Технология детского проектного обучения в ситеме дополнительного образования детей
методическая разработка по теме
Модернизация образования, несмотря на свою масштабность, в основном зависит от целенаправленной и результативной деятельности педагога, его творческой активности.
Инновационная деятельность становится важной составляющей профессиональной деятельности в сфере образования. Одной из приоритетных задач является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка, предметно-пространственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка, организованную в зависимости от возрастной специфики его развития.
В процессе работы над проектом учащимися приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности. Создание проекта можно рассматривать как средство развития познавательных интересов учащихся, так и как одну из форм организации совместной деятельности ученика и педагога, ученика и ученика, ученика и группы учеников, которые могут формироваться как педагогом, так и по желанию детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модернизация образования, несмотря на свою масштабность, в основном зависит от целенаправленной и результативной деятельности педагога, его творческой активности.
Инновационная деятельность становится важной составляющей профессиональной деятельности в сфере образования. Одной из приоритетных задач является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка, предметно-пространственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка, организованную в зависимости от возрастной специфики его развития.
В процессе работы над проектом учащимися приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности. Создание проекта можно рассматривать как средство развития познавательных интересов учащихся, так и как одну из форм организации совместной деятельности ученика и педагога, ученика и ученика, ученика и группы учеников, которые могут формироваться как педагогом, так и по желанию детей.
В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джоном Дьюи.
Дж. Дьюи и его коллеги утверждали следующее: «Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Основной задачей обучения является исследование детьми вместе с педагогом окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны сами спланировать, выполнить, проанализировать, оценить, и, естественно, понимать, зачем они это сделали…».
Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Основными целями проекта как педагогической технологии являются:
научить учащегося самостоятельно достигать намеченные цели;
научить учащихся предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути к достижению цели;
сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников; технология работы с информацией);
сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта;
развивать навыки работы и делового общения в группе, умение видеть себя со стороны как человека способного и компетентного;
развивать у каждого позитивный образ себя и других, умение истинно оценивать себя.
В основу классификации проектов можно положить несколько признаков.
По доминирующей деятельности проекты делятся следующим образом:
исследовательский проект (это самый сложный проект, выбранная тема должна быть актуальна, а цель – четкая, например, история экзамена);
поисковый проект (анкетирование, составление таблиц и диаграмм);
творческий проект (результатом такого проекта могут быть: газета, литературный сборник, видеофильм, праздник, спектакль, видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми репортаж и т. д.);
ролевой или игровой проект (разбираются роли, присутствуют элементы костюмов, придумывается ситуация, например, суд над литературным героем);
практика ориентирования или прикладной (например, модель действующего механизма, созданная своими руками развивающая игра);
Принципы организации проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для выполнения;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
- вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
- в том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между педагога и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.
Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Итак, из каких же этапов складывается деятельность учеников и педагогов при подготовке проекта?
Первый этап - подготовка, проводится обсуждение в форме собеседований и дискуссий с учащимися тем проектов, актуальности поднятых проблем и идей их реализации. Важно сориентировать ученика в выборе формы участия в проектной деятельности (индивидуальной, групповой, коллективной).
На втором этапе – планирование происходит:
определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа,
определение способа представления результатов (формы отчета),
установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта,
распределение заданий и обязанностей между членами команды
Самый трудный — третий этап - исследование - заключается в сборе и освоении информации посредством интегрирования знаний из различных областей науки, техники, а также творческих областей.
На четвертом этапе - анализ и обобщение - идёт обработка информации, углубленная проработка отдельных проблем и определением форм и способов подачи информации
На пятом этапе - представление или отчет— презентация результатов своей работы.
Ребята оценивают работу своих товарищей, дают советы по усовершенствованию проектов, учатся говорить, аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию. Лучшие работы выдвигаются для представления на научно-практической конференции.
На этом этапе очень важна обратная связь. Когда дети видят интересные находки, неожиданные решения, оригинальные формы подачи материала, придуманные другими, у них возникает естественное желание усовершенствовать свою работу, двигаться дальше.
Шестой этап — оценка результатов и процесса - рефлексия, когда ребята учатся оценивать себя и других, делают попытки самостоятельного определения места их проекта в системе социальных, философских и нравственных ориентиров.
Таким образом, можно сделать закономерный вывод: в результате проектной деятельности идет процесс формирования социально компетентной личности, учащиеся становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций.
В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора занятия по интересу.
При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.
Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Этапы работы педагога и учащихся над проектом
Стадии работы над проектом | Содержание работы на этой стадии | Деятельность учащихся | Деятельность педагога |
Подготовка | Определение темы и целей проекта | Обсуждают предмет с педагогом и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей |
Планирование | Определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды | Вырабатывают план действий Формулируют задачи | Предлагает идеи, высказывает предложения |
Исследование | Сбор информации Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
Анализ и обобщение | Анализ информации, Оформление результатов, формулировка выводов | Анализируют информацию Обобщают результаты
| Наблюдает, советует |
Представление или отчет | Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты | Отчитываются, обсуждают | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника |
Оценка результатов и процесса |
| Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использованных источников, делает предложения по качеству отчета |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Джон Дьюи «Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Основной задачей обучения является исследование детьми вместе с педагогом окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны сами спланировать, выполнить, проанализировать, оценить, и, естественно, понимать, зачем они это сделали…». ( 20 октября 1859 — 1 июня 1952)
Основные цели проекта научить учащегося самостоятельно достигать намеченные цели; научить учащихся предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути к достижению цели; сформировать у учащихся умение работать с информацией; сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта; развивать навыки работы и делового общения в группе, умение видеть себя со стороны как человека способного и компетентного; развивать у каждого позитивный образ себя и других, умение истинно оценивать себя.
Классификация проектов исследовательский проект поисковый проект творческий проект ролевой или игровой проект практика ориентирования или прикладной проект
Принципы организации проектной деятельности: проект должен быть посильным для выполнения создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов вести подготовку учащихся к выполнению проектов обеспечить руководство проектом со стороны педагогов в том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме
Этапы подготовки проекта Первый этап – подготовка Второй этап – планирование Третий этап - исследование Четвертый этап - анализ и обобщение Пятый этап - представление или отчет Шестой этап — оценка результатов и процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Лекарственные комнатные растения» (проектная деятельность учащихся детского объединения «Мир растений»), Цыганкова Ю.О., педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
Мастер-класс предназначен для педагогических работников, заинтересованных в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся....
Мастер-класс «Лекарственные комнатные растения» (проектная деятельность учащихся детского объединения «Мир растений»), Цыганкова Ю.О., педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
Мастер-класс предназначен для педагогических работников, заинтересованных в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся....
Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос
Доклад представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...
"Технология личностно-ориентированного обучения в системе дополнительного образования"
Презентация...
Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".
Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...
Методы обучения в системе дополнительного образования детей
Трактовока понятия «Метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Специфика дополнительного образования накладывает определённые ограничения на их при...
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей
Работы проектной и иследовательской деятельности в области дополнительного образования...