Использование информационно-компьютерных технологий в практике работы педагога-вокалиста дополнительного образования.
статья по теме
Описание технологии обучения с помощью аудиовизуальных технических средств на занятиях по вокалу.С разбором этапов ее подготовки,проведения и реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья про внедрение ИКТ на занятиях по вокалу | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-компьютерных технологий в практике работы педагога-вокалиста дополнительного образования.
Кузнецова Виктория Вячеславовна (kwwspb@mail.ru), руководитель вокального ансамбля «Веселая компания», педагог дополнительного образования
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом Детского Творчества «Союз» (ГОУДОД ДДТ «Союз») Выборгского района г. Санкт – Петербурга , на базе школы № 534
В настоящее время в развитии процесса информатизации образования появляются тенденции активного внедрения новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий. В связи с этим становится актуальным новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения. Технология, по определению Толкового словаря русского языка,– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве. Рассмотрим один из примеров такого вида деятельности в области дополнительного образования детей на занятиях вокального ансамбля. Данная работа раскрывает технологию обучения, которая была внедрена и апробирована в условиях средней образовательной школы, где обучение детей происходит без специального отбора. Эта технология представляет собой компиляцию разнообразных технических и информационных средств, направленных на достижение значительного образовательного результата. Целью реализации технологии является развитие вокальных способностей детей посредством использования современных информационно-технических средств.
Данная технология основана на практическом опыте, имеющем положительные результаты, и рекомендована не только педагогам-вокалистам, но и самому широкому кругу педагогов, в частности педагогам-организаторам, воспитателям.
Современный этап информатизации образования характеризуется использованием персональных компьютеров последнего поколения, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных средств. Технический набор средств для внедрения данной технологии включает в себя:
- персональный компьютер с возможностью поддерживания программ для обработки звука и изображения;
- синтезатор с достаточным набором вариантов стилей и инструментов, цифровой диктофон с характеристиками достаточными для качественной записи, микрофоны;
- внешние носители (AudioCD, флешпамять), музыкальный центр с функцией караоке, цифровая видеокамера.
По типу организации и управления познавательной деятельностью данную технологию можно отнести к обучению с помощью аудиовизуальных технических средств. В результате ее применения процесс освоения материала проходит более успешно и результативно. На занятии практикуются аудиозапись и прослушивание с обсуждением, что дает возможность систематического контроля.
Технология предусматривает как индивидуальные, так и коллективные формы работы, внедряется в течении нескольких занятий , в соответствии с тематическим планом образовательной программы.
Данную технологию можно разделить на 3 этапа работы: подготовительный этап, этап проведения занятий и этап оформления результатов.
Подготовительный этап – работа с музыкальным материалом - включает в себя подбор музыкального материала посредством различных источников (печатная продукция, телевидение, радио, Internet). Поиск нотного материала, кроме традиционных источников, осуществляется на специализированных форумах на сайтах в сети Internet. Отобранный нотный материал переводится в midi файл на компьютере и полученный файл вводится в синтезатор для создания фонограммы минус. При этом используются встроенные стили, инструменты, темпы, звуковые эффекты из библиотеки сэмплов синтезатора. Созданный музыкальный материал переносится в компьютер и обрабатывается с помощью звукового редактора. Получившаяся фонограмма записывается на внешние носители (AudioCD, флешпамять) в нужном формате (wav , mp3, cda). Для работы с перечисленными программами нужен определенный навык, который приобретается и нарабатывается при постоянной работе со звуковыми файлами.
На данном этапе с помощью технологии появляется возможность варьирования музыкальной компиляцией с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Этап проведения занятий включает в себя разучивание музыкального материала: сначала с сопровождением фортепиано, затем выученный материал исполняется учащимися под фонограмму минус с одновременной записью на диктофон и прослушивается непосредственно на занятии. Во время обсуждения выявляются достоинства и ошибки, на которые нужно обратить внимание. Важной задачей этого этапа является формирование вокальных навыков: чистота и точность интонирования, звукообразование, дыхание и дикция, а также навыка пения под фонограмму минус. Данный этап включает в себя текущий контроль, самоконтроль ребенка, что повышает качество работы над вокальными навыками, способствует правильному интонированию. Данная технология позволяет подобрать музыкальный материал с учетом индивидуальности ребенка (в частности, транспонируется песня с учетом голосовых возможностей, что является здоровьесберегающей составляющей).
Техническое сопровождение данного этапа включает в себя: запись выученного материала под фонограмму минус с помощью цифрового диктофона. На данном этапе надо учитывать специфические условия записи, соблюдение тишины. Также производится видеозапись при исполнении музыкального номера со сценическими движениями, предварительно выученными на занятиях, в различных вариантах: с записанной фонограммой плюс и под фонограмму минус. Затем при просмотре получившейся видеозаписи на занятии ведется обсуждение и оцениваются результаты.
Этап оформления результатов представляет собой обработку музыкального материала для предъявления результата. Это дает возможность предоставить готовый и оформленный музыкальный материал в виде аудиодиска, видеодиска для участия в конкурсах, а также для родителей и детей. На занятиях по подведению итогов прослушивается готовая фонограмма и просматривается видеозапись. Учащиеся обсуждают информацию, дают свои комментарии, делают выводы. За счет технологии проявляется большая (ударение на «о») активность учащихся, расширяются возможности предъявления своих результатов, появляется стимул к созданию новых музыкальных композиций.
Техническое выполнение данного этапа производится на компьютере и включает в себя микширование и сведение песни звуковым редактором, а также обработку видеоматериала с помощью видеоредактора. В результате получается готовый фильм, который и демонстрируется учащимся, что дает им определенный опыт и чувство удовлетворения по поводу проделанной работы. В последствии, фильм и фото с репетиций выкладывается на персональной страничке нашего вокального ансамбля для ознакомления и для пополнения портфолио (адрес странички http://vkontakte.ru/club1287074).
Рассмотрим преимущества использования информационно-компьютерной технологии в дополнительном образовании:
1. Технология вовлекает учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их
способностей, активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала;
2. Технология дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий, выявить
достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их
исправления;
3. Ожидаемый результат включает в себя развитие вокальных навыков, развитие артистических возможностей,
и приобретение навыков в пользовании техническими средствами.
Оптимальность внедрения технологии заключается в повышении качественного уровня образования при запланированных по программе временных затратах.
На основании перечисленных выше свойств технологии обучения с помощью аудиовизуальных информационно-технических средств можно сделать вывод о применимости данной технологии в условиях школы. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет педагогу дополнительного образования, намного эффективнее выполнять поставленные задачи в программе, а также создавать музыкальные произведения с учетом индивидуальных особенностей учеников, осуществлять контроль, фиксировать полученные результаты в виде аудиовизуального материала на современных носителях. Также нужно учитывать экономический эффект данной технологии, который заключается в значительной экономии средств при создании концертного номера в условиях бюджетного финансирования средней образовательной школы.
Данная технология носит инновационный характер, так как содержит технологию внедрения в практику современных информационно-технических ресурсов, способствующих повышению разнообразия творческих форм образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование информационных компьютерных технологий в работе психологической службы".
Трудно назвать область человеческой деятельности, в которой не применяется компьютер.Сегодня использование информационных компьютерных технологий открывает большие возможности в практическ...
Использования информационных компьютерных технологий в работе воспитателя с детьми в интернате.
Использование современных технологий в воспитательной работе....
«Здоровьесберегающие технологии во внеклассной работе, в кружках дополнительного образования физкультурно-оздоровительного направления, во внеурочной деятельности»
выступление на педагогическом совете....
Использование информационных компьютерных технологий в работе педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Статья к городской научно-практической конференции ноябрь 2014 г. "Современные образовательные технологии"...
Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми
Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми...
Обобщение опыта по теме " Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции речи у обучающихся с ОВЗ в начальных классах "
Обобщение опыта для учителей начальных классов, учителей-логопедов по творческой теме....
Применение и использование информационно-компьютерных технологий в образовании.
В статье представлено описание информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) используемых в образовании. Также описаны задачи, которые решаются с помощью внедрения ИКТ в образовательный процесс....