусоргского, есть мелодия, которая повторяется много раз (тема прогулки, характеризующая самого автора, его мысли и чувства), такая тема есть и в этом произведении. Это Орнамент. Мы его услышим трижды. Это будет связующее звено между картинами-фресками. Скажите, ребята, как мы называем такую мелодию, которая много раз появляется в циклическом музыкальном сочинении (лейтмотив)

Орнамент. На уроках ИЗО вы рисовали орнаменты. Что это?

Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов

Автор попадает в старинный храм. Он рассматривает причудливые узоры на стенах многовекового собора и следует за ним. Солирующим инструментом здесь является арфа. По мнению композитора, инструмент «чистой» красоты, приближает нас к образам старинных эпических сказаний, имитируя звучание гуслей. Я сказала «солирующий инструмент», как это понимать?

Исполняет один главную тему, партию 

Каков характер музыки?

(слушаем и выбираем слова-определения характера музыки)

Ответы

Какой темп использовал композитор?

Медленный

Давайте еще раз прослушаем главную тему и попробуем определить движение мелодии: движется ли она плавно, поступенно или в ней есть неожиданные скачки, причудливые изгибы?

Поступенно, волнообразная мелодия.

Вроде бы название  «Орнамент» предполагает, что мелодия должна бы быть причудливая, гибкая, как линии узора, но в музыке этого нет, как ни странно.

Т.Е. Орнамент, несмотря на свое изобразительное название, скорее не изображает, а выражает внутренний настрой автора, его созерцательность, размышления под сводами 1000-летнего храма. Давайте узнаем, то об  этом говорит сам композитор.

Читаем по слайду

В Орнаменте мы ощущаем связь времен и понимает, что время  - оно едино.

№2 «Зверь нападает на всадника» - первая сюжетная картинка.

Послушаем и определим ее характер

(слушаем и выбираем слова-определения характера музыки)

Мы послушали 1 и 2 части. Скажите: сходным или различным (контрастным) характером они обладают

Ответы

1ч – созерцательная, уравновешенная, сдержанная, мудрая, созерцательная

2ч – активная, напряженная, действенная, даже агрессивная

1ч создает перед нами образ вселенной, всего мироздания, так, как его создал Творец. И вдруг в эту прекрасную гармонию врывается НЕЧТО,  и все разрушает. Зверь нападает на всадника, кажется это бытовая зарисовка. Но мы знаем, что в храмовом искусстве нет   просто рисунка, все рисунки в храме имеют свой глубокий смысл, каждый рисунок – символ. Что это за зверь, который нападает на человека  и  разрушает его прекрасный мир, и хочет забрать его жизнь?

Предположения

Это греховные желания, соблазны и искушения, это зло, это сам Дьявол, - вот   что за зверь нападает на человека. Как часто одолевают нас дурные мысли и толкают нас на дурные поступки!

Эта картина тоской отозвалась в сердце композитора. Мы слушаем Орнамент2. Что теперь здесь не так, как раньше, что появилось нового?

Слушание и ответы

Появилось соло флейты. Флейта – солирующий инструмент и очень лиричный, чувствительный. Ее голос накладывается на тему орнамента ,застывшую и неподвижную вечность, и звучит монологом, как бы сам по себе, независимо. Это человеческая душа в огромной вселенной, скорбящая, тоскующая, о чем-то взывающая.

Мы следуем за орнаментом, и он приводит нас к следующей фреске. Это групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого. 4юные девушки, идущие чередой друг за другом во тьме со свечами в руках.

4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого 

Здесь уместно будет вспомнить притчу Христа, рассказанную им своим ученикам.

Читаем и толкуем притчу о 10 девах

В дочерях Ярослава мы можем увидеть тех мудрых дев ( светильники –душа, масло, дающее огонь -  вера, ночь – земная жизнь ,полная греховных мыслей и поступков, жених – Иисус Христос)

Музыка, которую мы сейчас послушаем, вся построена на звукоизобразительности: трепетное, зыбкое звучание имитирует дрожание,   мерцание свечи во тьме. Композитор рисует образы утонченных девушек, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии

Слушание

Следующая картина – скоморохи. Также полна звукоизобразительности.

8 Скоморохи  Это бродячие музыканты, «беспечное племя бродяг». Эта часть носит танцевальный характер, пляска с шутовством, насмешкой, бряцаньем бубенцов, ударами бубнов, других шумовых инструментов.

Композитор создает перед слушателем  образ суеты, повседневности, бесконечного круга бытовых дел, обязанностей. Музыка по принципу «бесконечное движение» «перпетуум мобиле» (лат). Когда человек настолько погружен в повседневность, завертелся в делах, что ему некогда подумать, о том, что более важно: о душе, о Боге, о том, для чего ты вообще пришел на эту Землю, в чем смысл твоего появления и существования.

И вдруг вся эта груговерть и суета неожиданно прерывается тяжелым ударом колокола, как грозный возглас: «Остановитесь!» Мы вновь слышим тему «орнамента», тему вселенной, но на этот раз она звучит скорее пугающе, поверх спокойной и уравновешенной мелодии накладывается мрачное и зловещее, словно из самых недр земли, звучание хора мужских голосов. Это знак, предупреждение. Однажды каждому из нас предстоит покинуть мир суеты. что нас ждет после… Сказано в Евангелие от Матфея: «Когда же приидет Сын Человеческий (Иисус Христос) во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,  и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних (праведников) от других (грешников)…»

Слушание

Таким открытым вопросом оканчивается Концертная симфония Кикты. Это глубоко философское сочинение. Оно заставляет человека хоть на время остановиться и задуматься о многих сложных вопросах своего бытия.

А теперь мне хотелось бы вернуться к проблеме, которая прозвучала в начале нашего урока: действительно ли духовная и светская музыка абсолютно противоположные направления музыкальной культуры и ничего общего между ними нет и не может быть. «Фрески Софии Киевской» – концертная   симфония. Два подчеркнутых слова требуют объяснения. 

Объясняем значение слов

т.е. мы имеем перед собой сочетание 2-х чисто светских музыкальных жанров.  Как вы думаете: эта музыка будет исполняться в храме или в концертном зале?

Ответы

Но о чем рассказывает нам эта музыка?

О фресках, о  храме, о мире, сотворенном Богом, о душе, о поиске верного пути и искушениях.

Содержание музыки близко к христианской проповеди, к делам духовным.

Можно сказать, что это и есть музыкальная проповедь.

Так к какому же искусству: дух. или свет. Отнесем данное муз.сочинение?

Ответы

Вот оно, то новое явление в искусстве, о котором я говорила в начале урока: светское искусство на духовную тематику. Мы имеем дело с синтезом светского и духовного начал.

 Объясните мне, пожалуйста, значение слова «синтез»

Ответы

Верно. Еще мы говорили, что ФСК – это симфония, в симфонии всего 4 части (максимум 5).  Здесь же мы имеем дело аж с 9 частями.  Это   музыкальные картины, скрепленные  лейтмотивом (орнамент) и объединенные общей темой. Подумайте, действительно ли это симфония, или скорее перед нами иная музыкальный жанр

Музыкальный цикл (сюита)

Называя свое сочинение «симфония», автор хотел подчеркнуть масштабность, широту замысла, но в действительности это все же музыкальный цикл.

Хорошо. Посмотрите на доску и выберите из предложенного, какие еще явления музыкального искусства характеризуют  это  сочинение

Программность, звукоизобразительность, синтез музыки и изо

Эти пьесы носят программно-изобразительный характер и являют собой как бы "живые картины", обязаны своим возникновение произведениям изо. Здесь опять можно провести параллель с «Картинками с выставки» Мусоргского.

Итак, ребята, подведем итог. Мы повторили очень много уже известных нам понятий, каких?..... Но узнали и что-то новое. Что нового сегодня было на нашем уроке?..... новый композитор, узнали о соборе,  его внутреннем убранстве и истории, о синтезе дух. и свет искусства, послушали новую музыку, понятия консонанс и диссонанс…

Мы узнали, что светская и духовная музыка не развиваются отдельно и независимо друг от друга, между ними существует тесное взаимодействие, и светская музыка может наполняться духовным содержанием и интонациями духовных песнопений. В результате такого синтеза рождается качественно новая музыка, музыка на грани двух миров. Цель нашего урока достигнута.

Мы хорошо поработали….. подводка к пению

Распевание и исполнение пасхальных песнопений.

задание по карточкам: распределить в две группы, что относится к духовному, а что к светскому искусству.

На карточка анонимно: + мне понравилась эта музыка, я понял(а) ее смысл;

- эта музыка сложная, она мне не понравилась, я ее  не понимаю.

Д/З м/ф « Василиса Микулишна» на музыку Кикты.  Дайте определения характера этой молодой женщины, которая отважилась явиться в княжеский терем в мужском платье, что заставило ее это сделать и какую сторону ее натуры отражает музыка лейтмотива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фрески Софии Киевской" - 05.01.2014

Презентация к уроку музыки в 6 классе "Фрески Софии Киевской"...

Конспект урока 6 класс на тему "Фрески Софии Киевской".

Познакомить детей с Софьей Киевской....

Фрески Софии Киевской - урок музыки в 6 классе

"Фрески Софии Киевской" в урок входит : конспект, презентация ....

Кикта Фрески Софии Киевской

Какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы....

В. Кикта "Фрески Софии Киевской"

                           Презентация по музыке 6 класс 12 урок....

В. Кикта "Фрески Софии Киевской"

презентация по музыке 6 класс 12 урок...

"Фрески Софии Киевской».

Средства в современной музыке, раскрывающие религиозные сюжеты и образы....