Представление собственного инновационного педагогического опыта
материал по технологии на тему
Проектная деятельность на уроках технологии, работа с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_kambarovoy.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии
Камбаровой Елены Анатольевны.
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Придя в школу, человек попадает в большой и удивительный мир, в котором ему приходится разобраться, что-то познать, чему-то научиться. И хорошо, что в школе есть такие люди, которые помогают ему заложить тот культурный базис, который ученик пронесет через всю свою жизнь. Это относится и к учителям технологии.
Предмет «Технология» - особенный. Он знакомит детей с современными технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной и трудовой деятельности.
На своих уроках стараюсь создать атмосферу здорового соперничества и сотрудничества. Учу школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. И всегда помню, что для познавательного мотива очепнь важны хорошие эмоции и эстетически красивое оформление урока.
Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе.
Одной из приоритетных в современном образовании является проблема раннего выявления, обучения и воспитания одаренных детей.
Тема инновационного педагогического опыта.
Методической проблемой «Проектная деятельность на уроках технологии, работа с одаренными детьми» я занимаюсь несколько лет. Работаю по программе «Технология» в 5- 9 классах под редакцией В.Д. Симоненко. Своим опытом делюсь с коллегами, даю открытые уроки, мастер-классы, выступаю на заседаниях методического объединения, педагогических советах, городских семинарах учителей технологии.
Новые приоритеты в образовании побудили меня, к поиску современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения, а также поддержать интерес учащихся к творческой деятельности. Можно отметить, что сегодня наблюдается крайне редкое вовлечение большинства школьников в подлинно творческую деятельность, но многие не способны самостоятельно решать сложные жизненные задачи. В результате такие школьники становятся только объектами процесса познания окружающего мира. А необходимо организовать процесс обучения так, чтобы учащийся стал субъектом своей учебной деятельности, когда он осознает подлинные цели учения и целенаправленно выполняет учебную работу ради осуществления целей, принимаемых как личностно значимые.
Не для кого ни секрет что художественная деятельность играет уникальную роль в развитии учащихся общеобразовательной школы.
Цель: развитие у учащихся интереса к учению, творчеству в области декоративно-прикладного искусства и художественного труда. Интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета развивающего их способности.
Достижению моих целей на уроке способствуют следующие задачи:
- активация творческой деятельности одаренных детей.
- стимулирование и развитие познавательного интереса ребенка.
- развитие способности и стремление к самообразованию.
- сотрудничество учителя и обучающегося.
- эмоциональный настрой одаренного ребенка.
- формирование знаний умений и навыков.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Познавательная активность играет существенную роль в приобретении глубоких и прочных знаний и формировании личности ученика. Цель школы – научить думать, самостоятельно принимать решение, добывать знания и осуществлять это непосредственно с применением компьютерных технологий.
Внедрение личностно - ориентированных технологий обучения обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями. В числе их: разноуровневое обучение, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, различные методы обучения.
Моя ведущая педагогическая идея – развитие личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. Личностно-ориентированный подход к учащимся является важным условием развития творческих способностей школьников.
3.Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению, содержащих и элементы компьютерных технологий.
Для формирования творческих способностей учащихся на занятиях трудового обучения, как правило, использую различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.
— репродуктивный (обяснительно-иллюстративный);
— воспроизводящий;
— проблемное изложение;
— частично поисковый (эвристический);
— исследовательский.
В практике работы лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. Несомненно, большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.
Практические методы — лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д.
Конструирование — основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.
Решение творческих задач — самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, — побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.
Мыслительный эксперимент — один из наиболее эффективных методов формирования способности к исследованию у учащихся старших классов.
Одним из результативных методов решения творческих задач является мозговая атака или мозговой штурм. Универсальность метода мозговой атаки позволяет с его помощью рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере она не возникла.
Основой технологического образования является творческая проектная деятельность и проектный метод обучения, обеспечивающие всестороннее развитие личности учащегося и целостность педагогического процесса.
Творческий проект на уроках технологии — это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач — от постановки вопроса до представления результата.
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий , содержание , методы приемы воспитания и обучения.
Использование современных методов обучения привело к нестандартным подходам организации учебных занятий. Можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Наиболее распространенные типы нестандартных уроков: уроки-соревнования, мастер-классы, уроки творческие отчеты, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-игры и т.д.
При выборе методов работы я хорошо представляю себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитываю имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы. Для этого использую шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся:
1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.
2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.
3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.
4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.
5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.
Уроки технологии — это уроки жизни. Сегодня, опираясь на свой опыт, по преподаванию технологии у девочек, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психологические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать индивидуальность детей. Школьный предмет технология дает детям знания и умения, которые необходимы в обыденной жизни.
Уроки строю по следующей структуре учебной деятельности:
1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.
2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.
3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.
К ним относятся:
- выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
- выявление способа решения проблемы.
- моделирование способов решения учебных проблем.
- конкретизация и обогащение способов действий.
- контроль за ходом и результатом учебной деятельности.
Принципы, которыми я руководствуюсь при обучении.
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности и последовательности знаний;
- Принцип доступности и посильности;
- Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
- Принцип прочности знаний учащихся;
- Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;
- Принцип научности обучения.
В содержании обучения включаю учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.
При этом использую три основные формы организации учащихся:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
5.Анализ результативности.
Данный опыт показал, что у учащихся 5 – 9 классов сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес.
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках дает высокие результаты:
- развивает творческие способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
- способствует достижению высоких результатов учеников в творческих конкурсах и выставках разного уровня.
Применение ИКТ позволяет мне:
• наполнить уроки новым содержанием;
•развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
• формировать элементы информационной культуры;
• прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
• идти в ногу со временем.
Итоги внеурочной деятельности по предмету
Фио ученика | Наименование мероприятия | Уровень | Дата проведения | Результат |
Волкова Катя 6 «Б» | Всероссийская олимп школьников по технологии | школьный | Октябрь 2015г | победитель |
Бочкаева Настя 8«А» | Всероссийская олимп школьников по технологии | школьный | Октябрь 2015г | победитель |
Моисеева Маша 7 «А» | Всероссийская олимп школьников по технологии | школьный | Октябрь 2015г | победитель |
Цыпцына Инна 11 «Б» | Всероссийская олимп школьников по технологии | школьный | Октябрь 2015г | победитель |
Егорова Карина 8 «А» | Архирейское поворье | 2014г. | I место | |
Волкова Катя 6 «Б» | Научно-практическая конференция «Первые достижения в науке» | школьный | 2015г. | II место |
Ямбаева Юля 7 «Б» | Научно-практическая конференция «Первые достижения в науке» | школьный | 2014г. | II место |
Лобанова Настя 10 «А | Городской конкурс «Кула в национальном костюме» | Муниципальный | 2015г. | победитель |
Волкова Катя 6 «Б» | Городской конкурс «Новогодняя фантазия» | Муниципальный | 2015г | Гран-при |
Камбаров Руслан 6 «Б» | Городской конкурс «Новогодняя фантазия» | Муниципальный | 2015г | Гран-при |
Курмышкина Вероника,Кривошеева Анна 7 «Б» | Городской конкурс «Новогодняя фантазия» | Муниципальный | 2012г | I место |
Морозкина Екатерина 7 «Б» | Конкурс проектов, учебно исследовательских работ «Ярмарка идей» | Муниципальный | 2015г | призер |
Лобанова Анастасия 9 «А» | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии | Муниципальный | 2013г | призер |
Цыпцына Инна 10 «Б» | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии | Муниципальный | 2014г | призер |
Цыпцына Инна 11 «Б» | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии | Муниципальный | 2015г | призер |
Курмышкина Вероника, 7 «Б» | XII Республиканский конкурс «Калейдоскоп профессий» | Республиканский | 2012г | победитель |
Кривошеева Анна 7 «Б» | XII Республиканский конкурс «Калейдоскоп профессий» | Республиканский | 2012г | победитель |
Цыпцына Инна 11«Б» | VII Межрегиональный фестиваль декоративно-прикладного творчества «Параскева рукодельница» | Межрегиональный | 2015г | III место |
Морозкина Екатерина 7 «Б» | VII Межрегиональный фестиваль декоративно-прикладного творчества «Параскева рукодельница» | Межрегиональный | 2015г | III место |
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Трудности и проблемы при использовании опыта заключаются в том, что педагог должен на достаточно высоком уровне владеть знаниями ИКТ.А также недостаточная материальная база. Данная проблема решается посредством проведения мастер-классов, организацией практикумов.
7.Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный опыт рекомендую использовать как начинающим педагогам, так и педагогом с большим стажем работы.
8. Наглядное приложение.
Представление собственного инновационного педагогического опыта представлено на Интернет - портале
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Интеграция на уроках истории и обществознания....
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....