Конспект урока по технологии 5 класс
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему

Нестеренко Любовь Петровна

"Блюда из круп и макаронные изделия". Конспект урока и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок технологии в 5 классе соответствии с ФГОС по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий".

Цель урока:  научить готовить блюда из  круп, бобовых и макаронных изделий

Задачи: 

  •  Обучающая – способствовать  формированию знаний о пищевой ценности круп, бобовых и макаронных изделий, с видами и способами приготовления каш.
  • Развивающая – создать условия для расширения знаний учащихся о русской культуре,  развитие интереса к своей истории.
  • Воспитательная – формировать культуру труда и питания.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, таблицы «Схема приготовления каши», тетрадь, учебник.


Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

-  воспитание патриотизма, гордость за историю русского народа, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Иметь представление о пищевой ценности блюд из круп,  бобовых и макаронных изделий.  Знать происхождение круп, виды первичной обработки круп, бобовых, правила варки каш,  бобовых и макаронных изделий.

Регулятивные 

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные

-формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 

- умение  анализировать, сравнивать;

- умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности

Коммуникативные

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями,  

-распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.


ХОД УРОКА

Этапы урока 

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Самоопределение к деятельности, мотивация

Активация учащихся.

Добрый день!
- На уроке истории вы узнали, как картофель попал в Россию. Кто и когда завез его в нашу страну?  Ответы детей

А до этого не готовили на Руси пюре, картофельных супов.

- Чем же питались русские люди до XVIII века?

Отгадайте загадки:

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

(Каша)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

(Горох)

    Мы порой как будто ушки,

Бантики, рожки, ракушки.

Любят взрослые и дети

И колечки, и спагетти.

А добавь в нас тертый сыр –

Будет настоящий пир. (Макароны)

 

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Объявляют  тему  «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»

Какие пословицы, поговорки о кашах вы знаете?

Объясните, почему так говорят:

Мало каши ел.

Каша — мать наша.

Кашка сладенька, да чашка маленька.

Русского мужика без каши не накормишь.

Почему русские люди о каше говорят с уважением?  Действительно ли  каша имеет большое значение в питании человека? А вы знаете,  из чего получают крупы?

 Какова же цель нашей работы на уроке?

Как достичь цели? Что необходимо для этого сделать?

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Сообщение ученицы об  истории каши.

Каша-это очень древнее кушанье. Крупу первоначально не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зерна разбухали, их середина становилась мягкой и пригодной в пищу. А когда люди стали использовать огонь, стало легче, кушанье получалось вкуснее. 

Говорят, что каша появилась раньше хлеба. Варил как-то древний кашевар кашу и насыпал крупы больше, чем надо. Ошибка обернулась лепешкой, новое блюдо понравилось всем. Так из каши появился хлеб. Отсюда и русская пословица: Каша-мать наша.

 

На Руси каша была основным блюдом, как для богатых, так и бедных людей.

Существовал обычай при заключении мирного договора вместе с врагами готовить кашу, после чего съедать ее в знак примирения. Отсюда и пошла поговорка: С ним каши не сваришь,(если не получалось договориться). Каша - традиционное  блюдо русской кухни. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна. В давние времена кашу  готовили в русской печи в глиняных горшках, и без нее не обходилось ни одно праздничное застолье на Руси.

Каша – самое распространенное русское блюдо. На Руси каши делались в трех видах  в зависимости от состояния зерна и воды: крутые, размазни и кашицы (полужидкие). Приготовлялись они с добавками из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов, овоще, ягод. В 10-14 веке каши приобрели значение массового ритуального блюда, которым начиналось и завершалось любое мероприятие. Кашу подавали к столу и великим персонам, так например кашу очень любил царь Петр.

Кашей на  Руси считались все кушанья, сваренные из измельченных продуктов, упоминаются хлебные - из сухарей, рыбные, гороховые, морковные, репные.

Что нового вы узнали из сообщения?

Предлагает ответить на вопросы:
Что у вас сегодня было на завтрак?
Какие продукты предпочитают на завтрак ваши члены семьи?

Многие по утрам делают  бутерброды, вместо того, чтобы сварить кашу. Ведь любая каша – питательный и ценный продукт. С кашей вы получите заряд бодрости на весь день.

 Какие полезные вещества содержатся в крупах?

Слайд 3

Теперь вы можете ответить на вопрос, почему русские люди любили каши?

- Почему каши никогда не надоедают?

Слайд 4.

Какие крупы вы знаете?

Из чего же получают крупы? Ответы ребят.

Сдайды 5-11.

У Николая Носова есть рассказ «Мишкина каша», где Мишка с Дениской сами в первый раз варили кашу. Прочитайте отрывок:

Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет.

- Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет?

- Куда?

- Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!

Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.

- Не знаю, - говорит Мишка, - с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?

Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твёрдая.

- Мишка, - говорю, - куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!

- Не знаю, - говорит. - Я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле?

Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет.

- Наверно, испарилась, - говорит Мишка. - Надо ещё подлить.

Как вы думаете, почему с ними случилась эта история?

Какие бывают каши по консистенции? Работа с учебником.

От чего зависит жидкая или рассыпчатая каша получилась?

Рисом питается большая часть населения Земли, прежде всего в Азии.  Кашу из риса можно сварить на воде, овощных, мясных отварах или молоке. В сладкие рисовые каши добавляют изюм, яблоки, орехи, тыкву, а несладкие готовят с овощами или мясом. И обязательно, рисовую кашу необходимо сдобрить щедрым кусочком сливочного масла. Ведь не зря мы слышим с детства – «кашу маслом не испортишь».

Ма́нная крупа́ (в просторечии — ма́нка) — крупа из зёрен . Её используют для первых блюд как засыпку, либо в форме манных галушек; для вторых блюд — в виде каши, оладийзапеканокбиточковкотлет; для сладких блюд — в виде сладкой манной каши (гурьевской), суфлепудингамусса и т. п.; для выпечки пирога -. манника; а также для добавки в мясной фарш.

Манная крупа быстро разваривается и содержит клетчатки всего лишь 2 %. Жидкие манные каши очень хорошо подходят для диетического питания, особенно для выздоравливающих людей.

Пшено́ — крупа, получаемая из плодов культурных видов проса , освобождённых от колосковых чешуек посредством обдирки. Пшённая каша или пшённая похлёбка, сдобренная саломмолоком или растительным маслом, составляла обыкновенную пищу рабочего люда южной России, особенно во время полевых работ. В том и другом виде пшено представляет питательную и здоровую пищу, подобно хлебу редко способную наскучить даже при ежедневном употреблении.

Все каши безумно вкусны, а главное полезны, просто надо правильно их приготовить.

 Какие бобовые вы знаете?

Слайды 12-17.  Какие из них приходилось употреблять в пищу? В каких блюдах?

Бобовые используют для приготовления супов,  гарниров, запеканок.  Зерна бобовых сверху покрыты толстой оболочкой, поэтому они плохо развариваются и требуют предварительного замачивания. Блюда из фасоли, гороха, сои, чечевицы содержат очень полезный растительный белок, поэтому их необходимо включать в рацион.

Слайд18. Все ли макаронные изделия здесь представлены?

Из чего они приготовлены?

Какие блюда можно приготовить из макаронных изделий?

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Таблицу 34 переносят в тетрадь

отвечают

Решают проблему

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы, усвоить способы приготовления различных по консистенции каш.

4. Самостоятельная работа

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Прежде чем готовить блюда из этих продуктов необходимо подвергнуть их первичной обработке.

В чем она заключается?

Работа в парах: Найдите и выпишите виды первичной обработки для круп и бобовых.

Взаимопроверка.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в парах , обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением другого.
Объясняют, анализируют, формулируют. 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в паре.

5.Практическая работа

Приготовление пшенной каши.

Технологическая карта № 19.

Вспоминают правила безопасной работы с кухонной плитой. Приготовление каши по технологической карте.

Предъявляют результаты практической работы в группах, осуществляют контроль. Адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6.Закрепление полученных знаний

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Задайте своим товарищам вопросы по новому материалу.

Как вы думаете, удалось нам достичь цели урока?

Домашнее задание на выбор:

  1. Постарайтесь в выходной день приготовить макаронные изделия для всей семьи,  пользуясь учебником, чтобы порадовать близких . Отзывы о завтраке принесите к следующему уроку.
  2. Подготовить сообщение о макаронных изделиях

Задают товарищам вопросы с целью закрепления нового материала.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание

Регулятивные: умение  формулировать задания.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с коллективом.

8.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

Закончите фразы:

я познакомился с ...

было непросто ...

я добился ...

у меня получилось ...

хотелось бы ...

мне запомнилось ...

я попробую ...

Спасибо за работу!

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель программы: Основной целью изучения учебного предмета является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространённых в нём технологий, овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; в соответствии со стандартами второго поколения.

Слайд 2

Задачи программы: Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий; Воспитание трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда; Освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической,целостно-смысловой,проектно-иследовательсской)

Слайд 3

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Слайд 4

Пищевая ценность круп Белки Крахмал Витамины – В 1 , В 2 , РР Углеводы Жиры

Слайд 5

Злаковые культуры и виды круп, получаемых из них Гречиха (крупа гречневая) Рис (крупа рисовая) Овес (крупа овсяная, хлопья «Геркулес») Пшеница (крупа пшеничная, манная) Просо (пшено) Ячмень (крупа перловая, ячневая) Кукуруза (крупа кукурузная)

Слайд 6

Первичная обработка круп крупы В чем заключается первичная обработка перебирают просеивают моют Подсушивают или поджаривают замачивают гречневая + - - + - Рис + - В теплой воде - - «Геркулес» + - - + - Пшено + - В теплой воде - - Манная - + - + - Перловая + - В теплой воде - В хол. Воде 2-3 ч.

Слайд 7

Консистенции каш Гречневая (рассыпчатая, вязкая) Рисовая (рассыпчатая, вязкая, жидкая) Пшенная (рассыпчатая, вязкая, жидкая) Манная (жидкая) Овсяные хлопья «Геркулес» (вязкая) Пшеничная (вязкая) Перловая (вязкая, рассыпчатая)

Слайд 8

Использование круп в кулинарии запеканки и другие блюда котлеты крупеники пудинги каши крупы

Слайд 9

Пищевая ценность бобовых Белки Клетчатка Витамины – В 1 , В 2 , РР Углеводы

Слайд 10

Бобовые культуры фасоль соя чечевица горох бобы бобовые

Слайд 11

Пищевая ценность макарон Белки – 10-11 % Углеводы – 74-75 % Жиры – до 1 % Минеральные вещества – калий, кальций, магний, фосфор, железо

Слайд 12

Виды макаронных изделий Трубчатые (трубочки, рожки, соломка,) Нитеподобные (спагетти, вермишель, паутинка) Ленточные (лапша узкая, широкая, гофрированная) Фигурные (перья, звездочки, завитушки, ракушки)

Слайд 13

Первичная обработка макарон Перебирают Некоторые виды макарон просеивают Длинные разламывают на кусочки размером 5 – 15 см

Слайд 14

Макаронные изделия варят двумя способами Сливной В большом количестве воды (для гарниров к мясным блюдам и как самостоятельные блюда) Несливной В небольшом количестве воды ( для запеканок и макаронников)

Слайд 15

Приготовление рисового пудинга Норма продуктов: рис – 1 стакан, вода, соль, молоко – 1 литр, сахар – 40 гр., яйцо – 2 шт, изюм, масло, сухари, сметана.

Слайд 16

Приготовление вязкой каши, охладить кашу Отделить желтки от белков. Желтки растереть с сахаром. Положить желтки в кашу, изюм и перемеать Взбить белки до густой пены. Выложить в подготовленную массу и осторожно перемешать Сковороду смазать маслом и посыпать сухарями, выложить в нее готовую массу. Смазать поверхность пудинга яйцом или сметаной. Запечь в жарочном шкафу до румяной корочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии 8 класс Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка.

Конспект урока по технологии 8 класс   Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка....

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...

Конспект урока по технологии по теме: «Технология обработки древесины на токарном станке». 6 класс.

Цели урока:Закрепить знания по устройству токарного станка для обработки древесины     СТД-120 М.Познакомить с видами и назначением стамесок для обработки древесины.Закрепить знани...