Презентация для уроков Технологии, МХК, ИЗО, литературы и для дополнительного образования
презентация к уроку по технологии на тему

Степанова Наталья Ивановна

Презентация по Православным праздникам. Для расширения кругозора учащихся по русским обычаям, праздникам. Может использоваться на уроках кулинарии, МХК, Изо. Я делала ее для открытого мероприятия для кружка "Национальная кухня".К презентации была создана программка с песней к празднику и рецептом. К сожалени, музыкальное сопровождение закачать не удалось, но, думаю, у вас не составит труда найти его в интернете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otkrytoe_meropriyatie_vesnyanki.ppt2.08 МБ
Файл prospekt.docx161.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жаворонки Практическое занятие по кулинарии в русских традициях Преподаватель технологии ГБОУ СОШ № 1935 Степанова Н.И .

Слайд 2

МАРТ Весной час упустишь, всем летом не наверстаешь! В народе бытовали исконно русские названия первого месяца весны: протальник, солнцегрей, водотек, капельник, грачевник — и отражали они природные явления этого времени года: затяжную борьбу тепла и холода. Творя праздники весны, совершая обряды, наши предки сознательно вставали на сторону красного солнышка, глубоко веря, что помогают ему разогреться в полную силу.

Слайд 3

В этом магическом действии с первых дней весны принимали обязательное участие дети. Они зазывали, заклинали радостное время года песенками, стихами-закличками, смехом, играми, помогая весне набрать живительную силу. Не возродить ли и нам в семьях, детских садах, школах, на улицах и площадях эти красочные, полные душевного тепла театрализованные представления?

Слайд 4

В русской народной устной словесности сохранилось множество поэтичных строк, песенок-приговорок, посвященных весне, например: Весна-красна! На чем пришла? На сошечке, на бороночке, На овсяном снопочке. Ржаном колесочке! Весна-красна! Что ты нам принесла? Красное летечко! Text

Слайд 5

Дети, забираясь на солнечные пригорки, залезая на крыши домов, прямо на резные коньки весело распевали весенние заклички: Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным.

Слайд 6

Март начинался с Ярилиных праздников. Ярило в славянской мифологии считается богом плодородия, обладающим необычной «ярью», т.е. силой прибытка, деторождения и плодоношения. В народном представлении Ярило является главным поединщиком, побеждающим холод зимы.

Слайд 7

1 марта 1 марта — Ярило с вилами, так как считали, что в этот день начинается борьба тепла с холодом и Ярило «поднимает зиму на вилы». Дети играли во всевозможные игры, прогоняя сварливую зимушку-зиму, убирали снег. Считалось, что первомартовское солнце благоприятно росту и здоровью детей.

Слайд 8

2 марта 2 марта — продолжались Ярилины игры, совершался старинный русский обряд — боронился снег, особенно там, где он покрывался темным слоем. Этот обряд назывался «утучнением снега».

Слайд 9

3 марта 3 марта — дети кормили птиц, выпеченными для этих целей пирожками из овсяной муки — овсянничками. Считалось, что птицы — вестники весны. В это время птичка-овсянка издавала звуки, схожие по ритму и тону со словами: «Покинь сани! Покинь сани!»

Слайд 10

12 марта 12 марта — день Прокопа, который, по народным воззрениям, окончательно рушит зимний наст, дорогу прокалывает.

Слайд 11

13 марта 13 марта — Василий-капельник , когда собирали в лесу целебные ветки сосны; сосновые почки заваривали и вдыхали их жар, считая, что пар, идущий от сосновых почек, лекарственен, целебен.

Слайд 12

14 марта Первые две недели марта подготавливали к самому яркому весеннему празднику, к первой встрече весны — дню Весновки, который отмечался 14 марта . В этот день, считавшийся началом нового года русского земледельца, узнавали о том, какое ожидается лето. Существовала примета: «На Весновку погоже — все лето пригоже» . По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай.

Слайд 13

22 марта Основная встреча весны на Руси праздновалась в день равноденствия — 22 марта, называли его Сороки. В «Поучении Мономаха детям» читаем: «На сорок мучеников птицы небесные из ирия идут». Ирий в древнерусском языке означает рай. Обычно в этот день ожидался прилет жаворонков, ребята закликали весну словами: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!» С этого дня считали, что новый год входит полностью в свои права.

Слайд 14

22 марта На Сороки признаки весны уже вполне ощутимы, начинается прилет птиц: «сорок птиц прилетает». По старинной традиции совершали такой обряд: заклинали весну быть доброй и пекли из теста Жаворонков, пряча вовнутрь льняное или конопляное семя. Это печенье раздавали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головку деткам сели», тем самым благословляли детей. Ребята это печенье крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм.

Слайд 15

Жаворонки

Слайд 16

Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну.

Слайд 17

Весна (Дивиряга Дмитрий) Все дороги в вербе жёлтой Озаряет свет, Где – то вдалеке под ёлкой Бродит силуэт. Словно ото сна проснулась Вся земля, песок, Зелень в поле проглянулась, Посильнел росток. Снова в хате русской слышно Шум и звон детей, Воздух свеж и сердце дышит, От небес – светлей. Синева сочит сквозь веки, Не видать снега, По дорогам – словно реки, Славная весна!

Слайд 18

Приглашаем на чай с жаворонками



Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие по технологии

Практическая работа

«Выпечка «Жаворонков»

Учитель технологии: Степанова Н.И.

Веснянка

Весну, весну пора звать,

Зиму, зиму, забывать.

Ай лёли, ай лёли,

Зиму, зиму забывать.

Зиму, зиму, забывать,

Лето, лето, дожидать.

Ай лёли, ай лёли,

Лето, лето, дожидать.

С рожью да зернистой,

Пшеницей золотистой.

Ай лёли, ай лёли,

Пшеницей золотистой.

С калиной, с малиной,

С красною рябиной.

Ай лёли, ай лёли,

С красною рябиной.

Со травою-муравой,

Да с водою ключевой.

Ай лёли, ай лёли,

Да с водою ключевой.

Весну, весну пора звать,

Зиму, зиму, забывать.

Ай лёли, ай лёли,

Зиму, зиму забывать.

Весну, весну пора звать,

Зиму, зиму, забывать.

Ай лёли, ай лёли,

Зиму, зиму забывать.

Жаворонки постные

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.

Для смазки: сладкий крепкий чай.  

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножичком надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Жаворонки сдобные

Ингредиенты:

3 стакана муки, 125 г молока, 10 г дрожжей, 15 г сливочного масла, 1 яйцо, 2 ст. ложки сахара, соль, 1 ст. ложка растительного масла.

 Приготовление:

Приготовить дрожжевое тесто из указанных ингредиентов и сформовать из него жаворонков, как из постного теста. Смазать их сверху яйцом и выпечь в духовом шкафу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология детского проектного обучения в ситеме дополнительного образования детей

Модернизация образования, несмотря на свою масштабность, в основном зависит от целенаправленной и результативной деятельности педагога, его творческой активности. Инновационная деятельность становится...

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Педагог дополнительного образования- Курицина Елена Константиновна

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения пр...

Использование информационно-компьютерных технологий в практике работы педагога-вокалиста дополнительного образования.

Описание технологии  обучения с помощью аудиовизуальных технических средств на занятиях по вокалу.С разбором этапов ее подготовки,проведения и реализации....

Презентация "Технология написания методической разработки в учреждении дополнительного образования"

Руководство для педагогов дополнительного образования в написании методической разработки....

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос

Доклад     представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...