рабочая программа технология 5-7 класс
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс) по теме
материал предназначен для учителей работающих в классах по программе Кожина О.А
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_2016-_2017_uch._5-6-7._fink.godmicrosoft_word.docx | 136.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Алтайского края
«Рассмотрено» руководитель МО протокол № от « » 2016г. | «Согласовано» заместитель директора по УР __________О.Н. Саманчук « » 2016г. | «Утверждено» Директор ___________В.Д.Ремпель приказ № от « » 2016г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Технология»
образовательная область
«Технология»
5 класс (70 часов)
Составители:
Финк Н.Л. – учитель технологии
Наталоха О.В. – учитель технологии
с. Завьялово, 2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897).
- Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.:«Дрофа», 2014г. Авторы программы: О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макруцкая.
- Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1, Завьяловского района»;
Цели и задачи
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является:
- формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
- Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентации.
- учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
- научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Примерная программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
В основной школе «Технология» изучается с 5 по 8 класс. Учебный план составляет 280 учебных часов. В том числе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю в 5 классе.
2. Результаты освоения учебного предмета
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности:
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации:
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры:
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам:
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решений,
учебной или трудовой задачи на ослопе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического н технологического творчества в ситуациях, не прел полагающих стандартного применения одного, из них;
- проявление инновационного полхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса:
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы:
- самостоятельная организация и выполнение различных
творческих работ по созданию технических изделий; - виртуальное и натурное моделирование технических
объектов и технологических процессов; - приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и
организационного решения; отражение в устной иди письмен
ной форме результатов своей деятельности; - выявление потребностей, проектирование и создание
объектов, имеющих потребительную стоимость; - выбор для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных; - использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или
общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-
трудовой деятельности в решение общих задач коллектива: - оценивание своей познавательно-трудовой деятельности
с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических
ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам: - диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или
разрешения противоречий в выполняемых технологических
процессах: - соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно трудовой деятельности и созидательного труда,
Предметнымирезультатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются: в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• опенка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- применение общенаучных знаний но предметам: естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства:
• применение элементов прикладной экономики при
обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм, и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов, приборов иоборудования в технологических промессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов да по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и
обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибылис учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере;
- оценивание своей способности и готовности к труду в
конкретной предметной деятельности; - оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности ;
- выбор профиля технологической подготовки в старших
классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специальногообучения; - выраженная готовность к труду в сфере материального
производства или сфере услуг; - согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно трудовой деятельности ;
• осознание ответственности за качество результатов
труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
* стремление к экономии и бережливости в расходовании
времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере;
*дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта
труда и оптимальное планирование работ; - разработка варианта рекламы выполненного объекта
или результатов труда; - эстетическое и рациональное оснащение рабочего места е учетом требований эргономики и научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере;
•формирование рабочей группы для выполнения проекта учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования я оформления информации в процессе коммуникации:
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда иди услуги;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
- потребительская опенка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого – психологической сфере;
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Учебно – тематический план
Тема | Количество часов | Кол- во практических работ |
Кулинария | 20 | 21 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 38 | 21 |
Творческие проекты | 10 | 4 |
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Кулинария (20 ч)
Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)
Понятие о процессе пищеварения и усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Общие сведения о питательных веществах.
Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах.
Практические работы
- Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.
- Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
Тема 2. САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА (2 ч)
Общие правила безопасных приемов труда, санитарии игигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.
Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.
Практическая работа
- Определение безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.
Тема 3. ИНТЕРЬЕР КУХНИ, СТОЛОВОЙ (4 ч)
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.
Практические работы
- Выполнение эскиза интерьера кухни.
- Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.
Тема 4. СЕРВИРОВКА СТОЛА (2 ч)
Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Практические работы
- Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку.
- Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Тема 5. БУТЕРБРОДЫ, ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ (2 ч)
Бутерброды. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов.
Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Использование обрезков. Толщина хлеба в бутербродах.
Виды бутербродов: открытые, ассорти на хлебе, закрытые (дорожные, сандвичи), закусочные (канапе). Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов.
Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов и подача их к столу.
Горячие напитки. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Способы заваривания чая и трав. Сорта кофе. Кофе молотый и в зернах. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе. Кофеварки.
Практические работы
- Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.
- Приготовление бутербродов и горячих напитков кзав
траку.
Тема 6. БЛЮДА ИЗ ЯИЦ (2 ч)
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для
взбивания и приготовления блюд из яиц. Способы определения готовности блюд из яиц. Оформление готовых блюд.
Практические работы
- Выполнение эскизов художественной росписи яиц.
- Приготовление блюда из яиц.
Тема 7. БЛЮДА ИЗ ОВОЩЕЙ (4 ч)
Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии.
Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Ее влияние на качество и сохранность продуктов.
Механическая обработка овощей
Санитарные условия механической обработки овощей. Назначение и правила механической обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка).
Способы и формы нарезки. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.
Приготовление блюд из свежих овощей
Виды салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из свежих овощей. Заправка овощных салатов растительным маслом, столовым уксусом, майонезом, сметаной.
Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску (помидоры, перец, огурцы, редис, морковь), и листьями зелени.
Приготовление блюд из вареных овощей
Значение и виды тепловой обработки продуктов. Вспомогательные приемы тепловой обработки. Способы варки овощей. Преимущества и недостатки различных способов варки. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей.
Время варки овощей. Способы определения готовности. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Практические работы
- Выполнение эскизов художественной росписи яиц.
- Приготовление блюд из яиц.
Тема 8. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч)
Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов. Правила сбора ягод, овощей и фруктов для закладки на хранение. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени, грибов. Условия и сроки хранения сушеных продуктов.
Замораживание овощей и фруктов. Использование домашнего холодильника для замораживания и хранения овощей и фруктов.
Практические работы
- Закладка яблок на хранение.
- Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав.
- Замораживание ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч)
Тема 1. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (8 ч)
Вышивка. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества.
Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.
Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру
узора.
Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Технология крашения.
Практические работы
- Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.
- Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.
- Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки.
- Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
- Оформление салфеток в технике «узелковый батик».
Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (4 ч)
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы
- Изучение свойств нитей основы и утка.
- Определение направления долевой нити в ткани.
- Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
- Выполнение образца полотняного переплетения.
Тема 3. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (6 ч)
Виды передач вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при работе на швейной машине.
Практические работы
- Намотка нитки на шпульку.
- Заправка верхней и нижней нитей.
- Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.
Тема 4. РУЧНЫЕ РАБОТЫ (2 ч)
Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Практическая работа
- Выполнение ручных стежков, строчек и швов.
Тема 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (6 ч)
Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.
Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка). Подготовка выкройки к раскрою.
Практические работы
1. Снятие мерок и запись результатов измерений.
2. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.
3. Моделирование фартука выбранного фасона.
Тема 6. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (12 ч)
Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.
Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Сборка изделия. Художественная отделка изделия.
Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Особенности влажно-тепловой обработки тканей из растительных волокон. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы
- Раскладка выкройки фартука и головного убора и рас
крой ткани. - Прокладывание контурных и контрольных линий и то
чек на деталях кроя. - Обработка деталей кроя.
- Соединение деталей изделия машинными швами.
- Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.
Творческие проекты (10 ч)
1. Организация праздника (на примере дня рождения).
- Блюда национальной кухни для традиционных праздников.
- Отделка швейного изделия вышивкой.
- Изготовление сувениров в технике вышивки и узелкового батика.
Резервное время (2 ч)
Поурочно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Кулинария (20 часов) | ||
1 | Физиология питания.(2ч) Пр.р.№1. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. | 1 час |
2 | Пр.р.№2.Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. | 1 час |
3 | Санитария и гигиена.(2ч) | 1 час |
4 | Пр.р.№3..Определение безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета. | 1 час |
5 | Интерьер кухни, столовой. (4ч) | 2 часа |
6-7 | Пр.р.№4. Выполнение эскиза интерьера кухни. Пр.р.№5. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др. | 2 часа |
8 | Сервировка стола. (2ч) Пр.р.№6.Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. | 1 час |
9 | Пр.р№7. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами. | 1 час |
10 | Бутерброды, горячие напитки. (2ч) Пр.р.№8. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. | 1 час |
11 | Пр.р.№9. Приготовление бутербродов и горячих напитков. | 1 час |
12 | Блюда из яиц. (2ч) Пр.р.№10. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. | 1 час |
13 | Пр.р.№11. Приготовление блюда из яиц. | 1 час |
14 | Блюда из овощей. (4ч) Пр.р.№12.Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. | 1 час |
15 | Пр.р.№13. Определение количества нитратов в овощах при помощи индикаторов. | 1 час |
16 | Пр.р.№14. Приготовление салата из сырых овощей. Пр.р.№15.Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салата. | 1 час |
17 | Пр.р.№16. Приготовление одного блюда из вареных овощей. Пр.р.№17,18. Органолептическая оценка готовых блюд, и выполнение эскизов оформления салатов для различных форм салатниц: круглой, овальной, квадратной. | 1 час |
18 | Заготовка продуктов. (2ч) Пр.р.№19. Закладка яблок на хранение. | 1 час |
19 | Пр.р.№20,21. Сушка и замораживание фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени и тд. | 1 час |
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. (38ч) | ||
20 | Рукоделие. Художественные ремесла. (8ч) Вышивка. | 1 час |
21 | Пр.р.№22.Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки. | 1 час |
22-23 | Пр.р.№23.Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. | 2 часа |
24 | Пр.р.№24. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. | 1 час |
25 | Пр.р.№25. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка. | 1 час |
26 | Узелковый батик. Пр.р№26.Оформление салфеток в технике «узелковый батик». | 2 часа |
27 | Элементы материаловедения (4ч) Пр.р.№27.Изучение свойств нитей основы и утка. | 1 час |
28 | Пр.р.№28. Определение направления долевой нити в ткани. | 1 час |
29 | Пр.р.№29.Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. | 1 час |
30 | Пр.р.№30. Выполнение образца полотняного переплетения. | 1 час |
31-32 | Элементы машиноведения (6ч) Механизмы технологических машин. | 2 часа |
33 | Пр.р.№31. Намотка нитки на шпульку. | 1 час |
34 | Пр.р.№32. Заправка верхней и нижней нитей. | 1 час |
35-36 | Пр.р.№33. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. | 2 часа |
37 | Ручные работы(2ч)
| 1 час |
38 | Пр.р№34. Выполнение ручных стежков, строчек и швов. | 1 час |
39 | Конструирование и моделирование рабочей одежды (6ч) | 1 час |
40 | Пр.р№35. Снятие мерок и запись результатов измерений. | 1 час |
41-42 | Пр.р№36. Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 в натуральную величину по своим меркам. | 2 часа |
43-44 | Пр.р№37. Моделирование фартука выбранного фасона. | 2 часа |
45-46 | Технология изготовления рабочей одежды(12ч) Технология изготовления швейных изделий | 2 часа |
47-48 | Пр.р№38. Раскладка выкройки фартука и головного убора и раскрой ткани. | 2 часа |
49-50 | Пр.р№39.Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. | 2 часа |
51-52 | Пр.р№40. Обработка деталей кроя. | 2 часа |
53-54 | Пр.р№41. Соединение деталей изделия машинными швами. | 2 часа |
55-56 | Пр.р№42. Отделка и влажно – тепловая обработка изделия. | 2 часа |
57 | Творческие работы (10ч) | 1 час |
58 | Пр.р№43. Организация праздника. | 1 час |
59-60 | Пр.р№44. Блюда национальной кухни для традиционных праздников.
| 2 часа |
61-62 | Пр.р№45. Отделка швейного изделия вышивкой. | 2 часа |
63-64, 65-66 | Пр.р№46. Изготовление сувенира в технике вышивки узелковый батик. | 4 часа |
Резервное время | 2 часа | |
Всего за год | 70 часов |
Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Алтайского края
«Рассмотрено» руководитель МО протокол № от « » 2016г. | «Согласовано» заместитель директора по УР __________О.Н. Саманчук « » 2016г. | «Утверждено» Директор ___________В.Д.Ремпель приказ № от « » 2016г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Технология»
образовательная область
«Технология»
6 класс (70 часов)
Составитель:
Финк Н.Л. – учитель технологии
с. Завьялово, 2016 год
Учебно – тематический план
Тема | Количество часов | Кол- во практических работ |
Кулинария | 16 | 17 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 38 | 22 |
Технология ведения дома | 2 | 3 |
Электротехнические работы | 2 | 2 |
Творческие проекты | 10 | 3 |
Содержание учебного предмета 6 класс
Раздел 1. Кулинария (16 ч)
ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)
Минеральные соли и микроэлементы, их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.
Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях. Методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке.
Обмен веществ, пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ.
Понятие о микроорганизмах, полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты, органолептические и лабораторные экспресс методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях.
БЛЮДА ИЗ МОЛОКА И КИСЛОМОЛОЧНЫХПРОДУКТОВ (4 ч)
Основные теоретические сведения
Молоко. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока.
Домашние животные, молоко которых используется в пище человека (коровы, козы, овцы, буйволицы, кобылицы, верблюдицы, самки яка, важенки (северный олень), самки зебу).
Способы определения качества молока. Способы очистки молока (процеживание, фильтрация, сепарация). Условия и сроки хранения свежего молока.
Обеззараживание молока с помощью тепловой обработки
(кипячение, пастеризация).
Приготовление топленого молока. Технология приготовления молочных супов и каш из обыкновенного и консервированного (сухого или сгущенного) молока. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача
их к столу.
Кисломолочные продукты. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов (простокваша, кефир, творог, сметана, варенец, ряженка, кумыс, йогурт, мацони и др.).
Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов. Приготовление заквасок из чистых бактериальных культур. Применение заквасок для приготовления простокваши в домашних условиях. Заквашивание молока с помощью простокваши. Соблюдение технологических условий приготовления простокваши (предварительное кипячение молока, соблюдение температурного режима сквашивания, соблюдение правил гигиены). Условия и сроки хранения простокваши.
Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки.
Ассортимент творожных изделий. Употребление творога, приготовленного в домашних условиях. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.
Практические работы
- Кипячение и пастеризация молока.
- Приготовление молочного супа или молочной каши.
- Приготовление творога из простокваши.
- Приготовление блюда из творога.
- БЛЮДА ИЗ КРУП, БОБОВЫХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш (гречневой, перловой, пшенной, овсяной и др.). Блюда из каш: запеканки, крупеники, котлеты, биточки и др. Технология приготовления котлет и биточков (варка овсяной каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжарка). Время тепловой обработки и способы определения
готовности.
Правила приготовления блюд из бобовых. Кулинарные приемы, обеспечивающие сохранение в бобовых витаминов
группы В.
Способы варки макаронных изделий. Причины увеличения веса и объема при варке.
Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров.
Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий. Способы определения готовности блюд. Подача готовых блюд к столу.
Практические работы
- Приготовление рассыпной, вязкой или жидкой каши
(по выбору).
- Приготовление гарнира из макаронных изделий.
БЛЮДА ИЗ РЫБЫ И НЕРЫБНЫХ ПРОДУКТОВ МОРЯ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Пищевая ценность речной рыбы в зависимости от времени года. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение их содержания в процессе хранения и кулинарной обработки.
Возможности кулинарного использования рыбы разных пород, рыбной икры и нерыбных продуктов моря. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества рыбы. Шифр на консервных банках.
Механическая обработка рыбы
Санитарные условия механической обработки рыбы и рыбных продуктов. Краткая характеристика сырья: живая, свежая, мороженая, соленая рыба. Правила оттаивания мороженой рыбы. Обработка рыбы с костным скелетом. Способы разделки рыбы в зависимости от породы рыбы, размеров и кулинарного использования (очистка, отрубание плавников, отрезание головы, потрошение, снятие кожи или удаление чешуи, промывка).
Разделка соленой рыбы (вымачивание, потрошение, снятие кожи, удаление костей, пластование на чистое филе).
Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической обработке рыбы и приготовлении рыбных полуфабрикатов.
Сбор, обработка, хранение и использование рыбных отходов.
Блюда из вареной и жареной рыбы и нерыбных продуктов моря. Способы тепловой обработки рыбы. Правила варки рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками.
Знакомство с видами жарения: обжаривание, поджаривание, жарение в парах масла, на углях.
Виды растительных масел и кулинарных жиров. Перекаливание масла и его роль в процессе жарения. Оборудование, посуда, инвентарь для жарения. Способы жарения рыбы и рыбных полуфабрикатов. Роль панировки в процессе жарения. Приготовление панировки (мучной, красной, белой, сухарной).
Время приготовления блюд из рыбы. Способы определения готовности. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.
Практические работы
- Определение свежести рыбы органолептическим методом.
- Определение срока годности рыбных консервов.
- Оттаивание и механическая обработка свежемороженой рыбы.
- Механическая обработка чешуйчатой рыбы.
- Разделка соленой рыбы.
- Приготовление блюд из рыбы и нерыбных продуктов
моря.
СЕРВИРОВКА СТОЛА. ЭТИКЕТ (2 ч)
Правила сервировки стола к обеду и ужину. Праздничный стол. Украшение стола. Способы подачи блюд. «Сезонный стол». Правила этикета.
Практическая работа
- Приготовление блюд для праздничного стола.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОБЕДА В ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Расчет количества и состава продуктов для похода. Обеспечение сохранности продуктов. Соблюдение правил санитарии и гигиены в походных условиях. Посуда для приготовления пищи в походных условиях.
Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности.
Практическая работа
- Расчет количества и состава продуктов для похода.
ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч)
Квашение капусты. Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Необходимые условия жизнедеятельности молочнокислых бактерий (наличие сахара в овощах, температура, стерильность тары и инвентаря). Сохранность витаминов в соленых и квашеных овощах.
Механическая обработка капусты перед квашением (сортировка, очистка, удаление кочерыжек, шинкование). Подготовка тары для квашения. Укладка шинкованной капусты, соли и приправ в тару. Пропорции соли и приправ при квашении капусты. Время ферментации (брожения) до готовности. Условия и сроки хранения квашеной капусты.
Особенности засолки томатов разной степени зрелости. Условия ферментации. Хранение соленых огурцов и томатов, средства борьбы с плесенью на поверхности рассола.
Консервирование и маринование овощей. Особенности консервирования овощей в производственных и домашних условиях. Маринование без стерилизации (острые маринады).
Пастеризованные и стерилизованные слабокислые маринады. Состав маринадной заливки (вода, уксусная кислота, соль, сахар). Пряности для приготовления маринадов (душистый и красный перец, укроп, лавровый лист, корица, гвоздика, чеснок и др.).
Механическая обработка овощей и пряностей. Укладка их в банки. Время стерилизации (или пастеризации). Требования к крышкам для укупорки банок. Приготовление смеси маринованных овощей (ассорти).
Условия и сроки хранения консервированных овощей. Кулинарное применение маринованных овощей и салатов.
Практические работы
- Засолка огурцов или томатов.
- Квашение капусты с клюквой.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч)
ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (2 ч)
Натуральные волокна животного происхождения, получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.
Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.
Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Практические работы
- . Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.
- Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений.
ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (4 ч)
История швейной машины. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Регулировка качества машинной строчки. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.
Практические работы
- Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.
- Замена иглы в швейной машине.
- Чистка и смазка швейной машины.
КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (8 ч)
Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа кони ческой и клиньевой юбок. Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания.
Выбор числа клиньев в клиньевой юбке или модели конической юбки. Построение основы чертежа юбки в масштабе
1 : 4 и в натуральную величину. Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Чертежный шрифт. Правила нанесения размеров на чертеже. Построение лекальных кривых. Способы моделирования конических и клиньевых юбок. Форма, силуэт, стиль. Выбор индивидуального стиля в одежде.
Практические работы
- Снятие мерок и запись результатов измерений.
- Построение основы чертежа юбки в масштабе 1 :4 и в натуральную величину по своим меркам.
- Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры.
- Моделирование юбки выбранного фасона.
- Подготовка выкройки юбки.
. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (14 ч)
Применение складок в швейных изделиях. Правила обработки кокеток с глухим и отлетным краем. Виды строчек для отделки кокетки и их расположение. Технология обработки вытачек. Обработка карманов, поясов, шлевок, застежки тесьмой «молния», разреза (шлицы).
Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос на ткань контурных и контрольных линий. Обработка деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей юбки. Обработка застежки. Способы обработки нижнего среза юбки. Способы обработки верхнего среза юбки. Художественное оформление изделия. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы
- Раскладка выкройки и раскрой ткани.
- Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
- Обработка деталей кроя.
- Скалывание и сметывание деталей кроя.
5.Проведение примерки, исправление дефектов.
- Стачивание деталей изделия.
- Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка
изделия.
РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (10 ч)
Лоскутное шитье. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, о го связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Свободная роспись по ткани. Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, цветовое решение рисунка.
Инструменты и приспособления для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Роспись ткани г применением масляных красок.
Практические работы
- Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.
- Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.
- Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.
- Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация.
- Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике свободной росписи по ткани.
Раздел 3. Технология ведения дома (2 ч)
УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ (2 ч)
Выбор и использование современных средств ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью.Выбор технологий и средств для длительного хранения обуви, шерстяных и меховых изделий. Влажная уборка дома.
Практические работы
- Выполнение ремонта накладной заплатой.
- Удаление пятен с одежды.
- Штопка с применением швейной машины.
Раздел 4. Электротехнические работы (2 ч)
БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ (2 ч)
Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов.
Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников. Пути экономии энергии в быту.
Практические работы
- Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ.
- Выполнение механического оконцевания, соединения: и ответвления проводов. Подключение проводов к патронуэлектрической лампы, выключателю, вилке, розетке.
Творческие проекты (10 ч)
1. Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.
- Изготовление сувенира.
- Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.
Резервное время (2 ч)
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Кулинария 16(часов) | ||
1-2 | Физиология питания | 2 часа |
3 | Блюда из молока и кисломолочных продуктов(2ч) Пр.р№1.Кипячение пастеризация молока. | 1 час |
4 | Пр.р№2. Приготовление молочного супа или молочной каши. | 1 час |
5-6 | Пр.р.№3. Приготовление творога из простокваши. Пр.р№4. Приготовление блюда из творога. | 2 часа |
7 | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий(2ч) Пр.р№5. Приготовление рассыпной, вязкой или жидкой каши. | 1 час |
8 | Пр.р№6. Приготовление гарнира из макаронных изделий. | 1 час |
9 | Блюда из рыбы и нерыбных продуктов.(2 ч) Пр.р№7,8,9. Определение свежести рыбы, срока годности рыбных консервов и оттаивание свежемороженой рыбы. | 1 час |
10 | Пр.р№10,11, 12. Обработка рыбы, разделка рыбы и приготовление блюд из рыбы. | 1 час |
11-12 | Сервировка стола. Этикет. (2ч) Пр.р№13. Приготовление блюд для праздничного стола. | 2 часа |
13-14 | Приготовление обеда в походных условиях. (2ч) Пр.р№14.Расчет количества и состава продуктов для похода. | 2 часа |
15-16 | Приготовление обеда в походных условиях. (2ч) Пр.р№15.Расчет количества и состава продуктов для похода. | 2 часа |
17 | Заготовка продуктов (2ч) Пр.р№16. Засолка огурцов или томатов. | 1 час |
18 | Пр.р№17. Квашение капусты с клюквой. | 1 час |
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. (38 часов) | ||
19 | Элементы материаловедения (2ч) Пр.р№18. Распознавания в тканях волокон и нитей из хлопка, льна ,шелка, шерсти. | 1 час |
20 | Пр.р№19.Определение лицевой и изнаночной сторон тканей, переплетение. | 1 час |
21-22 | Элементы машиноведения (4 часа) Пр.р №20. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.
| 2 часа |
23-24 | Пр.р №21. Замена иглы в швейной машине. Пр.р №22. Чистка и смазка швейной машины. | 2 часа |
25 | Конструирование и моделирование швейных изделий (8ч) | 1 час |
26 | Пр.р№23. Снятие мерок и запись результатов измерений. | 1 час |
27-28 | Пр.р№24.Построение основы чертежа юбки в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину. | 2 часа |
29-30 | Пр.р№25.Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. | 2 часа |
31 | Пр.р№26.Моделирование юбки выбранного фасона. | 1 час |
32 | Пр.р№27. Подготовка выкройки юбки. | 1 час |
33 | Технология изготовления поясных швейных изделий. (14 ч) | 1 час |
34 | Пр.р№28. Раскладка выкройки и раскрой ткани. | 1 час |
35-36 | Пр.р№29. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. | 2 часа |
37-38 | Пр.р№30. Обработка деталей кроя. | 2 часа |
39-40 | Пр.р№31. Скалывание и сметывание деталей кроя. | 2 часа |
41-42 | Пр.р№32. Проведение примерки, исправление дефектов. | 2 часа |
43-44 | Пр.р№33. Стачивание деталей изделия. | 2 часа |
45-46 | Пр.р№34. Окончательная отделка и ВТО изделия. | 2 часа |
47-48 | Рукоделие. Художественные ремесла.(10 ч) Пр.р№35. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.
| 1 час 1 час |
49-50 | Пр.р№36. Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья. | 2 часа |
51-52 | Пр.р№37. Выполнение статичной, динамичной, симметричной композиции | 2 часа |
53-54 | Пр.р№38. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация. | 2 часа |
55-56 | Пр.р№39. Создания композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике роспись. | 2 часа |
.Раздел 3. Технология ведения дома (2ч) | ||
57 | Уход за одеждой и обувью (2ч) Пр.р№40. Выполнение ремонта накладной заплатой.
| 1 час |
58 | Пр.р№41. Удаление пятен с одежды. Пр.р№42. Штопка с применением швейной машины.
| 1 час |
Раздел 4. Электрические работы (2 часа) | ||
60 | Бытовые электроприборы (2ч) Пр.р№43. Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. | 1 час |
61 | Пр.р№44. Выполнение механического оконцевания, соединения проводов. Подключение проводов к патрону , вилке, розетке. | 1 час |
Творческие проекты(10часов) | ||
62-63 | Работа над проектом. Пр.р№45.Сбор коллекции образцов декоративно – прикладного искусства края. | 2 часа |
64-65 66-67 | Пр.р№46.Изготовление сувенира. | 4 часа |
68-69 70-71 | Пр.р№47. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья. | 4 часа |
Резервное время | 2 часа | |
Всего за год | 70 часов |
Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Алтайского края
«Рассмотрено» руководитель МО протокол № от « » 2016г. | «Согласовано» заместитель директора по УР __________О.Н. Саманчук « » 2016г. | «Утверждено» Директор ___________В.Д.Ремпель приказ № от « » 2016г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Технология»
образовательная область
«Технология»
7 класс (70 часов)
Составитель:
Финк Н.Л. – учитель технологии
с. Завьялово, 2016 год
Учебно – тематический план
Тема | Количество часов | Кол – во практических работ |
Кулинария | 16 | 11 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 36 | 22 |
Технологии ведения дома | 4 | 2 |
Электротехнические работы | 2 | 3 |
Творческие проекты | 10 | 5 |
Содержание учебного предмета 7 класс
Раздел 1. Кулинария (16 ч)
ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)
Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продуты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТЕСТА (8 ч)
Изделия из дрожжевого и песочного, бисквитного и слоеного теста. Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Выпечка изделий из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста. Виды начинок и украшений для изделий из теста.
Пельмени и вареники. Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Способы защипывания краев пельменей и вареников. Инструменты и приспособления для защипываниякраев. Правила варки. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Практические работы
- Выполнение эскизов художественного оформления
праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. - Выпечка и оформление изделий из теста (по выбору).
- Приготовление вареников.
СЛАДКИЕ БЛЮДА И ДЕСЕРТЫ (4 ч)
Сахар, его роль в кулинарии и питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Технология приготовления желе и муссов. Желирующие вещества. Особенности приготовления пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов. Технология приготовления компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления кремов и мороженого. Технология приготовления мороженого в домашних условиях. Подача десерта к столу.
Практические работы
- Приготовление и художественное оформление сладких и десертных блюд.
ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч)
Приготовление варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра в зависимости от предварительной подготовки плодов и способа варки. Сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья. Способы определения готовности варенья. Правила перекладывания варенья на хранение.
Технология приготовления пастеризованного варенья и джема. Условия и сроки их хранения.
Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина] с сахаром).
Практические работы
- Определение качества плодово-ягодной продукции органолептическим методом.
- Определение содержания нитратов в плодово-ягодной продукции.
- Приготовление варенья из ягод.
- Приготовление джема из малины, красной и белой смородины.
- Приготовление повидла и мармелада из слив, яблок,
груш, персиков, абрикосов. - Приготовление цукатов из апельсиновых корок.
- Черная смородина с сахаром без стерилизации.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (36 ч)
ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (2 ч)
Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей из искусственных волокон. Использование тканей из искусственных пол окон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из искусственных волокон.
Практические работы
- Изучение свойств тканей из искусственных волокон .
- Определение раппорта в сложных переплетениях.
ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (2 ч)
Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Наладка и уход за швейной машиной.
Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий.
Практические работы
- Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины.
- Обработка срезов зигзагообразной строчкой.
- Устранение неполадок в работе швейной машины.
КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ и брюк(8 ч)
Виды женского легкого платья и спортивной одежды. История брюк. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом и брюк. Последовательность построения основы чертежа плечевого изделия, воротников и брюк в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам. Особенности моделирования плечевых изделий с цельнокроеным рукавом и брюк. Муляжный метод конструирования. Зрительные иллюзии в одежде. Выполнение эскизов спортивной одежды на основе цветовых контрастов.
Практические работы
- Снятие мерок и запись результатов измерений.
- Построение основы чертежа плечевого изделия с цельно кроеным рукавом и брюк.
- Эскизная разработка модели швейного изделия.
- Моделирование изделия выбранного фасона.
- Подготовка выкройки.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ И БРЮК (14 ч)
Особенности раскладки выкройки на ткани с направленным рисунком. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка деталей кроя. Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачиваниекулиски. Сборка из дел ил. Способы обработки верхнего среза брюк и застежек. Обработка средних и шаговых швов. Порядок проведения примерки, выявление и исправление дефектов изделия. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой и косой бейкой. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы
- Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком.
- Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
- Обработка деталей кроя.
- Скалывание и сметывание деталей кроя.
- Проведение примерки, исправление дефектов.
- Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.
- Влажно-тепловая обработка изделия.
Примерный перечень изделий: ветровка, ночная сорочка, шорты, пижама, пончо, блузка с цельнокроеным рукавом, платье, халат.
РУКОДЕЛИЕ (10 ч)
Вязание крючком. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком.
Раппорт узора и его запись. Работа с журналами мод.
Практические работы
- Заготовка современных и старинных узоров и орнаментов.
- Изготовление образцов вязания крючком.
- Изготовление простых изделий в технике плетения.
- Изготовления пояса, тесьмы, шнура способом плетения.
- Изготовления пояса или фрагмента методом ткачества на дощечке или бердышке.
Раздел 3. Технологии ведения дома (4 ч)
ЭСТЕТИКА И ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА (4 ч)
Общие сведения из истории интерьера, национальные традиции. Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование п интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Роль освещения в интерьере. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат
помещения.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. I [равила пользования бытовой техникой.
Практические работы
1. Подбор и посадка декоративных комнатных растений.
2. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей.
Раздел 4. Электротехнические работы (2 ч)
ЭЛЕКТРООСВЕТИТЕЛЬНЫЕИ ЭЛЕКТРОНАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ.
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ (2 ч)
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии. Гальванические источники тока, их сравнительные характеристики и область применения.
Электродвигатели постоянного и переменного тока, их устройство и области применения. Использование коллекторных электродвигателей в бытовой технике. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.
Практические работы
- Подбор бытовых приборов по их мощности.
- Замена гальванических элементов питания.
- Изучение зависимости направления и скорости вращения коллекторного электродвигателя от приложенного напряжения.
|
Творческие проекты (10 ч)
- Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.
- Оформление интерьера декоративными растениями.
- Изготовление ажурного воротника.
- Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения и др.).
- Изготовление спортивной одежды на основе изделия с цельнокроеным рукавом и брюк.
Резервное время (2 ч)
Поурочно-тематическое планирование
7 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1.Кулинария (16 ч) | ||
1-2 | Физиология питания. | 2 часа |
3-4 | Изделия из теста. (8ч) | 2 часа |
5-6 | Пр.р.№ 1.Выполнение эскизов художественного оформления | 2 часа |
7-8 | Пр.р.№2. Выпечка и оформление изделий из теста (по выбору). | 2 часа |
9-10 | Пр.р.№3. Приготовление вареников.
| 2 часа |
11-12 | Сладкие блюда и десерты (4 ч) | 2 часа |
13-14 | Пр.р.№4. Приготовление и художественное оформление сладких и десертных блюд. | 2 часа |
15 | Заготовка продуктов (2 ч) Пр.р.№5,6. Определение качества и содержания нитратов в плодово – ягодной продукции. | 1 час |
16 | Пр.р.№7,8,9,10,11. Приготовление джема, варенья, повидла из ягод. | 1 час |
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (36 ч) | ||
18 | Элементы материаловедения (2ч) Пр.р.№12.Изучение свойств тканей из искусственных волокон. | 1 час |
19 | Пр.р.№13. Определение раппорта в сложных переплетениях. | 1 час |
20 | Элементы машиноведения(2 ч) Пр.р.№14. Обработка и сборка челнока универсальной швейной машины. | 1 час |
21 | Пр.р.№15. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. Пр.р.№16. Устранение неполадок в работе швейной машины. | 1 час |
22-23 | Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (8ч). Конструирование и моделирование швейных изделий. | 2 часа |
24-25 | Пр.р№17. Снятие мерок и запись результатов измерений. Пр.р№18.Эскизная разработка модели швейного изделия. | 2 часа |
26-27 | Пр.р№19.Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом и брюк. | 2 часа |
28-29 | Пр.р№20. Моделирование изделия выбранного фасона. Пр.р№21. Подготовка выкройки. | 2 часа |
30-31 | Технология изготовления плечевого изделия(14ч) Пр.р№22. Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком. | 2 часа |
32-33 | Пр. р№23.Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. | 2 часа |
34-35 | Пр.р№24.Обработка деталей кроя. | 2 часа |
36-37 | Пр.р№25. Скалывание и сметывание деталей кроя. | 2 часа |
38-39 | Пр.р№26. Проведение примерки, исправление дефектов. | 2 часа |
40-41 | Пр.р№27. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. | 2 часа |
42-43 | Пр.р№28. Влажно-тепловая обработка изделия. | 2 часа |
44-45 | Рукоделие (10ч) Вязание крючком | 2 часа |
46-47 | Пр.р№29. Заготовка современных и старинных узоров и орнаментов. | 2 часа |
48-49 | Пр.р№30. Изготовление образцов вязания крючком. | 2 часа |
50-51 | Плетение макраме. Пр.р№31.Изготовление простых изделий в технике плетения. | 2 часа |
52-53 | Пр.р№32. Изготовления пояса, тесьмы, шнура способом плетения. Пр.р№33. Изготовления пояса или фрагмента методом ткачества на дощечке или бердышке. | 2 часа |
Раздел 3. Технологии ведения дома (4ч) | ||
54-55 | Эстетика и экология жилища. Пр.р№34. Подбор и посадка декоративных комнатных растений. | 2 часа |
56-57 | Пр.р№35. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей. | 2 часа |
Раздел 4. Электротехнические работы (2 ч) | ||
58-59 | Электроосветительные и электрона – гревательные приборы. Пр.р№36,37. Подбор бытовых приборов по их мощности, и замена эл. питания. Пр.р№38. Изучение зависимости направления и скорости вращения коллекторного электродвигателя от приложенного напряжения. | 2 часа |
60-61 | Творческие проекты (10ч) Пр.р№39. Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера. | 2 часа |
62-63 | Пр.р№40. Оформление интерьера декоративными растениями. | 2 часа |
64-65 | Пр.р№41. Изготовление и проведение праздника. Пр.р№ 42. Изготовление ажурного воротника. | 2 часа 2 часа |
66-67 | Пр.р№43. Изготовление спортивной одежды на основе изделия с цельнокроеным рукавом и брюк. | 2 часа |
Резервное время | 2 часа | |
Итого за год | 70 часов |
Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа: "Технология" 5-9 класс (мальчики)
Рабочая программа по технологии в 5-9 классах для мальчиков под редакцией В.Д. Симоненко. Технология: "Технический труд"....
Рабочая программа ТЕХНОЛОГИЯ 1 - 4 классы
Для разновозрастного обучения в малокомплектных школах. Особенность в комплексном тематическом планировании. Дан пример урока РВГ....
рабочая программа технология 5-8 класс фгос
рабочая программа 5-8 класс фгос...
Рабочая программа "Технология", 5-8 классы (в рамках реализации ФГОС)
Рабочая программа "Технология" для обучающихся 5-8 классов общеобразовательной школы (в рамках реализации ФГОС ООО)...
Рабочая программа "Технология" (адаптированная) для классов с ОВЗ
Рабочая программа, Предметная область "Технология" (адаптированная) для классов с ОВЗ...
Рабочие программы технология 5-7 классы 2015-2016 год
Содержание:1. Программа и ктп 5 класс мальчики.2. Программа и ктп 6 класс мальчики.3. Программа и ктп 7 класс девочки....
Рабочая программа Технология 5-8 класс по авторской программе Е.С. Глозмана
Аннотация к рабочей программе по технологии (5-8 класс) ФГОСРабочая программа по «Технологии» разработана в соответствии: с требованиями Федерального Государственного образовательного стан...